Классификация нововведений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 14:03, контрольная работа

Краткое описание

Какие классификационные признаки новаций и инновационных процессов и их характеристики используются в инновационном менеджменте и каковы цели классификации?
Классификация инноваций означает распределение инноваций на конкретные группы по определенным критериям. Построение классификационной схемы инноваций начинается с определения классификационных признаков. Классификационный признак представляет собой отличительное свойство данной группы инноваций, ее главную особенность.

Содержание

1. Классификация нововведений:
Какие классификационные признаки новаций и инновационных
процессов и их характеристики используются
в инновационном менеджменте и каковы цели классификации?
Как можно классифицировать (по различным признакам) данное нововведение / инновационный процесс (разбор практических примеров)?
2. Программно-целевые методы управления инновационными процессами:
Каковы особенности применения метода программно-целевого управления инновационными процессами?
Что включает в себя комплекс программно-технических средств, обеспечивающих управление инновациями в организациях (практикум с использованием компьютерных средств)?

Вложенные файлы: 1 файл

иновации.docx

— 106.08 Кб (Скачать файл)
  • логистические, которые ведут к изменениям в сфере организации движения потоков, снабжении и сбыте.

  • организационно-управленческие, которые ведут к изменениям в организационном механизме и системе управления, совершенствуют их;

  • социально-экономические, правовые и другие, которые изменяют социальные, экономические и правовые условия функционирования предприятия.

По областям применения в сферах обслуживания:

  • образование;

  • питание;

  • спорт и молодежь;

  • культура;

  • здравоохранение;

  • правовое обслуживание и охрана;

  • туризм;

  • торговля;

  • финансовое обслуживание;

  • другие.

По уровню новизны инновационные товары и услуги могут распределяться на обладающие признаками:

  • мировой новизны;

  • отечественной новизны;

  • отраслевой новизны;

  • новые для фирмы;

  • расширение имеющейся гаммы товаров, ассртимента, портфеля товаров и услуг;

  • обновленные товары и услуги;

  • товары и услуги с измененным позиционированием;

  • с сокращенными издержками (производственные инновации).

Масштабы распространения инноваций:

  • транснациональные;

  • народнохозяйственные и федеральные;

  • региональные;

  • муниципальные;

  • в рамках объединений и ассоциаций;

  • в рамках организации;

  • в рамках подразделения.

Широта воздействия инноваций:

  • глобальна, мировая;

  • народнохозяйственная, национальная;

  • отраслевая;

  • локальная.

Темпы осуществления инноваций:

  • быстрые, нарастающие;

  • замедленные, равномерные;

  • медленные, затухающие.

Стадии жизненного цикла инноваций, с которых начинается инновационный процесс для данной организации и которыми он заканчивается:

  • исследования;

  • разработки;

  • промышленное производство;

  • маркетинг;

  • логистика;

  • диффузия;

  • рутинизация;

  • сервисная поддержка.

По преемственности выделяют следующие инновации:

  • открывающие, за которыми может следовать поток новых инноваций, на которых основан мультипликационный эффект;

  • закрывающие - инновации, закрывающие ряд отраслей;

  • замещяющие;

  • отменяющие;

  • ретровведения.

Классификация инноваций, учитывающая развитие технологий на основе «подрывных» инноваций.

Эволюция инновационных стратегий и инновационного бизнеса согласно концепции К. Кристенсена предполагает периодическую смену «подрывных» и поддерживающих технологических инноваций и их приложений - инновационных продуктов и услуг.

«Подрывные» технологии - те, которые идут на смену устоявшимся и развитым технологиям. Они ведут с собой новые продукты и новые услуги, которые сменяют прежние. «Подрывные» инновации, стратегии постепенно вытесняют поддерживающие инновации. Вместе с ними изменяется весь инновационный бизнес.

Г. Менш выделил базисные, улучшающие инновации (способствуют появлению новых отраслей и новых рынков) и «псевдоинновации» - мнимые нововведения (улучшают качество предмета или незначительно изменяют элементы технологического процесса).

Российский исследователь Ю.В. Яковец развил взгляды Г. Менша и предлагает выделять следующие виды инноваций:

  • базисные инновации, которые реализуют крупнейшие изобретения и становятся основой революционных переворотов в технике, формирования новых ее направлений, создания новых отраслей;

  • улучшающие инновации, предусматривающие реализацию изобретений среднего уровня и служащие базой для создания новых моделей и модификацией данного поколения техники (технологии), заменяющих устаревшие модели более эффективными, либо расширяющих сферу применения этого поколения, а также существенно видоизменяющих используемые технологии;

  • микроинновации, улучшающие отдельные производственные или потребительские параметры выпускаемых моделей техники и применяемых технологий на основе использования мелких изобретений, что способствует более эффективному производству этих моделей либо повышению эффективности их использования;

  • псевдоинновации, которые, по мнению Ю.В.Яковца, направлены на улучшение моделей машин и технологий, представляющих вчерашний день техники.

