Модернизация образования личности в условиях поликультурного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 18:26, доклад

Краткое описание

Изменения, происходящие сегодня в обществе, как в России, так и за рубежом, ставят на повестку дня и новые образовательные задачи. В Российском образовании это движение было определено как модернизация содержания образования. Суть его сводится к тому, чтобы обеспечить системные и органичные изменения в образовании с целью приведения его в соответствие с требованиями современной жизни, интеграции в международное образовательное пространство, создание культуры и механизмов постоянного обновления образования, его целенаправленной ориентации на актуальные и перспективные потребности личности, общества и государства.

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад.docx

— 29.97 Кб (Скачать файл)

Модернизация образования личности в условиях поликультурного общества.

Изменения, происходящие сегодня в обществе, как в России, так и за рубежом, ставят на повестку дня и новые  образовательные задачи. В Российском образовании это движение было определено как модернизация содержания образования. Суть его сводится к тому, чтобы обеспечить системные и органичные изменения в образовании с целью приведения его в соответствие с требованиями современной жизни, интеграции в международное образовательное пространство, создание культуры и механизмов постоянного обновления образования, его целенаправленной ориентации на актуальные и перспективные потребности личности, общества и государства.

  В Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации представлена система взглядов, принципов и приоритетов государственной образовательной политики, которые диктуются полиэтничным характером российского общества - не только его многоязычием и поликультурностью, полицивилизационностью и поликонфессиональностью, но и исторической духовной общностью народов и культур России. Одним из перспективных направлений решения данных задач является формирование особой среды образования с учетом ее поликультурного характера. Моделирование такой среды представляет собой развивающуюся сеть взаимодействий всех субъектов образования разного типа и уровня, учитывает насыщенность ее культурами разных народов. Вообще, под «целью поликультурного образования определяют формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований». Процессы, протекающие в такой среде, влияют на формирование ценностно-смысловой компетентности. Детальный анализ среды образования, в которой представлены разные нации и народности, дает представление о значимости и необходимости формирования данной компетентности.

В течение  двух десятилетий в России происходят различные реформы, в том числе  социально- экономические и социально- политические. Происходит интеграция России в мировое сообщество. В связи с этим идет рост межкультурных контактов в самых разных сферах человеческой деятельности. Подобные изменения значительно повлияли на систему образования, поставив цель - формирование личности учащегося, воспринимающего себя как представителя своей культуры, проживающего в конкретной области и, наряду с этим, как гражданина мира, понимающего свою роль и способного нести ответственность за процессы, происходящие в своем городе, республике, России и мире в целом.

Мне хотелось бы привести цитату из выступления  председателя Государственного Совета Республики Татарстан Фарида Мухаметшина. «В Татарстане, где проживают представители 115 национальностей, у нас нет иного выхода, кроме как проводить политику многокультурности, основными чертами которой выступают многоязычие, поликультурное образование и упрочение духовных ценностей. Целостная структура многонационального образования, сформированная в нашей республике, на деле обеспечивает реализацию конституционного права граждан на национально-культурное развитие. И это наше самое большое достижение, потерять которое в одночасье просто непозволительно».

В настоящее  время речь идет о глобальном образовании, которое приобретает особую значимость, поскольку межнациональные отношения являются одним из решающих факторов, определяющих условия существования человека. Много лет назад в практику образовательной деятельности вошел термин «толерантность». В большей степени мы говорили о терпимости к другим взглядам, обычаям, традициям. Затем задача расширилась, необходимо сформировать у учеников умение видеть особенности своей культуры в контексте культур других народов и мировой культуры в поликультурном мире. Наши ученики должны научиться «воспринимать мир как совокупность сложных взаимосвязей и понимать, что нарушение одной из них может привести к глобальной катастрофе».

Сегодня значительное внимание мы уделяем проблеме формирования поликультурности учащихся.

