Основы инновационно-технологического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 12:10, доклад

Краткое описание

Элементами СТРУКТУРЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ являются инновационные проекты и программы и выполняющие их организации (центры, предприятия, объединения).
ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА - это подсистема в структуре инновационной деятельности, которая направлена на содействие и поддержку ее осуществления. Эта подсистема сама имеет сложную структуру. Ее элементы - это программы и проекты поддержки инновационной деятельности, а также выполняющие их организации; эти элементы взаимосвязаны и взаимодействуют между собой и с другими элементами в структуре инновационной деятельности.

Содержание

Инновация

Базисная инновация

Улучшающая инновация

Инновационная деятельность

Субъекты инновационной деятельности

Структура инновационной деятельности

Инновационная инфраструктура

Виды инновационной деятельности

Инновационный потенциал

Регулирование инновационной деятельности

Государственное регулирование инновационной деятельности

Виды и факторы государственного регулирования инновационной деятельности:
экономические
организационные
финансовые
нормативно-правовые

Инновационный прогноз

Инновационная стратегия

Инновационный проект

Инновационная программа

Проект (программа) поддержки инновационной деятельности

Государственная (Федеральная) инновационная программа

Вложенные файлы: 1 файл

Knuazeva_Innovacizi.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

Основы инновационно-технологического менеджмента    

Инновация 
 
    Базисная инновация 
 
    Улучшающая инновация 
 
    Инновационная деятельность 
 
    Субъекты инновационной деятельности 
 
    Структура инновационной деятельности 
 
    Инновационная инфраструктура 
 
    Виды инновационной деятельности 
 
    Инновационный потенциал 
 
    Регулирование инновационной деятельности 
 
    Государственное регулирование инновационной деятельности 
 
     Виды и факторы государственного регулирования инновационной деятельности:

  • экономические
  • организационные
  • финансовые
  • нормативно-правовые

 

    Инновационный прогноз 
 
    Инновационная стратегия 
 
    Инновационный проект 
 
    Инновационная программа 
 
    Проект (программа) поддержки инновационной деятельности 
 
    Государственная (Федеральная) инновационная программа


 
    Библиография работ на русском языке 
 
    Библиография работ на английском языке 
 
    Электронные журналы и информационные центры

 

 

ИННОВАЦИЯ 
    - это новая или усовершенствованная продукция либо новая или усовершенствованная технология, используемые в практической деятельности. 
    В современном мире инновации воплощаются в новой наукоемкой продукции и высоких технологиях.

БАЗИСНАЯ ИННОВАЦИЯ 
    - это принципиально новая продукция или технология.

УЛУЧШАЮЩАЯ ИННОВАЦИЯ 
    - это продукция или технология с улучшенными параметрами.


 

    ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это деятельность по созданию (разработке), производственному освоению и распространению (реализации) инноваций. Осуществление (ведение) и развитие инновационной деятельности предполагает ее организацию, регулирование, поддержку, стимулирование, контроль.    

СУБЪЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - это юридические и физические лица, которые осуществляют и развивают инновационную деятельность (т.е. ведут, организовывают, регулируют, поддерживают, стимулируют). 
     Субъекты инновационной деятельности могут выполнять функции:

  • заказчиков,
  • исполнителей,
  • инвесторов.

 

     Существует сложная  система взаимоотношений между субъектами инновационной деятельности.    

 Элементами СТРУКТУРЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ являются инновационные проекты и программы и выполняющие их организации (центры, предприятия, объединения).    

ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА - это подсистема в структуре инновационной деятельности, которая направлена на содействие и поддержку ее осуществления. Эта подсистема сама имеет сложную структуру. Ее элементы - это программы и проекты поддержки инновационной деятельности, а также выполняющие их организации; эти элементы взаимосвязаны и взаимодействуют между собой и с другими элементами в структуре инновационной деятельности.    

Основные виды инновационной деятельности:

  • научно-исследовательские работы
  • опытно-крнструкторские работы
  • технологические работы
  • подготовка производства и проведение промышленных испытаний
  • приобретение патентов, лицензий и ноу-хау
  • инвестиционная деятельность
  • сертификация и стандартизация
  • маркетинг и организация рынков сбыта
  • подготовка и перепоготовка кадров для инновационной деятельности

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ - это совокупность различных ресурсов, необходимых для ведения инновационной деятельности.


РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Виды регулирования

Способы регулирования

Организационное регулирование инновационной деятельности

·  развитие инновационной инфраструктуры,

·  обеспечение приоритета инновационной деятельности,

·  моральное поощрение авторов инноваций,

·  содействие модернизации,

·  развитие интеграционных процессов,

·  развитие международных связей

Экономическое и финансовое регулирование инновационной деятельности

·  развитие предложения инноваций,

·  расширение спроса на инновации,

·  содействие конкуренции в инновационной сфере,

·  развитие предпринимательства,

·  обеспечение занятости в инновационной сфере,

·  развитие лизинга наукоемкой продукции

·  инвестиции в инновации, повышение их эффективности,

·  создание благоприятного инвестиционного климата

Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности

·  охрана прав и интересов субъектов инновационной деятельности,

·  охрана прав владения, пользования и распоряжения инновациями,

·  защита промышленной, интеллектуальной собственности,

·  развитие договорных отношений


ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ     

Государство осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности - организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое.    

Высшая форма регулятивной деятельности - это выработка и проведение инновационной политики, управление инновационной деятельностью. Такая политика разрабатывается на основе утверждения приоритетного значения инновационной деятельности для современного общественного развития. Государство создает организационные, экономические и правовые условия для инновационной деятельности.    

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ государственного регулирования, способствующие созданию, освоению и распространению инноваций:

  • развитие рыночных отношений,
  • проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложения на рынке инноваций,
  • создание выгодных налоговых условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами,
  • обеспечение эффективной занятости в инновационной сфере,
  • расширение спроса на инновации,
  • предоставление финансовой поддержки и налоговых льгот российским предприятиям, осваивающим и распространяющим инновации,
  • содействие модернизации техники,
  • развитие лизинга наукоемкой продукции,
  • активизация предпринимательства,
  • пресечение недобросовестной конкуренции,
  • поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке,
  • развитие экспортного потенциала страны,
  • развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере,
  • внешнеэкономическая поддержка, включая предоставление таможенных льгот для инновационных проектов, включенных в государственные инновационные программы.

