Классификация инноваций, признаки классификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:21, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является оценка и анализ современных инноваций, подробное рассмотрение различных классификаций инноваций, а также изучение принципов классификации инноваций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретическая часть……………………………………………………..5
Классификация инноваций. Признаки классификации………...………..5
2. Практическая часть…………………………………………………….11
Задача………………………………………………………………………11
Заключение………………………………………………………………..13
Список литературы………………………………………………….……15

Вложенные файлы: 1 файл

№5.docx

— 40.44 Кб (Скачать файл)



ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ  ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра «Экономики, менеджмента и маркетинга»

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине:

Инновационный менеджмент

На тему:

«Классификация  инноваций, признаки классификации»

Вариант №5

 

 

Исполнитель:

Дурасова  А. В.

 

                                                              Факультет: МиМ

                                  Группа: 5дБМ

№зачетной книжки: 08млб03355

 

Руководитель:

Проф.Фасхиев Хакимзян Амирович

 

 

 

 

 

 

Уфа 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………….3

1. Теоретическая  часть……………………………………………………..5

Классификация инноваций. Признаки классификации………...………..5

2. Практическая  часть…………………………………………………….11

Задача………………………………………………………………………11

Заключение………………………………………………………………..13

Список  литературы………………………………………………….……15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Данная  работа написана на тему классификации  инноваций, а также признаков  классификаций. Существует несколько  способов классификации инноваций, и все из них представлены в  данной работе. Но прежде чем приступить к классификации инноваций, необходимо изучить само понятие инновации.

Слово «инновация»  выступает синонимом нововведения, или новшества, и может использоваться наряду с ними.

Инновация – конечный результат деятельности по проведению нововведений, получивший воплощение в виде нового усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового усовершенствованного процесса, использованного в производственной деятельности, нового подхода к социальным проблемам.

Классификация инноваций позволяет систематизировать  знания о видах инноваций и  проявляет их место или позицию  инноваций в системе фирмы.

Целью данной работы является оценка и анализ современных инноваций, подробное рассмотрение различных  классификаций инноваций, а также  изучение принципов классификации  инноваций.

Данная тема является актуальной в  наше время, так как научно-технический  прогресс, особенно его современный  этап – научно-техническая революция, способствует развитию массового производства многих видов продукции при одновременном  уменьшении общественно необходимых  затрат на их изготовление. Внутренняя логика развития науки приводит к  созданию принципиально новых и  усовершенствованию существующих видов  продукции и технологий, ускорению  темпов их обновления, что вносит специфические  изменения в систему общественных потребностей. При этом возникают  новые потребности, выявляются разнообразные  способы удовлетворять различные  потребности одним продуктом, меняются соотношения между различными потребностями, раскрываются возможности удовлетворения одних и тех же потребностей разными видами продукции.

Объясняется все это эластичностью  потребностей, разнообразием и динамичностью  их структуры, возможностью удовлетворения за счет новшеств существующих потребностей (из-за экономической нецелесообразности выпуска «старой» продукции, несоответствия ее параметров условиям потребления), а также способностью удовлетворять  различные потребности в результате внедрения одного нововведения. В  общем плане нововведения (инновации) – это реальные возможности удовлетворения общественных потребностей, выраженные в вещной форме и представляющие конкретные способы, пути и средства достижения основной цели производства.

Массовый характер производства, ускорение  создания принципиальных новшеств и  модифицированных видов продукции, изменения условий труда не только расширили потребности, но и трансформировали структуру общественных потребностей, а также создали предпосылки  для классификации инноваций. Таким  образом, переходим к теоретической  части данной работы, в которой  и представлена сама классификация  инноваций, а также раскрываются признаки классификаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретическая часть.

Классификация инноваций. Признаки классификации.

Для управления инновационной деятельностью  необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений  в продуктах и технологических  процессах (например, эстетические изменения  – цвета, формы и т.п.); незначительных технических или внешних изменений  в продуктах, оставляющих неизменными  конструктивное исполнение и не оказывающих  достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов  предприятия.

Новизна инноваций оценивается  по технологическим параметрам, а  также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций. Существует несколько подходов к классификации инноваций.

В зависимости от вида объекта инновации  делятся на:

- инвестиционные;

- реальные (финансовые).

В зависимости  от технологических параметров инновации  подразделяются на продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации включают:

- применение  новых материалов;

- новых  полуфабрикатов и комплектующих;

- получение  принципиально новых продуктов. 

Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

Продуктовые инновации охватывают внедрение  новых или усовершенствованных  продуктов. Процессные инновации – это освоение новой или значительно усовершенствованной продукции, организации производства. Выпуск такой продукции невозможен при использовании имеющегося оборудования или применяемых методов производства. Следует отметить различия американской и японской систем инноваций: в США 1/3 всех инноваций относится к процессным, а 2/3 – к продуктовым; в Японии обратное соотношение.

Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить:

1. Инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

2. Инновации на выходе с предприятия (новые изделия, услуги, технологии, информация и др.);

3. Инновации системной структуры предприятия (внутри системы):

- управленческой;

- производственной;

- технологической. 

Экономический эффект от инновации получает потребитель.

В зависимости  от степени новизны выделяют инновации:

- радикальные  (базовые) – новый продукт на основе изобретения фирмы-«пионера», не имеющего аналога;

- улучшающие – новый продукт на основе изобретения улучшающего изобретения «пионера»;

- модификационные  (частные) – новый продукт на основе рационализаторского предложения.

Перечисленные виды инноваций отличаются друг от друга по степени охвата стадий жизненного цикла.

Изобретение – новое, преобладающее существенными  отличиями «техническое решение  практической задачи» в любой  области хозяйственной, социально-культурной или оборонной сферы.

Изобретение-«пионер» - выдающееся изобретение, которому не предшествовали в мировой практике прототипы, аналоги, в основе их лежат открытия.

Открытия  – установление неизвестных ранее  объективно-существенных закономерностей, свойств и явлений материального  мира, вносящих коренные изменения  в уровень познания.

Рациональное  предложение – «техническое решение», обладающее относительной новизной. Например, новое решение для данного  рынка, для данной отрасли или  предприятия.

Предметная  инновация – новые материальные ресурсы, сырье, комплектующие изделия, продукты.

Инновация в виде нового продукта является определяющей и носит название продуктовой  инновации. Такая инновация направлена на удовлетворение новых потребностей или существующих, но по-другому.

Процессная  инновация – новые услуги, производственные процессы, методы организации производства, организационные структуры.

Система управления – в этом классе инноваций  определяющей является инновация в  области производственных процессов. Технологическая инновация направлена на повышение качества продукта, роста  производительности труда, увеличение объемов производства.

В связи  с развитием информационных технологий важнейшей становиться информационная инновация, рассматриваемая как  новый вид ресурса. Она обладает двумя важными свойствами:

1) является  первичной но по отношению  к другим инновациям, так как  в основе ее лежит информация;

2) она  неисчерпаема (в то время как  другие ресурсы исчерпаемы).

Научно-исследовательским  институтом системных исследований (РНИИСИ) предложена расширенная классификация  инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. Согласно этому признаку инновации подразделяются:

1) технологические; 

2) производственные (новые технологии, оборудование, инструменты);

3) экономические;

4) торговые (новая форма обслуживания, новая организация складирования, новые способы рекламы);

5) социальные (новый способ разрешения социальных конфликтов, новый способ адаптации нового работника, новый вид социальной помощи);

6) в области управления (новые методы принятия решений).

В зависимости от характера использования  инновации бывают:

а) потребительские (используются для  удовлетворения личных потребностей, они не используются в научно-технических  и производственных видах деятельности. Потребители – частные лица, семьи. Назначение – увеличение экономического, социального, психологического эффекта  использования товара).

б) инвестиционные (новые виды комплектующих, оборудования, новые технологии. Потребители  – производственные предприятия, научные  организации и индивидуальные предприниматели).

Известна классификация инноваций, предложенная А.И. Пригожиным, включающая разделение инноваций по пяти группам  на основе критериев:

1. По распространенности:

- единичные

- диффузные.

Диффузия - это распространение уже однажды освоенного новшества в новых условиях или на новых объектах внедрения. Именно благодаря диффузии происходит переход от единичного внедрения новшества к инновациям в масштабе всей экономики.

2. По месту в производственном цикле:

- сырьевые

- обеспечивающие (связывающие)

-продуктовые

3. По преемственности:

- замещающие

- отменяющие

- возвратные

- открывающие

- ретровведения

4. По охвату ожидаемой доли рынка:

- локальные

- системные

- стратегические

5. По инновационному потенциалу и степени новизны:

- радикальные

- комбинаторные

- совершенствующие

Четвертое и пятое деления классификации, учитывающие масштаб и новизну  инноваций, а также интенсивность  инновационного изменения, в наибольшей степени выражают количественные и  качественные характеристики инноваций  и имеют значение для экономической  оценки их последствий и обоснования  управленческих решений.

По характеру общественных целей  различают инновации:

- экономические, ориентированные на прибыль (производство лекарственных препаратов на экспорт и др.); 

-экономические, не ориентированные  на прибыль (экологические и др.);

-специальные (военные, здравоохранение,  образование и др.).

Особенности инновационных  процессов, которые должен учитывать инновационный менеджер при создании организационно-экономического механизма собственного дела, вытекают из преобладающего вида нововведения. Важным этапом анализа инноваций является их классификация по ряду основополагающих признаков (Таблица 1). Приведенные в данной таблице классификации подтверждают, что процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру, следовательно, формы их организации, масштабы и способы воздействия на инновационную деятельность также отличаются многообразием.

Информация о работе Классификация инноваций, признаки классификации