Перед нами стоит множество проблем: совершенствование  содержания и организации поликультурного образования, определение компонентного состава педагогической деятельности, наиболее эффективно влияющего на достижение цели, повышение уровня профессионального развития учителей, совершенствование учебной базы.

Содержание  поликультурного образования должно отражать идеи гуманизма, содержать информацию о самобытности культур народов, демонстрировать то общее, что позволит всем жить в мире, способствовать пониманию взаимозависимости народов в современных условиях.

Мы четко  понимаем, что поликультурное образование  многоаспектно и междисциплинарно, именно поэтому возникает необходимость подготовки кадров. Учитель должен выполнять роль организатора межкультурной коммуникации. Он должен обладать  специальными знаниями: культурологическими, этноисторическим, этнопсихологическими и т.д. Учитель должен уметь организовывать педагогический процесс в контексте диалога культур. И сегодня мы этому учимся.

Сегодня в школе имеются определенные наработки в области применения би- и полилингвизма, этнокультурного компонента, использования пространства воспитательной работы и внеурочной деятельности. Конечно же, поликультурное образование - это огромный пласт. Среди направлений дальнейшей работы можно выделить следующие:

- формирование  поликультурной компетенции младших школьников,

- поликультурное  образование в деятельности классного  руководителя,

- диалоговое  обучение,

- сопоставительное  изучение грамматики русского, татарского  и английского языков;

- формирование  межличностного общения у подростков

- поликультурная  направленность гражданского воспитания.

- поликультурное  образование на уроках естественно - математического цикла и др.

   В процессе познавательной деятельности как достаточно унифицированной возникают представления о картине мира. Однако на формирование этой картины влияет язык, являющийся не только средством коммуникации и познания, но средством создания той особой реальности, той культуры, в которой живет человек. Считают, что языковая картина мира предшествует картинам природы и общества и, во многом, формирует их, так как понимать мир и себя человек может благодаря языку, в котором фиксируется индивидуальный, национальный и общечеловеческий опыт. Поэтому роль языка состоит не только в передаче сообщений, но и во внутренней организации того, что подлежит сообщению, а языковая картина мира эксплицирует различные картины мира человека и отображает общую картину мира. Возникла и крепнет убежденность, что путь к осмыслению феномена человека лежит через естественные языки. Разные языки по-разному концептуализируют мир. Поэтому одним из главных факторов, способствующих будущей адаптации учеников школы на основе татарской  культуры как синтеза многих культур, выступают татарский и русский языки, традиции, обычаи, обряды, знание истории родного края, традиционный хозяйственный уклад.  В связи с этим особое значение, особую роль, приобретает в работе школы обучение языкам (иностранным и родным для учеников языкам, в том числе русскому и татарскому), анализу текстов авторов различных национальностей. Всё это в контексте национальных культур и в контексте некоторой новой общности, ориентированной на взаимодействие этих культур, на обогащение, благодаря этому взаимодействию, культуры человека татарской  общности как этнографического феномена. Последнее осуществляется не только на классно-урочных занятиях, где используется национально-региональный компонент, но и в рамках занятий в кружках.

   Таким образом, поликультурная среда школы создает условия для освоения универсальных, одинаковых для любого этноса, способов познания окружающей действительности, а, с другой, возникает возможность диалога разных культур на эмоциональном уровне, что способствует развитию каждой культуры в отдельности.

    В современной ситуации развивающихся рыночных отношений актуальны практически действенная направленность образования, развитие личностных структур сознания (самопознания, саморазвития, рефлексии) через принадлежность к той или иной национальности. При этом особенно возникает необходимость соотнесения рационального и эмоционального, так как развитие детей в ситуации совместного проживания и обучения должно учитывать как необходимость адаптации к современным рыночным условиям, так и необходимость становления культуры личности, её национального и общечеловеческого самосознания.

