Инновационный потенциал личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 17:31, курсовая работа

Краткое описание

Инновационный потенциал личности - совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, информационные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности. Профессиональное самоопределение - процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации. Это длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути. Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры. Это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. Один человек считает критерием профессионализма просто принадлежность к профессии или получение специального образования, соответственно и себя оценивает с этих позиций, другой человек полагает, что критерием профессионализма является индивидуальный творческий вклад в свою профессию, обогащение своей личности средствами профессии, соответственно он иначе с этой более высокой планки себя самоопределяет и далее самореализует.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Основные теоретические аспекты инновационного потенциала личности 4
1.1. Инновационный потенциал личности как социальной - психологический феномен 4
1.2. Инновационный потенциал личности как фактор профессионального самоопределения 10
Глава 2. Исследование инновационного потенциала личности в организации ТЦ «Европейский» 17
2.1. Методологическая база и инструментарий исследования 17
2.2. Анализ полученных данных 18
Заключение 24
Список литературы 25
Приложение А 27
Приложение Б 29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 65.41 Кб (Скачать файл)

Инновационный потенциал  представляет собой сложное, многофакторное, многовариантное явление, которое  требует внимательного и тщательного  изучения. Однако его оценка изначально затрудняется тем, что нет единого  определения данного понятия, до конца не разработана система  показателей инновационного потенциала.

Результаты проведённого исследования показали, что уровень  мотивации работников ТЦ «Европейский»  находится на оптимальном уровне, чему способствует высокие показатели оптимизма и уверенности в будущем. Однако, было выявлено, что респонденты не готовы к переменам, не терпят двусмысленность и не желают находить необычных выходов из решаемых проблем. Всё это свидетельствует о низком инновационном потенциале личности. Также благодаря методикам была выявлена закономерность: у личностей, готовых «проращивать семена идей» наблюдаются высокие показатели по шкалам находчивость и оптимизм, тогда как у тех, кто реализует замыслы на практике преобладают такие свойства как страстность и увереннсоть.

 

 

 

 

Список литературы

 

1.Власенко Ю. А. Психологический  анализ инновационного потенциала личности. Симферополь, 2008

2.Головаха Е.И. Жизненные  перспективы и профессиональное  самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 2008. 424 с.

3.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 2006. 512 с.

4.Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. Учебн. Пособие. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2002. 124с.

5.Кондаков И.М., Сухарев А.В. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии. 2009. №5. С. 158-164.

6.Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. 2001. №1. С. 57-66.

7.Михайлов И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е. Сьюпера // Вопросы психологии 2005. №5.

8.Михайлова Н.Б. Опыт психологического исследования ситуации безработицы // Психологический журнал, 2008. № 6. Т.19. С. 91-103.

9.Муздыбаев К. Психология ответственности. Ленинград: Наука, 2003. 153с.

10.Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе // Вопросы психологии. 2006. №1. С.64.

11.Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. 352 с.

12.Ростовский В.П. Социально-экономический анализ безработицы // Экономика и управление, 2006. №3.С. 64-68.

13.Ростовский В.П. Социально-психологический анализ безработицы // Экономика и управление, 2006. № 5. С. 54-63.

14.Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. 96 с.

15.Шляхтин Г.С. Возрастные особенности временной перспективы личности // Психология личности и время. Тезисы докладов. Т.2. Черновцы, 2001. С. 13-16.

16.Чигринова М.В. Инновационный потенциал руководителя: Автореф. Канд. Дисс. - З., 2009.

17.Яковенко В.Б. Введение в инновационные технологии. - К., 2009.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

Опросник на выявление  роли в инновационном процессе П. Мерилла

Инструкция. Вам предоставлены  четыре ряда фраз личностных характеристик, соответствующих ролям новаторского типа. Проранжируйте степень соответствия каждой фразы в ряду как собственной  личностной характеристики от 1 балла (менее точно соответствует) до 4 баллов (наиболее соответствует). Подсчитайте по каждому столбцу итог.

