Понятие и основные характеристики национальных инновационных систем на фоне тенденции развития мировой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 19:23, реферат

Краткое описание

Совокупность взаимосвязанных организаций (структур), осуществляющих производство и коммерциализацию научных знаний и технологий в пределах национальных границ. К таким структурам относятся:
предприятия и образуемые ими сети (альянсы);
система научно-исследовательских организаций;
другие исследовательские учреждения (например, лаборатории высших учебных заведений);
элементы инновационной инфраструктуры (технопарки, бизнес-инкубаторы, агентства технологического трансфера, фонды и т.п.).

Вложенные файлы: 1 файл

Инновац. мен-т СРС1.docx

— 189.80 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ УКРАИНЫ

Донецкий национальный университет  экономики и торговли имени Михаила  Туган-Барановского

 

 

Институт экономики и  управления

 

 

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯЛЬНОСТЬЮ

 

 

СРС №1

Понятие и основные характеристики национальных инновационных систем на фоне тенденции развития мировой  экономики

 

 

 

Выполнила: ст. группы

 МОТ-09-МА

Капинус О.Ю.

Проверила:

Нестерова Н. А.

 

 

 

 

 

Донецк  2013

 

Национальная инновационная  система представляет собой следующее.

 

Совокупность взаимосвязанных  организаций (структур), осуществляющих производство и коммерциализацию научных  знаний и технологий в пределах национальных границ. К таким структурам относятся:

предприятия и образуемые ими сети (альянсы);

система научно-исследовательских  организаций;

другие исследовательские  учреждения (например, лаборатории  высших учебных заведений);

элементы инновационной  инфраструктуры (технопарки, бизнес-инкубаторы, агентства технологического трансфера, фонды и т.п.).

 

Инновационная система формируется  под влиянием множества объективных  для данной страны факторов – размеров страны, наличия природных и трудовых ресурсов, особенностей исторического  развития институтов государства и  форм предпринимательской деятельности. Кроме того, для каждой НИС характерны определенная структура и некоторая  степень упорядоченности, предполагающие достаточную стабильность институционального взаимодействия (при этом в каждой стране складывается своя конфигурация национальных элементов). Национальная инновационная система представлена на рисунке.

 

В рамках общей модели, показанной на рисунке, формируются национальные особенности инновационной системы: соотношение государства и частного бизнеса в осуществлении и  финансировании инновационной деятельности; роль крупных и малых предприятий  в инновационном процессе; соотношение  фундаментальных и прикладных исследований и разработок; динамика развития и  отраслевая структура инновационной  деятельности.

Рис. Национальная инновационная  система

 

В настоящее время на долю семи высокоразвитых стран (примерно из 150 стран с экономикой рыночного  типа) приходится около 80–90 % наукоемкой продукции и весь ее экспорт. Страны «большой семерки» обладают 46 из 50 макротехнологий, которыми владеет мир, включающими совокупность технологических процессов (НИОКР, подготовка производства, само производство и сервисная поддержка проекта) по созданию определенного вида продукции с заданными параметрами[3]. Из этих технологий 22 контролируются США, 8—10 – Германией, 7 – Японией, по 3–5 – Великобританией и Францией и по одной приходится на Швецию, Норвегию, Италию и Швейцарию. Другие страны контролируют лишь 3–4 такие технологии.

В настоящее время можно  выделить три главных типа моделей  научно-инновационного развития промышленно  развитых стран:

Страны, ориентированные  на лидерство в науке, реализацию крупномасштабных целевых проектов, охватывающих все стадии научно- производственного  цикла, как правило, со значительной долей научно- инновационного потенциала в оборонном секторе (США, Англия, Франция).

Страны, ориентированные  на распространение нововведений, создание благоприятной инновационной среды, рационализацию всей структуры экономики (Германия, Швеция и Швейцария).

Страны, стимулирующие нововведения путем развития инновационной инфраструктуры, обеспечения восприимчивости к  достижениям мирового научно-технического прогресса, координации действий различных  секторов в области науки и  технологий (Япония, Южная Корея).

