Инновационное обеспечение развития сельского хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 22:45, реферат

Краткое описание

Инновационная деятельность осуществляется благодаря прогрессивным научно-техническим достижениям и является решающим фактором преодоления кризисных явлений, стабилизации и роста экономики. Объективно обусловленный процесс преобразования научного знания в физическую реальность, периодического инновационного обновления имеет свои закономерности и является самостоятельным научным направлением.

Вложенные файлы: 1 файл

Инновационное обеспечение развития сельского хозяйства.docx

— 39.20 Кб (Скачать файл)

 

Установлено, что более  приемлемым вариантом финансирования инвестиционных потребностей технического обновления сельскохозяйственных предприятий  в современных условиях является лизинговый кредит как реальная возможность  преодоления финансовых препятствий, ныне предстают перед сельским хозяйством Украины. Лизинг может быть тем механизмом, который поможет привлечь крайне необходим отечественный и иностранный  капитал и будет способствовать развитию аграрного сектора национальной экономики на инновационной основе.

Направления и механизм регулирования  инновационного развития сельского  хозяйства

 

В третьей главе - "Направления  и механизм регулирования инновационного развития сельского хозяйства" - обоснованы направления формирования национальной инновационной модели развития сельского хозяйства Украины, определен механизм государственной  поддержки инноваций в отрасли  и предложен механизм рыночного  регулирования инновационного развития сельскохозяйственного производства.

 

Разработаны предложения  по формированию основных положений  национальной доктрины инновационного прорыва и выхода на европейские  социально-экономические параметры  развития сельского хозяйства, основанная на соответствующих принципах.

 

Для реализации предложенной доктрины целесообразно создать  Национальный комитет инновационной  политики (НКИП), как координирующей и управленческой структуры, с выделением в нем Департамента инновационного развития сельского хозяйства.

 

Финансирование инновационных  программ необходимо осуществлять за счет соответственно сформированных фондов и средств государственного бюджета.

 

В целях реализации инновационной  политики предложено создать при  государственных областных администрациях совета по научно-технического и инновационного развития с совещательно-консультационными  функциями. Главная задача таких  советов - обеспечение единого информационного  пространства, формирование региональных научно-технических программ, организация  конкурса региональных инновационных  проектов, их экспертизы и реализации.

 

Для налаживания взаимодействия науки и бизнеса, содействия коммерциализации прикладных научных разработок, трансфера  технологий необходимо: сформировать национальную информационную сеть и  соответствующий банк данных о научно-технические  разработки, готовые для коммерческого  использования и актуальные для  учреждений, предприятий, организаций  Украины; создать региональные центры коммерциализации научно-технических  разработок и трансфера технологий; предоставлять налоговые льготы организациям и учреждениям различных  форм собственности, участвующих в  выполнении программ инновационного развития и региональных программ.

 

Предложенная концепция  перехода сельского хозяйства региона  на инновационную модель предполагает: создание в области инновационной  инфраструктуры; внедрение программно-целевого принципа управления инновационной  деятельностью; создание системы подготовки специалистов для основных отраслей высокотехнологичного производства; механизм функционирования региональной информационно-консалтинговой сети, определение источников финансирования процесса создания и функционирования инновационной системы области.

 

Установлено, что высокая  эффективность инноваций в развитии сельского хозяйства достигается  при рациональном сочетании функционирования формирований большого и малого инновационного бизнеса. На региональном уровне это  достижимо путем создания технопарков.

 

Предложенная структура  Тернопольского технопарка включает Тернопольский  технический университет им. Пулюя, предприятия его инфраструктуры, другие научные учреждения. Технопарк  создается для того, чтобы в  наибольшей степени облегчить и  взаимодействие научно-исследовательских  и аграрно-промышленных секторов. Он должен обеспечивать коммерциализацию научно-технической деятельности и  ускорение продвижения новшеств в сфере аграрного и аграрно-промышленного  производства. Подсчитано, что в  условиях научно-технического парка  необходимо 5 лет на создание и продвижение  на рынок новой продукции и  еще 2-3 года необходимо, чтобы вернуть  потраченные средства.