 

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ государственного регулирования инновационной деятельности:

  • государственная поддержка инновационных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы;
  • содействие развитию инновационной инфраструктуры,
  • кадровая поддержка инновационной деятельности,
  • содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществяющих инновационную деятельность;
  • моральное стимулирование инновационной деятельности (например, присвоение звания Заслуженный новатор РФ указом президента РФ);
  • информационная поддержка инновационной деятельности (обеспечение свободы доступа к информации о приоритетах государственной политики в инновационной сфере, к сведениям о завершенных научно-технических исследованиях, которые могут стать основой для инновационной деятельности, к данным о выполняемых и завершенных инновационных проектах и программах и т.п.);
  • содействие интеграционным процессам, расширению взаимодействия субъектов РФ в инновационной сфере, развитию международного сотрудничества в этой области;
  • защита интересов российских субъектов инновационной деятельности в международных организациях.

 

    ФИНАНСОВЫЕ ФАКТОРЫ государственного регулирования инновационной деятельности:

  • проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности,
  • направление в инновационную сферу государственных ресурсов и повышение эффективности их использования,
  • выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов,
  • создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере,
  • предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности,
  • снижение отчислений субъектам РФ налогов в федеральный бюджет в случае использования ими своих бюджетных средств для финансирования федеральных инновационных программ и проектов.

 

    НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ государственного регулирования инновационной деятельности:

  • установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности,
  • гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как права интеллектуальной собственности.

 

    Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности осущестляется на базе Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, а также международных договоров РФ, относящихся к инновационной деятельности. В основе этого регулирования - правовая охрана результатов, полученных в ходе инновационной деятельности. Поскольку эти результаты представляют собой новые интеллектуальные продукты и технологии, постольку они предстают как объекты интеллектуальной собственности. Их правовая охрана осуществляется на базе требований по охране интеллектуальной собственности, установленных Гражданским кодексом РФ, Патентным законом РФ и другими законодательными актами в области охраны интеллектуальной собственности.    

Нормативно-правовое регулирование взаимоотношений между субъектами инновационной деятельности, а также между ними и другими участниками инновационного процесса осуществляется на основе договоров, а именно:

  • договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ,
  • договоров на выполнение проектных и изыскательских работ,
  • договоров строительного подряда,
  • договоров по оказанию услуг для осуществления инновационной деятельности,
  • договоров страхования инновационных рисков,
  • договоров (контрактов) с инвесторами,
  • и иных договоров, предусмотренных законодательством РФ.

 

    Регулирование инновационной деятельности происходит на базе:

  • инновационных прогнозов
  • инновационных стратегий
  • инновационных программ
  • инновационных проектов.
  • программ и проектов поддержки инновационной деятельности.

 

    ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОГНОЗ - это предвидение основных параметров инновационной деятельности (ее направлений, видов, объектов, последствий и т.п.) 
     Инновационные прогнозы являются составной частью прогноза социально-экономического развития РФ, разрабатываемого в соответствии с законодательством РФ. 
     В инновационных прогнозах строятся сценарии освоения и распространения базисных инноваций, социально-экономических последствий практического использования новых наукоемких продуктов и технологий.    

ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ - это определение приоритетных направлений инновационной деятельности. 
    Стратегические приоритеты государственной инновационной политики отражаются в концепции социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу, в программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, докладываются Федеральному собранию РФ. 
    Субъекты РФ разрабатывают инновационные прогнозы и стратегии региональной инновационной политики.    

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ - это комплекс взаимосвязанных документов, которые предусматривают осуществление конкретной инновационной деятельности в определенный период времени.     

ПРОЕКТ (ПРОГРАММА) ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - это проект (программа) развития инновационной инфраструктуры.    

ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА - это комплекс взаимосвязанных инновационных проектов и проектов поддержки инновационной деятельности.    

На основании инновационной стратегии Правительство РФ разрабатывает государственную инновационную программу, которая является составной частью программы социально-экономического развития РФ на среднеспочный период.    

ГОСУДАРСТВЕННАЯ (ФЕДЕРАЛЬНАЯ) ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА включает в себя:

  • федеральные целевые инновационные программы по важнейшим базисным инновациям,
  • крупные инновационные проекты,
  • федеральные программы поддержки инновационной деятельности, развития инновационной инфраструктуры.

 

    Инновационные проекты включаются в государственную инновационную программу на основании конкурсного отбора, участие в котором осуществляется на добровольных началах. Участвующие в конкурсном отборе инновационные проекты подлежат обязательной государственной научно-технической и экологической экспертизе, предметом которой является их новизна, социально-экономическая и экологическая эффективность.

    

Органы государственной власти субъектов РФ разрабатывают региональные и межрегиональные инновационные программы.


 

 

Управление образовательными инновациями     

 В ходе создания, освоения и распространения инноваций  в сфере образования формируется  новая, современная образовательная система - глобальная система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни. Эта система представляет собой единство:

  • новых образовательных технологий - технологических инноваций,
  • новых экономических механизмов в сфере образования - экономических инноваций,
  • новых методов и приемов преподавания и обучения - педагогических инноваций,
  • новых организационных структур и институциональных форм в области образования - организационных инноваций.

 

    Менеджмент новой системы образования в России строится на принципах:

  • решения проблем развития системы образования на уровне не только образовательной системы, но и общегосударственной политики, а также на международном уровне;
  • реализации принципа системности в менеджменте образования на всех уровнях;
  • пересмотра роли и функций государства в финансировании и организации образования;
  • развития рынка образовательных продуктов и услуг;
  • пересмотра роли различных социальных институтов, в первую очередь предприятий и семьи, в системе образования;
  • пересмотра роли учебных заведений и самих обучающихся в организации процесса образования.

 

    В основе современного образования - технологические инновации, современные компьютерные и телекоммуникационные технологии. Важной особенностью менеджмента современного образования является то, что применение этих технологий сопровождается радикальными изменениями в педагогических методах и приемах, в организации труда преподавателей и студентов, в экономических механизмах, и даже в теории и методологии современного образования. 
     Проблема выбора технологий для современного образования предстает не как технологический вопрос, а как проблема инновационного менеджмента в сфере образования. Для ее эффективного решения необходимо регулировать связи между всеми подсистемами и элементами системы образования. 
     Новые подходы к управлению процессом преподавания в современном образовании выражаются в освоении и распространении таких организационных инноваций, как:

  • разделение преподавательского труда (выделение разработчиков содержания, тьюторов, специалистов по методам обучения, специалистов по контролю за ходом процесса обучения и т.п.),
  • объединение преподавателей, специалистов по информационным технологиям и организаторов учебного процесса в группы, команды, осуществляющие разработку и предоставление курсов дистанционного образования.