Поддержка инновационной  деятельности осуществляется в следующих  формах:

бесплатной выдачи лицензий на коммерческое использование изобретений, являющихся собственностью правительства;

формирования государственной  инновационной инфраструктуры (создание центров распространения нововведений, консультационных центров, выставок, бирж, ярмарок и т. п.);

государственной экспертизы инновационных проектов;

льгот по оплате государственных  услуг (связь, тепло, электроэнергия и  пр.);

моральной поддержки ученых и инноваторов (вручение государственных наград, присвоение званий и т. п.);

налоговых льгот и др.

В США большое влияние  уделяется прогнозированию, стандартизации, оптимизации управленческого решения, государственной экспертизе инновационных  проектов, ведению государственной  статистики инноваций.

Национальный научный  фонд США широко использует вневедомственную экспертизу проектов НИОКР независимыми квалифицированными специалистами, в  т. ч. и зарубежными, при распределении  своего бюджета.

В США отработан механизм развития внутренней и международной  конкуренции.

Помимо традиционных способов воздействия на развитие экспортного  производства, таких, как льготное кредитование и страхование экспорта, частичное  освобождение экспортеров от уплаты налогов, прямое субсидирование, государственная  комплексная помощь экспортерам, содействие их сбытовой деятельности и т. п., японские государственные органы широко используют и косвенные методы [26]:

целевое распределение финансовых ресурсов, предоставляемых частными банками, в приоритетные области;

содействие предприятиям в приобретении передовой иностранной  технологии;

контроль за научно-техническим обменом с зарубежными странами.

Японская модель интеграции науки и производства предполагает строительство новых городов-технополисов, сосредоточивающих НИОКР и наукоемкое промышленное производство. Японское правительство принимает меры по развитию международной интеграции и кооперирования (например, соглашение с США об американо-японском сотрудничестве в области науки и техники).

Государственная поддержка  инновационной деятельности осуществляется по следующим направлениям [33]:

индикативное планирование НИОКР;

высокие импортные таможенные тарифы;

предоставление налоговых  и кредитных льгот в финансировании НИОКР;

протекционная политика в  продвижении новой наукоемкой продукции.

Особенностями развития японской экономики являются дальнейшая концентрация промышленного производства и капитала фирм, переход на ресурсосберегающие технологии на основе микроэлектронной техники, приоритет обрабатывающих и сборных производств, сферы  услуг. Ведущими отраслями народного  хозяйства являются информатика, производство интегральных схем и электронной  техники. Приоритетное направление  – информационные системы, механотроника, биотехнологии, новые материалы.

Германия, Англия и Франция  вместе с США и Японией входят в технологическое ядро мирового развития и занимают соответственно 3, 4 и 5 места в мире по абсолютной величине затрат на НИОКР, или соответственно 2,4; 2,3 и 2,2 % ВВП.

В этих странах высок удельный вес государственного сектора, и  из федерального бюджета НИОКР финансируются  на 35-45 %. Удельный вес экспортной продукции  составляет 20-25 % ВВП.

Особенностями этих стран, как  и всех стран Евросоюза (Германии, Англии, Франции, Австрии, Бельгии, Дании, Греции, Ирландии, Италии, Испании, Люксембурга, Нидерланд, Португалии, Финляндии, Швеции), являются:

дороговизна рабочей силы и природных ресурсов, земли;

высокая плотность народонаселения;

высокий технологический  уровень производства и информации;

уважительное отношение  к образованию, культуре, здоровому  образу жизни, старости, историческим традициям;

государственное регулирование  цен на важнейшие продовольственные  товары;

применение в управлении и производстве международных и  европейских стандартов, сертификация продукции;

индикативное планирование инновационной деятельности;

развитие наукоемких отраслей;

высокий уровень концентрации и кооперирования производства.

И, как следствие, в этих странах высокое качество жизни  населения.

