Инновационной продукт как основа технико-экономическое развития страны и региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 18:49, реферат

Краткое описание

В современных условиях развития экономики важным фактором в функционировании социально-экономической системы любого масштаба, будь то предприятие, регион, округ или страна, будет являться ее активное осуществление стратегически направленных мероприятий по созданию и укреплению явных и скрытых преимуществ перед своими конкурентами в виде своей инновационной направленности. Конкурентное преимущество получают те социально-экономические системы, которые позволяют максимально быстро накопить определенные ресурсы, навыки, знания, позволяющие ввести в действие комплекс мероприятий по активизации инновационной деятельности, использовать новейшие технологии как в производственной, так и в организационной структуре, если говорить о такой социально-экономической системе, как о предприятии.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 54.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное

Образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный университет»

 

Институт управления и региональной экономики

 

Кафедра государственного и муниципального управления

 

 

 

 

 

 

Реферат

по управлению технологическими инновациями на предприятиях непроизводственной сферы

 

Инновационной продукт как основа технико-экономическое развития страны и региона

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград, 2014

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях развития экономики важным фактором в функционировании социально-экономической системы любого масштаба, будь то предприятие, регион, округ или страна, будет являться ее активное осуществление стратегически направленных мероприятий по созданию и укреплению явных и скрытых преимуществ перед своими конкурентами в виде своей инновационной направленности. Конкурентное преимущество получают те социально-экономические системы, которые позволяют максимально быстро накопить определенные ресурсы, навыки, знания, позволяющие ввести в действие комплекс мероприятий по активизации инновационной деятельности, использовать новейшие технологии как в производственной, так и в организационной структуре, если говорить о такой социально-экономической системе, как о предприятии. А если речь идет о регионе, то конкурентные преимущества обеспечат ему комплекс административных мер, нацеленный на поиск способов управления инновационной деятельностью хозяйствующих субъектов на его территории и направлений реализации программ, обеспечивающих его инновационную активность. Для России важнейшими факторами конкурентоспособности становятся регионы, способные принять передовые технологии и предприятия с высококвалифицированными кадрами. России необходимо найти важные подходы к решению регионального инновационного развития. Регионы же, становясь базой для инновационно-промышленных кластеров, обеспечивают возможности для роста инновационного потенциала национальной экономики.

Способность мобилизовать и использовать свои инновационные ресурсы приобретает решающее значение, поскольку именно они дают возможность внедрять новые продукты и виды услуг более высокого качества и за более короткие сроки. Для того чтобы система была инновационно активна в современных условиях хозяйствования, она должна уметь адаптироваться к изменениям окружающей среды, несущей в себе огромный потенциал стремления к инновации. В свою очередь инновационное развитие только  тогда будет эффективным, когда реализация нововведений осуществляется по всем направлениям деятельности социально-экономической системы, а положительным результатом будет являться повышение инновационного потенциала всей системы.

За последнее время отношение руководства хозяйствующих субъектов к инновационной деятельности изменилось: еѐ признали необходимой, но факторы, тормозящие эффективное развитие данного аспекта, все еще существуют. Обеспечением экономического роста является инновационная направленность стратегии и тактики развития хозяйственной деятельности. В последнее время появилось множество работ, посвященных усилению значимости активизации инновационной деятельности, проблем формирования инновационного потенциала муниципальных образований, регионов и страны в целом.

К настоящему моменту в регионах России активно формируется политика инновационного развития и ее правовое обеспечение. В существующих федеральных законах и нормативных документах определены меры отношений в сфере инновационной деятельности и рассмотрены механизмы прямой и косвенной поддержки. В регионах происходит процесс накопления опыта формирования и реализации инновационной политики.

Однако, как показывает анализ формирования инновационного потенциала области, некоторые моменты при реализации программы социально-экономического развития не учтены и нуждаются в пересмотре ряда положений в процессе ее реализации. Поэтому решение проблем, связанных с разработкой модели и направлений реализации целей государственной инновационной политики региона, а также схемы осуществления стратегии инновационного развития области, имеет не только теоретическую, но и практическую значимость. Эти методы и технологии могут способствовать построению инновационного пути развития региона и

обеспечить рост его инновационного потенциала.

