Социально-экономические инновации в системе российского образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 22:07, доклад

Краткое описание

Модернизация системы образования – общенациональная задача, она не может осуществляться как ведомственный проект. В современных условиях общество в полном объеме должно участвовать в вопросах, связанных с развитием российской образовательной системы, а сама система образования должна ослабить свою тенденцию к патронажным отношениям к государству. Одной из социально-экономических инновации является создание общественно-государственных советов по управлению системой образования на территориальном уровне.

Вложенные файлы: 1 файл

статья..docx

— 20.25 Кб (Скачать файл)

УДК

Е.С. Тубольцева

Юго-Западный государственный университет

Социально-экономические инновации в системе российского образования

 

Модернизация системы образования – общенациональная задача, она не может осуществляться как ведомственный проект. В современных условиях общество в полном объеме должно участвовать в вопросах, связанных с развитием российской образовательной системы, а сама система образования должна ослабить свою тенденцию к патронажным отношениям к государству. Одной из социально-экономических инновации является создание общественно-государственных советов по управлению системой образования на территориальном уровне

 

В ходе модернизации российского образования, рассматриваемого как приоритетная отрасль национальной экономики, государство будет последовательно наращивать его финансовую поддержку до необходимого уровня. Эффективное инновационное развитие страны должно обеспечиваться соответствующим совершенствованием системы образования (и в первую очередь высшего профессионального), позволяющим подготовить специалистов к требованиям инновационной деятельности в современном мире. Следовательно, и основную задачу образования необходимо формулировать глобально – как становление инновационного типа личности профессионала.

Однако важными элементами формирования эффективных экономических механизмов, способствующих модернизации и развитию образования и обеспечивающих фактически новые принципы и систему финансирования отрасли, должны стать:

–соответствующее нормативно-правовое обеспечение экономической самостоятельности учреждений образования, в том числе на основе увеличения разнообразия организационно-правовых форм образовательных учреждений;

– создание условий для привлечения дополнительных средств в учреждения образования;

– систематизация льгот, в том числе налоговых;

– расширение на базе образовательных учреждений дополнительных платных образовательных услуг, а также собственно образовательных учреждений дополнительного образования, как средства удовлетворения повышенного образовательного спроса, стимулирования инновационных образовательных процессов [1, с.14].

Существенным концептуальным препятствием на пути кардинальных изменений в развитии инновационного профессионального образования, адекватного требованиям современности, является:

– неоднозначность понимания представителями гуманитарных наук (философии, социологии, психологии, культурологи) сущности инновационной личности, специфики ее структуры и жизненного пути;

– необоснованный методологический крен в постулировании универсального стремления человека к творчеству и самореализации;

– игнорирование культурно-исторического взгляда на социальную и психологическую вариативность инновационной личности в различных обществах;

–несоотнесенность теоретических моделей «современного человека», «успешного человека», «творческой личности», «инновационной личности» между собой и с запросами современной практики.

Существующая на сегодняшний день система подготовительных курсов (лицеев, колледжей) при различных вузах, по нашему мнению, не справляется с задачей эффективного обеспечения данной системы как непрерывной в современных социально-экономических условиях по следующим причинам [2, с. 330].

1. Система подготовительных  курсов, как правило, старается «привязать» учащихся к определенному вузу, лишая их возможности выбора.

2. Не учитывается проблема  необходимости затраты большого количества времени на транспортное перемещение учащихся до места расположения этих курсов, которое порой сопоставимо с временем самого обучения и большой загруженностью в школе.

3. При подготовке к  поступлению в вуз не всегда  учитывается проблема реальной возможности дальнейшего трудоустройства будущего выпускника, так как в этих вопросах не участвуют местные органы власти (префектура, управа, муниципалитет, работодатели). При этом не решается проблема обеспечения социального заказа регионального рынка труда по специалистам с высшим образованием.

4. Качество подготовки  часто страдает из-за перегруженности  групп

учащихся, что связано с попыткой неоправданного повышения рентабельности курсов. При этом отсутствует возможность формирования групп учащихся по уровню их подготовки, что также негативно отражается на качестве подготовки.

