Риски инновационных проектов и их оценка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 12:58, реферат

Краткое описание

Риск является элементом результатов исполнения любого хозяйст-венного решения в силу того, что неопределенность неизбежное условие хозяйствования. Предпринимательская деятельность всегда сопряжена с риском, который обусловлен наличием ряда факторов, воздействие которых на результаты деятельности нельзя заранее точно определить.

Содержание

1. Риски инновационных проектов и их оценка……………………………..3
2. Опишите процесс принятия решения по внедрению определенного вида инноваций в области дистанционного обучения и предложите метод оценки принятия реше-ния………………………………………………...15
Список используемой литерату-ры…………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Риски в инновационной деятельности.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

Необходимо отметить, что на практике при дистанционном  обучении фактически применяются гибридные инновационные технологии дистанционного обучения, представляющие определенное сочетание перечисленных выше трех типов инновационных технологий.

Программы дистанционного обучения не обязательно являются примерами  
точного соответствия той или иной модели, однако знание различий между моделями важно для понимания проблем психологического и педагогического порядка, с которыми столкнулось дистанционное образование. Вместе с новыми методами и технологиями обучения дистанционное обучение привносит в теоретическую педагогику и образовательную практику новые понятия и термины, в первую очередь к ним относятся:

- виртуальный класс (группа);

- поддержка обучения (поддержка учащихся);

- учебные телекоммуникационные проекты;

- обратная связь;

- диалоговая технология;

- компьютерная связь;

- телеконференция;

- координатор, модератор, фасилитатор телекоммуникационного проекта (телеконференции).

Среди ключевых тенденций  в развитии ДО необходимо указать  следующие:

- одновременное развертывание (рост разнообразия) и сближение технологий;

- изменения в отношениях между преподавателями и учащимися;

- изменения отношений между учебными заведениями;

- возникновение устойчивых традиций.

С усложнением и расширением  технологий ДО растет и круг организаций  и структур, так или иначе вовлекаемых  в этот процесс. Технология становится частью инфраструктуры учебного заведения: отныне с равным вниманием должны рассматриваться проекты, касающиеся не только исследований и/или администрирования, но и преподавания как такового. Следовательно, возникает более широкое сообщество субъектов, заинтересованных в капиталовложениях в образовательные технологии.

Рассмотрим процесс  принятия решения по введению электронных учебников в систему дистанционного образования. Для начала нам представляется целесообразным дать характеристику самой инновации.

Существуют определенные требования к системе «электронного учебника». Для эффективного функционирования человека в электронной системе обучения вне зависимости от задачи, решаемой исследователем, особое значение приобретают методы визуализации исходных данных, промежуточных результатов обработки, обеспечивающих единую форму представления текущей и конечной информации в виде отображений, адекватных зрительному восприятию человека и удобных для однозначного толкования полученных результатов. Важным требованием интерфейса является его интуитивность. Следует заметить, что управляющие элементы интерфейса должны быть удобными и заметными, вместе с тем они не должны отвлекать от основного содержания, за исключением случаев, когда управляющие элементы сами являются основным содержанием.

Лёгкость в освоении и использовании данной среды  для генерации электронных учебников достигается за счёт применения визуальных технологий и возможностью использования специалистом-предметником любых текстовых и графических редакторов для написания содержимого электронного учебника. Для удобства работы среда по генерации электронных учебников допускает разработку проекта по отдельным частям, что позволяет организовать работу над учебником нескольких специалистов-предметников.

К таким требованиям  подходит среда для разработки электронных  систем обучения Toolbook II Assistant Version 6.0, в  которой может быть реализован электронный  учебник по какой-либо теме для студентов  дистанционной формы обучения.