В этой связи появляется необходимость в разработке теоретических и методологических вопросов, обеспечивающих решение ряда проблем формирования и управления инновационным потенциалом региона

Целью реферата является рассмотреть особенности развития инновационной деятельности в России и ее влияние на экономику страны.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

    • определить сущность и основные виды инновационной

деятельности;

  • изучить формирование инновационной структуры страны;
  • проанализировать развитие инновационной деятельности России;
  • изучить состояние инновационных процессов Волгоградской области.

Методологическую основу исследования составили работы: Андреева Ю. Н., Антоновой, А. В., Бекетова Н. В., Моисеевой Н.

Структура работы состоит из введения, двух разделов, заключения и списка используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Сущность и основные виды инновационной деятельности

Эффективность работы различных предприятий и их конкурентоспособность на рынке во многом зависят от внедрения на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или от качественного повышения эффективности производственных систем. Такие способы повышения конкурентоспособности предприятия называют нововведениями либо инновациями.

В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса (НТП) в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Т.е. это коммерциализованное новшество, обладающее высокой эффективностью, которое является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации [8].  Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывается в рамках экономических исследований научно-технического прогресса. Этимологически термин «инновация» означает «обновление» или «улучшение», а специфическое содержание и главную функцию инновации составляют изменения.

Среди непременных свойств, присущих инновации, можно выделить следующие характеристики:  научно-техническая новизна;  удовлетворение рыночного спроса (производственная применимость);  коммерческая реализуемость. Следует остановиться подробнее на том, что относят к каждой из вышеперечисленных характеристик. Под новым продуктом или услугой в бизнесе понимают любой продукт, самостоятельно разработанный предприятием для удовлетворения потребностей потребителя и не имевший ранее аналогов на рынке. Также это может быть продукт или услуга, оказываемая на другом рынке и введенная в данную сферу как нечто новое. Любая инновация должна удовлетворять рыночный спрос, иными словами, потребитель должен иметь возможность приобрести данный товар или услугу в удобное для него время и в удобном для него месте. Если у потребителей не будет такой возможности, то предприятие не получит прибыли от внедрения инновационного продукта, т.е. затраты на его разработку и внедрение будут неоправданны и производитель останется в убытке. Коммерческая реализуемость выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. При рассмотрении коммерческого аспекта следует обратить внимание на два момента: материализацию инновации и ее коммерциализацию.

Под материализацией инноваций, изобретений и разработок понимают их превращение в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации производства, а под коммерциализацией - их превращение в источник дохода[5].

В современном мире существует множество различных классификаций инноваций. Их различают по типу новизны для рынка, по месту в производственном цикле, по распространенности, по охвату, а также рассматривают как систему. В данной работе рассмотрена расширенная классификация инноваций, разработанная российскими учеными из научно-исследовательского института системных исследований (РНИИСИ), с учетом сфер деятельности предприятия, в которой выделены инновации:  

1) технологические инновации -  получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, техники, новые или усовершенствованные технологические процессы. Инновации в области организации и управления производством не относятся к технологическим;  социальные инновации — процесс обновления сфер жизни человека в реорганизации социума (педагогика, система управления, благотворительность, обслуживание, организация процесса);  продуктовые инновации -  включают в себя разработку и внедрение технологически новых и технологически усовершенствованных продуктов;  

2) организационные инновации - это реализация нового метода в ведении бизнеса, организации рабочих мест или организации внешних связей. Данные инновации направлены на повышение эффективности деятельности организации путем снижения административных и транзакционных издержек, путем повышения удовлетворенности работников организацией рабочих мест (рабочего времени) и тем самым повышения производительности труда, путем получения доступа к отсутствующим на рынке активам или снижения стоимости поставок.

