Информационные технологии в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 07:04, реферат

Краткое описание

Основные идеи объектно-ориентированного подхода опираются на следующие положения:
– программа представляет собой модель некоторого реального процесса, части реального мира; модель содержит не все признаки и свойства представляемой ею части реального мира, а только те, которые существенны для разрабатываемой программной системы;
– модель реального мира или его части может быть описана как совокупность взаимодействующих между собой объектов;
– объект описывается набором атрибутов (свойств), значения которых определяют состояние объекта, и набором операций (действий), которые может выполнять объект;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. СЛОЖНОСТЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2. ОБЪЕКТНАЯ МОДЕЛЬ
2.1. Абстрагирование
2.2. Инкапсуляция
2.3. Модульность
2.4. Иерархичность
2.5. Типизация
2.6. Параллелизм
2.7. Сохраняемость
3. ОБЪЕКТЫ
3.1. Состояние
3.2. Поведение
3.3. Идентичность
3.4. Отношения между объектами
4. КЛАССЫ
4.1. Ассоциация
4.2. Агрегация
4.3. Обобщение
4.3.1. Наследственная иерархия
4.3.2. Наследование и типизация
4.3.3. Множественное наследование
4.4. Зависимость
4.5. Инстанцирование
4.6. Переменные и операции класса
4.7. Интерфейсы
4.8. Группирование классов
5. ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ
6. ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ ЯЗЫКА UML
6.1. Диаграмма классов
6.2. Диаграмма объектов
6.3. Диаграммы взаимодействий
6.2. Диаграмма состояний
6.5. Диаграмма деятельности
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 15.74 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

                                                                                                                                                                                    

ВВЕДЕНИЕ                                          

1. СЛОЖНОСТЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

2. ОБЪЕКТНАЯ МОДЕЛЬ

2.1. Абстрагирование

2.2. Инкапсуляция

2.3. Модульность

2.4. Иерархичность

2.5. Типизация

2.6. Параллелизм

2.7. Сохраняемость

3. ОБЪЕКТЫ

3.1. Состояние

3.2. Поведение

3.3. Идентичность

3.4. Отношения между объектами

4. КЛАССЫ

4.1. Ассоциация

4.2. Агрегация

4.3. Обобщение

4.3.1. Наследственная иерархия

4.3.2. Наследование и типизация

4.3.3. Множественное наследование

4.4. Зависимость

4.5. Инстанцирование

4.6. Переменные и операции класса

4.7. Интерфейсы

4.8. Группирование классов

5. ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ

6. ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ ЯЗЫКА UML

6.1. Диаграмма классов

6.2. Диаграмма объектов

6.3. Диаграммы взаимодействий

6.2. Диаграмма состояний 

6.5. Диаграмма деятельности

ЛИТЕРАТУРА

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Объектно-ориентированный подход в последнее десятилетие стал одним из наиболее интенсивно развивающихся направлений в программировании и наиболее популярным средством разработки программного обеспечения.

Начало развитию объектно-ориентированного подхода положил язык Simula 67, который был разработан в конце 60-х гг. в Норвегии. Несмотря на то, что язык намного опередил свое время, современники (программисты 60-х гг.) оказались не готовы воспринять ценности языка Simula 67, и он не выдержал конкуренции с другими языками программирования (прежде всего, с языком Fortran).

Но достоинства языка Simula 67 были замечены некоторыми программистами, и в 70-е гг. было разработано большое число экспериментальных объектно-ориентированных языков программирования. В результате исследования этих языков были разработаны современные объектно-ориентированные языки программирования: C++, Ada, Smalltalk и др.

Наиболее распространенным объектно-ориентированным языком программирования является язык C++ [1, 6, 8]. Он возник на базе соединения языков С и Simula. С++ был разработан в начале 80-х Бьерном Страуструпом, сотрудником компании AT&T. Все эти годы язык интенсивно развивался, и, наконец, в августе 1998 г. был принят международный стандарт языка С++.

Разработка новых объектно-ориентированных языков программирования продолжается и в настоящее время. Например, с 1995 г. стал широко распространяться объектно-ориентированный язык программирования Java, ориентированный на сети компьютеров и, прежде всего, на Internet. В настоящее время компанией Microsoft разрабатывается новый объектно-ориентированный язык C# (C Sharp), который во многом базируется на языке С++ и также ориентирован на разработку Internet-приложений.

Вместе с развитием объектно-ориентированного программирования стали развиваться и объектно-ориентированные методы разработки программного обеспечения, охватывающие стадии анализа и проектирования. Среди общепризнанных объектно-ориентированных подходов к анализу и проектированию следует выделить методы Г. Буча [3, 4], Д. Рамбо, А. Джекобсона, Шлеера-Меллора и Коуда-Йордона. В результате объединения усилий первых трех авторов появился на свет унифицированный язык моделирования UML [2, 5, 7, 9], который в 1997 г. был принят в качестве стандарта консорциумом Object Management Group и получил широкое распространение в сфере производства программного обеспечения.

