Нововведение как объект инновационного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2015 в 18:09, реферат

Краткое описание

Инновационный менеджмент – это система управления инновациями, инновационным процессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций. Как система он состоит из двух подсистем: управляющей (субъект управления) и управляемой (объект управления). Объектом управления в инновационном менеджменте являются инновации, инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат 2.docx

— 70.22 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНСКИЙ ФИЛИАЛ


 

МИНСКИЙ ФИЛИАЛ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)»

 

 

 

 

Тема: «Нововведение как объект инновационного управления»

 

 

 

 

Подготовил:

Студент 4-ого курса

МИ ДМЕ-201

Азизов Оятулла

 

.

 

 

 

 

Минск, 2015 г

 

Инновационный менеджмент – это система управления инновациями, инновационным процессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций. Как система он состоит из двух подсистем: управляющей (субъект управления) и управляемой (объект управления). Объектом управления в инновационном менеджменте являются инновации, инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций. 

 

Инновации – это процесс постоянного обновления в различных областях производства. Инновацией называют любые разработки в технических и технологических сферах, стимулирующие производственную деятельность обновления.

 

Предпосылки для возникновения инноваций активизируются потребителями, новыми научными открытиями или потребностями фирмы. Причина возникновения инноваций заключается в постоянном стремлении человека усовершенствовать существующую общественную систему, устранить противоречия между реальным и желаемым состояниями.\

 

Нововведение характеризуют следующие аспекты: 

  • - нововведение является результатом планируемой творческой деятельности людей, направленной на совершенствование существующей системы; 
  • - нововведение считается новшество, реализованное на практике;
  • - нововведения могут способствовать преодолению кризисов на макро- и микроуровнях, увеличивают конкурентоспособность;
  • - нововведения связаны с рисками.
    • По типу нововведения классифицируются на: 
  • - продуктовые - новая продукция, потребляемая в сфере производства или в сфере потребления;
  • - технологические - новые технологии производства выпускаемой или новой продукции;
  • - организационно-управленческие – новые методы организации работ и управления производством.
    • По инновационному потенциалу нововведения делятся на:
  • - радикальные - принципиально новые изделия, технология методы организации и управления;
  • - комбинаторные - использование различных сочетаний конструктивного соединения элементов;
  • - модифицирующие – улучшения, дополнения исходных конструкций, форм, принципов.
    • По особенностям инновационного процесса выделяют нововведения:
    • - внутриорганизационные;

- межорганизационные.

 

 

 По источнику возникновения нововведения классифицируются на:

- нововведения, вызванные развитием  науки и техники;

- нововведения, вызванные потребностями  рынка;

- нововведения, вызванные потребностями  производства.

 

По роли в воспроизводственном процессе нововведения делятся на:

инвестиционные;                                                      

потребительские.

 

 

 

Выделяются три составляющих нововведения:

- потребность, подлежащая  удовлетворению, т. е. функция или  набор функций, которые нужно  выполнить;

- концепция объекта или  совокупности объектов, способная  удовлетворить потребность, т. е. новая  идея;

- компоненты, представляющие  совокупность имеющихся знаний, материалов и доступных технологий, позволяющих довести концепцию  до рабочего состояния

В зависимости от характера концепции, на которой основано нововведение, различают:

- инновации с технологической  доминантой, изменяющие физические  свойства товара на уровне  производства, применения нового  компонента или нового материала, создания принципиально новых  продуктов, новых изделий, нового  физического состояния или новых  комплексных систем. Они возникают  в результате применения точных  наук в производственной практике  и рождаются в научных организациях и подразделениях НИОКР (табл. 1);

- нововведения с коммерческой  или маркетинговой доминантой, касающиеся  в основном вариантов управления сбытом и коммуникациями как составляющих процесса коммерческой реализации товара или услуги (табл. 2).

Таблица 1

Инновации с технологической доминантой

Коммерческие нововведения возникают в результате применения наук о человеке и являются организационными. Они больше нуждаются в творческом воображении, изобретательности и ноу-хау, чем в финансовых ресурсах.