1.2 Формирование инновационной деятельности страны

В обеспечении перехода социально-экономических систем на инновационный тип развития важная роль отводится управлению,  регулированию, стимулированию. Особую задачу призвано решать государство – дифференцирование по отношению к каждому уровню экономики (предприятие, корпорация, комплекс, регион, отрасль и пр.). Среди совокупности задач экономическая наука и практика позволяют выделить такие, как создание климата для инновационного развития, затем его поощрение, а после контроль и координация инновационного развития регионов.

Действительно, существуют предприятия, чей потенциал позволяет осуществить научные исследования и разработки, формируя у себя научно-исследовательские подразделения. Как правило, это компании и предприятия топливно-энергетического комплекса, являющиеся экономически наиболее благополучным сегментом экономики России.

Эффективная роль государства во  взаимодействии субъектов в инновационной системе во многом зависит от решения ряда взаимосвязанных задач [9]:

- появление у предприятий стимулов к инновациям; организация самого процесса производства знаний;

- формирование инфраструктуры инновационного взаимодействия между наукой, бизнесом и государством;

- формирование мотивации и инфраструктуры для возникновения кооперативных отношений в исследованиях и разработках между частным сектором (производством) и государственным научно-техническим сектором;

- содействие трансферту технологий путем непосредственной передачи неовеществленных технологий и установления четкой и целенаправленной регламентации соответствующих процедур и финансовых взаиморасчетов, а затем повышение образовательного уровня менеджмента и облегчение доступа к необходимой информации.

По мнению ученых Института проблем региональной экономики РАН, странам просто необходимо объединиться, чтобы решить перспективные научно-технические проблемы. И новый этап научно-технического прогресса как раз и будет последствием создания глобальной инновационной сферы. А она, в свою очередь, будет основана благодаря объединению из-за ограниченности ресурсов в отдельных странах, сложности и системности инновации. Все это приведет к сотрудничеству научных школ и национальных инновационных систем, а не к конкуренции между ними [11]

Для России важнейшими факторами конкурентоспособности становятся регионы, способные принять передовые технологии, предприятия, высококвалифицированные кадры. Речь идет о территориальных инновационно - промышленных кластерах. Это комплексы предприятий (промышленных компаний, исследовательских центров, научных учреждений), органов государственного управления, профсоюзов, функционирующие на базе территориальной концентрации специализированных поставщиков, основных производителей и потребителей, связанных технологической цепочкой.

Россия, уникальная по региональному разнообразию, не должна пытаться копировать опыт какой-либо одной страны. Ей необходимо найти важные для себя подходы к решению региональных проблем.

Внутристрановые территориальные образования все настоятельнее требуют большего самоуправления и самостоятельного выхода на международную сцену. Расширение их внешних связей входит в круг интересов и самих регионов, и государств, способствуя укреплению международной стабильности.

Таким образом, именно регионы, становясь базой для инновационно-промышленных кластеров, обеспечивают возможности инновационного развития национальных экономик. Это предопределяет необходимость формирования национальной инновационной системы, опирающейся на региональные возможности инновационного развития. Такие возможности могут быть выявлены в процессе разработки региональных стратегий инновационного развития [12].

 Между тем федеральным  законом № 122-ФЗ от  22.08.2004 г., ст. 80 органы государственной власти  субъектов Федерации местного  самоуправления практически полностью  отстранены от управления научно-техническими  и инновационными процессами  на их территории. Формирование  многоуровневой системы поддержки  научно-технической и инновационной  деятельности, в том числе многоканального  финансирования науки, как показывает  мировая практика, – одно из  обязательных условий существования  экономики знаний. Для России  это особенно важно, поскольку  основной научно-технический потенциал  относится к федеральной собственности, а территориально размещен в  регионах. В этой связи важной задачей является воссоздание правовых основ для превращения органов государственной власти субъектов Федерации в активных субъектов научно-технической и инновационной политики [10].

Информация о работе Инновационной продукт как основа технико-экономическое развития страны и региона