1-я роль

Балл

2-я роль

Балл

3-я роль

Балл

4-я роль

Балл

Мне нравится находить ответы

 

Мне нравится доводить дело до конца

 

Мне нравится исследовать

 

Мне нравится, когда все  работают

 

Мне нужно понимать суть проблемы

 

Я заставляю всех работать

 

Я вижу обе стороны проблемы

 

Должен быть правильный ответ

 

Не указывайте, что мне  делать

 

Дайте мне факты, а не теории

 

Я создаю варианты выбора

 

Мне нравится анализировать  данные

 

Я открытый человек

 

Я убеждаю людей

 

У меня много идей

 

Я вижу слабости

 

Я вижу общую картину

 

Я делаю так, чтобы всё  было выполнено

 

Мне нравятся возможности

 

Я спускаю идеи  с небес  на землю

 

Концепция должна быть надёжной

 

Мне нравятся энергичные действия

 

Я не обращаю внимания на детали

 

Мне нравится точность

 

Мне не нравится путаница

 

Я стараюсь не связываться  с теорией

 

Я стараюсь не принимать  решения

 

Мне не нравятся неудачи

 

Я продумываю каждый шаг

 

Я иду на риск

 

Мне нравится, когда говорят  о проблемах

 

Я сосредоточен

 

Мне нравятся решения

 

Мне нравятся конечные результаты

 

Мне нравятся удобные случаи

 

Мне нравятся упрощенные варианты

 

Я хочу быть главным

 

Я нахожу способ заставить  всё работать

 

Мне нравится видеть общую  картину

 

Я старателен

 

Мне нравится формулировать проблему

 

Мне нужно согласие

 

Я открываю новые факты

 

Я планирую

 

Мне нужны идеи

 

Я хочу пробовать  что-то новое

 

Мне нужна свобода действий

 

Мне нужна структура

 

Итог

 

Итог

 

Итог

 

Итог

 

 

Обработка результатов исследования

В результате, подсчитав  количество баллов, можно определить ресурсы каждой роли и их процентное соотношение.

Первая колонка  –  «следопыт» (тот, кто проращивает  семена идей и находит ответы, разработчики стратегических планов).

Вторая  -  «делатель» (менеджеры  по проектам, производственники, практики, умеющие оценить экономическую  целесообразность инновации, довести  начатое до конца).

Третья – «творец» (инициаторы идей, основанных на анализе рынка).

Четвёртая – «доработчик» (тот, кто превращает абстрактные  идеи в практические методы).

Приложение Б

 

Методика «Личностная  готовность к переменам» (PCRS)

Инструкция. Обведите кружочком  число (напротив каждого из утверждений), которое более всего соответствует  описанию Вашей позиции.

Утверждение

Нет – скорее - Да

1

Я предпочитаю привычное  неизвестному.

1 2 3 4 5 6

2

Я редко «отмеряю семь раз».

1 2 3 4 5 6

3

Я не их тех, кто меняет свои планы.

1 2 3 4 5 6

4

Не могу дождаться начала дня, когда смогу взяться за дело.

1 2 3 4 5 6

5

Я считаю, что никому не стоит  давать слишком много нужд.

1 2 3 4 5 6

6

Если что-то не работает, я найду способ устранить неполадку.

1 2 3 4 5 6

7

Меня раздражает отсутствие ясных и чётких ответов.

1 2 3 4 5 6

8

Я склонен создавать привычное  положение дел и придерживаться его.

1 2 3 4 5 6

9

Я могу сделать так, что  любая ситуация будет работать на меня.

1 2 3 4 5 6

10

Мне нужно некоторое время, чтобы свыкнуться с тем, что что-то не получается.

1 2 3 4 5 6

11

Мне трудно расслабиться и  ничего не делать.

1 2 3 4 5 6

12

Если есть вероятность, что  что-то может не получиться, то оно  и не получится.

1 2 3 4 5 6

13

Когда я «завяз», я предпочитаю  импровизировать в поисках выхода из ситуации.

