Использование компьютера на индивидуальных логопедических занятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 20:41, статья

Краткое описание

В статье показана структура организации индивидуального логопедического занятия с использованием ИКТ.

Вложенные файлы: 1 файл

моя статья Использование компьютера на индивидуальных коррекционно.doc

— 46.00 Кб (Скачать файл)

Использование компьютера на индивидуальных коррекционно-развивающих  логопедических занятиях в ДОУ.

А.Д. Мамедова

 

 azizmamed@mail.ru

Государственное казенное коммунальное предприятие детский сад «Арай» №7, г. Степногорск, п. Заводской

    Всеобщая модернизация в образовании предъявляет новые требования к дошкольному образованию. Сейчас ДОУ в первую очередь ориентировано на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки легче преодолеваются.

В настоящее  время перед учителем-логопедом  стоит одна из основных задач: поиск  и разработка новых более эффективных  методов и приемов работы с  детьми.

Одной из инновационных технологий в образовании XXI века, является применение ИКТ в обучении. Использование компьютера на логопедических индивидуальных коррекционных занятиях – одно из эффективных средств для успешной работы. Применение компьютера в сочетании с традиционными методами и приемами, позволяет коррекционно – развивающий процесс сделать более результативным, расширяет возможности в работе.

Применяя на индивидуальных занятиях компьютер, я увидела следующие преимущества его использования:

  1. Очевидное повышение мотивации детей к логопедическим занятиям.
  2. Возможность приближения речевого материала к реальным жизненным условиям (в интернете можно найти яркие, реалистичные изображения, которых нет в иллюстрациях; картинки-аннимации).
  3. Возможность дать ребенку правильные представления о новых изучаемых темах (непонятный для ребенка предмет или явление, всегда можно отыскать на фотографиях).
  4. Развитие познавательных процессов.
  5. Развитие кругозора ребенка.
  6. Реализация индивидуального подхода (выбор темпа, сложности подачи материала).
  7. Возможность педагогу хранить свои занятия, игры в удобном электронном варианте, создавать авторские презентации.

С применением  компьютера на занятиях, у меня  расширились возможности изложения материала. Наиболее часто я применяю в практике программу Power Point. Она позволяет создавать презентации как к индивидуальным занятиям, так и к семинарам-практикумам, консультациям, для педагогов и родителей.

Также эффективно использовать на занятиях компьютерные программы которые служат одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.

 Занятия  с использованием компьютера  нужно проводить фрагментарно, при  этом обязательно соблюдаются  условия для сбережения здоровья  ребенка, придерживаясь правил :

- Игра может  быть включена, как часть занятия (на основном или заключительном этапе)

- Периодичность  - 2 раза в неделю;

- Индивидуальное  дозирование нагрузки при зрительных  нарушениях;

- Противопоказания – эпилепсия;

- Использование новых моделей компьютера;

- работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);

- Проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд;

- Включать в  занятия игры, направленных на  профилактику нарушений зрения  и отработку зрительно-пространственных  отношений; 

При проведении занятий нужно  помнить о соблюдении санитарно-гигиенических  требований ( см.  СанПиН 2.4.1.1249-03 пункт 2.12.10).

Примерная структура организации индивидуального занятия с использованием компьютера :

- Организационный момент (введение: беседа, игровой момент) –  1 минуты.

- Подготовительные профилактические  упражнения – 1- 2 минуты.

- Работа за компьютером  - 8-9 минут.

- Физкультминутка – 1 минута.

- Подведение итогов –  1 минута.

- Релаксационные игры  – 1-2 минуты.

Организация и методика проведения коррекционно-развивающих занятий деятельности с использованием электронных презентаций идентична методике проведения логопедических занятий с использованием специализированных компьютерных программ.

  1. Организационный момент. (Создание эмоционального отношения к предстоящей работе, за счет сюрпризного, игрового момента, уточнения пройденного материала: задать нужный ритм, динамику занятию, обеспечить рабочий настрой; подготовка всех анализаторов к восприятию нового материала, через разнообразные игровые упражнения: артикуляционных и мимических мышц, пальчиковой моторики, слухового анализатора, зрительного анализатора.)
  2. Основная часть.

* Переход к следующему этапу осуществляется посредством подвижного (речедвигательного) упражнения, способствующего: - восстановить энергию перед выполнением сложной задачи, - поддержать динамику занятия, положительную атмосферу.

