Контрольная работа по «Инновационным технологиям в естествознании»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 11:12, контрольная работа

Краткое описание

Одна из наиболее актуальных проблем российской экономики – повышение конкурентоспособности промышленности за счет ее технологического переоснащения и подъема наукоемких отраслей производства, создающих высокую добавленную стоимость. Поэтому возникает острая необходимость в получении предприятиями доступа к передовым технологиям.
Теоретически существуют два подхода. Можно пойти по пути приобретения лицензий и ноу-хау на известные технологии, виды продукции и торговые марки крупных зарубежных компаний.

Содержание

Введение
1. Формирование государственной инновационной политики……………………………4
2. Основные направления инновационной политики………………………………….…...6
3. Экономическое развитие и экономическая безопасность………………………………..10
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Инновационные технологии в естествознании.docx

— 40.42 Кб (Скачать файл)

Государственная инновационная политика в базовых отраслях и производствах  будет направлена на ускоренное промышленное освоение отечественных и зарубежных научно-технических и технологических  достижений мирового уровня, воспроизводство  природных ресурсов (минерального сырья, ресурсов питьевых и промышленных вод, ресурсов флоры и фауны и др.)3.

В топливно-сырьевом комплексе инновационная  политика будет ориентирована на разработку и внедрение современных  методов поиска, разведки и мониторинга запасов, стратегических и дефицитных видов минерального сырья, повышение уровня их извлекаемости и переработки, а также развитие высоконадежных и экологически безопасных систем транспортировки, в частности: в нефтегазовом комплексе - на повышение эффективности геологоразведочных работ, увеличение дебита и извлекаемости на месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами и с остаточными запасами нефти в обводненных зонах, строительство скважин в шельфовой зоне и в мерзлых породах, углубление переработки газа и конденсата с получением моторного топлива и целевых химических продуктов, а также на создание высоконадежных, экологически безопасных и низкоэнергоемких систем транспортировки; в нефтеперерабатывающей промышленности - на увеличение производства моторных и реактивных топлив за счет развития процессов глубокой переработки нефти, разработку и создание катализаторов нового поколения, высокооктановых и кислородо-содержащих добавок, а также повышение экологической безопасности и уменьшение энергоемкости; в угольной промышленности - на улучшение потребительских свойств угольной продукции на основе создания принципиально новых систем глубокой переработки, обогащение и брикетирование углей, решение проблем приготовления, транспортирования, хранения и сжигания водоугольной суспензии, повышение эффективности открытого способа разработки угольных месторождений на базе применения взрывной технологии и новых модификаций драглайнов, а также повышение эффективности и безопасности подземных работ на базе автоматизированных комплексов и специализированных микропроцессорных контрольных сетей.

В электроэнергетике инновационная  политика будет сконцентрирована на создании и использовании парогазовых  установок или газотурбинных  надстроек паросиловых блоков для  электростанций на газообразном топливе  и высокоэффективных паросиловых  энергоблоков с применением новейших технологий сжигания топлива (циркулирующий  кипящий слой, циркулирующий кипящий  слой под давлением) для электростанций на твердом топливе, развитии экономически эффективной малой и нетрадиционной энергетики, а также решении проблемы захоронения радиоактивных отходов  АЭС, получении экологически чистого высококачественного энергоносителя из низкосортных топлив, разработке экономически эффективных энергоустановок, использующих возобновляемые источники энергии, и повышении эффективности систем передачи электроэнергии на большие расстояния.

В транспортном комплексе инновационная  политика будет ориентирована на обновление парка транспортных средств, модернизацию инфраструктуры ,применение прогрессивных технологий, повышение технического уровня всех видов транспорта. Это касается обновления железнодорожного подвижного состава, морских, речных и воздушных судов, автотранспортных средств, перегрузочных комплексов, дорожных машин и оборудования, навигационных систем4.

