Механизмы поиска и реализации идей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 12:03, курсовая работа

Краткое описание

Инновация - это новшество, обладающее высокой эффективностью, которое является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации в виде новых или отличных от предшествующих объектов. Инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность любого существующего процесса.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретическая основа. Сформированные механизмы поиска идей. Описание методов. 5
1.1.Источники инноваций 5
1.2.Методы поиска идеи 10
1.2.1.Психологическая активизация творческого мышления 11
1.2.2.Методы систематизированного поиска идей 16
1.2.2.1.Метод контрольных вопросов 16
1.2.2.2.Метод фокальных объектов 18
1.2.2.3.Морфологический анализ Ф. Цвикки 23
1.2.3.Методы целенаправленного решения творческих задач. 25
1.2.3.1.ТРИЗ - теория решения изобретательских задач 26
1.3.Поиск идеи применительно к компании 32
ГЛАВА 2. Использование полученной информации на практике. Выявление реальной проблемы предприятия. Решения по её устранению. 35
2.1.Пример поиска идей на ЗАО «Монтажное управление №3» дочернее общество ОАО «Электроуралмонтаж» 35
2.1.1.Наставничество (коучинг) 37
2.1.2.Делегирование полномочий 40
Заключение 41
Список используемой литературы 42

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач по ТИ.docx

— 114.13 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации 
Южно-Уральский государственный университет

Международный факультет

Кафедра антикризисного управления

 

РАБОТА ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ  
______________________________
«_____» _________________ 2012 г.


Курсовая работа 
по дисциплине «Теория инноваций»

На тему: «МЕХАНИЗМЫ ПОИСКА И РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ»

 

Выполнил студент 
группы МН-360 
Павлов А.И

 

Научный руководитель: 
Бабанова Ю.В., к.э.н.

 

Оценка________________________
Подпись научного руководителя 
______________________________
«______» ______________ 2012г.


 

Челябинск, 2012 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

ГЛАВА 1. Теоретическая основа. Сформированные механизмы поиска идей. Описание методов. 5

1.1.Источники инноваций 5

1.2.Методы поиска идеи 10

1.2.1.Психологическая активизация творческого мышления 11

1.2.2.Методы систематизированного поиска идей 16

1.2.2.1.Метод контрольных вопросов 16

1.2.2.2.Метод фокальных объектов 18

1.2.2.3.Морфологический анализ Ф. Цвикки 23

1.2.3.Методы целенаправленного решения творческих задач. 25

1.2.3.1.ТРИЗ - теория решения изобретательских задач 26

1.3.Поиск идеи применительно к компании 32

ГЛАВА 2. Использование полученной информации на практике. Выявление реальной проблемы предприятия. Решения по её устранению. 35

2.1.Пример поиска идей на ЗАО «Монтажное управление №3» дочернее общество ОАО «Электроуралмонтаж» 35

2.1.1.Наставничество (коучинг) 37

2.1.2.Делегирование полномочий 40

Заключение 41

Список используемой литературы 42

ПРИЛОЖЕНИЯ 43

Введение

«Нововведение — это процесс. В основе этого процесса — практическая реализация чего-то нового, какого-то новшества». 
А.Н. Цветков

Инновация - это  новшество, обладающее высокой эффективностью, которое является конечным результатом  интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации в виде новых или отличных от предшествующих объектов. Инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность любого существующего процесса.

 Понятие инновация относится как к радикальным, так и постепенным  изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации (инновационная деятельность). Исходя из того, что целью нововведений является повышение эффективности, экономичности, качества жизни, удовлетворенности клиентов организации, понятие инновационности можно отождествлять с понятием предприимчивости - бдительности к новым возможностям улучшения работы любой организации будь то коммерческой, государственной, благотворительной, морально-этической.

Поэтому и  актуальность темы исследования данной курсовой работы выражается в том  факте, что инновации в условиях глобализации экономики и выхода её на постиндустриальный уровень развития становятся одним из важнейших факторов конкурентоспособности.

Способность к созданию и практическому использованию  инноваций становится необходимым  условием достижения качественного  экономического роста и научно-технического прогресса. Доля инноваций в экономическом  росте развитых стран составляет около 2/3.

Обеспечение качественного роста возможно при наличии особых условий, которые бы активизировали и усилили инновационную составляющую. Но как быть, если нет самой идеи, из которой вырастет инновация? Что делать и как отыскать свою идею и свою нишу? Каждому приходилось мучиться в поисках свежей идеи, когда мысли, как назло, неумело кружатся вокруг одних и тех же решений, давно доказавших свою беспомощность. Для поиска идеи тоже нужен инновационный подход.

Поэтому всё вышесказанное характеризует необходимость дальнейших исследований механизмов поиска и реализации идей, впоследствии инноваций, как качественного показателя экономического роста и актуальность выбранной темы.

