Организация управления инновационной деятельностью на предприятии и коммерциализация результатов НИОКР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:42, лекция

Краткое описание

Задачи управления инновационной деятельностью заключаются не только в выработке и формировании стратегии инновационной деятельности и стратегического плана, но также в успешной организации инновационной деятельности. Система и подсистемы управления предприятием включают производственную и организационную структуру. Организационная структура – совокупность отделов/подразделений и служб предприятия, осуществляющих и координирующих функционирование системы управления, занимающихся разработкой и реализацией управленческих решений. Организационная структура определяет также уровни управления и взаимодействия в процессе осуществления деятельности предприятия.

Содержание

Структуры управления инновационной деятельностью на предприятии, организационные формы реализации инновационных процессов.
Планирование и контроль инновационной деятельности на предприятии.
Коммерциализация результатов НИОКР.
Прогнозирование в инновационных процессах.

Вложенные файлы: 1 файл

Organizatsia_upravlenia_innovatsionnoy_deyatelnos.docx

— 28.58 Кб (Скачать файл)

Тема: Организация управления инновационной деятельностью на предприятии и коммерциализация результатов НИОКР

 

    1. Структуры управления инновационной деятельностью на предприятии, организационные формы реализации инновационных процессов.
    2. Планирование и контроль инновационной деятельности на предприятии.
    3. Коммерциализация результатов НИОКР.
    4. Прогнозирование в инновационных процессах.

 

  1. Структуры управления инновационной деятельностью на предприятии, организационные формы реализации инновационных процессов.

 

Задачи управления инновационной  деятельностью заключаются не только в выработке и формировании стратегии инновационной деятельности и стратегического плана, но также в успешной организации инновационной деятельности. Система и подсистемы управления предприятием включают производственную и организационную структуру. Организационная структура – совокупность отделов/подразделений и служб предприятия, осуществляющих и координирующих функционирование системы управления, занимающихся разработкой и реализацией управленческих решений. Организационная структура определяет также уровни управления и взаимодействия в процессе осуществления деятельности предприятия.

Роль организационной  структуры в эффективном инновационном  менеджменте значительна и принципиальна, т.к. в итоге от организационной  формы инновационной деятельности во многом зависят сроки и качество выполнения производственных и управленческих задач, затраты ресурсов и времени  на бизнес-процессы, конкурентоспособность  продукции и предприятия. При  этом, основным принципом построения современных инновационных структур управления является гибкость и адаптивность, что обусловлено процессами и тенденциями современного развития инновационной деятельности, возрастанием нестабильности внешней среды и динамикой инновационных процессов. С точки зрения научной и эмпирической обоснованности доказана определенная связь между эффективностью инновационной деятельности и формой организации инновационной деятельности, а также типом оргструктуры. Конкурентная политика, основанная на инновативности компаний, требует создания гибкой организационной структуры, позволяющей оптимизировать процесс разработки и внедрения инноваций. Таким образом, формирование оргструктуры управления инновационной деятельностью должно базироваться на современных принципах.

Принципы формирования организационной  структуры управления инновационной  деятельностью:

    • открытость к внешней среде;
    • минимальное регулирование коммуникаций в организационной среде, их интенсивность;
    • делегирование и децентрализация в управлении;
    • эффективная система мотивации и поощрения генерирования инновационных идей.

 

Однако, на организацию управления инновационной деятельностью предприятия влияют 

значительной степени современные тенденции в организации инновационных процессов:

• усиление тенденции к децентрализации управления инновациями.

• региональная ориентация инновационной деятельности, выражающаяся в перемещении лабораторий НИОКР и маркетинговых центров непосредственно на потенциальные рынки сбыта. Например, компания Ericsson («Эриксон») имеет 76 научно-исследовательских центров в различных странах, Nokia – 52, Intel – 45, NTT («ЭнТиТи») – 12, NEC («Нек») – 13. Это позволяет наиболее точно определять потребности местных потребителей и реально сокращает сроки корректировки и адаптации новой продукции на новом рынке;

 

• развитие внутри корпорации только прикладных научных исследований и разработок.