 

     Новые подходы  к организации образования проявляются  при:

  • проведении целенаправленной политики по организации основанного на новых информационных технологиях (НИТ) образования в рамках традиционных учебных заведений; развитии подразделений основанного на НИТ образования в традиционных университетах. Примерами реализации новых подходов к организации основанного на НИТ образования в России является деятельность ИДО МЭСИ - подразделения дистанционного образования в традиционном университете, Открытого колледжа МФТИ и др.;
  • развитии новых типов организационных структур, институциональных форм, характерных для современного образования. В сфере университетского образования - это развитие дистанционных и открытых университетов, консорциумов университетов, телеуниверситетов, виртуальных классов и университетов. В настоящее время в России новые типы организационных структур и форм университетского образования возникают среди государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений. На новых принципах управления образованием успешно действуют, например, негосударственный Современный гуманитарный университет, консорциум университетов Институт новых форм обучения (ИНФО) и т.д.;
  • решении проблем аттестации и аккредитации учебных заведений новых, нетрадиционных типов. Основные проблемы в этом отношении связаны с отсутствием в Федеральных законах "Об образовании", "О высшем и послевузовском образовании" такого принципиально важного понятия, как "дистанционное образование"; наиболее близкими к этому понятию являются используемые в законах понятия "заочная" и "очно-заочная" формы обучения, "образовательная технология". Слабость правовой основы применения инноваций в образовании является важным препятствием на пути его развития, которое сейчас преодолевается. Развитие современного образования в России происходит в тесной взаимосвязи со становлением и развитием рынка образовательных продуктов и услуг. Это определяет специфику менеджмента в сфере образования.

 

    Новые механизмы управления направлены на то, чтобы использование компьютерных и телекоммуникационных технологий в сфере образования, освоение технологических инноваций содействовало:

  • резкому росту числа потребителей образовательных продуктов и услуг,
  • увеличению предложения продуктов и услуг в сфере образования в ходе развития новых форм обучения, неформального образования,
  • развитию конкуренции между различными учебными заведениями, всеми, кто предлагает образовательные продукты и услуги, их борьбе за потребителя.

 

    Под воздействием современных образовательных технологий и развития рыночных механизмов в России формируются экономические инновации в области образования, а именно:

  • новые механизмы государственного финансирования образования
  • диверсификация источников финансирования образования
  • студенческое самофинансирование
  • новые механизмы финансирования образования предприятиями
  • налоговое стимулирование инвестиций в сферу образования
  • новые механизмы оплаты труда в сфере образования
  • механизм экономии от масштаба образовательной деятельности.

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИННОВАЦИИ

 

Менеджмент организационных инноваций в сфере образования зависит от того, на каком этапе находится применение новых технологий в обучении - на начальном или на продуктивном. Краткая характеристика этих этапов приведена в схеме. 
    Эти две фазы различаются по многим параметрам. Если на первой фазе инициатива в деле применения технологических инноваций обычно исходила от отдельного преподавателя, то на второй фазе она должна исходить от факультета. 
    Если на начальной фазе информатизации образования на базе новых технологий изучался только какой-то фрагмент учебного курса, то на второй фазе новые технологии должны органично интегрироваться в учебные планы, в структуры учебных курсов. 
    Выбор конкретных технологий для использования в учебном процессе на первой фазе информатизации образования осуществляется с позиций отдельного преподавателя, на второй фазе в основе этого выбора лежит глубокий дидактический и экономический анализ. 
    На первой фазе компьютерная обучающая программа создается одним преподавателем, на второй - целой группой, объединяющей разных специалистов, в результате чего разрабатываются новые образовательные технологии, использование которых предполагает определенные процедуры эксплуатации и управления. 
    Переход с начального на продуктивный этап применения новых технологий в обучении связан с разработкой и реализацией организационных инноваций в сфере образования. Освоение организационных инноваций в ходе применения новых технологий является важнейшим фактором развития всей образовательной системы. 
    Эффективность обучения на базе новых технологий, когда оно осуществляется отдельными преподавателями в определенных учебных программах в рамках организационной системы, характерной для традиционного образования, как показывает опыт, оказывается низкой, поскольку такое обучение требует больших дополнительных затрат на создание новой технологической основы учебного процесса. Для того, чтобы эти затраты оправдались в результате процесса образования, привели к количественному и качественному росту этого результата, необходимо разрабатывать и распространять организационные инновации в сфере образования.  
    Если новые технологии применяются в старых организационных структурах, то этот процесс встречается с большими преградами и сложностями, основные из которых обобщены в кратком перечне     Инертность организации обучения, слабое освоение и распространение организационных инноваций в сфере образования - основная преграда применения новых технологий в учебном процессе. 
     Разработка организованных инноваций и их активная реализация, проведение политики в области применения новых технологий в образовании - основной путь повышения эффективности обучения.  
    Эффективность образования, базирующегося на современных компьютерных и телекоммуникационных технологиях, существенно зависит от степени распространения организационных инноваций. 
 
    Традиционным способом организации основанного на НИТ образования является такой, при котором программы или отдельные курсы обучения посредством современных компьютерных и телекоммуникационных технологий проводятся в рамках обычных учебных заведений - в школах, колледжах, университетах или центрах обучения, которые основную учебную работу ведут в традиционных учебных аудиториях. Преподаватели этих учебных заведений в последние годы все чаще используют в своей работе новые информационные технологии, порой с помощью современных телекоммуникаций присоединяя удаленных обучающихся к своим аудиторным занятиям. В этом случае использование компьютеров и телекоммуникаций в основном связано с деятельностью отдельных преподавателей.  
    К сожалению, на сегодняшний день часто организационная структура и политика в традиционных университетах является тормозом на пути распространения организационных инноваций.     Негибкость организации образования в традиционных университетах приводит к тому, что информационные технологии используются порой в обучении очень слабо. Это не позволяет преподавателям оценить ни преимущества, ни проблемы компьютерного обучения. Опросы мнений преподавателей показывают, что те из них, кто ощущает наибольшие преимущества новых технологий обучения, те испытывают и больше всего проблем; и наоборот, те, кто не почувствовал выгод новых форм образования, не ощущают и их трудностей.  
    Отсутствие в высших учебных заведениях соответствующей организационной политики, направленной на поддержку введения в образовательный процесс новых информационных технологий, проведение ad hoc политики в отношении информатизации образования приводит к тому, что культура использования компьютерных и коммуникационных технологий в этих заведениях оказывается очень низкой.  
    В таких случаях преподаватели часто утверждают, что их курсы не могут быть улучшены методами компьютерного обучения.     Очень часто преподавателю, решившему использовать компьютер в учебном процессе, приходится действовать безо всякой институциональной поддержки. Преподаватель должен полностью самостоятельно выбрать инструментальное средство, разработать обучающую программу, обеспечить ее внедрение в учебный процесс, при этом практически безо всякой помощи решать проблемы обеспечения обучения необходимыми техническими и технологическими средствами, борясь с инерцией организационной системы традиционного университетского образования.  
    Сегодня становится довольно ясным, что организационная структура и политика в учебных заведениях является важнейшим фактором развития образовательной системы. Ключевой задачей является превратить этот фактор из тормоза на пути информатизации образования в ее катализатор. Решение этой задачи предполагает разработку и освоение организационных инноваций в сфере образования.  
    Становление, развитие инновационного образовательного процесса выдвигает новые задачи перед менеджерами образования и администраторами учебного процесса.