 

ГЛАВА 1. Теоретическая  основа. Сформированные механизмы поиска идей. Описание методов.

1.1.Источники инноваций

Сегодня все  большее число компаний – как  правило, крупные и средние фирмы  наукоемкого профиля – обращают внимание на НИОКР, в то же время используя наработки академических, вузовских и отраслевых научно-исследовательских организаций.

Инновационная идея нередко рождается на этапе  фундаментальных исследований, где  она соответствующим образом  доводится и уже потом реализуется, проходя по цепочке через прикладные исследования, разработки, производство.

В то же время  идея с одинаковой вероятностью может  возникнуть на любом этапе цепочки  – при эксплуатации, сбыте, в производстве или в сфере разработок. И тогда  уже по каналам обратной связи  идет заказ в сферу фундаментальных  исследований: доработать идею, обеспечить то или иное теоретическое исследование по данной проблематике, подготовить  эффективное внедрение новшества  на практике. Такая переброска идей происходит очень часто и носит  название «принцип регби».

Ориентация  всех этапов исследований на конкретный конечный результат и адекватные организационные формы, обеспечивающие эффективную стыковку разных звеньев  научно-производственного цикла, - основной фактор конкурентоспособности. Устойчивость этой пропорции свидетельствует, очевидно, о ее зрелости, соответствии потребностям экономики в восприятии имеющихся  научно-исследовательских заделов. Резкое повышение или снижение доли какой-либо стадии цикла приводит к  негативному результату, поскольку  вся система уже не справляется  с создаваемыми заделами либо последние  становятся дефицитом.

К инновациям могут относиться новшества, возникающие  на стадиях фундаментальных (поисковых  НИР) и прикладных исследований (изобретения, разработки), коммерческой стадии.

Например, в одном из институтов авиакосмического профиля научные исследования имеют следующие направления:

  • фундаментальные НИР, направленные на создание принципов, подходов, общих методик, глобальных моделей, проведение фундаментально-тематических исследований. Обычно эти работы не заказываются, так как их потребность не осознается;
  • прикладные НИР, в рамках которых интерпретируются результаты фундаментальных исследований, решаются конкретные практические проблемы и проводятся комплексные маркетинговые исследования будущей продукции и рынка;
  • работы, проводимые в интересах конкретного исполнителя, отдела, института: создание банка нормативных документов, справочных реестров, систем переводов и редактирования;
  • работы «свободного поиска» по прямым договорам с предприятиями, заинтересованными в том, чтобы их продукция была одобрена головным институтом отрасли. Результаты этих исследований представляются на вторичном рынке для ориентации и маркетингового анализа фирм-разработчиков;
  • НИР, связанные с необходимостью определения путей развития, планирования, модернизации в целях формирования знания о прошлом, мировом уровне, прогнозов будущего, определения разрыва между тем, «как есть», и тем, «как должно быть».

Если первое направление относится сугубо к  фундаментальной, то последующие четыре – к прикладной науке.

При анализе  условий и критериев выбора новых НИР принимаются во внимание:

  • Надежда на успех;
  • Время завершения разработки;
  • Стоимость выполнения проекта;
  • Необходимость для организации;
  • Экономический выигрыш.

За внешней  простотой, однако, скрываются реальные сложности оценки и выбора новых  научно-технических идей, поскольку  отмеченные критерии имеют тенденцию  к детализации и усложнению.

На практике следует учитывать:

  • Научные условия: взаимосвязь с другими программами (взаимное дополнение или конкурентные отношения); вероятность успешного выполнения задач проекта; время, необходимое для выполнения задач проекта; использование имеющихся исследовательских ресурсов, в первую очередь специалистов; ценность проекта с точки зрения накопленного опыта, получение технических знаний в исследуемой области, создания основы для будущих НИР; эластичность соотношения затрат и результатов (зависимость результатов от изменений затрат); патентоспособность или исключительность ожидаемых результатов проекта; наличие конкурентных работ в данной области;
  • Условия реализуемости: предполагаемый объем реализации и прибыли в результате выполнения проекта; календарный график выполнения проекта в соотношении со сроками выполнения других задач в области подготовки производства и сбыта нового изделия; наличие необходимых производственных мощностей и ресурсов для производства нового изделия; ценность нового продукта с точки зрения престижности предприятия; возможное влияние на психологический климат в организации; отношение к новому изделию клиентов, конкурентов, партнеров; альтернативное использование научного персонала, задействованного в выполнении проекта в случае его прекращения; стимулы к производству и реализации нового продукта.

Для выявления  лучшего варианта на стадии выполнения прикладной НИР может быть использован  метод его оценки по контрольному перечню характеристик.

