Инновационные методы обучения на уроках истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 10:36, доклад

Краткое описание

Инновации имеют свою давнюю историю и они связаны с массово- педагогическим движением. Так, например, уже во второй половине 1980-х гг. XX в. существовала «педагогика сотрудничества», «движение учителей - новаторов».
Тогда, как и сейчас, возрос массовый характер применения нового. В связи с этим обострилась потребность в новом знании, осмыслении новых понятий «инновация», «инновационный процесс».

Вложенные файлы: 1 файл

doklad_innovacionnnye_metody_obuchenija_na_urokakh (1).doc

— 59.00 Кб (Скачать файл)

Инновационные    методы   обучения   на   уроках   истории

 

Инновации имеют свою  давнюю  историю  и они  связаны  с  массово- педагогическим движением. Так, например, уже  во второй половине 1980-х гг. XX в. существовала  «педагогика сотрудничества», «движение  учителей  - новаторов».

Тогда, как и  сейчас, возрос массовый  характер применения нового. В  связи с  этим  обострилась  потребность в  новом  знании, осмыслении   новых понятий «инновация», «инновационный  процесс».

Все  это  связано с  развивающим обучением. Общеизвестно, что вопрос о том, чему и как учить, решается принципиально по-разному в зависимости от того, какие психолого-педагогические представления берутся за основу.

 

Особенности традиционной и инновационной педагогики

 

Традиционная,  
«знаниевая» педагогика

Инновационная,  
«способностная» педагогика

1

2

3

Цель

Формирование знаний, умений, навыков

Развитие личности

Интегральная

«Школа памяти»

«Школа развития»

Преобладающий

Субъект-объектный

Субъект-субъектный

Девиз педагога

«Делай как я»

«Не навреди»

Краткая характеристика стиля взаимодействия

Авторитарность, монологичность, закрытость

Демократичность, диало-гичность, открытость, рефлексивность

Формы организации образовательного процесса

Фронтальные, индивидуальные

Групповые, коллективные

Методы обучения

Иллюстративно-объясни-тельные, информационные

Проблемные: 1) проблемного изложения, 2) частично-по-исковый, 3) эвристический, 4) исследовательский

Ведущий принцип

«Продавливание»

«Выращивание»

Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником

Репродуктивный, воспроизводящий

Продуктивный, творческий, проблемный

«Формула обучения»

Знания – репродуктивная деятельность

Проблемная деятельность – рефлексия – знания

Способы усвоения

Заучивание, деятельность по алгоритму

Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия

Функции учителя

Носитель информации, хранитель норм и традиций, пропагандист предметно-дисциплинарных знаний

Организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся,   консультант

Позиция ученика

Пассивность, отсутствие интереса к учебной деятельности и мотива к лич-ностному росту у значительной части учащихся

Активность, наличие мотива к самосовершенствованию и интереса к учебной деятельности у значительной части учащихся


 

- Какие  же  подходы наиболее применимы в педагогике развития?

 

Проблемно-поисковый подход.

Особенностью данного подхода является реализация идеи «Обучение через открытие». В рамках этого подхода ученик должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос.

Формы организации учебного пространства – коллективные: парное, микрогрупповое, бригадное (групповое), межгрупповое – взаимодействия.

Ключевые понятия проблемно-поискового подхода – проблемная ситуация, учебная проблема, творческая задача.

Средством управления мышлением учащегося становятся проблемные вопросы, которые указывают на существо учебной проблемы и на область поиска неизвестного знания.

Этот  метод  я  стараюсь применить  в своей  работе  при  изучении  нового  материала, когда  идет  знакомство, например, с развитием  культуры  определенного  периода и  ребятам, работающим в  парах  или  в  группах  дается  задание  найти  новые  черты в живописи, архитектуре, в быту  по  сравнению  с  предыдущим  периодом и  подумать, что  повлияло  на  это.  После  чего идет  обсуждение.  Здесь очень важно  создать проблемную  ситуацию  в рамках темы:

Поставив перед учащимися проблему, можно предложить провести уроки в двух формах: либо урок-диспут, либо урок-дискуссия.

Урок-диспут в настоящее время является одной из самых распространенных форм интерактивного обучения, так как позволяет развить у подростка ряд необходимых жизненных навыков. Во-первых, это коммуникативные умения, с помощью которых у ребенка происходит социализация и вырабатывается культура общения, сводящаяся к способности терпеливо выслушивать оппонента, уважать противоположную точку зрения и одновременно быть в состоянии формулировать и защищать свое мнение. Применительно к истории форма урока-диспута дает возможность учащемуся продемонстрировать знание предмета и умение подбирать факты для отстаивания своего тезиса. Урок-диспут также выполняет важную воспитательную задачу. Во время спора молодой человек должен усвоить четкое правило: если у него отсутствуют контраргументы, если нечем возразить оппоненту, то он вынужден с ним согласиться.

Данный урок требует тщательной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. От учителя требуется подробно освятить тему, подобрать исторический материал, посоветовать учащимся для прочтения дополнительную литературу. 

Подготовка и проведение урока-диспута может  включать  в себя  следующее:

1)    Огласить тезис . Например, на уроке обществознания  в 7 классе  По теме «Право мыслить и верить свободно» предлагается тезис «Что такое вера и нужна ли религия  в современном мире»

2)    Выбрать двух ведущих

3)    Разбить класс на две группы: сторонников и противников тезиса

4)    Дать всем задание подобрать  факты  в пользу или опровержение тезиса. Ученики заранее готовят  сообщения  с примерами  из жизни  известных людей,  литературных героев, знакомых  и близких ( в последнем случае не раскрывая их имен)

5)    Во время диспута ведущие, в случаях затруднения, могут обращаться к помощи своих сторонников

6)    Выбрать двух или четырех экспертов, которые во время спора должны будут следить за использованием непозволительных приемов.         