• наиболее инновативные компании проводят реорганизацию с целью объединения отделов НИОКР и маркетинга в единые подразделения по управлению нововведениями;

 

• активное использование  внутрифирменных венчурных подразделений.

 

 

Проблемы инновационной  деятельности связаны с производственными, организационными, управленческими  проблемами предприятия. При этом возрастает риск дефицита финансовых, материальных, трудовых ресурсов, а также риски  по освоению новой техники и технологии, ускорения морального износа и основного  капитала компании. Специфика управления нововведениями обусловлена тем, что они требуют:

 

• знания мировых технологических  достижений, благоприятных для творческих идей;

• коллективной работы и  сотрудничества многих специалистов;

• систематического принятия решений;

• глубокого знания технологии;

• понимания путей превращения  технологий в полезные продукты;

• знания меняющихся запросов потребителя.

 

Необходимо также учитывать  факторы, определяющие тип, сложность  и иерархичность (количество уровней  управления) оргструктур: масштаб производства и объем продаж, номенклатура выпускаемой продукции, сложность продукции, уровень специализации, уровень развития инфраструктуры региона, международная деятельность и международная интеграция компании, а также организация НИОКР и формы организации научно-исследовательских подразделений предприятия.

Типы организационных  структур для осуществления инновационной  деятельности:

 

- линейная

- функциональная

-линейно-функциональная

- проектная

- матричная

- дивизиональная (виды - продуктовая, региональная, ориентированная на потребителя)

 

 

 

 

2. Планирование и контроль  инновационной деятельности на  предприятии.

 

Планирование является одной  из функций менеджмента, стратегическое планирование позволяет выполнять  долгосрочные цели деятельности предприятия, в том числе инновационной  деятельности. Планирование инновационной  деятельности охватывает определение  временных, затратных и ресурсных  параметров осуществления инновационной  деятельности. При этом планирование и обоснование затратных параметров имеет особенно важное значение, т.к. позволяет определить возможности снижения затрат на инновацию.

Планирование осуществляется на трех уровнях. Концептуальный уровень  связан с анализом проблемы, формулированием  целей и задач и соответствует  стратегическому планированию. Укрупненное  планирование проводится на основе прогнозов  и экспертных оценок или по статистическим данным. Характеризуется среднесрочным  периодом планирования. Третий уровень  – уточненное планирование, составление  оперативных, текущих планов, осуществляемое непосредственно в процессе инновационной  деятельности, в процессе работы над  проектом. Уточненное планирование учитывает  результаты контроля всех предыдущих этапов деятельности и может корректировать задачи планирования.

 

Стратегическое планирование инноваций позволяет не только воздействовать на окружающую среду, но и в определенной степени управлять ею в интересах  фирмы (предприятия). Любая фирма, будучи субъектом рыночных отношений, взаимодействует  с другими субъектами микросреды: поставщиками, посредниками, конкурентами, потребителями, организациями. Поставщики, обеспечивая производителя сырьем, материалами, трудовыми ресурсами, одновременно являются и источником инновационных идей и ставят инновационные  возможности производителя в  зависимость от своей инновативности. Университеты, научные лаборатории и другие научные организации являются источником научно-технических знаний и инкубатором ценных специалистов как для самих фирм-производителей, так и для остальных рыночных субъектов. Потребители, будучи конечными пользователями продукта, одновременно представляют ценный источник инновационных идей для производителя. И наконец, конкуренты также заинтересованы в эффективности инновационной деятельности и соответственно претендуют на те же источники инновативности. Поэтому, необходимо осуществлять определенные стратегические меры по планированию взаимоотношений с каждым из вышеназванных субъектов микросреды (поставщики, потребители, конкуренты, контрагенты) для повышения эффективности планирования инновационной  деятельности и для повышения уровня своей инновативности.

 

 

 

3. Коммерциализация результатов  НИОКР.

 

Под коммерциализацией результатов  НИОКР (научно-технической деятельности) понимают форму технологического трансфера, при котором потребитель приобретает права на использование знаний и выплачивает их владельцу (разработчику технологии) в той или иной форме вознаграждение в размерах, определяемых условиями лицензионного (или иного) договора между ними. К коммерческим формам передачи технологий относятся лицензионные соглашения на передачу прав на использование технической документации; предоставление прав на использование объектов интеллектуальной (промышленной) собственности и ноу-хау; соглашения на проведение работ типа «инжиниринг»; контракты и субконтракты на проведение совместных НИОКР, передачу научно-технических данных, программного обеспечения; инвестиционные соглашения.