Программный продукт ToolBook II Assistant Version 6.0 предназначен для без какого бы то ни было программирования создавать и распространять обучающие программы доступные, как в локальном варианте, так и в сетевом для локальных сетей и интернет. В ToolBook II Assistant Version 6.0 имеется управляемый посредством шаблонов интерфейс, который позволяет вести обучение шаг за шагом. Разработчики могут начать работу с этим продуктом со специально разработанного модуля Book Specialist, который проведет их по всем основным этапам создания приложения. Добавление в учебную программу видео, звука, графики и интерактивных функций производится путем простой буксировки (drag-and-drop) мышью соответствующих файлов. В результате получается учебное приложение, которое можно использовать как на традиционных занятиях с преподавателем, так и при дистантном обучении на компьютере. Разработанную учебную программу можно хранить в сети, поместить на диск или записать на CD-ROM. Полученное приложение может легко дополнить следующий разработчик, путём вставки дополнительных страниц. Преимуществом такого подхода является то, что преподаватели сами могут создавать свои индивидуальные программы компьютерного обучения.

Пакет ToolBook II обладает стандартным  меню, расположенном в верхней  части главного окна и состоящее из следующих пунктов: “File” (“Файл”), “Edit” (“Редактирование”), “View” (“Вид”), “Page” (“Страница”), “Object” (“Объект”), “Text” (“Текст”), “Draw” (“Прорисовка”) и “Help” (“Помощь”)

Объекты контроля в пакете ToolBook II Assistant Version 6.0 - в категории “Вопросы” каталога находятся различные объекты, предназначенные для процесса контролирования. Для управления данными объектами в пакете ToolBook II Assistant Version 6.0 используется диалоговое окно расширенных свойств объекта. Также как и диалоговое окно свойств объекта, диалоговое окно расширенных свойств объекта использует закладки (“Общие свойства”, “Ответы”, “Оценка”, “Немедленная обратная связь” и “Затяжная обратная связь”).

Учебник можно организовать как обычную книгу. В начале учебника идёт описание навигационных средств учебника, таких, как кнопки перехода на страницы, кнопок вызова помощи, содержания и оглавления. Затем, на странице “содержание” содержатся пункты основных разделов материала представленного в учебнике, в виде “горячих” слов, нажатие мышкой на которые происходит перемещение на страницу указанную в содержание. В конце каждого раздела помещаются контрольные вопросы или различного рода тестовые задания по пройденному материалу. Оценка ответов, на которые показывает, на сколько максимально был усвоен предложенный материал, в конце электронного пособия возможно также обобщить все полученные оценки и выставить итоговую по пройденному курсу. В зависимости от требований предъявляемых к каждому конкретному студенту, т.е. от степени интеллектуального развития, психологической устойчивости и различных других личностных факторов, преподаватель или ассистент курса может предложить повторить те разделы, по которым оценка может считаться неудовлетворительной.

Существуют различные  виды тестов, так для тестирования можно применить так называемую закрытую форму тестов. Пользователю представлен вопрос или утверждение, а также варианты ответов. Причем количество самих ответов и правильных из них может быть неограниченно.

Внедрение данной инновации должно пройти ряд этапов:

    1. сформулированные цели и задачи, отражающие основное назначение проекта;
    2. комплекс проектных мероприятий по решению инновационной проблемы и реализации поставленных целей;
    3. организация выполнения проектных мероприятий, т.е. увязка их по ресурсам и исполнителям для достижения целей проекта в ограниченный период времени и в рамках заданных стоимости и качества;
    4. основные показатели проекта (от целевых – по проекту в целом до частных – по отдельным заданиям, темам, этапам, мероприятиям, исполнителям), в том числе показатели, характеризующие его эффективность.

Постановка цели проекта  определяется как обеспечение потребности  студентов в учебном материале в рамках дистанционного образования, предоставляемом в оптимальном для усвоения материала варианте и обеспечивающим взаимосвязь студентов с преподавателем.

Далее необходимо провести маркетинговое исследование проекта, включающее в себя установление возможных потребителей целевого продукта, анализ экономической целесообразности реализации проекта, экономические и социальные последствия реализации проекта.

Определив экономическую  эффективность реализации проекта, приступают к планированию инновационного проекта, включающему указания, кому, какую задачу и в какое время решать, а также какие ресурсы нужно выделить на решение каждой задачи. Для этого составляют систему планов, включающую продуктово-тематический план (увязанный по ресурсам и исполнителям и срокам осуществления комплекс заданий НИОКР, а также работ по их обеспечению для эффективной реализации целей проекта), календарный план (определение продолжительности и объема работ, даты начала и окончания выполнения работ, тем, заданий проблемно-тематического плана, резервов времени и величины ресурсов, необходимых для выполнения плана), технико-экономический план (план ресурсного обеспечения проекта), бюджет инновационного проекта (отражение количественных показателей и затрат, необходимых для достижения поставленной цели), бизнес-план (краткий программный документ, дающий представление о целях, методах осуществления и ожидаемых результатах инновационного проекта).