Основные задачи администрации в инновационном образовательном процессе

  1. Наладить и поддерживать адекватные связи между технологиями, содержанием обучения, разработкой курсов, их доставкой, развитием среды обучения и другими компонентами образовательного процесса.
  2. Обеспечить соответствие задач, решаемых различными компонентами образовательной системы, скоординировать совместную деятельность для решения всего комплекса задач.
  3. Оценка образовательных потребностей обучаемых и ориентация всего учебного процесса на наиболее полное удовлетворение этих потребностей.
  4. Набор соответствующего штата преподавателей, их надлежащая подготовка, обеспечение необходимых связей между разработчиками курсов, консультантами по методам обучения, тьюторами. Разработка и применение специальных дистанционных организационных процедур и механизмов для обеспечения согласованности деятельности всего преподавательского и учебно-вспомогательного состава.
  5. Совершенствование среды обучения (организация обучения не только в специально оборудованных классах, комнатах для проведения телеконференций или учебных центрах, но и на рабочем месте, дома или в какой-либо другой среде).
  6. Применение рыночных механизмов организации образования (маркетинг образовательных услуг: исследование конъюнктуры рынка образовательных услуг, реклама и др.).

 
    Необходимо наладить и поддерживать адекватные связи между технологиями, содержанием обучения, разработкой курсов, их доставкой, развитием среды обучения и другими компонентами образовательного процесса. Администраторы учебных заведений должны обеспечить соответствие задач, решаемых различными компонентами образовательной системы, скоординировать совместную деятельность для решения всего комплекса задач.  
    Оценка образовательных потребностей обучаемых и ориентация всего учебного процесса на наиболее полное удовлетворение этих потребностей - важнейшая задача управления образованием, основанным на НИТ. Менеджеры учебных заведений должны сопоставлять различные технологии с точки зрения их соответствия учебным целям и задачам, обеспечения максимальной эффективности образовательного процесса.  
    Важной задачей администрации является набор соответствующего штата преподавателей, их надлежащая подготовка, обеспечение необходимых связей между разработчиками курсов, консультантами по методам обучения, тьюторами, что особенно актуально для дистанционного образования, когда преподаватели могут находиться на значительном расстоянии друг от друга, иногда они могут работать в различных городах и даже странах. В этом случае разрабатываются специальные организационные процедуры и механизмы для обеспечения согласованности деятельности всего преподавательского и учебно-вспомогательного состава.  
    Повышение эффективности образования, основанного на новых технологиях, связано с совершенствованием организации среды обучения. Если традиционное обучение проходит в классических учебных аудиториях, то базирующееся на компьютерных и телекоммуникационных технологиях обучение происходит не только в специально оборудованных классах, комнатах для проведения телеконференций или учебных центрах, но и на рабочем месте, дома или в какой-либо другой среде. В работах по дистанционному образованию описываются случаи обучения в условиях путешествий, а также военных действий, на подводных лодках, маяках и даже в тюрьмах.  
    Естественно, что обучение в среде, не приспособленной специально для образовательных целей, ставит сложные задачи перед организаторами образования. Они должны помочь обучаемым развить необходимые навыки для эффективного обучения на рабочем месте, дома или в какой-либо другой среде. Менеджеры должны обеспечить связь между проектированием учебных курсов и конкретной средой их использования. Очень важно связать содержание обучения с его средой таким образом, чтобы учебная среда стала не отвлекающим, а вспомогательным фактором процесса обучения.  
    Если же среда обучения специально ориентирована на образование, основанное на высоких технологиях, то для совершенствования организации обучения также важно обеспечить учет специфики данной среды при выборе содержания, проектировании и доставке учебных курсов. Эффективность обучения часто повышается в связи с деятельностью специального "координатора учебной площадки" ("site coordinator"), который обеспечивает надлежащее использование возможностей учебного центра. От деятельности администрации центров основанного на высоких технологиях образования, предоставляющих оборудование и учебные материалы для занятий, места для индивидуального обучения, комнаты для групповых занятий или консультаций, во многом зависит эффективность образования.  
    Новые задачи перед менеджерами образования встают и в связи с развитием рыночных механизмов в сфере образования. Среди факторов развития рынка в сфере образования могут быть названы следующие:

Факторы развития рынка в сфере образования

  1. Сокращение и изменение механизмов государственного финансирования образования
  2. Приобретение знанием статуса основного капитала в общественном развитии, становление информационного общества
  3. Развитие новых информационных технологий
  4. Развитие неоконсервативной идеологии

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ

 

Инновационно-технологический менеджмент в сфере образования предполагает не только управление технологическими, организационными и экономическими инновациями, но и менеджмент педагогических инноваций, то есть управление процессом разработки и распространения новых педагогических технологий, новых методов, приемов, методик преподавательской деятельности. 
 
     Технологические инновации приводят к существенному расширению множества педагогических методов и приемов, которые существенно влияют на характер преподавательской деятельности, тем самым оказывая воздействие в целом на развитие педагогической подсистемы.  
 
     Использование новых технологий в учебном процессе приводит к тому, что развиваются:

  • новые педагогические методы и приемы,
  • новая образовательная среда,
  • новый стиль работы преподавателей,
  • структурные изменения в педагогической системе.

 

    Это ставит специфические задачи по организации и управлению педагогическим процессом.