Основные идеи объектно-ориентированного подхода опираются на следующие положения:

– программа представляет собой модель некоторого реального процесса, части реального мира; модель содержит не все признаки и свойства представляемой ею части реального мира, а только те, которые существенны для разрабатываемой программной системы;

– модель реального мира или его части может быть описана как совокупность взаимодействующих между собой объектов;

– объект описывается набором атрибутов (свойств), значения которых определяют состояние объекта, и набором операций (действий), которые может выполнять объект;

– взаимодействие между объектами осуществляется посылкой специальных сообщений от одного объекта к другому; сообщение, полученное объектом, может потребовать выполнения определенных действий, например изменения состояния объекта;

– объекты, описанные одним и тем же набором атрибутов и способные выполнять один и тот же набор операций, представляют собой класс однотипных объектов.

С точки зрения языка программирования класс объектов можно рассматривать как тип данных, а отдельные объекты – как данные этого типа. Определение программистом собственных классов объектов должно позволить описывать конкретную задачу в терминах ее предметной области (при соответствующем выборе имен типов и имен объектов, их атрибутов и выполняемых действий).

Объектно-ориентированный подход дает следующие основные преимущества:

– уменьшение сложности программного обеспечения;

– повышение его надежности;

– обеспечение возможности модификации отдельных компонент программ без изменения остальных компонент;

– обеспечение возможности повторного использования отдельных компонент программного обеспечения.

Систематическое применение объектно-ориентированного подхода позволяет разрабатывать хорошо структурированные, надежные в эксплуатации, достаточно просто модифицируемые программные системы. Этим объясняется интерес программистов к объектно-ориентированному подходу и объектно-ориентированным языкам программирования.

Целью данного курса лекций является введение в объектно-ориентированный подход к разработке программного обеспечения. В рамках курса рассмотрены концепции и понятия объектно-ориентированного подхода (на основе [4]), а также их выражение на унифицированном языке моделирования UML (на основе [5]) и языке программирования С++.

 

1. СЛОЖНОСТЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

Объектно-ориентированный подход возник в первую очередь в ответ на растущую сложность программного обеспечения. На заре компьютерной эры возможности компьютеров были ограничены и было очень трудно написать большую программу. В 60–70-е гг. эффективность применения компьютеров резко возросла, и стало все больше создаваться прикладных программ повышенной сложности. Наибольшее распространение в это время получило структурное проектирование по методу сверху вниз. Однако через некоторое время оказалось, что структурный подход не работает, если объем программы превышает приблизительно 100 тыс. строк. Как результат – выход проектов за рамки установленных сроков и бюджетов и, более того, их несоответствие начальным требованиям. Для решения этих проблем и стали применять объектно-ориентированный подход.

Справедливости ради отметим, что объектно-ориентированный подход является достаточно универсальным инструментом. Он может применяться и для разработки программ малой и средней сложности. Однако, именно для сложных систем использование объектно-ориентированного подхода является критичным. Таким образом, основной областью использования объектно-ориентированного подхода и основным объектом нашего интереса являются сложные промышленные программные продукты.

Подобные системы могут применяться для решения самых разных задач. В качестве примеров можно привести:

– системы с обратной связью (интеллектуальные, самообучающиеся системы), которые активно взаимодействуют или управляются событиями физического мира и для которых ресурсы времени и памяти ограничены;

– задачи поддержания целостности информации объемом в сотни тысяч записей при параллельном доступе к ней с обновлениями и запросами;

– системы управления и контроля над реальными процессами (например, диспетчеризация воздушного и железнодорожного транспорта).

Системы подобного типа обычно имеют большое время жизни, и большое количество пользователей оказывается в зависимости от их нормального функционирования. Глобальные системы национального или даже мирового масштаба являются яркими примерами таких систем (системы управления ядерными объектами, Интернет).

Сложность является существенной чертой промышленной программы: один разработчик практически не в состоянии охватить все аспекты такой системы. Фактически сложность промышленных программ превышает возможности интеллекта одного человека.

Сложность, присущая программному обеспечению, определяется следующими основными причинами:

– сложностью реального мира;

– сложностью управления процессом разработки;

– гибкостью программного обеспечения;

– сложностью описания поведения систем.

Сложность реального мира

Проблемы, которые мы пытаемся решить с помощью разрабатываемого программного обеспечения, часто неизбежно содержат сложные элементы, к которым предъявляется множество различных и нередко противоположных требований.