Относительно разработки и введения электронных учебников  важно при принятии решения учесть следующие аспекты.

Как уже отмечалось, основным или единственным способом общения в дистанционных курсах становится текст. Учащиеся не имеют возможности видеть друг друга и, следовательно, упускают многие невербальные нюансы. Участие в обучении происходит асинхронно. Эти недостатки дистанционного обучения, тем не менее, компенсируются преимуществами, которые оно дает учащимся, не имеющим по тем или иным причинам возможности обучаться в стенах учебного заведения. Очевидно, что разработка собственно курса намного важнее, чем чисто техническая сторона организации КДО.

При планировании и разработке дистанционных учебных курсов необходимо принимать во внимание, что основные три компоненты деятельности педагога, а именно: изложение учебного материала, практика, обратная связь, сохраняют свое значение и в КДО.

Вот некоторые рекомендации, которые специалисты-практики находят полезными в дистанционном обучении:

- следует предусмотреть время для ответов на вопросы обучающихся по телефону;

- надо предоставить обучающимся методические материалы, включающие упражнения для самопроверки, а также ссылки на правильные ответы так, чтобы они могли проверить свое понимание учебного материала и управлять своим обучением;

- желательно предоставить обучающимся обратную связь друг с другом.

Существуют различные  стили учебного использования наглядных  образов. Принципы хорошего графического отображения информации:

- Будьте внимательны к балансу словесной и визуальной информации. Слишком насыщенное представление информации препятствует восприятию учащимися знаний.

- Графические изображения должны быть как можно более просто оформлены (не более чем девять линий и одно понятием на одно изображение).

- Изображения должны соответствовать размерам экрана или окна на экране. Что следует показывать графически:

- последовательные кадры, рисунки, которые показывают движение, причинные связи или структуру, диаграммы процессов, временные графики;

- качественное представление числовых данных, такое как линейные графики, столбцовые и секторные диаграммы, пиктограммы;

- карты, включая фиэические, политические и специализированные;

- диаграммы или рисунки, на которых опущены определенные частности для того, чтобы выделить особенности изображаемого явления, такие как сечения, чертежи, рисунки машин;

- таблицы и диаграммы или разного рода матричные представления словесных и числовых данных, такие как расписания, таблицы спортивных результатов, диаграммы для сравнения;

- статические фотографии, которые хороши для привлечения внимания, демонстрации подлинников, введения в контекст.

Раздаточный материал должен разрабатываться как неотъемлемая часть  
учебного курса. Он не только поддерживает учебную деятельность, но и обеспечивает организационную структуру обучения.

Вопросы, связанные с  программой обучения:

- Указали ли вы телефон и время, чтобы учащиеся могли задать вопросы или адрес электронной почты, если достаточное число учащихся может им воспользоваться?

- Приводите ли вы краткие биографические данные, чтобы учащиеся, находящиеся далеко, лучше бы представили вас себе?

- Описываете ли вы подход, который вы используете при преподавании данного курса?

- Приводите ли вы цели, задачи, конспект курса, критерии оценки, описание экзаменов?

- Составлен ли график выполнения заданий так, чтобы учащиеся имели обратную связь до получения нового задания?

Для принятия решения  по внедрению инновации является оценка целесообразности данного проекта.

Эффективность проекта  в целом оценивается с целью  определения потенциальной привлекательности проекта для возможных участников и поисков источников финансирования. Она включает в себя общественную (социально-экономическую) эффективность проекта и коммерческую эффективность проекта. Для оценки коммерческой эффективности проекта необходимо рассчитать денежный поток проекта – зависимость от времени денежных поступлений и платежей при реализации порождающего его проекта, определяемая для всего расчетного периода. Рассчитывается приток денежных поступлений от внедрения электронных учебников, отток средств, связанный с затратами на разработку и внедрение продукта и сальдо.

Информация о работе Риски инновационных проектов и их оценка