К коммерческим формам передачи технологий относятся также договоры на создание, дооборудование и модернизацию производственных и иных объектов; производственное и иное обучение; оказание технической помощи; поставки отдельных образцов изделий, при  которых происходит раскрытие производственных (коммерческих) секретов владельца  научно-технических знаний и оговариваются  условия приобретения, уступки, передачи и защиты его прав.

Фундаментальные стратегии  извлечения коммерческой выгоды: применение технологии в собственном производстве и возмездная передача прав на технологию. Чаще всего технологические решения сосредоточены в том или ином виде в объектах интеллектуальной собственности. В соответствии с российским законодательством интеллектуальной собственностью признается исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности  и приравненные к ним средства индивидуализации организации, ее продукции, работ или услуг. К объектам интеллектуальной собственности  относятся : произведения в области науки, литературы, искусства, изобретения, промышленные образцы, полезные модели, программные продукты, базы данных, микросхемы, товарные знаки, ноу-хау и т.д. Нормативная база для правовой охраны результатов творческого труда постоянно совершенствуется, в том числе расширяется перечень охраноспособных объектов.  Предусмотрены три основных типа процедур оформления прав на результаты интеллектуальной  деятельности:

- авторско-правовое регулирование

- патентно-правовое регулирование

- режим коммерческой тайны  (ноу-хау).

 

Для оценки потенциала объекта  коммерциализации (инновации) используется технологический аудит. Стратегия извлечения дохода (коммерциализации) влияет на формирование целей технологического аудита для различных организаций.  Стратегия извлечения дохода за счет технологического развития реализуется через формирование портфеля прав на объекты интеллектуальной собственности. Формирование, присвоение и закрепление прав осуществляются собственником в 2-х целях:

- для получения конкурентного  преимущества на рынке при  реализации проектов производства  и продажи продуктов рыночной  новизны;

- для включения в процесс  трансфера технологий путем передачи прав на использование защищенного объекта другим заинтересованным участникам рынка.

Цели технологического аудита организаций в зависимости от выбранной стратегии извлечения коммерческой выгоды будут различаться. Технологический аудит нацелен  на выявление и оценку следующих  параметров и обстоятельств: потребность  в технологическом развитии, анализ необходимых технологий, ресурсов, возможности планируемого коммерческого  результата, практическое применение технических решений, законность присвоения прав, заинтересованность бизнеса в  технических решениях и т.д.

 

 

4. Прогнозирование в инновационных процессах (научно-техническое прогнозирование)

 

Система управления инновационной деятельностью  предусматривает выполнение особых расчетов, связанных с разработкой  научно-технических прогнозов. Научно-технический прогноз представляет собой комплексную вероятностную оценку содержания, направлений и объемов будущего развития науки и техники в той или иной области. Основная функция научно-технического прогнозирования заключается в поиске наиболее эффективных путей развития исследуемых объектов на основе всестороннего ретроспективного анализа и изучения тенденций их изменения.

В системе управления прогноз обеспечивает решение следующих важнейших  задач:

снижение степени неопределенности

определение возможных целей и приоритетных направлений развития прогнозируемого объекта;

оценка социальных и экономических последствий реализации каждого из возможных вариантов развития прогнозируемых объектов;

определение мероприятий, необходимых для обеспечения каждого из возможных вариантов развития прогнозируемых объектов;

оценка ресурсов, необходимых для  осуществления намеченных программ мероприятий.

Прогнозы  различаются по характеру объектов, содержанию и периоду прогнозирования, масштабам и степени комплексности, уровню разработки и т.д.

С учетом широты тематических рамок  и уровня разработки выделяют прогнозы:

научно-технического развития страны и регионов;

развития отдельных направлений  науки и техники, а также решения  межотраслевых научно-технических  проблем;

отраслевые научно-технические;

Информация о работе Организация управления инновационной деятельностью на предприятии и коммерциализация результатов НИОКР