 

Евросоюз большое внимание уделяет активизации инновационной  деятельности. Инновационная политика осуществляется по следующим основным направлениям:

выработка единого антимонопольного законодательства;

использование системы ускоренной амортизации оборудования;

льготное налогообложение  НИОКР;

поощрение малого наукоемкого  бизнеса;

прямое финансирование предприятий  для поощрения инноваций в  области новейшей технологии;

стимулирование сотрудничества университетской науки и фирм, производящих наукоемкую продукцию.

Основой инновационной политики Евросоюза является "План развития международной инфраструктуры инноваций  и передачи технологий", принятый в 1985 г. Создана программа по распространению  в Евросоюзе результатов НИОКР; в целях развития информационного  обеспечения НИОКР создан Европейский  информационный центр.

Стимулирование инновационной  деятельности в Евросоюзе осуществляется примерно на тех же принципах, которые  приняты в мировой практике.

В мировой практике разработаны  международные стандарты в статистике науки и инноваций, обеспечивающие методологию их системного описания в условиях рыночной экономики и  в процессе интеграции мирового хозяйства  промышленно развитых стран, с целью  ликвидации национальных различий в  практике учета показателей. В середине 80-х гг. создан Европейский информационный центр, чтобы помочь мелким и средним  фирмам получить необходимую информацию об изменениях рынка [39].

1.10. Комплексное обеспечение  инновационной деятельности

1.10.1. Правовое обеспечение

Без качественного правового  обеспечения системы менеджмента  организации (фирмы) невозможно её стабильное и эффективное функционирование. Правовое обеспечение основано на законодательных  и нормативных актах (Федеральных  законах, постановлениях Правительства  и федеральных органов управления, государственных стандартах), принятых на федеральном и региональном уровнях  по следующим направлениям:

1) правовые вопросы функционирования  экономики страны (по приватизации, развитию предпринимательства, налоговой  системе, внешнеэкономической деятельности, финансовой политике и др.);

2) законы и нормативные  акты :

по стандартизации;

метрологии;

сертификации товаров  и услуг;

защите прав потребителей;

антимонопольной политике;

управлению качеством  товаров;

безопасности и охране труда и др.;

развитию производства;

ресурсосбережению;

социальному развитию коллектива;

охране окружающей природной  среды и др.;

3) правовое регулирование  формирования и функционирования  фирмы.

Одним из направлений правового  обеспечения инновационной деятельности является защита интеллектуальной собственности, под которой понимается совокупность авторских и других прав на результаты этой деятельности, охраняемые законодательными актами государства [24].

Интеллектуальная собственность  может существовать в различных  формах:

научных открытиях и изобретениях;

результатах НИОКР;

образцах новой продукции или услуг;

новых технологиях, патентах и т. д.

Правовое регулирование  интеллектуальной собственности направлено на развитие интеллектуального потенциала страны и осуществляется по нескольким направлениям:

авторское право;

промышленная собственность;

научная собственность и  др.

Авторское право представляет собой совокупность норм права, регламентирующих правоотношения, связанные с созданием  и использованием определенного  интеллектуального продукта [11].

Авторское право принадлежит  автору пожизненно и действует не менее 50 лет после его смерти; оно распространяется на произведения, существующие в любой форме (письменной, устной, аудио- или видеозаписи; изображения  в виде рисунка, эскиза, картины, плана, чертежа и др.), и предусматривает  исключительное право автора размножать их любыми способами или продавать.

1.10.2. Нормативно-методическое  обеспечение

Все теоретические, методические и практические вопросы по разработке, функционированию и развитию системы  инновационного менеджмента должны быть обоснованы и изложены в соответствующих  нормативно- методических документах (нормативных актах, стандартах, методиках, положениях, инструкциях и др.) международного, государственного, регионального либо фирменного уровня.

1.10.3. Ресурсное обеспечение

Для функционирования и развития каждой фирме необходимы различные  виды ресурсов требуемого качества и  количества:

Информация о работе Понятие и основные характеристики национальных инновационных систем на фоне тенденции развития мировой экономики