 

 

 Всю совокупность методов преподавания и обучения на базе современных компьютерных и телекоммуникационных технологий условно разобьем на четыре основные группы по типу коммуникации между обучаемыми и преподавателем:

  • Методы самообучения
  • Педагогические методы "один - одному"
  • Преподавание "один - многим"
  • Образование на базе коммуникации "многие - многим"

 

    Методы самообучения 
 
    Методы самообучения получили значительное развитие на базе современных информационных технологий. Если в традиционной образовательной системе самообучение происходило путем чтения книг, то новые технологии привели к развитию множества таких методов, при которых обучаемый взаимодействует с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя и других обучаемых.  
    Для самообучения на базе современных технологий характерен мультимедиа подход, при котором образовательные ресурсы разрабатываются на базе множества разнообразных средств.

Традиционное образование

Инновационное образование

Печатные материалы

Печатные материалы 
Аудио- и видео материалы 
Компьютерные обучающие программы 
Электронные журналы 
Интерактивные базы данных 
Другие учебные материалы, доставляемые по компьютерным сетям


 

    Особое значение в новой образовательной системе имеют материалы для самообучения, доставляемые по компьютерным сетям. 
     Так, в интерактивных базах данных систематизируются массивы данных, которые могут быть доступны через опосредованные компьютером коммуникации. Все возрастающее число таких баз данных сейчас доступно через компьютерные сети. 
     Предоставление доступа к таким внешним базам данных с целями самообучения является наиболее простым и часто применяемым, но не единственным способом их использования в учебном процессе. На основе этих внешних баз данных могут разрабатываться локальные базы данных, ориентированные на их использование как студентами, так и преподавателями. 
     Все чаще в качестве источников информации при самообучении используются интерактивные журналы, которые представляют собой периодические издания, распространяющиеся среди подписчиков через компьютерные сети. Студенты часто подписываются на интерактивные журналы с целью использования их как неотъемлемой части курса или как дополнения к работе. 
     Компьютерные обучающие программы представляют собой программное обеспечение, которое играет особую роль в современном образовании, поскольку может использоваться для самообучения на удаленном компьютере через компьютерную сеть.  
     Студенты могут получить также доступ к прикладным программам в удаленных библиотеках программных продуктов. Такие прикладные программы доступны на целом ряде главных компьютеров. Internet обеспечивает стандартизованный протокол пересылки файлов (FTP - file transfer protocol), позволяющий получить копии прикладных программных средств, а основной функцией многочисленных и популярных BBS (систем досок объявлений) является обмен программными средствами. 
     Таким образом, в современном образовании существенное место занимает самообучение на базе развитых с помощью разнообразных средств образовательных ресурсов. 
 
    

Методы инновационного обучения один-одному    

Педагогические методы "один - одному", т.е. методы индивидуализированного преподавания и обучения, для которых характерны взаимоотношения одного обучаемого с преподавателем или с другим обучаемым, развиваются в современном образовании не только на основе непосредственного контакта, но и посредством таких технологий, как телефон, голосовая почта, электронная почта.

Характер учебных взаимодействий: 
обучаемый с преподавателем  
обучаемый с другим обучаемым

Технологии:  
телефон 
голосовая почта 
электронная почта


 

    Особенно важным является развитие теленаставничества, опосредованного компьютерными сетями.    

Преподавание "один - многим"     

 Преподавание "один - многим", в основе которого лежит представление  преподавателем учебного материала  перед обучаемыми, не играющими  активной роли в коммуникации, свойственно традиционной образовательной системе, но оно получает новое развитие на базе инновационных технологий. 
     Так, лекции, записанные на аудио- или видео-кассеты, читаемые по радио или телевидению, дополняются в инновационном образовательном процессе так называемыми "элекциями" (электронными лекциями), т.е. лекционным материалом, распространяемым по компьютерным сетям. Элекция может представлять собой не традиционный лекционный текст, а подборку статей или выдержек из них, а также учебных материалов, которые готовят обучающихся к будущим дискуссиям.

Традиционное образование

Инновационное образование

Лекция

Аудио- и видео лекции 
Радио и телевизионные лекции 
Элекции - электронные лекции


 

 

    Педагогические методы на основе коммуникаций "многие - многим"

- это методы, для которых  характерно активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса.  
     Значение этих методов и интенсивность их использования существенно возрастает с развитием обучающих телекоммуникационных технологий. Интерактивные взаимодействия между самими обучающимися, а не только между преподавателем и обучающимися, становятся важным источником получения знаний.  
     Развитие этих методов связано с проведением учебных коллективных дискуссий и конференций. Технологии аудио-, аудиографических и видеоконференций позволяют активно развивать такие методы в инновационном образовании. Особую роль в учебном процессе играют компьютерные конференции, которые позволяют всем участникам дискуссии обмениваться письменными сообщениями как в синхронном, так и в асинхронном режиме, что имеет большую дидактическую ценность.  
     Компьютерно-опосредованные коммуникации позволяют активнее использовать такие методы обучения, как дебаты, моделирование, ролевые игры, дискуссионные группы, мозговые атаки, методы Дельфи, методы номинальной группы, форумы, проектные группы и другие.

Характер учебных взаимодействий: 
между обучающимися и преподавателем 
между самими обучающимися

Технологии: 
синхронные и асинхронные аудио-,  
аудиографические, видео- и компьютерные конференции


Развитие образовательной среды инновационного обучения:

  • Развитие содержания обучения на новой технологической основе
  • Развитие интерактивности образовательной среды
  • Стимулирование активности обучаемого в учебном процессе
  • Оганизация адаптивного, гибкого учебного процесса

 

    Содержание инновационного обучения развивается на базе современных компьютерных и телекоммуникационных технологий, которые предоставляют средства для:

  • организации и структуирования содержания образования
  • связи элементов содержания образования
  • использования различных видов информации
  • модульности и доступа к фрагментам содержания
  • представления курса как совокупности уроков (тем)
  • разработки урока как системы образовательных действий
  • представления образовательного действия как совокупности простых действий
  • разработки последовательности изучения материала
  • адаптации содержания учебного материала к особенностям обучаемых
  • развития содержания образования на разных уровнях: авторов курсов, преподавателей, методистов, учеников
  • ориентации в материале
  • использования профессиональных дискуссий в учебных целях и ряд других

 

     

