Маркетинговые инновации в сфере АПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 16:43, реферат

Краткое описание

Чтобы успеть за быстроменяющимися потребностями рынка и максимально использовать открывающиеся во внешней среде возможности, предприятиям требуется постоянная работа над новыми продуктами, технологиями, отношениями с окружающим миром. Ключом к решению этих задач является инновационная маркетинговая деятельность, которая в современных условиях становится ядром корпоративных конкурентных стратегий. Изменения во внешней среде постоянно создают почву для инноваций, поскольку появляются все новые возможности удовлетворения уже существующих нужд и потребностей.

Содержание

Введение………………………………………………...……………………………3
1.1. Инновация, маркетинг и инновационная деятельность…………………..…..4
1.2. Классификация типов инноваций в АПК……………………………………...8
1.3. Инновационные риски ……………………………………………………..…11
Заключение……………………………………………………………………….....14
Список использованной литературы…………………………………………...…15

Вложенные файлы: 1 файл

опа.doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………...……………………………3

1.1. Инновация, маркетинг и инновационная деятельность…………………..…..4

1.2. Классификация типов инноваций в АПК……………………………………...8

1.3. Инновационные риски  ……………………………………………………..…11

Заключение……………………………………………………………………….....14

Список использованной литературы…………………………………………...…15

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее  время, именно разработка и внедрение маркетинговых инноваций в АПК - это единственный способ повышения своей конкурентоспособности и поддержания высоких темпов развития своего предприятия. Маркетинговые инновации направлены на более полное удовлетворение нужд потребителей, открытие новых рынков сбыта с целью повышения объемов продаж, что является залогом успешного развития организации.

Чтобы успеть за быстроменяющимися потребностями рынка и максимально использовать открывающиеся во внешней среде возможности, предприятиям требуется постоянная работа над новыми продуктами, технологиями, отношениями с окружающим миром. Ключом к решению этих задач является инновационная маркетинговая деятельность, которая в современных условиях становится ядром корпоративных конкурентных стратегий. Изменения во внешней среде постоянно создают почву для инноваций, поскольку появляются все новые возможности удовлетворения уже существующих нужд и потребностей.

 

Инновация, маркетинг и инновационная деятельность

 

Инновация –  нововведение в области техники, технологии, организации труда и  управления, основанные на использовании  достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности.

Инновация применительно  к АПК - это новые технологии, новая  техника, новые сорта растений, новые  породы животных, новые удобрения  и средства защиты растений и животных, новые методы профилактики и лечения животных, новые формы организации, финансирования и кредитования производства, новые подходы к подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров и т.д.

Применительно к АПК инновации представляют собой реализацию в хозяйственную  практику результатов исследований и разработок в виде новых сортов растений, пород и видов животных и кроссов птицы, новых или улучшенных продуктов питания, материалов, новых технологий в растениеводстве, животноводстве и перерабатывающей промышленности, новых удобрений и средств защиты растений и животных, новых методов профилактики и лечения животных и птицы, новых форм организации и управления различными сферами экономики, новых подходов к социальным услугам, позволяющих повысить эффективность производства

Все предприятия, если они хотят выжить, должны:

1) создавать полезность и усиливать свои компетенции;

2) считать полезность основой выживания.

Это главные  заповеди успешных стратегов-маркетологов. Инструментами для создания полезностей  на предприятиях выступают процессы проектирования инноваций, их трансформация в планы и маркетинговая инновационная поддержка потребителей. Совокупность этих составляющих позволяет отыскивать, моделировать и удовлетворять чьи-то запросы в товарах, услугах, информации эффективными способами, отличными от конкурентов. В этом появляется «превосходство» маркетинговых инноваций одного предприятия над другим.

Если предположить, что сущностью маркетинга является «процесс создания благодарных потребителей», то инновационный маркетинг параллельно решает и другую задачу: он заставляет благодарных потребителей покупать все новые и новые «выгоды» через продукты, услуги, информацию - наиболее искусно выполненные маркетинговые инновационные стратегии.