Следует отметить, что подходы Г. Менша и Ю.В. Яковца сосредоточивают свое внимание на рассмотрении исключительно технологических нововведений, при этом используется единственный критерий классификации, в роли которого выступает степень радикальности инновации, уровень ее новизны, поэтому оба данных подхода к классификации инноваций носят в существенной степени ограниченный характер.

В свете этого следует отметить, что рядом российских ученых предлагаются подходы, в основе которых лежит многокритериальная классификация инноваций. К их числу могут быть отнесены подходы П.Н. Завлина и А.В. Васильева, В.В. Горшкова и Е.А. Кретовой, Э.А. Уткина, Г.И. Морозовой и Н.И. Морозовой, С.Д. Ильенковой.

П.Н. Завлин и А.В. Васильев предлагают классификацию инноваций, базирующуюся на семи классификационных признаках: область применения, этапы НТП, степень интенсивности, темпы осуществления инноваций, масштабы инноваций, результативность, эффективность инноваций.

Таблица 2.1 Классификация инноваций по П.Н. Завлину и А.В. Васильеву

Классификационный признак

Классификационные группировки инноваций

1. Область применения 

Управленческие, организационные, социальные, промышленные и др.

2. Этапы НТП, результатом  которых стала инновация 

Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные

3. Степень интенсивности 

«Бум», равномерная, слабая, массовая

4. Темпы осуществления  инноваций 

Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные

5. Масштабы инноваций 

Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие

6. Результативность 

Высокая, низкая, средняя

7. Эффективность инноваций 

Экономическая, социальная, экологическая, интегральная


 

В.В. Горшков и Е.А. Кретова в качестве основы классификационной схемы инноваций используют два признака: структурную характеристику и целевые изменения.

С точки зрения структурной характеристики инновации подразделяются на три группы:

  • инновации на «входе» в предприятие;

  • инновации на «выходе» из предприятия;

  • инновации структуры предприятия как системы, включающей в себя отдельные элементы и взаимные связи между ними.

По целевому изменению инновации разделяются на инновации технологические, производственные, экономические, торговые, социальные и инновации в области управления.

Таблица 2.2 Классификация инноваций по В.В. Горшкову и Е.А. Кретовой

Классификационный признак

Вид инновации

Содержание инновации

1. Структурная характеристика  инновации 

1.1. Инновации на «входе» в предприятие  

  

  

 

1.2. Инновации на «выходе» из предприятия

1.3. Инновации структуры  предприятия как системы, т.е. ее отдельных элементов

1.1. Целевое качественное  или количественное изменение  в выборе и использовании материалов, сырья, оборудования, информации, работников и других ресурсов

1.2. Целевые качественные  или количественные изменения   

 

1.3. Целевые изменения  производственных, обслуживающих и вспомогательных связей по качеству, количеству, организации и способу обеспечения

2. Целевые изменения 

2.1.Технологические  

  

  

  

  

  

  

 

2.2.Производственные  

 

2.3. Экономические  

 

2.4. Торговые  

 

2.5. Социальные  

 

2.6. Инновации в области управления

2.1. Создание и освоение новой продукции, технологии, материалов, модернизация оборудования, реконструкция производственных зданий и их оснащения, реализация мероприятий по охране окружающей среды

2.2. Расширение производственных  мощностей, диверсификация производственной  деятельности, изменение структуры  производства и соотношение мощностей отдельных производственных единиц

2.3. Изменение методов  и способов планирования всех видов производственно-хозяйственной деятельности, снижение производственных затрат и улучшение конечных результатов, рост экономического стимулирования и материальной заинтересованности трудящихся, рационализация системы калькуляции внутрипроизводственных затрат

2.4. Использование методов  ценовой политики во взаимоотношениях с поставщиками и заказчиками, предложение новой продукции и услуг, предоставление или взыскание финансовых ресурсов в форме кредитов, займов, применение новых методов распределения прибыли и других накопленных ресурсов и т.п.

2.5. Улучшение условий  и характера труда, социального обеспечения, предоставляемых услуг, психологического климата и характера взаимоотношений на предприятии или между его отдельными организационными подразделениями

2.6. Улучшение организационной  структуры, стиля и методов принятия решений, использование новых средств обработки информации и документации, рационализации канцелярской работы и т.д.  

 

Информация о работе Классификация нововведений