Модель инновационного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 18:14, контрольная работа

Краткое описание

1. Понятие инновации и инновационного процесса
2. Виды и типы инновационного процесса
3. Многофункциональный классификатор инноваций
4. Модель и этапы инновационного процесса

Вложенные файлы: 1 файл

инновации.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ВолгГТУ)

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

Контрольная работа

 по дисциплине «Инновации на предприятии».

 

     Тема:  Модель инновационного процесса

 

 

Студента  2  курса

 

группы № ЭЗК 280 с

 

Фамилия : Синяева

Имя: Наталья

Отчество: Сергеевна

 

_____________ Подпись  студента

 

 

Руководитель работы: Могхарбел Н. О.

 

 

Оценка ______________

 

Подпись руководителя ____________ 

 

 

 

Волгоград, 2013

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Понятие инновации и инновационного  процесса

2. Виды и типы инновационного  процесса

3. Многофункциональный классификатор  инноваций

4. Модель и этапы инновационного  процесса 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

1. Понятие инновации  и инновационного процесса

Под новшеством (новацией) понимается новый порядок, новый обычай, новое явление, новый метод, изобретение и т. п., оформленные как результат фундаментальных и прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности. Новшества могут оформляться в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт (технологию), ноу-хау, понятий, научных подходов или принципов, документов (стандарта, рекомендаций, методик, инструкций и т. п.), результатов маркетинговых исследований и т. д.

Инновация (нововведение) – конечный результат внедрения новшеств с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, научно-технического, экологического или другого вида эффекта.

Инновационная деятельность как форма общественного разделения труда направлена на практическое использование научного, технического результата и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшения производимого продукта, способа его производства и удовлетворения потребностей общества в конкурентоспособных товарах и услугах, совершенствования социального обслуживания.

 

 

 

 

3

Инновационный процесс – более широкое понятие и может быть рассмотрен с различных позиций. Это:

  • параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, производственной деятельности и маркетинга;
  • временные этапы жизненного цикла нововведений (от возникновения идеи до ее разработки и распространения);
  • процесс финансирования и инвестирования разработки и распространения нового вида продукции и услуги; в этом случае инновационный процесс выступает в качестве инновационного проекта – частного случая инвестиционного проекта.

Для проведения инновационных процессов компания должна располагать: свободными денежными средствами, достаточными для финансирования разработок; соответствующей материально-технической базой для создания и массового производства нового продукта; сотрудниками, способными генерировать неординарные решения. Интеллектуальные ресурсы компании обеспечивают возможность выработки оригинальных идей, лежащих в основе любого инновационного процесса. Уровень интеллектуального потенциала организации определяет емкость «портфеля инновационных идей». Понятие «инновационный потенциал» взаимосвязано с понятием «инновационная активность». Под инновационной активностью подразумевают интенсивность проведения инновационных преобразований на предприятии. Инновационная активность фирмы зависит не только от обеспеченности ресурсами. Во многом ее определяет организационная культура, включающая принципы и обязательства, на основании которых разрабатывается и реализуется стратегия развития компании.

 

4

Процесс нововведений начинается с зарождения замысла об изменении. В любой организации, заботящейся о собственной конкурентоспособности, должен существовать так называемый «портфель инновационных идей».   Для его формирования используются внешние и внутренние источники.

К внешним источникам относятся:

1) научные разработки, выполняемые  научно-исследовательскими институтами;

2) результаты маркетинговых исследований;

3) разработки, предоставляемые по  каналам коммерческого технологического  обмена (в том числе по лицензиям);

4) патентная информация;

5) разработки потенциальных конкурентов.

Внутренние источники включают:

1) ноу-хау фирмы;

2) рационализаторские предложения  в области техники, технологии, организации, управления.

С принятием решения о внедрении новшества инновационный процесс переходит в стадию практического осуществления изменений. Процесс внедрения может быть разделен на два этапа: предварительного (экспериментального) внедрения и полного внедрения. По результатам предварительного внедрения принимается решение о переходе к полному внедрению или же отказу от новшества.

5

 
Последняя фаза процесса внедрения – институализация новшества, т.е. переход от режима внедрения в режим постоянного применения.

Основные характеристика нововведения – его результативность и эффективность. Слова "эффективность", "эффективный" употребляют довольно часто, но далеко не всегда за этими словами стоит четко определенное содержание.

Результативность – это характеристика действий, целенаправленных процессов, показывающая в какой мере полученные результаты соответствуют цели. 
В отличие от результативности эффективность – это характеристика действий, целенаправленных процессов, отражающая соотношение между целью, результатами и затратами на их достижение. Степень эффективности определяется соотношением между результатами и затратами при условии, что результат соответствует поставленной цели. Если это условие не выполняется, то действие (процесс) признаются неэффективными.

 

 

 

 

 

 

 

6

2. Виды и типы инновационного  процесса

Различают три вида инновационного процесса:1) простой внутриорганизационный (натуральный), 2) простой межорганизационный (товарный) и 3) расширенный. 
 
Простой внутриорганизационный инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество при этом не принимает товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Это означает отделение функции создания и производства новшества от функции его применения или потребления. Расширенный инновационный процесс проявляется в нарушении монополии производителя-пионера. Новшество создаётся многими производителями. Рост конкуренции приводит к совершенствованию его потребительских свойств.

