Сущность и значение прикладных исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Совершенствование управления – необходимый элемент развития любой организации. Но совершенствовать управление можно по-разному – используя опыт (эмпирический подход) или решая наиболее острые проблемы, которые явно тормозят развитие (прагматический подход). Однако наибольший эффект может дать только научный подход, который подразумевает исследование объективных тенден­ций развития, анализ причин и факторов возникновения проблем, предвидение последствий их разрешения, распознавание «слабых сигналов» изменения обстановки, успехов и кризиса.

Содержание

Введение
1. Определение и роль прикладных исследований в управлении
1.1. Сущность прикладных исследований
1.2 Роль исследования в развитии управления
2. Методология исследования управленческих ситуаций
2.1Подходы, определяющие направленность исследований относительно цели
2.2 Этапы работы с фактами в процессе исследования
3. Методы прикладных исследований.
3.1 Формально- логические методы исследования ситуаций
3.2 Общенаучные методы исследования ситуаций
3.3 Специфические методы исследования ситуаций
4. Оценка результатов исследований
4.1 Диагностика исследований
4.2 Оценка ситуаций
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая1.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

На следующем этапе  составляется матрица определения  проблем, которые необходимо решить для достижения цели. Но вначале их надо определить.

Проблемы распределяются по следующим критериям: существующая ситуация, желаемая ситуация, возможность достижения цели.

Эти критерии располагаются  по горизонтали матрицы. По вертикали рассматриваются следующие критерии: определение проблемы, оценивание проблемы (количественные параметры), организация решения (кто, где, когда), затраты на решение проблемы. Такая матрица позволяет составить план исследований.

Метод морфологического анализа представляет собой соединение метода классификации и метода обобщения.

Он построен на декомпозиции выявленной в ситуации проблемы по составляющим ее элементам и поиске в этой схеме наиболее перспективного (относительно всей проблемы) элемента решения.

Морфологический анализ предполагает не простую декомпозицию, т. е. разложение целого на составляющие части, но выделение элементов по принципам функциональной значимости и роли, т. е. определение влияния элемента или проблемы на общую проблему, а также прямую или опосредованную связь с внешней средой (надсистемой).

Метод «мозгового штурма» (ММШ) – это координационная процедура нахождения новых вариантов решения проблемы либо формулирования самих проблем развития фирмы или ее отдельных подразделений.

Метод мозгового штурма возник в 30е гг. XX в. как процедура коллективного поиска решений (выдвижения идей) в проблемных ситуациях и в настоящее время широко используется в научных и предпринимательских структурах при разработке новой продукции, проектировании новых и совершенствовании устаревших организационных структур управления, т. е. при нахождении целесообразных решений для конкретных управленческих проблем.

Эффективность метода достаточно высока. По данным Д. Джонсон исследовательская группа из шести человек способна за полчаса на основе ММШ выдвинуть около 150 идей, чего практически невозможно добиться от такого же количества специалистов, использующих обычные методы.

Метод мозгового штурма проводится в два этапа: этап генерации идей и этап практического анализа выдвинутых идей.

Использование ММШ может  быть эффективным только при условии творческого отношения к этому методу. Это, в частности, было реализовано в методе синектики.

Синектика – это соединение различных, даже несовместимых,

элементов. Идея синектики возникла в практике использования метода «мозгового штурма» и в процессе изучения индивидуального и коллективного творчества. Суть ее – поиск и реализация возможности аккумулирования творческой активности исследователей на основе включения бессознательных механизмов в сознательном исследовании проблем, на основе социально-психологического взаимодействия в процессе интеллектуальной деятельности.

 

 

 

Глава 4. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ  ИССЛЕДОВАНИЙ.

4.1 Диагностика исследований.

Слово «диагностика» (от греч. diagnostikos) означает «распознавание», «определение». Диагноз – это чтото конкретное, фиксированное по времени и имеющее адресную привязку. Возможность определить диагноз позволяет такая исследовательская категория, как диагностика. Диагностика – это определение состояния объекта, предмета, явления или процесса управления посредством реализации комплекса исследовательских процедур, выявление в них слабых звеньев. Это – исследовательский, поисковый, познавательный

процесс, который осуществляется во времени и в пространстве. Наиболее полезно применение диагностики для определения реального состояния процессов управления.