 

Технопарк превращает входные  ресурсы на выходе в инновационные  услуги и продукты. К входным ресурсам относятся интеллектуальные ресурсы, инвестиции, земельные участки, здания, оборудование и инфраструктура, а  к выходным услуг и продуктов - информационные, коммуникационные, маркетинговые, учебные, консалтинговые, лизинговые, финансовые и научно исследовательские  услуги и инновационные продукты.

 

На современном этапе  развития сельского хозяйства важно  обеспечить поддержку государством малого инновационного бизнеса как  фактора инновационной политики. Среди группы предприятий малого инновационного бизнеса наибольший потенциал имеют: внедренческие  фирмы; фирмы-ростки; обслуживающие  фирмы; проектные бригады; венчурные  фирмы; инжиниринговые фирмы.

 

Обосновано развитие бизнес-инкубатора Тернопольского технического университета им. Пулюя, который специализируется на создании благоприятных условий  для выполнения и эффективной  деятельности малых инновационных  фирм, реализующих оригинальные научно-технические  идеи, и предоставляет им материальные услуги.

 

Инкубационный период инновационной  фирмы длится 2-3 года. По истечении  этого срока фирма выходит  из состава бизнес-инкубатора и работает самостоятельно. Назначение бизнес инкубаторов  заключается в начальной и  предначальной поддержке малого инновационного предпринимательства, а также в помощи малым предприятиям, желающим начать свое дело.

 

Финансирование инновационной  деятельности предусмотрено осуществлять за счет сочетания различных источников: самофинансирование за счет накопленной  прибыли и амортизационного фонда  и текущих амортизационных отчислений, резервного фонда, собственного капитала в виде уставного фонда; заемных  средств за счет банковских кредитов, коммерческих кредитов, лизинга, средств, которые получают предприятия от размещения на фондовых рынках облигаций; привлеченных средств, которые могут  быть получены от реализации акций  среди акционеров, средства от дополнительного  второго выпуска акций; средств  правительственных региональных фондов и программ, включающих средства государственного инновационного фонда, средства, выделяемые на государственные и отраслевые научно-технические программы, средства фонда фундаментальных исследований и научно-технических программ, средства международных фондов.

 

Важным направлением инновационной  политики определено привлечение венчурного капитала к финансированию мелкого  инновационного бизнеса. В современных  условиях усилению роли венчурного капитала способствуют как высокие технологии, так и традиционные, обеспечивающих рост доходов и прибыльности.

 

Для повышения инновационного потенциала сельского хозяйства  и повышение роли науки и научной  деятельности предложено активизировать государственную поддержку инновационного развития, предусмотрено осуществлять целенаправленно и поэтапно, не только по финансовым потребностям науки, но и непосредственно сельского  хозяйства, в зависимости от возможностей государства.

 

В основу системы государственной  поддержки инновационного развития сельского хозяйства должны быть положены принципы соответствия ведущих  направлений научно-технического развития основным проблемам и перспективам развития отрасли.

 

Обоснованы направления  государственной поддержки инновационной  деятельности в таких формах как  субсидии, является безвозвратной помощи и выделяемых участникам инновационной  деятельности в критические моменты  становления и развития; дотации - ассигнования из бюджета на покрытие убытков от инновационной деятельности основных участников, а также на развитие инновационной инфраструктуры.

 

Предложены следующие  виды оценки инноваций: научно-техническое, экономическое, ресурсное, социальное, экологическое. Экономическая эффективность  инновационного проекта определяется размером доходов или прибыли, полученных за счет реализации инновации протяжении жизненного цикла проекта.

 

При принятии решения о  реализации инновационного проекта  следует учитывать стоимость  капитала, привлеченного из различных  источников на различных стадиях  жизненного цикла инновационного проекта, и ожидаемая прибыль от реализации инновационной продукции.

 

Выводы 

 

Результатом исследования является теоретическое обобщение и новое  решение научных и методических проблем инновационного обеспечения  развития сельского хозяйства. Основные научные и прикладные результаты, а также рекомендации по их использованию  состоят в следующем.

