Особенности инновационной деятельности в сфере ИТ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 16:20, доклад

Краткое описание

Информационные технологии являются той сферой человеческой деятельности, достижения в которой являются определяющими для успешного развития всей экономической системы в целом. Они находятся в состоянии постоянного совершенствования и обновления, поэтому фундаментальные изменения происходят в них каждые три-четыре года.
В настоящее время именно информационные технологии признаются самыми перспективными направлениями для инвестиций.

Вложенные файлы: 1 файл

Инновации в ИТ.DOC

— 143.00 Кб (Скачать файл)

ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

 

Информационные технологии являются той сферой человеческой деятельности, достижения в которой являются определяющими для успешного развития всей экономической системы в целом. Они находятся в состоянии постоянного совершенствования и обновления, поэтому фундаментальные изменения происходят в них каждые три-четыре года.

В настоящее время именно информационные технологии признаются самыми перспективными направлениями для инвестиций.

Так, по данным NVCA (National Venture Capital Association, США)  40,7 %  инвестиций направляется в США на новые проекты в программном обеспечении, интернете и средствах телекоммуникаций.

В целом, информационные технологии характеризуются очень широкими возможностями для инноваций и новыми перспективными бизнес-моделями.

Наиболее важными направлениями развития информационных технологий в экономической сфере являются:

  1. Оптимизация бизнес-процессов и автоматизация управления. Последние годы на программные продукты этого направления сохраняется огромный спрос. Однако, предполагается, что рынок достаточно быстро насытится и спрос спадет, как это уже происходит в развитых странах.
  2. Собственно разработка программного обеспечения, бизнес-приложений, интерфейсных сервисов, систем поиска и анализа изображений, систем семантического поиска, систем видеонаблюдения и т.д.
  3. Совершенствование моделей продаж программного обеспечения. Это, прежде всего, развитие и распространение арендной модели Software as a Service (SaaS), которая предоставляет не программный продукт, а лишь доступ к его функциям через интернет. Эта модель позволяет, в отличие от приобретения классического программного продукта, легко прекращать пользование услугой или менять поставщика.
  4. Адаптация информационных технологий к изменяющимся условиям функционирования рынка. Так, сегодняшняя ситуация финансового кризиса привела к актуализации средств решения следующих проблем [3]:

- управление финансовыми потоками  с прозрачностью и четким 

   контролем над ними;

- управление рисками;

- оптимизация производственных  планов;

- управление затратами на персонал  и взаимоотношениями 

  с поставщиками;

- IT- аудит, то есть выявление потенциальных

   характеристик информационных  систем и возможностей 

   их эффективного применения.

Несомненно, перечисленные проблемы должны быть учтены при разработке и внедрении новых программных средств.

  1. Обеспечение согласованного взаимодействия программных продуктов, разработанных различными производителями на различных платформах

Следовательно, программный продукт является товаром, обладающим специфическими свойствами. Они определяют, прежде всего, возможностью внедрения вновь разработанного программного продукта в уже существующую систему программного обеспечения.

Таким образом, актуальными на сегодняшний день являются следующие вопросы:

    1. Необходимо разработку любого самого совершенного программного продукта сопровождать маркетинговыми исследованиями, изучением финансового рынка, грамотными управленческими воздействиями. Причем технический, технологический процесс и процесс внедрения, продвижения на рынке оказываются взаимосвязанными и взаимообусловленными.
    2. Любой программный продукт должен разрабатываться с учетом требований системной интеграции, унификации протоколов взаимодействия и межсистемных интерфейсов.

 

 

    1. Сервис-ориентированная архитектура

Се́рвис-ориенти́рованная архитекту́ра (англ. SOA, service-oriented architecture) — модульный подход к разработке программного обеспечения, основанный на использовании сервисов (служб) со стандартизированными интерфейсами.

В основе SOA лежат принципы

-многократного использования функциональных элементов ИТ,

-ликвидации дублирования функциональности в ПО,

-унификации типовых операционных процессов,

-обеспечения перевода операционной модели компании на централизованные процессы

    и функциональную организацию на основе промышленной платформы интеграции.