·  Основные проблемы в области содержания образования связаны с резким ростом объема преподаваемого материала и его постоянным обновлением. Резко обострилась проблема обеспечения учебного процесса учебными и методическими пособиями. Подготовка образовательных текстов и развитие образовательной среды как две составляющих разработки содержания образования сталкиваются сегодня с большими трудностями. Одна из них - это организация и структуирование учебной информации, заданий, упражнений и т.п., что составляет основу содержания образования. Поскольку элементы содержания образования, во-первых, очень разнородны по характеру и, во-вторых, имеют сложные взаимосвязи и взаимоотношения, постольку усложняется задача их организации в единый учебный процесс.  
     На современном уровне эта задача решается на основе новых информационных технологий. Современные технологии обработки информации, в частности информационные гипертехнологии, обеспечивают организацию и структуирование информации с помощью установления гиперсвязей.  
     Гипертекст позволяет устанавливать ассоциативные связи (гиперсвязи) между отдельными терминами, фрагментами, статьями в текстовых массивах, благодаря чему текст оказывается организованным не только от начала к концу, но и по тематическим линиям, по индексам, библиографическим указателям и т.п. - т.е. в соответствии с установленной структурой связи.  
     Гипермедиа технологии, т.е. такие, которые развиты на основе гипертекста, но обеспечивают работу и с нетекстовой информацией, позволяют организовать и структуировать учебный материал и в виде изображения, звука, речи, видеозаписи.  
     Набор обычных учебников, методических пособий, сборников упражнений и т.п. активно вытесняется современной информационной системой. Организация структуирования учебного материала в этой системе может осуществляться с помощью средств гипертехнологий. Эти средства позволяют представить учебный материал в виде иерархической сети элементов.  
     CD ROM был провозглашен как "новый папирус". Электронные книги, энциклопедии разрабатываются на основе гипер- и мультимедиа технологий и главным образом обучение с их помощью базируется на методе информационного ресурса. Однако с педагогической точки зрения важно, чтобы электронные книги включали задачи и вопросы, которые позволили бы читателю проверить его понимание сути дела. То есть важным является сочетание метода информационного ресурса с методами компьютерных вопросов-ответов.  
 
    

·  В гиперсистемах разработаны средства для установления эксплицитных, явных связей между иерархически организованными фрагментами. При этом не является необходимым разъяснение того, почему авторы учебного материала решили предусмотреть явную связь между его определенными элементами. Существенным является то, что данная связь может осуществляться в учебном курсе.  
     Постепенное решение проблемы автоматического создания связей позволяет разрабатывать большие гипермедиа системы, что чрезвычайно актуально для развития содержания образования в форме современных информационных систем.  
 
    

·  Технологии гипермедиа позволяют организовать, структуировать и связать между собой различные элементы содержания образования, которые могут быть не только в форме текста, но и в форме неподвижных и движущихся изображений, речи, звука, видеороликов и т.д. Это предоставляет разработчикам содержания образования колоссальные возможности организации педагогического процесса на качественно новом уровне.  
 
    

·  Изучая какой-то материал и желая работать с определенным его фрагментом, пользователи не должны следовать длинными маршрутами через весь материал, чтобы добраться до определенной его части. Современные средства доступа позволяют быстро обратиться непосредственно к интересующему элементу содержания информационной системы.  
 
    

·  Содержание образования можно рассматривать как совокупность курсов, а курс - как систему уроков (или тем). Создание высококачественных уроков с использованием новых технологических возможностей - это современная задача по развитию содержания образования.  
     Сейчас развитие инструментальных средств для образования на основе новых информационных технологий порой значительно опережает их использование в преподавании конкретных дисциплин. Это связано с трудностями разработки содержательной части курсов, проблемами наполнения программных оболочек конкретным учебным материалом.  
     В настоящее время на рынке инструментальных средств преставлен целый ряд систем для разработки и редактирования обучающих программ в различных областях знаний - Урок, PLS, HMCard и другие. Эти системы позволяют реализовать оригинальные педагогические методики лучших преподавателей и экспертов и представить их обучаемым.

·  Современные информационные технологии предоставляют богатый набор средств для разработки образовательных действий, а именно, представление информации в различной форме с разными графическими, звуковыми и видео- эффектами, возможности моделирования, обучающего диалога с компьютером, деловых игр и т.п. Важно использовать эти средства при разработке содержания конкретных уроков, тем в соответствии с образовательными целями, которые стоят перед автором обучающего материала.  
 
    

·  Каждое образовательное действие можно рассматривать как набор простых действий. Простое действие заключаться в том, чтобы прочитать какой-то фрагмент текста, что-то прослушать или посмотреть на экране компьютера или видео, включиться в какую-то компьютерную игру или выполнить определенное задание вдали от компьютера и т.п. Разработка системы таких простых действий с использованием всех богатых возможностей, предоставляемых современными технологиями работы с информацией - это и есть основа деятельности по развитию содержания образования на современном уровне.  
 
    

·  Организация учебного материала должна быть дополнена знаниями о том, как использовать этот хорошо структуированный материал для достижения образовательных целей.  
     Один из путей разработки последовательности изучения материала в курсе - это конструирование предопределенных туров, которыми пользователи смогут следовать в случае, если у них нет достаточной уверенности в себе для того, чтобы изучать материал самостоятельно выбранным путем.  
     Те пользователи, которые чувствуют себя в изучаемой предметной области достаточно уверенно, могут осуществлять направляемое изучение материала. Средства для такого способа освоения содержания образования также развиваются в области компьютерных технологий обучения.  
     То, что пользователь самостоятельно может выбрать режим изучения материала, - туры или направляемое изучение - является важной характеристикой учебного процесса.  
 
    

·  Диагностика состояния обучаемого и адаптация содержания учебного материала к особенностям его конкретного освоения в том или ином учебном процессе - это задачи, которые решаются разработчиками современных компьютерных обучающих систем.  
     Эта задача может решаться, например, с помощью различения статических и динамических туров: статические туры обращают пользователя к новому образовательному действию безотносительно к его индивидуальным характеристикам, а динамические туры зависят от того, как обучаемый ответил на предлагаемые в процессе освоения учебного материала контрольные вопросы.  
     Электронные книги с целью адаптации содержания учебного материала к специфическим характеристикам индивидуальных пользователей снабжаются механизмами создания профилей, параметров пользователей. В таком профиле накапливается информация об исходных знаниях пользователя в изучаемой предметной области, его опыте, предпочтениях, творческих возможностях и т.п. В зависимости от вида такой характеристики пользователя выбирается определенный стиль, стратегия и тактика освоения учебного материала, формируется конкретное содержание процесса обучения.  
 