5. Кадровый состав преподавателей  на подготовительных курсах не всегда соответствует современным требованиям, а у заказчика данных образовательных услуг нет возможности повлиять на позитивное решение этого вопроса, т. е. в данной экономической системе отсутствует обратная связь: объект управления (абитуриент) – субъект управления (преподаватель курсов).

6. Большинство подготовительных  курсов готовит своих учащихся лишь к сдаче вступительных экзаменов, не учитывая необходимости в получении комплексного набора знаний, который обеспечит начальную профессиональную ориентацию, т.е. начальный, современный уровень образования для получения в дальнейшем качественного высшего образования по выбранной профессии.

7. На подготовительных  курсах финансовая нагрузка ложится  на плечи заказчика образовательных услуг – родителей абитуриентов.

Исходя из вышесказанного, в процессе модернизации образования необходимо устранить следующие проблемы:

–во-первых, обеспечить открытость образования как государственно-общественной системы;

– во-вторых, перейти от патерналистской модели государственного управления к модели взаимной ответственности в сфере образования, к усилению роли всех субъектов образовательной политики и их взаимодействию;

–в-третьих, на данном этапе более важную роль в развитии образования должны начать играть предприятия, семья, органы местного самоуправления, общественные организации.

В Курской области в сфере образования продолжались начатые системные изменения, направленные на повышение качества образовательных услуг в рамках приоритетного национального проекта «Образование», областных и ведомственных целевых программ.

С 2011 года в Курской области началась реализация Комплекса мер по модернизации системы общего образования, которая была направлена на качественное обновление кадрового состава региональной системы образования, развитие сети образовательных учреждений, создание условий для введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

В 2011 году все школы перешли на новые федеральные государственные стандарты начального общего образования. Продолжается строительство и реконструкция школ области – в 2010 году построена пристройка к школе Октябрьского района на 48 мест; в 2012 году реконструирована школа в Мантуровском районе на 40 мест и начато строительство школы в с. Песчаное Беловского района на 164 мест.

Пристальное внимание уделяется модернизации дошкольного образования. Услугами дошкольного образования охвачено 71 % детей в возрасте от 3 до 7 лет; в 2014 году планируется ликвидировать очередности этой категории детей в детские сады.

В режиме модернизации находится и профессиональное образование. С сентября 2011 года в учреждениях профессионального образования введены федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения; продолжилась оптимизация сети образовательных учреждений; созданы 7 двухуровневых учреждений профессионального образования.

В 2013 году не менее 40 общеобразовательных учреждений области будут включены в апробацию федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; в 7 образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, планируется создать универсальную безбарьерную среду, позволяющую обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития [3, с. 5].

В текущем году и ближайшей перспективе продолжится работа по реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования: по обеспечению инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики; улучшению оснащенности общеобразовательных учреждений современным учебно-лабораторным, учебно-производственным и компьютерным оборудованием; развитию школьной инфраструктуры.

Таким образом, в современных условиях общество должно участвовать в вопросах, связанных с развитием российской образовательной системы, а сама система образования должна ослабить свою тенденцию к патронажным отношениям с государством. Работа в этом направлении будет нами продолжена, полученные результаты – обрабатываться и обобщаться. Перспективы развития данной инновационной деятельности направлены на совершенствование организационной структуры управления образовательными учреждениями различного уровня, форм собственности, а также на разработку новых форм в работе образовательных учреждений с органами власти, органами самоуправления, общественными организациями и обществом в целом.

 

Библиографический список:

1. Нечаев Н. Н. Управление инновациями в системе российского образования / Н. Н. Нечаев, О. А. Рябков // Россия и современное мировое хозяйство. – М. : МГЛУ, 2011. – с. 13–25.

2. Березанская н. Б., Нурков в. м. Личность в инновационном пространстве. Социология инноватики: доклады и выступления первой международной конференции по социологии инноватики. Москва 24-26 ноября 2005г. м., рГиис, 2006, с. 329-338.

3. О деятельности Администрации Курской области по модернизации экономики и социальной сферы области за 2010-2012 годы, задачах на 2013 год и ближайшую перспективу// Курская правда, 2013. - № 9 (25434). – с. 5.

 

 


Информация о работе Социально-экономические инновации в системе российского образования