Объектом диагностики  может быть как сложная, высокоорганизованная динамическая система (вся экономика страны, отдельная отрасль, конкретная фирма или организация любой формы собственности и др.), так и любой элемент этих систем (внутренняя среда организации, конкретные виды ресурсов, производственные функции, организационная структура, себестоимость и др.).

Цель диагностики –  установить диагноз объекта исследования и сделать заключение о его состоянии на дату завершения этого исследования и на перспективу.

Осуществив цель на основании  данных диагноза, можно выработать правильную политику, стратегию и тактику.

Задачи диагностики – определить меры, способствующие отлаживанию работы всех составляющих элементов системы, и реализовать их.

Результатом диагностики  может быть определение исследовательского потенциала управления. Понятие «исследовательский потенциал управления» отражает возможности использования ресурсов и достижения поставленных целей. Ведь наличие необходимых ресурсов еще не ведет автоматически к успеху. Использование ресурсов зависит и от их структуры, доступности, умения их использовать, цели, ради достижения которой используются ресурсы, мотивации их рационального использования и пр. Все это в совокупности характеризует понятие «исследовательский потенциал». Его величина, качество и реализация также определяют достижение успеха.

Всякое исследование должно отвечать требованиям эффективности. Эффективность исследования – это нахождение такого варианта проведения исследования, который показывает кратчайший путь к успеху; это одна из характеристик исследования, которая показывает соотношение затрат, усилий (или ресурсов) на его проведение и результат (или степень достижения цели).

Все факторы, определяющие эффективность исследования, можно разделить на две группы: факторы исследовательского потенциала управления и принципы его использования.

Эффективность исследования в значительной мере зависит от принципов его построения и осуществления.

-принцип объективности

- принцип системности

- принцип последовательности

- принцип целеустремленности

- принцип «обгонять,  не догоняя»

- принцип свободы мышления

- принцип управления мышлением

- гибкой экономии ресурсов  и др.

 

 

 

 

 

 

4.2 Оценка ситуаций.

Одной из сложных и  важных проблем исследования управления является оценка ситуаций, состояния, изменений, тенденций и пр. Оценка – это установление наличия и степени проявления той или иной характеристики системы управления. Средством оценки является показатель. На оценках построены анализ, нормативное регулирование функционирования и развития, поиск и определение тенденций, изучение особенностей и существенных черт того или иного явления. Без оценок невозможны разработка и принятие управленческих решений, в том числе и решений по совершенствованию управления. Чем более точную оценку может сделать менеджер или исследователь, тем больше вероятность успешного, рационального решения.

Оценки могут быть программно-тестовыми и экспертными. Первые очень широко используются в настоящее время, поскольку компьютерная техника открывает в этом отношении большие возможности. Но многие характеристики можно оценить только на основе работы группы экспертов. Очень эффективно сочетание этих двух видов оценок.

Оценки разделяются  также на коллективные и индивидуальные, точные и приблизительные, эпизодические и периодические, общие и локальные, простые и сложные (последние всегда построены на специальных расчетах, агрегировании информации, синтетических показателях).

Выбор вида оценки имеет  большое значение в достижении успеха исследования.

Для оценки необходимо: а) выделить объект и предмет оценки; б) установить критерии оценки и шкалы измерения; в) построить процедуру и систему оценки; г) выбрать средства и методы оценки; д) использовать результаты оценки.

Существуют определенные принципы оценивания, благодаря которым становятся возможными адекватность оценки реальной действительности, глубокое понимание ситуаций, проблем, результатов или тенденций.

– Принцип научности. Оценка всегда основана на методике ее проведения, а методики могут быть разными: можно оценивать на основе здравого смысла, богатого опыта, а можно – на основе науки и использования научных методов, математического моделирования.

В этом случае оценивать  должен тот, кто знает предмет  оценки, владеет ее методикой, способен проявить объективность.

– Принцип целевого назначения (важное дополнение предыдущего принципа). Оценка может проводиться в целом, или быть ориентирована на некоторые предположительные результаты, или иметь ясную, конкретную цель. Можно оценивать, скажем, в целях стимулирования деятельности, селекции персонала, нормирования работы, распределения финансовых средств и т.д. Целью оценки могут быть и поиск путей развития, установление закономерностей, контроль тенденций.