С развитием  общества удовлетворить его возрастающие потребности в товарах, услугах, информации, обладающих достаточной для потребителей полезностью становится все сложнее по ряду причин:

- каналы распределения  стандартизированных товаров, услуг,  информации сконцентрированы у  ограниченного количества дистрибьютеров, оказывающих решающее влияние на производителей и потребителей;

- растет число  брендов, что при жесткой конкуренции  приводит к сокращению числа  реальных конкурентов в результате  роста входных барьеров;

- товары длительного  пользования стали использоваться в качестве «одноразовых», поскольку ремонт и уход за товарами становиться чаще дороже простой замены их новым продуктом;

- информационные  технологии ускоряют темпы инноваций,  облегчают появление новых продуктов  с новыми полезностями и, одновременно, усложняют процессы копирования и конкуренции;

- для современных  производителей характерна гонка  за новыми торговыми марками,  брендами, что сокращает жизненный  цикл готовых продуктов и требует  разработки все более совершенных  их вариантов.

Чтобы успеть за быстроменяющимися потребностями рынка и максимально использовать открывающиеся во внешней среде возможности, предприятиям требуется постоянная работа над новыми продуктами, технологиями, отношениями с окружающим миром. Ключом к решению этих всеусложняющихся задач является инновационная маркетинговая деятельность, которая в современных условиях становится ядром корпоративных конкурентных стратегий.

В маркетинге инновационная  деятельность, как правило, осуществляется по всему циклу отношений в  цепи «производитель - покупатель». Однако здесь возможны ограничения, тормозящие внедрение инноваций в сфере маркетинга:

- наличие государственных  и социальных ограничений, сужающих  рамки использования инновационных  идей (безопасность продукта для  потребителя, экологическая совместимость);

- дороговизна  процессов разработки и реализации  маркетинговых проектов;

- недостаток  капитала у предприятий;

- сокращение  жизненного цикла товаров в  результате копирования новинки  конкурентами и др.

- рост затрат  на развитие новых продуктов;

- глобализация  конкуренции; снижение рентабельности  торговых марок компаний - последователей;

- неудачное  позиционирование нового товара, неэффективная рекламная кампания  или слишком завышенная цена.

И все же, несмотря на эти ограничения в современном мире инновационные технологии являются одними из важнейших и определяющих концепций развития маркетинговой среды предприятия. Интерактивный маркетинг, интернет, широкополосная сеть, беспроводные средства и интерактивное телевидение - все это результат технологических, инновационных прорывов, которыми маркетологи уже успешно пользуются и получают необходимые нормы прибыли. В результате инноваций созданы новые отрасли и продукты, возникли новые рекламные возможности, изменился характер конкуренции, что существенно повлияло на решения, связанные с маркетинг-миксом и, что в итоге, позволило более масштабно учитывать общественное мнение и потребителей через реализацию:

а) функций обмена (покупки и продажи);

б) функций дистрибьюции (транспортировка и хранение);

в) функций поддержки (стандартизация, классификация, финансирование, принятие на себя риска и получение  маркетинговой информации).

Маркетинговые инновации - реализованные новые  или значительно улучшенные маркетинговые  методы, охватывающие существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использовании новых методов продаж и презентации товаров, работ, услуг; их представление и продвижение на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий.

 

1.2. Классификация типов инноваций в АПК

 

По предмету и сфере применение в АПК целесообразно выделить четыре типа инноваций: селекционно-генетические; технико-технологические и производственные; организационно-управленческие и экономические; социально-экологические (таблица 1). Первый тип инноваций присущ только сельскому хозяйству.