Компоненты программы могут быть распределены по разным узлам сети, и предлагаются как независимые, слабо связанные, заменяемые сервисы-приложения. Программные комплексы, разработанные в соответствии с SOA, часто реализуются как набор веб-сервисов, интегрированных при помощи известных стандартных протоколов (SOAP, WSDL, и т. п.)

Интерфейс компонентов SОА-программы предоставляет инкапсуляцию деталей реализации конкретного компонента (ОС, платформы, языка программирования, вендора, и т. п.) от остальных компонентов. Таким образом, SOA предоставляет гибкий и элегантный способ комбинирования и многократного использования компонентов для построения сложных распределённых программных комплексов.

SOA хорошо зарекомендовала себя  для построения крупных корпоративных  программных приложений. Целый ряд разработчиков и интеграторов предлагают инструменты и решения на основе SOA (например, платформы IBM WebSphere, Oracle/BEA Aqualogic, Microsoft Windows Communication Foundation, SAP NetWeaver, ИВК Юпитер, TIBCO, Diasoft).

Цели применения SOA

Для крупных информационных систем, уровня предприятия, и выше:

  • сокращение издержек при разработке приложений, за счёт упорядочивания процесса разработки,
  • расширение повторного использования кода,
  • независимость от используемых платформ, инструментов, языков разработки,
  • повышение масштабируемости создаваемых систем,
  • улучшение управляемости создаваемых систем.

 

 

 

(2) Управление IT-инфраструктурой

 

Даже в период рецессии мировой экономики совершенствование IT-инфраструктуры и деятельности IT-служб остается той областью, где продолжаются вложения, а развитие этой области становится залогом будущего роста.

Как это ни парадоксально, затраты на IT-инфраструктуру выливаются в реальную экономию для IT-подразделения. Кроме того, эти затраты позволяют свести к минимуму связанные с инфраструктурой риски при внедрении инновационных технологий. Неслучайно, аналитики фирмы Gartner настоятельно рекомендуют сохранять рост затрат на управление инфраструктурой и IT-операциями в ближайшие годы на уровне 2-5 %.

Последние годы характеризовались неуклонным ростом зависимости бизнеса от информационных технологий. При этом на задачи управления IT-инфраструктурой и операциями, которые являются базой для реализации качественных сервисов для бизнеса, приходится самая значительная доля IT-бюджетов (от 60 до 70%, по данным аналитиков).

Ключевыми с точки зрения бизнеса задачами IT-управления считается оптимизация процессов предоставления IT-сервисов и реализация инновационных IT-сервисов. Отсюда повышенное внимание все большего числа организаций в мире к  ITIL - библиотеке лучших практик управления IT, к созданной на ее основе методологии управления IT-сервисами  ITSM (IT Service Management), а также к другим методикам совершенствования организации работы IT-служб.

Принципы управления сложными информационными системами, описанные в этой библиотеке, позволяют построить на предприятии максимально комфортную информационную среду, которая:

- отвечает потребностям бизнеса

- имеет оптимальную архитектуру  без излишнего дублирования

- отвечает новейшим требованиям  к IT.

Компания IBM принимала участие в формировании современной, третьей версии ITIL, и выпускаемые компанией продукты полностью соответствуют ее рекомендациям.

 

Выделяются следующие наиболее приоритетные области исследований в сфере управления IT:

  1. Бизнес-управление IT-операциями, обеспечивающее соответствие планов, бюджетов и ресурсов IT-службы;
  2. Применение ITIL и других методологий организации процессов IT-службы;
  3. Процессы управления уровнем обслуживания, доступностью, производительностью, обеспечивающие базовые условия для нормального функционирования IT-инфраструктуры;
  4. Управление инцидентами и проблемами как базовый процесс поддержания IT-сервисов;
  5. Процессы управления изменениями, конфигурациями, релизами и ресурсами.

 

Наиболее передовыми технологиями и подходами к управлению IT-инфраструктурой и операциями являются:

  1. Виртуализация и перераспределение рабочей нагрузки;
  2. SOA-среды для развертывания и взаимодействия приложений;
  3. динамическое предоставление ресурсов для разработки и тестирования;
  4. автоматическая реконфигурация мощностей в случае сбоев и аварий;
  5. автоматизация IT-процессов, позволяющая интегрировать различные инструментальные средства и выстраивать сквозные процессы управления IT-операциями.

