Секрет производства (ноу-хау) как объект интеллектуальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 20:03, реферат

Краткое описание

Ноу-хау, как термин, появился в США и в переводе с английского означает «знать, как» - разговорное сокращение от словосочетания «знать, как делать».
Секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Содержание

1. Определение секрета производства (ноу-хау)……….…………………3
2. Преимущества и недостатки ноу-хау……………………………………3
3. Защита информации в качестве ноу-хау………………………………..5
4. Распоряжение исключительным правом………………………………..6
5. Правовое регулирование………………………………………………...7
6. Список использованных источников……………………………………9

Вложенные файлы: 1 файл

ОУИС (ноу-хау).docx

— 27.52 Кб (Скачать файл)

 

Министерство сельского  хозяйства и продовольствия

Республики Беларусь

 

Учреждение образования 

«Гродненский государственный  аграрный университет»

 

Кафедра экономической теории

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по курсу: Основы управления интеллектуальной собственности

Секрет производства (ноу-хау) как объект интеллектуальной собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 1 (НИСПО) курса,

экономического факультета

специальность «Экономика и 

управление на предприятии»                               Овсянникова Светлана  Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гродно, 2012

Содержание

1. Определение секрета производства (ноу-хау)……….…………………3

2. Преимущества и недостатки ноу-хау……………………………………3

3. Защита информации в качестве ноу-хау………………………………..5

4. Распоряжение исключительным правом………………………………..6

5. Правовое регулирование………………………………………………...7

6. Список использованных источников……………………………………9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение секрета производства (ноу-хау)

 

Ноу-хау, как термин, появился в США и в переводе с английского означает «знать, как» - разговорное сокращение от словосочетания «знать, как делать».

Секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том  числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической  сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или  потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим  лицам, к которым у третьих  лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении  которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

В большинстве случаев  объекты  ноу-хау  – это технические  или организационные решения, на которые в силу тех или иных причин, правообладатель не получает патент. Причины этого могут быть различны, в том числе и необходимость  раскрыть информацию о патенте после  регистрации. Так, например, компания Coca-Cola уже более 100 лет охраняет способ  производства  напитка с помощью именно  ноу-хау.

 

 

Преимущества и недостатки ноу-хау

 

В условиях, когда крайне мало новых технологий патентуется и еще меньше включается в легальный хозяйственный оборот, очевидно, что основной сегмент формирующегося рынка в этой области должен быть непосредственно связан с промышленными секретами (ноу-хау), права на которые должны охраняться в режиме коммерческой тайны. Закрепление прав на технологию через ноу – хау в режиме коммерческой тайны имеет ряд видимых преимуществ:

  1. Если патентование имеет отложенный эффект, когда права на созданную технологию возможно легально реализовать не сразу (время для подачи патентной заявки, патентования, регистрации лицензионного договора – до двух лет), то правовой режим охраны технологий как ноу- хау, позволяет реализовать свои права правообладателю практически сразу.
  2. Срок охраны прав на технологию как ноу-хау не ограничен сроком действия патента (до 20 лет) и может быть настолько долгим, насколько у правообладателя ноу-хау хватит возможности обеспечивать режим коммерческой тайны.
  3. Ноу-хау не требует государственной регистрации и проведения формальных процедур, что существенно снижает степень риска преждевременного раскрытия сути ноу- хау. Секрет производства, содержащийся в технологии, раскрыть посредством инженерного анализа практически невозможно, а в качестве приложения к лицензионному договору в этом случае выступает реферат ноу-хау, содержащий открытую часть описания такой технологии.
  4. Коммерциализация прав на ноу-хау не исключает возможности последующего патентования данной технологии и может рассматриваться как предварительный этап, как «предпатентование».

Недостатки данного способа:

  1. Сложность правовой защиты своего права при его нарушении, поскольку обязанность доказывания охраноспособности своего права на коммерческую тайну (ноу-хау) и незаконности действия правонарушителя лежит на правообладателе.
  2. Проблемой является установление соотношения между конфиденциальным обращением и бременем доказывания. Обычно бремя доказывания лежит на истце, и если предоставляемые им средства доказывания не являются достаточными без конфиденциальных элементов, он может предпочесть скорее проиграть дело, чем раскрыть свои деловые тайны.
  3. Как только бремя доказывания переходит на ответчика, тот же принцип применяется не в его интересах (например, ответчик может не решаться продемонстрировать, что он не использовал запатентованной технологии, так как это вынудит его раскрыть истцу другую секретную технологию). Если он не может доказать эти обстоятельства, то его право, по общему правилу, защите не подлежит.