 

Селекционно-генетические

технико-технологические  и производственные

организационно-управленческие и экономические

социально-экологические

Новые сорта  и гибриды с\х растений

Новые породы, типы животных и кроссы птицы

Создание растений и животных, устойчивых к болезням и вредителям, неблагоприятным факторам окружающей среды

Использование новой техники

Новые технологии возделывания с/х культур

Новые индустриальные технологии в животноводстве

Научно-обоснованные системы земледелия и животноводства

Новые удобрения  и их системы

Новые средства защиты растений

Биологизация  и экологизация земледелия

Новые ресурсносберегающие  технологии производства и хранения пищевых продуктов, направленных на повышение потребительской ценности продуктов питания

Развитие кооперации и формирование интегральных структур в АПК

Новые формы  технического обслуживания и обеспечения  ресурсами АПК

Новые Фомы организации  и мотивации труда

Новые формы  организации и управления в АПК

Маркетинг инноваций

Создание инновационно-консультативных систем в сфере научно-технической и инновационной деятельности

Концепции, методы выработки решений

Формы и механизмы  инновационного развития

Формирование  системы кадров научно-технического обеспечения АПК

Улучшение условий  труда, решение проблем здравоохранения, образования и культуры тружеников села

Оздоровление  и улучшение качества окружающей среды

Обеспечение благоприятных  экологических условий для жизни, труда и отдыха населения


Таблица 1 - Классификация  типов инноваций в АПК

 

Селекционно-генетические инновации – специфический тип  нововведений, присущий только аграрной сфере. К ним относятся как  фундаментальные, так и прикладные исследования. Например, Российская академия сельскохозяйственных наук проводит исследования по расширению генофонда растений и его эффективному использованию в селекции сельскохозяйственных культур. На этой основе создаются новые сорта и гибриды. В рамках этих исследований ежегодно высевается в полевых условиях 35 тыс. образцов сельскохозяйственных культур. Оценка результатов проводится по морфологическим, физиологическим, иммунологическим, биохимическим и другим признакам. В результате выявляется в среднем около 7 тыс. источников ценных свойств, а после углубленного генетического изучения из этого числа выделяется около 100–130 образцов-доноров. Именно они служат основой для последующей селекционной работы.

Среди других направлений, имеющих фундаментальный характер и ориентированных на практическое применение, следует отметить генную, клеточную и хромосомную инженерии, молекулярную вирусологию и др.

Селекционно-опытные  и семеноводческие учреждения РАСХН проводят прикладные исследования, передают новые сорта и гибриды в производство. Таким образом, инновационные проекты селекционно-генетического характера служат основой для производственно-технологических нововведений.

Производственно-технологические инновации – это нововведения, которые, будучи результатами научных, в том числе селекционно-генетических разработок, находят свое практическое применение в производстве новых видов сельскохозяйственной и продовольственной продукции или обеспечивают существенное улучшение качества традиционной продукции. К этому же типу инноваций следует относить принципиально новые технологии проведения сельскохозяйственных работ, применение новых методов содержания скота, технологии хранения и переработки сельскохозяйственного сырья, которые обеспечивают повышение и сохранение биологически ценных качеств продукции, снижение ее ресурсоемкости.

Организационно-управленческие инновации включают институциональные  нововведения при формировании принципиально новых организационно-правовых структур интегрированного типа (агрохолдинги, агрофирмы, технопарки и пр.), создание информационно-консультационных систем. В практической деятельности хозяйствующих субъектов нововведения включают в область менеджмента, логистики, применения информационных технологий, новых методов маркетинговой деятельности и пр. Организационно-управленческие нововведения приобретают особое значение в переходные периоды, когда осуществляются структурные трансформации, проводятся аграрные реформы.

Экономико-социо-экологические  инновации – нововведения в системах экономических и социальных отношений, в регулировании производства и  рынка, в комплексном развитии сельских территорий, а также новые методы решения экологических проблем.

Все перечисленные типы нововведений имеют множество конкретных форм воплощения. Это результаты фундаментальных и прикладных исследований, патенты на изобретения, лицензии, товарные знаки, документация на новые технологии, инновационные проекты, национальные, региональные и отраслевые инновационные программы.

 

1.3. Инновационные  риски

 

Управление  инновационными рисками - выявление  возможных источников риска; количественные оценки вероятного экономического ущерба; разработка мер по предупреждению рисковых ситуаций; страхование инновационных рисков и проведение других операций по привлечению венчурного капитала в процесс нововведений.

Информация о работе Маркетинговые инновации в сфере АПК