 

Таблица 1 Метод оценки НИР по контрольному перечню характеристик

Элементы оценки НИР

Очень

благо-

приятная

Благоприятная

Средняя

Неблаго-

приятная

Очень

неблаго-

приятная

Техническая вероятность успеха

 

+

     

Техническая новизна

   

+

   

Технологический выигрыш по основной задаче

   

 

+

   

Косвенные технологические результаты

     

 

+

 

Время выполнения НИР

 

+

     

Наличие квалифицированных исследователей

   

 

+

   

Наличие оборудования

     

+

 

Конкурсная обстановка

   

+

   

Патентоспособность

 

+

     

Другие

         

 

Следует отметить, что в отличие традиционной западной модели, в соответствии с которой  ⅔ инноваций появляются благодаря  спросу на рынке и лишь ⅓ - благодаря  развитию научно-исследовательской  деятельности, в России традиционно  доминировали инновации как результат  научно-исследовательской деятельности, поскольку высокие затраты на фундаментальные и прикладные НИР  создавали существенные научно-технические  заделы законченных НИОКР. Однако с  переходом к рыночным условиям ситуация изменилась коренным образом. Отсутствие бюджетного финансирования, с одной  стороны, и нарастающие потребности  в наращивании конкурентоспособности  компаний за счет инноваций, с другой, обусловили изменение пропорций  инноваций в сторону западной модели. Одновременно наметился процесс сближения фундаментальных и поисковых НИР с другими стадиями НИОКР, включая эффективное использование на практике «отходов» (сопутствующих результатов) фундаментальных исследований.[1]

1.2.Методы поиска идеи

«Наше мышление привело нас туда, где  мы находимся сейчас. Если я хочу создать что-то новое, мне необходимо мыслить по-другому».

Альберт Эйнштейн

Самые сильные  идеи и элегантные решения представляются простыми, очевидными, «лежащими на поверхности" только после того, как кому-то уже пришли в голову. Мы с завидным постоянством бьемся о стену собственных стереотипов, не замечая открытых выходов и  новых возможностей. Сколько же шишек  было набито падающими с деревьев яблоками, пока, наконец, одно счастливое яблочко не упало на нужную голову?

Как вообще рождаются  на свет новые идеи? Каковы механизмы  творческого озарения? Что делает человека гением? Дар ли это Божий, особая ли комбинация генов, результат  ли счастливо сложившихся жизненных  обстоятельств либо все вместе, либо что-то принципиально иное?

Несмотря на важность и значимость креативного мышления как для прогресса человечества в целом, так и для жизненного успеха каждого его отдельного представителя, природа творчества все еще полна загадок и тайн. Как и для наших доисторических предков, для нас главным способом получения новых идей и решений до сих пор остается метод проб и ошибок, названный Генрихом Альтшуллером «злым идолом» человечества.

Современный мир, остро переживает кризис идей, потребность в них ощущается  в самых разнообразных областях деятельности, но особенно это актуально  для бизнеса. В самом деле, кто  же откажется придумать новый  продукт, который сразу же привлечет  внимание клиентов, обеспечит рост объемов продаж, увеличение прибыли, захват рынка, мировое господство? Например, необычную Солонку.

Итак, задача поставлена. Как поступит в меру творчески одаренный человек? Он начнет перебирать возможные варианты — Если сделать так? Или так? А если этак? И так далее. И однажды он всё таки придёт к ответу со словами «Эврика!». Правда, неизвестно, сколько времени пройдет до этого счастливого события.

Что делать? Пожалуй, стоит обратиться к сокровищнице опыта человечества, ведь изобретено уже немало способов облегчения мучительного процесса рождения новых идей. Все  многообразие этих методов можно  разделить на три основные группы:

    • Методы, основанные на психологической активизации творческого мышления;
    • Методы, систематизирующие и активизирующие перебор вариантов;
    • Методы целенаправленного решения творческих задач.

1.2.1.Психологическая активизация творческого мышления

Методы психологической  активизации творческого мышления направлены на устранение, так называемой психологической инерции мышления, препятствующей нахождению изобретательских решений и новых бизнес идей, мешающей более всестороннему рассмотрению проблемы. Эти методы позволяют значительно увеличить число выдвигаемых идей и повышают производительность этого процесса. Однако, для решения сложных изобретательских и нестандартных бизнес задач, в основе которых заложены противоречия, эти методы малоэффективны.

Наиболее  известные методы психологической  активизации:

  • Мозговой штурм
  • Обратная мозговая атака
  • Теневая мозговая атака
  • Корабельный совет
  • Метод фокальных объектов
  • Аналогии. Синектика
  • Метод "Приемы аналогий"
  • Оператор РВС
  • Конференция идей
  • Метод маленьких человечков
  • Метод гирлянд ассоциаций и метафор
  • Метод "Шесть шляп мышления"
  • Метод "Коучинг"

Информация о работе Механизмы поиска и реализации идей