Но даже в простых проблемах сложность может возникнуть из-за языковой и понятийной "нестыковки" между заказчиком системы и ее разработчиком: пользователи обычно с трудом могут внятно объяснить разработчикам, что на самом деле нужно сделать. Часто пользователь лишь смутно представляет, что ему нужно от будущей программной системы. С другой стороны, разработчик, являясь экспертом лишь в своей области знаний, недостаточно квалифицирован в предметной области.

Дополнительные сложности возникают в результате изменения требований к программной системе уже в процессе разработки. В основном требования корректируются из-за того, что само осуществление программного проекта часто изменяет проблему. Использование системы, после того как она разработана и установлена, заставляет пользователей лучше понять и отчетливей сформулировать то, что им действительно нужно. В то же время этот процесс повышает квалификацию разработчиков в предметной области и позволяет им задавать более осмысленные вопросы, которые проясняют темные места в проектируемой системе.

 

Сложность управления процессом разработки

 

Большое число требований к системе неизбежно приводит либо к созданию нового программного продукта значительных размеров, либо к модификации существующего, что также не делает его проще. Сегодня обычными стали системы размером в десятки тысяч и даже миллионы строк на языках высокого уровня. Ни один человек не в состоянии понять и разработать полностью такую систему. Поэтому возникает необходимость разбиения системы на подсистемы и модули и коллективная разработка систем.

В идеале для успеха разработки команда разработчиков должна быть как можно меньше. Но какой бы она ни была, всегда возникнут трудности, связанные с координацией работ над проектом, и проблема взаимопонимания требований и спецификаций системы.

 

Гибкость программного обеспечения

 

Программирование обладает максимальной гибкостью среди технических наук. Программист, как и писатель, работает со словом, и всеми базовыми элементами, необходимыми для создания программ, он может обеспечить себя сам, зачастую пренебрегая уже существующими разработками. Такая гибкость – чрезвычайно привлекательное, но опасное качество: пользователь, осознав эту возможность, постоянно изменяет свои требования; разработчик увлекается украшательством своей системы во вред основному ее назначению. Поэтому программные разработки остаются очень кропотливым и "бесконечным" делом, а программные системы потенциально незавершенными.

 

Сложность описания поведения системы

 

Сложные программные системы содержат сотни и тысячи переменных, текущие значения которых в каждый момент времени описывают состояние программы. Кроме того, они имеют большое количество точек ветвления, которые определяют множество зависящих от ситуации путей решения задачи. Все это разработчик должен продумать, зафиксировать в программах, протестировать и отладить.

Любая сложная система, в том числе и сложная программная система, обладает следующими общими признаками:

1. Сложные системы часто являются иерархическими и состоят из взаимозависимых подсистем, которые, в свою очередь, также могут быть разделены на подсистемы и т.д.

Сложная система состоит не просто из отдельных компонент, между ними имеются определенные иерархические отношения.

Например, большинство персональных компьютеров состоит из одних и тех же основных элементов: системного блока, монитора, клавиатуры и манипулятора "мышь". Мы можем взять любую из этих частей и разложить ее, в свою очередь, на составляющие. Системный блок, например, содержит материнскую плату, платы оперативной памяти, центральный процессор, жесткий диск и т.д.

Продолжая, мы можем разложить на составляющие центральный процессор. Он состоит из регистров и схем управления, которые сами состоят из еще более простых деталей: диодов, транзисторов и т.д. Возникает вопрос, что же считать простейшим элементом системы? Ответ дает второй признак.

2. Выбор того, какие компоненты в данной системе считаются элементарными, относительно произволен и в большой степени оставляется на усмотрение исследователя.

Низший уровень для одного наблюдателя может оказаться достаточно высоким для другого. Если пользователю достаточно выделить системный блок, монитор и клавиатуру, то для разработчика компьютера этого явно недостаточно.

3. Внутрикомпонентная связь обычно сильнее, чем связь между компонентами.

Это обстоятельство позволяет отделять высокочастотные взаимодействия внутри компонентов от низкочастотных взаимодействий между компонентами и дает возможность относительно изолированно изучать каждую компоненту.

4. Иерархические системы обычно состоят из немногих типов подсистем, по-разному скомбинированных и организованных.

Иными словами, разные сложные системы содержат одинаковые структурные части. Эти части, в свою очередь, могут использовать общие более мелкие компоненты. Например, и у растений, и у животных имеются крупные подсистемы типа сосудистых систем, и клетки как более мелкие компоненты.

5. Любая работающая сложная система является результатом развития работавшей более простой системы.

В качестве примера назовем теорию эволюции живой природы.

Информация о работе Информационные технологии в менеджменте