 

 

Защита информации в качестве ноу-хау

 

Обязательным условием для  признания сведений  секретами   производства,  является наличие специальных мер по защите информации.

Меры по охране конфиденциальности информации должны включать в себя:

  1. перечень секретной информации;
  2. порядок обращения с секретной информацией и порядок контроля за соблюдением порядка обращения;
  3. порядок учета лиц, получивших доступ к секретной информации;
  4. порядок нанесения на материальные носители (документы) с секретной информацией грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя этой информации.

Преимущества защиты информации в качестве ноу-хау:

  1. таким образом может охраняться практически любая конфиденциальная информация;
  2. ноу-хау не требует государственной регистрации, поэтому получение охраны не связано с расходами и временем на ее получение;
  3. в отличие от других объектов интеллектуальной собственности, которые действуют в течение определенного срока, исключительное право на ноу-хау действует бессрочно до момента утраты конфиденциальности сведений, составляющих его содержание.

 

 

Распоряжение исключительным правом

 

Правовая охрана информации в качестве ноу-хау позволяет  владельцу не только сохранять ее конфиденциальность, но и получать прибыль от ее использования другими  лицами. На практике отчуждение (продажа) исключительного права на ноу-хау  происходит довольно редко, тогда как  договоры о предоставлении права  на его использование широко распространены.

Виды соответствующих  договоров:

  1. Лицензионный договор (является основным). Ноу-хау может выступать самостоятельным объектом такого договора или служить дополнением к запатентованному изобретению или товарному знаку. Право на использование ноу-хау может передаваться и в составе комплекса исключительных прав по договору коммерческой концессии. Например, при передаче права на открытие сетевого салона красоты правообладатель, как правило, предоставляет пользователю право на использование не только товарного знака, но и своих ноу-хау – технологий стрижек, методов обучения и организации персонала и т.д.
  2. Договор подряда.  Может использоваться если договорная продукция может быть произведена только с использованием технологии, которая является ноу-хау заказчика.
  3. Смешанные договора. Зачастую даже распространенное в зарубежной практике соглашение о конфиденциальности, на заключении которого так часто настаивают иностранные контрагенты перед подписанием основного договора (например, поставки), содержит в себе условия о предоставлении права на использование ноу-хау. К таким договорам в части ноу-хау должны применяться положения закона о лицензионном договоре.

Выбор в пользу того или  иного способа правовой охраны прав на создаваемые технологии обуславливается  эффективностью с точки зрения (ресурсоемкости – реализуемости – результативности) возможности получения коммерческой выгоды конкретным правообладателем.

 

 

Правовое регулирование

 

Лицо, правомерно обладающее технической, организационной или  коммерческой информацией, в том  числе секретами производства (ноу-хау), не известной третьим лицам (нераскрытая  информация), имеет право на защиту этой информации от незаконного использования, если соблюдены условия, установленные  пунктом 1 статьи 140 Гражданского кодекса, т.е. когда:

  1. она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;
  2. к ней нет свободного доступа на законном основании;
  3. обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Исключительное право  на нераскрытую информацию формально  не ограничено каким-либо сроком и действует, пока сохраняются названные условия.

Как нераскрытая информация, ноу-хау могут охраняться незапатентованные  технологии, устройства, важная организационная  информация, практический опыт и знания в области маркетинга, списки клиентов и т.д. То есть:

  1. нераскрытая информация может выступать альтернативой патентованию;
  2. правообладатель может защитить существенное решение патентом, а в качестве нераскрытой информации охранять сведения, полезные для его реализации, то есть комбинировать два объекта;
  3. правообладатель может избрать нераскрытую информацию как форму охраны любых решений и сведений, в том числе и непатентуемых, которые имеют для него коммерческую ценность.

Правила о защите нераскрытой  информации не применяются в отношении  сведений, которые в соответствии с законодательством не могут  составлять служебную или коммерческую тайну (сведения о юридических лицах, правах на имущество и сделках  с ним, подлежащие государственной  регистрации, сведения, подлежащие представлению  в качестве государственной статистической отчетности и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Судариков С.А. Интеллектуальная собственность, М: Изд-во деловой и учебной литературы, 2007, 496 с.
  2. Толочко О.Н., Международная охрана интеллектуальной собственности, Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 2008, 180 с.
  3. Гражданский кодекс республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З
  4. Национальный центр интеллектуальной собственности – режим доступа: http://www.belgospatent.org.by

Информация о работе Секрет производства (ноу-хау) как объект интеллектуальной собственности