В металлургическом комплексе ориентиром является создание сквозных технологических  циклов производства, обеспечивающих максимальное ресурсо- и энергосбережение на всех стадиях, расширение сортамента и повышение качества металлопродукции.

Технологическими ориентирами  в химической и нефтехимической  промышленности являются материало- и энергосберегающие технологии производства широкого спектра синтетических и композиционных материалов, в том числе новых поколений, технологии производства экологически чистых удобрений и ресурсосберегающие малотоннажные химические производства на базе автоматизированных блочно-модульных систем.

В машиностроительном комплексе организации  будут ориентированы на технологическое  перевооружение общемашиностроительных производств за счет автоматизации  процессов проектирования и изготовления машиностроительной продукции, применения прогрессивных методов высокоточной обработки конструкционных материалов и повышения качества поверхностей деталей и металлоконструкций, механизации  и автоматизации сборочных процессов, развития современных методов контроля и диагностики деталей и узлов в процессе изготовления и эксплуатации.

Уточняются и формируются  приоритеты инновационной политики и в других отраслях экономики: приборостроении, электронике, информатике и вычислительной технике, электротехнике, связи, легкой и пищевой промышленности, сельском хозяйстве, медицинской технике, фармакологии и др.

Особое значение имеют  экологические приоритеты инновационной  деятельности во всех без исключения отраслях. Только посредством использования  современных технологий и ноу-хау  можно кардинально повлиять на улучшение  состояния окружающей среды.

Для реализации инновационной  политики будет совершенствоваться система возвратного финансирования инновационных проектов и прикладных разработок, выполняемых за счет средств федерального бюджета на конкурсной основе. В условиях ограниченных возможностей бюджетного финансирования инноваций возрастет необходимость привлечения средств из дополнительных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Экономическое развитие и экономическая безопасность

Для нормального функционирования российской промышленности и экономики страны в целом нужна стратегия экономической  безопасности, причем как на краткосрочный, так и на долгосрочный период. Некоторые экономисты утверждают, что в настоящее время главное – выживание экономики, затем ее стабилизация и только в перспективе – развитие. С этим утверждением нельзя согласиться, в его основе лежит представление о «могучей руке рынка». По выражению американского экономиста, лауреата Нобелевской премии В. Леонтьева, рынок и предпринимательство – это «паруса экономики», и без рулевого управления, методом проб и ошибок, рынок будет очень долго искать направление и траекторию развития. В основе государственной стратегии экономической безопасности прежде всего необходимо учитывать национальные интересы. Целью экономической стратегии в России является экономический рост, обеспечивающий производство необходимых средств производства и предметов потребления высокого качества.

Для проведения в жизнь государственно стратегии экономической безопасности необходима разработка механизма ее реализации. Механизм обеспечения экономической  безопасности страны – это система  организационно-экономических и  правовых мер по предотвращению экономических  угроз. Он включает в себя следующие  элементы:

– мониторинг экономики и общества;

– выработку пороговых, предельно  допустимых значений социально-экономических  показателей;

– деятельность государства по выявлению  внутренних и внешних угроз безопасности экономики;

– создание материальных запасов производственного  и непроизводственного назначения, которые могут быть использованы в экстремальных случаях5.

Богатство страны создается производительным трудом ее граждан. Секрет «экономического  чуда» многих стран, добившихся благосостояния для своих народов, по сути, прост  и вполне очевиден. Для всех этих стран характерны высокие и устойчивые в течение длительного периода  темпы развития национальной экономики, что обеспечивало занятость трудоспособного  населения, рост доходов и потребления  каждого работающего. В самом  обобщенном виде формула темпов экономического роста может быть представлена в  виде взаимосвязи двух факторов: численности  занятых в реальном секторе экономики  страны и уровня производительности их труда. Первый сектор ограничен, а  второй, наоборот, безграничен –  он растет вместе с развитием научно-технического прогресса.

Нам близок подход авторов, определяющий сущность экономической безопасности как  состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный потенциал  даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов6.