Граница между этими формами инноваций размыта, и технологические нововведения часто приводят к нововведениям коммерческим.

Например, прогресс в обработке информации позволил разработать систему штрих-кода, способствующую сокращению времени обслуживания клиентов и уменьшению числа краж в супермаркетах. Но возможна и обратная последовательность: некоторые организационные новшества способствуют внедрению технологических нововведений. Так, распространение идеи самообслуживания повлекло за собой создание торговых автоматов.

Таблица 2

Инновации с коммерческой или маркетинговой доминантой

Считается, что в каждом бизнесе есть три вида инноваций:

- в продуктах или услугах;

- рынках, поведении и ценностях покупателей (социальные инновации);

- различных изменениях деятельности организации, необходимых для создания продукции и доведения ее до рынка (менеджерская инновация).

Понятие «инновация» тесно связано с понятиями «изменения» и «развитие». Непрерывное создание новшеств образует в своей совокупности бесконечный поток потенциальных изменений. Реальные изменения обеспечивает только часть из всех созданных новшеств. Изменения определяются объемом и направлением, длительностью и скоростью. Понятие «развитие» обычно связывают с позитивными изменениями, с прогрессом. Однако известный философ Б. Рассел считает, что «изменение — это одно, а прогресс — это другое. "Изменение" — понятие научное, а "прогресс" — этическое. Изменение бесспорно, в то время как прогресс является предметом спора».

Таким образом, под инновацией, или нововведением, понимается не только внедрение новой технологии и выпуск новой продукции, но и изменения в организации бизнеса, в управлении фирмой, во взаимоотношениях с потребителями и т. д. (например, мобилизация покупательской способности через банковский кредит).

Инновация — это термин экономический и социальный и в меньшей степени технический. Ее критерии связаны с изменениями в экономической и социальной среде, в поведении людей, как производителей, так и потребителей. Мера инновации — ее влияние на внешнюю среду.

Инновации создают и потенциал действия. Появление и широкое применение компьютеров в разных сферах деятельности коренным образом изменило рабочие процессы и быт людей. Более того, всеобщая компьютеризация и развитие сетей передачи информации явились одним из решающих признаков (факторов) перехода человечества к постиндустриальному информационному обществу, которое определяет дальнейшее его развитие. Б. Гейтс утверждает: «В ближайшие 10 лет бизнес изменится сильнее, чем за предыдущие пятьдесят».

Инновации имеют две основные особенности:

- новизну применения данной  потребительской стоимости для  удовлетворения некоей общей  потребности (рыночная новизна);

- новизну научной идеи  или технического решения, лежащую  в основе нововведения.

Исходя из экономической природы нововведения, главной выступает рыночная новизна, а научно-техническая имеет подчиненное значение.

Рыночная новизна рассматривается в широком и узком смысле. Рыночной новизной в широком смысле, или абсолютной рыночной новизной, обладает товар, который отличается от любых других товаров, продаваемых где-либо. Рыночной новизной в узком смысле, относительной или локальной новизной, обладает товар для какой-то части своих потребителей. При этом несущественно, когда инновация в действительности появилась на рынке.

Научно-техническая новизна — это обязательное свойство изобретения, или научно-технического ноу-хау, а не нововведения. Если инновация основана на одном или нескольких изобретениях или ноу-хау, то она помимо рыночной обладает и научно-технической новизной. Степень оригинальности научно-технической идеи, на которой основано нововведение, не интересует потребителя. Он оценивает полезный эффект товара в соответствии с затратами на его приобретение, эксплуатацию и утилизацию.

Для производителя степень научно-технической новизны имеет важное значение: первенство позволяет монополизировать право на идею с помощью патентов и секретов производства. Монопольное право производителя в сочетании с исключительными свойствами товара, которые обеспечивают потребителям значительно больший эффект на единицу цены по сравнению с прежними изделиями, позволяют фирме на определенный период сохранить устойчивое экономическое положение.

 


Информация о работе Нововведение как объект инновационного управления