*В первой компьютерной части занятия осуществляется визуализация представляемого материала (ММ презентация): выполнение работы, обсуждение выполненных заданий, выводы по результатам деятельности.

*Самостоятельная проработка нового или отработанного материала детьми (на раздаточном материале, в тетрадях).

      3. Заключительная часть. Снятие умственного, зрительного и мышечного     напряжения: игрогимнастика, включающая дыхательные и подвижные упражнения, релаксация, упражнения для глаз.

      4. Окончание занятия. Подведение итогов работы, в том числе самостоятельная оценка ребенком результатов своей деятельности.

В зависимости  от цели занятия учитель-логопед  может менять его структуру. Например, можно заменить физкультминутку подвижной игрой, играми с физкультурным оборудованием, подвижными речевыми заданиями и т.д.

Использование ИТ в учебном процессе как инновационного подхода в образовании, даёт принципиально  новые возможности совершенствования  образовательного процесса в целом. Бесспорно, что именно логопедические занятия требуют большей наглядности для усвоения материла, чем какие-либо другие. Здесь на помощь приходит компьютер, с его неограниченными возможностями.

Наиболее эффективными логопедическими компьютерными программами являются:

- специализированная компьютерная  логопедическая программа “Игры  для Тигры”;

- “Веселая азбука”;

- “Самые умные”;

- “Даша-следопыт”;

- “Фонема”; и др.

Чаще в своей работе я использую «Баба-Яга учится читать». В ней ребенок вместе со сказочными персонажами учит буквы в «Букварике», овладевает первоначальными навыками чтения в «Слогарике», тренирует зрительную память, освобождая от жуков старый дуб, помогает муравью вылезти из подземных ходов, определяя первый звук в словах, и выполняет еще ряд заданий, тренируя и развивая при этом мышление, память, чувство ритма.

При подготовке к индивидуальным занятиям логопед может сам создавать  игры-презентации на компьютере. В  своей работе я использую следующие  виды игр-презентаций:

«Веселый язычок», «Чего  не стало», «4 лишний», «Цепочка слов», «Скажи ласково» и т.д.

Особенно мне нравиться  то, что любой учитель способен создать свою игру-презентацию.

Владея компьютером и  используя его в своей практике, он дает мне возможность посмотреть на свою работу с новой позиции, обогатить свои знания и умения, а главное вызвать интерес у ребенка к логопедическим занятиям, как одной из центральных задач в логопедической работе. Зачастую ребенку надоедает ежедневное проговаривание  слогов и слов, называние картинок, в результате чего он может просто отказаться от занятий. В данном случае на помощь приходит компьютер, который позволяет сформировать новые формы сотрудничества между логопедом и ребенком, вызвать положительные эмоции у детей.

Положительное влияние компьютера на развитие дошкольника с нарушениями речи  подчеркивают и многочисленные исследования в сфере специального образования (В.П Беспалько, Ю.Ф. Гаркушина, О.И. Кукушкина, З.А. Репина и др.). Они отмечают, что методики обучения на основе информационно-коммуникативных технологий обладают необходимыми возможностями, направленными не только на индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям, возможностям и интересам детей, но и повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса в целом.

Используя на занятиях компьютер, необходимо помнить, что главная  цель работы логопеда – это коррекция  речи для реализации полноценного общения  ребенка с другими людьми. Поэтому компьютер должен быть использован только как дополнительное средство работы. Ни один компьютер не заменит полноценного общения ребенка со взрослым.

Литература:

  1. О.И. Кукушкина, Е.Л.Гончарова. Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с нарушениями в развитии/ в сб. научных трудов и проектных материалов ИПН РАО. .М.,1996
  2. Жукова П. С., Мастюкова Р.. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1990. - 239 с.; ил.
  3. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5 (14), стр. 283-285.
  4. Вербенец А.М. Использование компьютерных технологий в развитии старших дошкольников: проблемы, этапы, методы. Статья в научно-методическом журнале “Детский сад: теория и практика” №6, 2011. С. 6-21.
  5. Варченко В.И., Тупичкина Е.А. Дидактические основы использования компьютерных игр в условиях предшкольного образования. Статья в научно-методическом журнале “Детский сад: теория и практика” №6, 2011. С. 22-31.

Информация о работе Использование компьютера на индивидуальных логопедических занятиях