    

·  Если в традиционных системах компьютерного обучения среда автора-разработчика и среда обучения отделены друг от друга, то в гиперсистемах этого нет. Эти системы имеют существенно более простую структуру, которая делает легко осуществимыми редактирование и внесение дополнительного материала (как связей, так и узлов) в существующую гипермедиа базу данных. Таким образом, внесение различных изменений и дополнений в учебный материал, которое иногда называется "перекраиванием" информационной системы, оказывается возможным на всех уровнях ее разработки и использования.  
     Высказывается мнение, что предоставление обучаемому доступа к возможностям автораразработчика развивает творческие возможности, хотя давать волю начинающему обучаться пользователю оперировать со сложной системой автора, возможно, не будет очень продуктивным занятием; т.е. ограниченные и четко направленные возможности для творчества, вероятно, будут более эффективными для образования. Среди таких возможностей развития содержания образования выделяются самогенерируемые туры, использование средств аннотации, создание концептуальных карт, "составные картинки знаний", мультимедиа наброски, очерки, составленные на базе множества существующих материалов и другие.  
     С целью предоставления возможности развивать содержание образования целесообразно наиболее активно использовать аннотации. Они позволяют добавить замечания к любому образовательному действию на различных операционных уровнях (от автора до пользователя), задавать новые личные туры и отвергать заложенные в уроке туры, обеспечить связь между различными пользователями обучающего материала и т.п.  
 
    

·  Разработчики инструментальных средств компьютерного обучения часто пытаются объединить в одной системе разные средства навигации. Наиболее часто объединяются вместе такие средства ориентации в материале, как содержательная страница, алфавитный индекс тем, ориентация по карте и другие. Каждое из этих средств может быть предпочтительнее при конкретных обстоятельствах процесса обучения в определенном курсе или для некоторого пользователя.  
 
    

·  При разработке содержания современного образования важно использовать основанные на компьютерных технологиях методы рефлексии и формализации профессиональных знаний в целях обучения. Такие методы позволяют выявлять, эксплицировать то неформальное знание, которое профессионалы ежедневно используют в своей практике, делать его предметом изучения, и таким образом обеспечивать опережающий характер обучения.

 

Cодержание педагогической  деятельности в инновационном  образовательном процессе существенно  отличается от традиционной.  
     Во-первых, значительно усложняется деятельность по разработке курсов, поскольку быстро развивается ее технологическая основа. Она требует от преподавателя развития специальных навыков, приемов педагогической работы. Кроме того, современные информационные технологии выдвигают дополнительные требования к качеству разрабатываемых учебных материалов в основном из-за открытости доступа к ним как большого числа обучаемых, так и других преподавателей и экспертов, что в принципе усиливает контроль за качеством этих материалов.  
     Во-вторых, особенностью современного педагогического процесса является то, что в отличие от традиционного образования, где центральной фигурой является преподаватель, центр тяжести при использовании новых информационных технологий постепенно переносится на студента, обучающегося, который активно строит свой учебный процесс, выбирая определенную траекторию в развитой образовательной среде. Важной функцией преподавателя становится поддержать обучающегося в его деятельности, способствовать его успешному продвижению в море учебной информации, облегчить решение возникающих проблем, помочь освоить большую и разнообразную информацию. В мировом образовательном сообществе в связи с этим стал использоваться новый термин, подчеркивающий большое значение этой функции преподавателей - facilitator - фасилитейтор - (тот, кто способствует, облегчает, помогает учиться).  
     В-третьих, предоставление учебного материала, предполагающее коммуникацию преподавателя и обучаемых, требует в современном образовании более активных и интенсивных взаимодействий между ними, чем в традиционном классе, где преобладает как бы обобщенная обратная связь учителя со всем классом, а взаимодействие учителя с отдельным учеником довольно слабое. Современные коммуникационные технологии позволяют сделать такое взаимодействие намного более активным, но это требует от преподавателя специальных дополнительных усилий.  
     Итак, основные изменения в педагогической деятельности при инновационном обучении по сравнению с традиционным следующие:

  • Усложнение деятельности по разработке курсов в связи с быстрым развитием технологической основы обучения.
  • Необходимость специальных навыков и приемов разработки учебных курсов.
  • Усиление требований к качеству учебных материалов в связи с открытостью доступа к ним; усиление контроля за качеством учебных материалов.
  • Возрастание роли обучаемого в учебном процессе, смещение центра (фокуса) учебного процесса от преподавателя к студенту.
  • Усиление функции поддержки студента, помощи ему в организации индивидуального учебного процесса.
  • Возможность обратной связи преподавателя с каждым обучающимся при использовании новых коммуникационных технологий в отличие от обобщенной обратной связи преподавателя с традиционным классом.

 

     Таким образом, в связи с применением современных  компьютерных и телекоммуникационных  технологий в сфере образования  происходят существенные изменения  в преподавательской деятельности, месте и роли преподавателя  в учебном процессе, его основных функциях.  
     Именно эти изменения, а не вытеснение преподавателей компьютерами и видеоустановками характерны для современного образования. Развитие образования, основанного на новых информационных технологиях, показывает необоснованность опасений того, что применение этих технологий приведет к сокращению числа преподавателей, увеличению их безработицы.  
     Такие опасения достаточно типичны. В самых различных отраслях с появлением новой технологии, нового оборудования часто задаются вопросом о том, как это скажется на занятости, не произойдет ли замещение живого труда основным средствами. Самым общим выводом из довольно многочисленных работ по влиянию компьютерных и телекоммуникационных технологий на занятость в различных отраслях экономики является то, что эти технологии оказывают основное влияние не на количество рабочих мест, а на требования к качеству труда: меняется его организация, содержание и требования к квалификации работающих.  
     Аналогичные изменения происходят и в преподавательской деятельности в связи с применением новых информационных технологий в сфере образования. Если в традиционном образовании преподаватель большую часть времени уделял чтению лекций, проведению занятий "ex cathedra", то в основанном на НИТ образовании во многом меняется содержание его деятельности. Преподаватель теперь должен, во-первых, разработать содержание курса на новой технологической основе, во-вторых, помочь обучаемому сориентироваться в обширной и разнообразной учебной информации и найти подходящую именно ему образовательную траекторию, в-третьих, обеспечить активное взаимодействие обучаемого как с ним, преподавателем, так и с другими обучаемыми в ходе обсуждения вопросов курса.  
     При этом для каждого из этих основных видов преподавательской деятельности характерны специфические проблемы. Так, разработка курсов на базе новых технологий требует не только свободного владения учебным предметом, его содержанием, но и специальных знаний в области современных информационных технологий. Это же касается и помощи преподавателя при освоении обучаемым обширных образовательных ресурсов. Взаимодействие в ходе учебного процесса, осуществляемого на базе современных коммуникационных технологий, также требует специальных не только педагогических, но и технологических навыков, опыта работы с современными техническими средствами.  