– Принцип разнообразия, полноты и системности. Очень  часто подлежат оценке только те характеристики, которые известны, доступны, понятны, измеряемы. В результате получается деформированная оценка, которая не дает полной картины события или ситуации, явления или проблемы. При проведении оценки очень важно учитывать связь характеристик, стремиться к их полноте, видеть разнообразие и достаточность.

– Принцип критериальной  определенности. Критерий оценки –

это точка отсчета, шкала  измерений, констатация специфики  характеристики, подлежащей оцениванию. Чем точнее установлен критерий, тем объективней и значительней оценка. При проведении оценки недопустимо произвольное изменение критерия.

– Принцип количественной определенности оценки. Оценивать можно в параметрах констатации качества, описания особенностей, но можно и в количественных показателях, которые дают точную информацию и позволяют эффективнее оперировать оценками – сравнивать, синтезировать, улавливать изменения. В исследованиях ситуаций необходимо, по возможности, стремиться к количественным оценкам. Но при этом нельзя отрицать, что в определенных обстоятельствах эвристические оценки могут быть богаче и полезнее, количественные измерения нередко обедняют ситуацию. В ситуационном подходе количественная определенность должна быть согласована с качественной и часто определяется ей.

– Принцип сочетания  оценки состояния и изменений. Чаще всего оценка является фиксацией состояния той или иной характеристики, фотографией «остановившегося мгновения», констатацией степени проявления характеристики. Но в исследовании ситуаций наиболее богатой информацией обладают оценки динамики, способные показать тенденции изменений, позволяющие предвидеть последствия. В конечном итоге необходимо сочетание обоих видов оценок.

– Принцип независимости  заключается в том, что оценка должна быть отделена насколько это возможно от личностных отношений исследователей, экспертов, математиков, программистов, служебной зависимости, амбиций и самолюбия. Она должна быть защищена от влияния заинтересованных лиц, доброжелателей или недоброжелателей.

По области и масштабам  оценивания тех или иных ситуаций можно выделить оценки общие и локальные. Методология исследования проблем управления должна предусматривать различие этих видов.

В зависимости от необходимости  расчетов оценки могут быть простыми и сложными. В сложных оценках нередко наблюдаются нарушение валидности показателей, смещение акцентов актуальности и важности, потеря информации. Необходимо избегать таких случаев при конструировании показателей.

В зависимости от продолжительности  проведения оценки разделяются на эпизодические и периодические. Первые вызываются конкретной ситуацией, возникновением и обострением новых проблем, вторые – систематическим исследованием управления, мониторингом качества.

По критерию точности измерения параметров оценки разделяются на точные и приблизительные (предварительные, ориентировочные, порядковые). Последние способствуют экономии ресурсов, но глубокий анализ и ответственные исследования должны основываться на предельно строгих и точных оценках.

По организации оценивания можно выделить оценки коллективные и индивидуальные. Часто используется их сравнительный анализ. При этом необходимо учитывать параметры и коллектива, и личности (опыт, образование, квалификация, мотивы, социальность и пр.).

В зависимости от методики проведения оценки разделяются на тестовые и экспертные. Не исключаются их различные комбинации.

Тестовая оценка может  быть очень эффективной, но зависит  от качества тестов, а успех экспертной оценки в значительной мере определяется принципами формирования экспертных групп и организации их работы.

В зависимости от получения информации и методики ее обработки можно выделить статистическую и нестатистическую оценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Знание приемов исследовательской  работы и обладание навыками ее проведения и организации имеют большое значение в деятельности современного менеджера. В сложных условиях рыночной экономики только глубокий, по-настоящему научный и творческий подход к совершенствованию управления позволяет ему учитывать потребности практики управления, быть инновационным, стратегическим и эффективным. Исследование управления только тогда может быть успешным, когда оно проводится профессионально как в методологическом, так и организационном отношении.

Современному менеджеру  необходимы не только понимание важности и роли исследования в достижении успеха управленческой деятельности, но и владение определенными навыками его организации и проведения.

Информация о работе Сущность и значение прикладных исследований