 Под рациональной составляющей развития детей понимаем опирающуюся на требования рассудка оптимальную адаптацию к обстоятельствам и последующее, логически выверенное, предварительно спрогнозированное и спроектированное продуктивное преобразование окружающей среды и обстоятельств с целью результативной самореализации.

Рациональное  развитие детей связано с формированием  логических умений, способностей выверять соответствие отдельных элементов  знаний с требованиями поставленных целей и задач. Рациональное развитие - это развитие способностей, анализировать, прогнозировать и проектировать деятельность, учитывая комплекс значимых для проекта обстоятельств и факторов.

Это процесс  универсален для любой культуры. Культура познания унифицирована, так  как она связана с овладением структурой деятельности, способов познания и рационального (целесообразного) их использования в каждой конкретной ситуации. Она является элементом любой национальной культуры, которая связана с особенностями национального самосознания. Все это создает мировое пространство как поликультурное образование, интегрируясь в которое и адаптируясь в нем, учащийся овладевает навыками продуктивного взаимодействия с носителями различных культур.

Эмоциональная составляющая образования заложена в особенностях языка этноса, его  традициях, фольклоре, то есть особенностях выражения (вербальных и невербальных) своих чувств, отношений и переживаний.

Это сигналы  о том, насколько человек продвигается вперед в приобретении знаний и формировании жизненно важных умений. Эмоции не только сопутствуют всякой деятельности, «обслуживая» потребности организма, но сами являются объектом особой потребности. Любому человеку присуща жажда эмоционального насыщения, стремление к переживанию различных чувств.

Возникшие в результате взаимодействия организма  со средой, положительные эмоции способствуют закреплению полезных навыков и действий, а отрицательные - заставляют уклоняться от вредоносных факторов.

Ряд свойств  и некоторые функции эмоций являются исключительно важными в образовательном  процессе. Чувства могут выступать  как дополнительный мотив учебной деятельности. При этом для организма важно не однообразное сохранение положительных эмоциональных состояний, а мозаика сменяющих друг друга чувств, имеющих оптимальную интенсивность. Уровень эмоционального и рационального развития выпускника предполагает динамику его устремлений к продуктивной самореализации через преобразование адекватно времени и собственным возможностям идей, мотивов, целей, интересов, поисков, замыслов, программ.

Очевидно, именно целостная поликультурная, эмоционально насыщенная образовательная среда школы может выступить условием последующей успешной адаптации выпускников в многонациональном социуме. Целостная поликультурная образовательная среда школы в таком случае может быть рассмотрена с двух позиций: среда школы как учреждения образования и среда ученика как субъекта деятельности в школе.

С позиций  ученика целостность образовательной  среды определяется, в частности:

1.  Представлениями о себе и других с учетом национальных особенностей.

2.  Преемственностью и оптимизацией процесса обучения от класса к классу через насыщение его дисциплинами как рационального, так и эмоционального контекстов с привлечением художественно-эстетического центра (в рамках которого реализуются дисциплины, включенные в учебный план).

Результатом функционирования целостной поликультурной образовательной среды школы является выпускник, который хотел бы и был бы способен сделать осознанный выбор своего дальнейшего образования в зависимости как от личных устремлений, так и от особенностей развития региона и востребованности в подготовленных кадрах, способный адаптироваться в любой национальной среде и в среде любой деятельности, в том числе в среде познавательной деятельности, разумно сочетая её логическую и эмоциональную составляющие.

  Можно говорить об эффективности  поликультурного образовательного процесса, среды в том случае, если  мы помогаем младшему школьнику искать сознательно, произвольно должное через фактическое, когда младший школьник с первого класса, а то и с дошкольного возраста исследует совместно со взрослыми свои врожденные, приобретенные, действительные, положительно-культурные, ценностные (языковые, нравственные, духовные, толерантные, добродетельные, ментальные и т.д.) качества личности, возможности, унаследованные от родителей, свои потребности в знаниях,  стремлениях, достижениях.

Информация о работе Модернизация образования личности в условиях поликультурного общества