 

 Коммуникативный подход.

Коммуникативный подход к организации учебного процесса в истории педагогики известен еще и как дискуссионный. Урок-дискуссия также относиться к категории интерактивных форм обучения в рамках проблемного метода. Он предполагает создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик активно включается в коллективный поиск истины, высказывает, аргументирует свою точку зрения; выслушивает и пытается понять альтернативные точки зрения; уважительно отстаивает свою позицию в диалоге; ведет поиск оснований для общей позиции.

Позиция учителя – организатор коммуникации, управляющий дискуссией.

Основные виды деятельности ученика: высказывает и защищает свою позицию, понимает и конструктивно критикует другую, ищет истину.

Дискуссия может быть эффективным способом не только учебной, но и воспитательной работы в образовательном учреждении, так как именно в ней заложены огромные возможности, позволяющие с помощью яркого, образного слова дойти до сознания человека, помочь осмыслить свои поступки их возможные последствия.

В  учебном  материале  по  истории  отведено  место  дискуссиям по  разным проблемам. Так, например, в 10 классе «Дискуссия о  месте  и роли Петровских  реформ в  истории  России».

Обсуждая  реформы Петра I, неминуемо  подходим к  рассмотрению  личности  государя – императора. В  связи  с  этим даю  задание охарактеризовать  личность Петра  Великого. Поразмышлять над  тем. В  чем  проявилась  противоречивость  этого  человека? Ребята  также  высказывают  свое  мнение о роли  Петра I в  истории  России.

 Обсуждаем  с  ребятами   на  уроке и  нравственные проблемы в форме дискуссии: например:  оцените действия Александра  Невского, князя- полководца, прославившегося в битве со  шведами и  немецкими  рыцарями,  когда  он помогает  хану  из  Золотой Орды усмирить новгородцев.   Тогда  ребята  стараются рассмотреть  ситуацию с  разных  сторон, высказать  свое  мнение и  прийти  к  какому-то   решению. 

Обсуждение нравственных  проблем проходит и  во  внеурочное  время, в воспитательном  процессе. Когда разбираем сложную ситуацию в  поведении ребят, их  отношение  к  предмету, учителям,  взаимоотношения  с  друг  другом.    Тогда  выявляется уровень нравственного развития участников дискуссии,  и  когда в конкретной ситуации  ребятам необходимо сделать нравственный выбор, сделать  для  себя  вывод.  И когда   ребята  осознают последствия того или иного поведения, приемлемого как для собственного «я», так и для окружающих.

Развивающее обучение включает  в  себя  и  игровой  метод.

       Игровой подход в обучении включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик решает жизненно важные проблемы и реальные затруднения, «проживая» их в учебном процессе. Организация учебного процесса строится на применении принципа имитации реальной деятельности, в которой моделируется кризис.

Ключевые понятия игрового подхода: модель кризисной ситуации, роль (позиция), правила (условия) взаимодействия.

Элементы  игры я стараюсь  включить  на  разных  уроках  ( особенно в  5- 6 классах), а также  во  внеклассных  мероприятиях. Например, на  внеклассном  мероприятии  по  праву разыгрывали  и  обсуждали с  ребятами    ситуацию об административных  нарушениях и  ответственности  по  ним.

                     В последнее время в научно-педагогических  кругах, связанных со средним образованием, стали усиленно говорить о развитии исследовательских навыков у учащихся.

Динамика преобразований окружающего мира такова, что человек всё чаще оказывается в новых для себя ситуациях, где готовые рецепты не работают. Исследовательский навык, приобретенный в школе, поможет выпускнику быть успешным в любых ситуациях.

Уже  в  самом  понятии «исследование»  заложено представление  о способности личности  сопоставлять,  анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т. е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя.

Продвигаясь в исследовании, учащийся делает проверку и оценку своего текущего интереса. В процессе исследования формируется умение работать с различными источниками информации, делать соответствующие ссылки, осуществлять выбор значимого содержания из имеющегося информационного массива.

  На  уроках  использую разные приемы  исследовательской  работы:

- задания на сравнение и  сопоставление тех или иных фактов, явлений, событий - (составляем с ребятами сравнительные  таблицы, анализируем диаграммы)

     - Учимся конспектировать, составлять  план текста

      -   Ребята  готовят разовые доклады, сообщения, рефераты, презентации

Принимают  участие  в  подготовке предметных недель, школьных олимпиад.

Использованию информационных  технологий на уроках истории отводится немаловажная  роль.

 Здесь важно понять,  что компьютер не заменит учителя. Он был и будет основным  лицом на уроке. Компьютер это  составляющая часть урока. На  уроке использую  готовые компакт  – диски в настоящие время их достаточно много и разных направленностей. А также использую

1.     Электронные энциклопедии (Большая энциклопедия Кирилла и Мелодия,  Энциклопедия Аванта+, Энциклопедия история России 862 – 1917 гг. и т.д.)

2.     Репетиторы – контролеры –выявляют уровень знаний учащихся с помощью тестирования, осуществляют подготовку к экзаменам

3.     Компьютерные учебники – в них заложен принцип «включай и работай»; содержат иллюстративный материал, анимацию, дополнительный материал к факультативам, биографические справки, словарь. Использование таких учебников удобно еще и тем, что они подходят к печатным аналогам любых авторов (История России 20 в. – авторы А.А. Данилов и Л.Г. Косулина)

4.     Мультмедиапрезентация, которая создается учителем в программе PowerPoint с опорой на собственные критерии, задачи и ход урока.

5.     Интернет –  ресурс.

Информационные технологии  хорошо применяются и сочетается со всеми инновационными технологиями.

 


Информация о работе Инновационные методы обучения на уроках истории