Разработка инновационного учебного курса

Определение:

целей курса 
путей достижения целей курса 
способов представления материала 
методов обучения 
типов учебных заданий, упражнений 
вопросов для обсуждения 
путей организации дискуссий 
способов взаимодействия и коммуникации

Осуществляет группа (команда) специалистов:

преподаватели-дизайнеры курсов 
специалисты по технологиям (телевизионной и видео съемке, компьютерной графике, сетевым технологиям и др.)    

Опыт развития современного образования показывает, что разработка курсов может вестись на базе разделения труда между преподавателями-предметниками, специалистами по образовательным технологиям и экспертами по оцениванию результатов обучения. В совместной деятельности по разработке учебного курса эти специалисты решают такие вопросы, как цели курса и основные пути их достижения, способы предоставления учебного материала, основные методы обучения, типы учебных заданий, упражнений, вопросов для обсуждения, конкретные пути организации дискуссий и других способов взаимодействия между различными участниками учебного процесса и т.п.  
     В совместной деятельности преподавателей различных специальностей по разработке учебного курса на базе современных информационных технологий необходимо участие и представителей других подсистем современного образования, особенно технологической, в частности, специалистов по компьютерной графике, телевизионной и видео-съемке и т.д.  
     Таким образом, разработка курсов основанного на современных компьютерных и телекоммуникационных технологиях образования должна вестись определенными группами, командами преподавателей разных профилей, специалистов по технологиям, по организации учебного процесса. 
 

Предоставление курсов инновационного обучения    

 Осуществляется  группой специалистов, в которую  могут входить:

преподаватель-консультант по методам обучения 
тьютор для интерактивного взаимодействия 
специалист по контролю за ходом обучения 
технологи (по телекоммуникациям, программному обеспечению и др.) 
администраторы учебных центров 
координаторы учебной площадки     

 Результат деятельности  команды разработчиков курса, а  именно разработанный курс - передается  для использования в учебном  процессе преподавателями других специальностей, консультантами по методам обучения и тьюторами. Когда курс предоставлен для обучения посредством компьютерных и телекоммуникационных технологий, тогда обучаемые должны быть распределены между этими преподавателями, которые помогают им сориентироваться в учебном материале, освоить его и вступить в учебный диалог, интерактивное обсуждение материалов курса.  
     При этом как фасилитейторы, так и тьюторы могут работать совместно с консультантами по организационным вопросам, ассистентами учебных центров по вопросам телекоммуникаций и другими специалистами. То есть педагогическое сопровождение процесса предоставления учебных курсов может также осуществляться командами различных специалистов в сфере современного образования.  
     Управление процессом преподавания на базе современных технологий предполагает постоянный контроль качества деятельности всех специалистов, участвующих в педагогическом процессе с целью повышения эффективности образования.

 

Менеджмент педагогических инноваций предполагает:

  • разделение труда между преподавателями,
  • объединение преподавателей и других специалистов в группы, команды по разработке и предоставлению учебных курсов,
  • мониторинг эффективности преподавательской деятельности и корректировку организации педагогического процесса.

 

    Технологические инновации приводят к изменению характера преподавательской деятельности, диверсификации труда преподавателей, что требует усиления специализации этой деятельности.  
     Характерной чертой менеджмента педагогических инноваций является организация образовательного процесса на основе разделения труда.  
     То, что традиционная образовательная система представляет собой одну из немногих сфер человеческой деятельности, где принцип разделения труда воплощен крайне слабо, во многом, очевидно, связано, с отсталостью применяемых в ней технологий. Бурный научно-технический прогресс вплоть до самого последнего времени практически никак не затрагивал сферу образования. В результате для нее оказалось характерным чрезвычайно расточительное использование преподавательского труда, когда цели и содержание очень многих курсов дублируются, а качество их разработки существенно варьирует.  
     Развитие новых информационных технологий позволяет существенно модернизировать учебный процесс и повысить эффективность образования путем управления процессом преподавания на основе разделения труда. Без него невозможно достичь значительного роста числа обучаемых, а значит и проявления эффекта масштаба.  
     Основными специализациями преподавателей в инновационном образовательном процессе являются следующие: специалист по разработке курсов, т.е. дизайнер курсов; консультант по методам обучения, или используя новый термин, фасилитейтор, который помогает обучаемым найти и реализовать свою образовательную траекторию в разработанном учебном материале; тьютор, т.е. специалист по интерактивному предоставлению учебных курсов, взаимодействиям с обучаемыми в ходе изучения материалов курса; инвигилатор - специалист по методам контроля за результатами обучения, ответственный за организацию и проведение тестов, зачетов, экзаменов.  
     При этом возможно и часто необходимо разделение труда в рамках этих выделенных специализаций. Так, разработчик, дизайнер курсов должен быть специалистом-предметником, который подбирает, структуирует и организовывает учебный материал, и при этом он должен быть специалистом по современным образовательным технологиям, поскольку учебный курс основывается на новых компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Разработчик курсов должен быть также специалистом по способам оценки достижения целей обучения и отдельным учеником, и курсом в целом.

Разделение труда преподавателей при инновационном обучении  

 
Мониторинг эффективности преподавательской деятельности и корректировка организации педагогического процесса предполагает:

  • Анализ и выявление слабых сторон и рассогласований в совместной работе команд, осуществляющих разработку и доставку дистанционных курсов.

Проведение опроса преподавателей, занятых разработкой и доставкой учебных курсов. 
Организация рабочих совещаний в ходе разработки учебных курсов.

  • Анализ мнения студентов, прошедших дистанционное обучение

Проведение анкетирования студентов.

  • Анализ опыта организации педагогического процесса в других дистанционных учебных заведениях.

Участие в российских и международных конференциях по дистанционному обучению, в том числе компьютерных конференциях.     

Основные вопросы мониторинга организации педагогического процесса:

  • Правильно ли организованы группы по разработке и предоставлению курсов?
  • Оправданы или нет способы разделения труда в этих группах?
  • Насколько сильная специализация труда преподавателей необходима для эффективного обучения?
  • Каковы должны быть относительные роли различных преподавателей и других специалистов в учебном процессе?

 


Информация о работе Основы инновационно-технологического менеджмента