В системе показателей экономической  безопасности выделяют уровень и  качество жизни, темпы инфляции, норма  безработицы, технико-технологическую  безопасность, экономический рост, дефицит бюджета, размер государственного долга, состояние золотовалютных резервов, деятельность теневой экономики, состояние экологии. Ослабление экономической безопасности в стране допустимо лишь до какого-то предела. Важное значение имеет не столько сами показатели, сколько их пороговое значение. Общепринято считать, что пороговое значение – это предельное значение, несоблюдение которого препятствует нормальному развитию элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности.

Другими словами, экономическая безопасность предполагает состояние экономики, обеспечивающее устойчивый экономический рост, достаточное удовлетворение потребностей индивида и общества, эффективное управление, защиту экономических интересов вне и внутри страны. Экономическая безопасность включает в себя:

– способность промышленности и экономики  страны в целом функционировать  в режиме расширенного воспроизводства;

– обеспечение государственного регулирования  экономики;

– устойчивость финансовой системы;

– рациональную структуру внешней  торговли;

– сохранение единого экономического пространства;

– исключение возможности криминализации общества;

– создание соответствующего уровня жизни  и т.д.

Анализируя  социальный и экономический опыт рыночных преобразований можно сформулировать следующие экономические угрозы, способные подорвать экономическую  безопасность России7.

1. Высокая степень изношенности  основных производственных фондов, достигающая 50–60%. Слабая инновационная  активность, из-за чего ввод новых  производственных мощностей значительно  меньше их выбытия.

2. Высокая импортная продовольственная  экспансия, достигающая 40% от общего  объема продовольственных товаров.

3. Низкая конкурентоспособность продукции.  Доля отечественной продукции  в товарах широкого потребления  составляет примерно 45%.

4. Утечка капиталов за рубеж.  По оценкам экономистов, в настоящее  время за рубежом размещено  около 350млрд. долларов российского  капитала. И эта сумма продолжает  расти.

5. Большой внешний долг, составляющий около 55 млрд. долларов или 51% от размера доходной части государственного бюджета.

6. Большой корпоративный долг в  размере 450 млрд. долларов.

7. Высокий уровень бедности и  социального расслоения. Разрыв  доходов 10% наиболее состоятельного  населения и 10% наименее обеспеченного  составляет по официальным данным 15 раз.

8. Усиление структурной деформации  экономики.

9. Угроза превращения России в  топливно-сырьевой придаток развитых  стран.

10.Чрезмерная  открытость экономики.

11.Криминализация  экономических отношений и т.д.

Определение сущности экономической безопасности предполагает анализ ее объектов и  субъектов. Объектами экономической  безопасности являются природные богатства  страны, производственные и непроизводственные фонды, интеллектуальная собственность, финансовая система, семья, личность и  т.д. Эксперты Совета безопасности разработали  примерный перечень показателей  для определения критериев и  параметров экономической безопасности Российской Федерации8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Одна из наиболее актуальных проблем  российской экономики – повышение  конкурентоспособности промышленности за счет ее технологического переоснащения  и подъема наукоемких отраслей производства, создающих высокую добавленную  стоимость. Поэтому возникает острая необходимость в получении предприятиями  доступа к передовым технологиям.

Теоретически существуют два подхода. Можно пойти по пути приобретения лицензий и ноу-хау на известные  технологии, виды продукции и торговые марки крупных зарубежных компаний. Другой путь – опора на собственный  научно-технический потенциал, в  значительной мере невостребованный сегодня  отечественной промышленностью. Он является более перспективным со многих точек зрения, однако требует преодоления целого ряда финансовых и организационно-управленческих барьеров.

В России вплоть до последнего времени  инновационная деятельность осуществлялась исключительно в крупных государственных  учреждениях, управляемых посредством волевых решений бюджетного финансирования и планирования, но без учета особенностей и закономерностей самого инновационного процесса.

Информация о работе Контрольная работа по «Инновационным технологиям в естествознании»