 

Динамика рынка технологий управления IT-инфраструктурой и операциями выглядит относительно благополучно и в условиях экономического кризиса. Предсказывается средний ежегодный рост мирового рынка программного обеспечения IT Operations Management (ITOМ) на 7,4% до 2012 года, когда его совокупный объем должен составить 18,4 млрд долл.

По прогнозам Gartner, объемы российского рынка ITOM к 2013 году приблизятся к 180 млн евро.

На положительную динамику рынка ITOM влияют:

1. рост популярности подходов сервисного управления на базе ITIL.

2. распространение технологий виртуализации, которые требуют специальных управляющих средств;

3. Усиливающаяся фрагментация приложений и IT-инфраструктур, связанная с активным внедрением сервис-ориентированного подхода к построению архитектуры систем. Такой подход требует более интеллектуального управления.

 

Сделаем вывод, что в настоящее время предприятиям следует

- более эффективно использовать  уже приобретенные решения и оборудование

- проводить автоматизацию всего жизненного цикла приложений, аппаратного обеспечения и инфраструктуры.

Все эти задачи позволяет решить семейство программных решений IBM Tivoli.

Перечислим эти задачи.

1. Управление бизнес процессами.

2. Управление IT-активами.

3.Управление развертыванием IT-ресурсов.

4. Управление доступностью и производительностью приложений.

5. Операционная поддержка IT.

6. Безопасность.

7. Хранение и оптимизация данных.

 

(3) Идея динамической инфраструктуры для разумной планеты (dynamic infrastructure for a smarter planet)

 

Идея динамической инфраструктуры, которую продвигает IBM, основывается на том, что современный мир становится все более взаимосвязанным, технически оснащенным и интеллектуальным. Происходит конвергенция цифрового и физического мира, которая требует формирования более гибкой и эффективной – динамической IT- инфраструктуры.

Сегодня физическая инфраструктура становится более инструментально оснащенной и контролируемой. Датчики, детекторы и элементы управления размещаются повсюду.

Интернет позволяет связать друг с другом все эти компьютеризированные интеллектуальные объекты, которые, взаимодействуя между собой, генерируют огромные объемы информации.

По оценкам аналитической компании IDC, рыночный потенциал программных и аппаратных технологий и услуг, предназначенных для управления процессами сближения информационно-технологической и физической инфраструктур, достигнет в 2012 году 122 млрд долл.

Новое ПО и сервисы IBM позволяют связать интеллектуальные объекты с IT-системами, которые

обрабатывают информацию, поступающую от объектов

преобразовывают информацию в структурированные данные

интегрируют эти данные в бизнес-операции.

Новые отраслевые решения IBM Service Management Industry Solutions предназначены для следующих областей:

машиностроения

коммунальных услуг

нефтяной и химической промышленности

электронной индустрии

розничных телекоммуникационных услуг

банковского сектора.

В состав этого нового пакета входят ПО и услуги для управления сервисами. Благодаря решению IBM Service Management Industry Solutions предприятия могут проектировать и внедрять IT-системы, которые позволяют

- централизированно управлять и контролировать отраслевую инфраструктуру

- более эффективно использовать  традиционные активы (производственное  оборудование).

 

 

 

(4)

SaaS – новые возможности компьютерных технологий

Обсудим более подробно актуальный вопрос совершенствования моделей продаж программного обеспечения. Это, прежде всего, развитие и распространение арендной модели SaaS.SaaS – ( Software as a Service) – «Программное обеспечение как услуга» - это модель продажи бизнес-приложений, по которой клиенту предоставляется не бизнес-приложение, размещенное на его вычислительных средствах, а дистанционный доступ по сети к нему. Само бизнес-приложение разрабатывается на основе Web-технологий, приспосабливается к работе через Интернет и размещается в центре обработки данных (ЦОД).

В абонентскую плату за использование программного обеспечения включается стоимость поддержки и модернизации бизнес-приложения, удаленного консультирования, настройки.

При применении SaaS-модели программная среда и вычислительное оборудование являются общим, разделяемым ресурсом для всех клиентов. Это повышает эффективность использования оборудования, снижает уровень абонентской платы.

Информация о работе Особенности инновационной деятельности в сфере ИТ