Инновационный процесс, обобщающий результаты инновационной деятельности, наиболее полно раскрывается этапами его организации, которые установлены в соответствии с основными стадиями эволюции научного знания в цикле работ «исследования – разработки – производство». Последовательно сменяющиеся этапы инновационного процесса предусматривают как зарождение и обоснование идеи нового метода удовлетворения общественных потребностей, так и создание, распространение, использование на практике конкретного продукта, технологии, услуги.

 

 

7

Инновация считается осуществленной, если она внедрена на рынке или в производственном процессе. Иными словами, новшество становится нововведением (инновацией) начиная с момента его технического или коммерческого распространения. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом (жизненным циклом инновации). С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.

Наиболее широко распространенный подход к описанию инновационного процесса основан на выделении четырех стадий инновационного производства, последовательно реализуемых в сферах науки, техники, производства и потребления.

 

Традиционный инновационный процесс            Современный инновационный

                                                                                    процесс

1.Фундаментальные исследования                       1. Изучение рынка         

2. Прикладные исследования                               2. Формулирование                  

3. Разработка                                                перспективного спроса

4. Промышленный образец              3. Разработка концепции продукции

5. Производство                               4. Перевод концепции в рабочий  продукт

 

 

8

Начало инновационного процесса обычно связывают с проведением научных исследований фундаментального и поискового характера, т.е. чисто теоретической ориентации. Результатом подобных исследований может служить открытие частных и всеобщих законов или закономерностей природы, а также открытие (в результате теоретических расчетов) новых материальных объектов или веществ в природе и т.п. [11]. 
На основе предыдущих результатов строятся работы или исследования прикладного характера, которые в совокупности принято называть разработками. В их число включают специальные исследования прикладного назначения, результатом которых наряду с открытием узких (локальных) закономерностей чаще всего выступает то или иное техническое решение будущего искусственно воспроизводимого материального объекта, который получает свое выражение, как правило, в форме изобретения. 
В дальнейшем на основе изобретения осуществляются работы проектно-конструкторского характера (проектно-технологические и опытно-конструкторские разработки). Результатом этих видов работ служит либо опытный (головной) образец нового технического объекта (машины, прибора, аппарата или другого оборудования), либо новый (прогрессивный) технологический процесс. Далее в число разработок прикладного характера включаются работы по освоению новой техники в тиражированном масштабе. Они в значительной мере содержат работы, обычно именуемые подготовкой производства продукции серийного и массового характера потребления. В зависимости от места их осуществления они могут классифицироваться в виде или в форме внезаводской подготовки производства либо внутризаводской подготовки производства новой продукции. 

 

9

Во многих сферах промышленное производство не ограничивается только созданием единичных образцов той или иной потребительной продукции, а продолжается освоением промышленных партий новой продукции. В последнем случае инновационный процесс вторгается в область серийного и массового производства новой продукции через сферу деятельности, именуемую непосредственной подготовкой производства. 
За производством новшества следует его использование конечным потребителем с параллельным предоставлением услуг и обеспечением безаварийной и экономичной работы, а также необходимой ликвидацией устаревшего и созданием вместо него нового производства. 
Развитые зарубежные страны в последние годы все большее внимание уделяют последней, четвертой, стадии инновационного процесса, правомерно считая, что одних усилий по наращиванию НИР недостаточно для успешной производственной деятельности. Необходимо комплексное развитие всех подразделений, обеспечивающих коммерциализацию результатов НИР. В этом процессе особо важную роль играют организационные и управленческие аспекты корпоративной стратегии

 

 

 

 

 

 

 

10

3. Многофункциональный  классификатор инноваций

В экономической науке разработаны различные подходы к классификации инноваций, основным свойством которых является их монофункциональность. В свою очередь, мы предлагаем мультифункциональный классификатор, основанный на критериях привлечения инвестиционных ресурсов и макроэкономических аспектов инновационной деятельности (рис. 3). 
В классификаторе использованы следующие классификационные признаки. 
1. По степени радикальности (новизны):  
– базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники;  
– улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие на стадиях распространения и стабильного развития научно-технического цикла;  
– псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии.

2. По характеру применения: 
– продуктивные инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов; 
– технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии: 
– социальные, ориентированные на построение и функционирование новых структур; 
– комплексные, представляющие единство нескольких видов изменений; 

 

11

– рыночные, позволяющие реализовать потребности в продуктах и услугах на новых рынках. 
3. По стимулу появления (источнику): 
– вызванные развитием науки и техники; 
– вызванные потребностями производства; 
– вызванные потребностями рынка. 
4. По роли в воспроизводственном процессе: 
– потребительские; 
– инвестиционные. 
5. По масштабу: 
– сложные (синтетические); 
– простые. 
6. По этапам НТП:  
– технические: появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами; 
– технологические: возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции; 
– организационно-управленческие: связаны, прежде всего, с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения; 
– информационные: решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации; 
– социальные: направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры. 
Классификаторам, ранее применявшимся в экономической науке, был присущ монофункциональный характер.

Информация о работе Модель инновационного процесса