 

1. Инновационное обеспечение  развития сельского хозяйства  - это создание соответствующей  инновационной инфраструктуры, привлечение  вновь и усовершенствованных  конкурентоспособных технологий, продукции  или услуг, а также организационно-технических  решений производственного, административного,  коммерческого или иного характера,  существенно улучшающие структуру  и качество производства и  социальной сферы, осуществления  деятельности, направленной на использование  и коммерциализацию результатов  научных исследований и разработок, которые в совокупности обеспечивают  повышение конкурентоспособности  отрасли. 

 

2. Сущность государственной  инновационной аграрной политики  состоит в совокупности форм  и методов деятельности государства,  ориентированных на создание  социально-экономических, организационных  и правовых условий для эффективного  воспроизводства, развития и использования  научно-технического потенциала  страны, обеспечение внедрения современных  экологически чистых, безопасных, энерго- и ресурсосберегающих технологий, производства и реализации новых  видов конкурентоспособной продукции  за счет создания взаимосвязанных  механизмов институционального, ресурсного  обеспечения поддержки и развития  инновационной деятельности, формирование  мотивационных факторов активизации  инновационных процессов. 

 

3. Инновационная деятельность  в сельском хозяйстве характеризуется  как комплексный процесс создания  новых или более производительных  высокоурожайных сортов, поголовье  скота, элитных семян, высокопроизводительных  сельскохозяйственных машин и  агрегатов и т.д., внедрение прогрессивных  технико-технологических, организационно-экономических  и управленческих решений. Ориентацию  сельского хозяйства на инновационный  путь развития можно определить  путем анализа способности, возможности  и готовности предприятия к  инновационной деятельности.

 

4. Инновационный потенциал  сельского хозяйства отражает  его способность производить  наукоемкую продукцию, отвечающую  требованиям мирового рынка, характеризует  готовность отрасли к реализации  программы инновационных стратегических  изменений и зависит от параметров  организационных структур менеджмента,  профессионально-квалификационного  состава промышленно-производственного  персонала, внешних условий деятельности  и т.п..

 

5. Обоснованно стратегии  инновационного развития сельского  хозяйства, построенные на основе  сочетания моделей стратегий  переноса, заимствования, наращивание,  стимулирующие реализацию долгосрочной  цели - структурная перестройка производства  на базе высоких технологий, сокращения  энерго-, материало- и трудоемкости  производства - повышение конкурентоспособности  аграрной продукции. 

 

6. Усовершенствованы методы  оценки экономической эффективности  инновационно-инвестиционных проектов, которые включают определение  следующих показателей: интегрального  показателя эффективности, рассчитанного  на основе чистой приведенной  (дисконтированной) стоимости; индекса  рентабельности инвестиций; внутренней  нормы рентабельности (доходности); срока окупаемости и границы  безубыточности проекта. 

 

7. Обоснованно национальную  доктрину инновационного прорыва  сельского хозяйства и выхода  на европейские социально-экономические  параметры развития, в которой  определены пути и механизмы  ее реализации, предусматривающие  концентрацию на основных направлениях  научно-технического и образовательного  аграрного потенциала страны, интеграцию  в точках концентрации усилий  ведущих научных учреждений и  учебные заведения на основаниях  конкурентности, создание национальной  и региональных инновационных  инфраструктур, формирование организационно-экономического  механизма инновационного развития  сельского хозяйства. 

 

8. Разработана концепция  перехода к инновационной модели  развития аграрной экономики  Тернопольской области, которая  предусматривает: определение организационных,  финансовых и правовых основ  создания в регионе единой  инновационной системы, внедрение  программно-целевого принципа управления  инновационной деятельностью; создание  системы подготовки специалистов  для основных отраслей высокотехнологичного  производства; механизм функционирования  региональной информационно-консалтинговой  сети, определение источников финансирования  процесса создания и функционирования  инновационной системы области.  Предложена структура Тернопольского  технопарка, которая включает Тернопольский  технический университет им. Пулюя,  предприятия его инфраструктуры, другие научные учреждения. Технопарк  должен обеспечивать коммерциализацию  научно-технической деятельности  и ускорять продвижение нововведений  в сфере аграрного и аграрно-промышленного  производства.

Информация о работе Инновационное обеспечение развития сельского хозяйства