1 2 3 4 5 6

14

Я теряюсь, когда не улавливаю  сути происходящего.

1 2 3 4 5 6

15

Я предпочитаю знакомую область  деятельности, в которой чувствую себя комфортно.

1 2 3 4 5 6

16

Я справляюсь со всем, с чем  приходиться сталкиваться.

1 2 3 4 5 6

17

Если я что-то твёрдо решил, поменять это решение мне будет  нелегко.

1 2 3 4 5 6

18

Я предпочитаю выкладываться  до конца.

1 2 3 4 5 6

19

Я обычно сосредоточиваюсь на том, что может не получиться.

1 2 3 4 5 6

20

Когда люди пытаются найти  выход из ситуации, они приходят ко мне.

1 2 3 4 5 6

21

Если исход дела не ясен, я стремлюсь прояснить всё  немедленно.

1 2 3 4 5 6

22

Стоит придерживаться испытанного  и надёжного.

1 2 3 4 5 6

23

Я сосредоточиваюсь на моих достоинствах, а не недостатках.

1 2 3 4 5 6

24

Мне тяжело сдаться, даже если что-то совсем не получается.

1 2 3 4 5 6

25

Я неутомим и полон энергии.

1 2 3 4 5 6

26

Редко получается так, как  мне хотелось бы.

1 2 3 4 5 6

27

Сильная сторона моей личности – умение преодолевать трудности.

1 2 3 4 5 6

28

Терпеть не могу оставлять  дело незавершённым.

1 2 3 4 5 6

29

Я предпочитаю идти по главной, а не по второстепенной дороге.

1 2 3 4 5 6

30

Моя вера в собственные  силы непоколебима.

1 2 3 4 5 6

31

Со своим уставом в  чужой монастырь не ходи!

1 2 3 4 5 6

32

Я страстный и решительный.

1 2 3 4 5 6

33

Я склонен видеть проблемы, а не возможности их решения.

1 2 3 4 5 6

34

Я обращаюсь к необычным  источникам решения проблем.

1 2 3 4 5 6

35

Я действую не продуктивно, если и цели и ожидания не определены.

1 2 3 4 5 6


 

Обработка результатов исследования

Подсчитывается количество баллов по каждой их приведённых ниже семи шкал, а также общий балл по всем шкалам. Для шкал, в состав которых входят прямые утверждения, каждому ответу присваивается балл от 1 до 6 (1 балл – «нет», 6 баллов –  «да»). Для шкал с обратными утверждениями  баллы присваиваются в зеркальном порядке от 6 до 1 (6 баллов – «нет», 1 балл – «да»). Методика включает семь шкал, измеряющих личностную готовность к переменам.

Страстность понимается как  энергичность, неутомимость, повышенный жизненный тонус.

Находчивость рассматривается  как умение находить выходы из сложных  ситуаций, обращаться к новым источникам для решения новых проблем.

Оптимизм – это большие  надежды, вера в успех, нежелание  ориентироваться на худшее развитие событий, стремление фиксироваться  не на проблемах, а на возможностях.

Смелость, предприимчивость трактуется как тяга к новому, неизвестному, отказ от испытанного и надёжного.

Адаптивность предполагает умение менять свои планы и решения, перестраиваться в новых ситуациях, не настаивать на своём, если ситуация этого требует.

 Уверенность основана  на вере в себя, в свои достоинства  и в свои силы, в то, что всё  возможно, стоит только захотеть.

Толерантность к двусмысленности  опирается на спокойное отношение  у отсутствию ясных ответов, на самообладание  в ситуациях, когда не ясна суть происходящего  или не ясен исход дела, когда  не определены цели и ожидания.

Стандартизация методики показала, что сумма менее 21 балла  по каждой шкале свидетельствует  о низком уровне развития измеряемого  свойства. Средний уровень развития свойства находится в диапазоне  от 22 до 26 баллов. Свыше 27 баллов оценивается как высокий уровень развития измеряемого свойства.

 


Информация о работе Инновационный потенциал личности