Инновационная политика Волгоградской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 15:43, реферат

Краткое описание

Инновационный сценарий развития Волгоградской области нацелен на поддержку новых высокотехнологических производств, совершенствование инновационной инфраструктуры, увеличение выпуска инновационной продукции. Он может быть реализован при условии повышения эффективности социально-экономической политики региона за счет формирования и развития трансакционной системы, представленной организационно-управленческой, информационной и институциональной составляющими данной политики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…3
Стратегия-2025 развития Волгоградской области. Основные цели и задачи…………………………………………………………….………….4
Направления инновационной политики Волгоградской области….…..11
Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2020 года………………………………………………………………..16
Список литературы……………………………………....………………..…20

Вложенные файлы: 1 файл

инновационная политика волгоградской области.docx

— 73.89 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации 
Волжский институт строительства и технологий 
(филиал) федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования 
«Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет»

Кафедра экономика и менеджмент

 

Реферат

 

По дисциплине: «Управление инновационными процессами»

На тему: «Инновационная политика Волгоградской области»

 

 

 

 

Выполнила: студентка

уч. гр. ЭУП-1-10

Дорохова Ю. Н.

Проверила: Безнебеева А. М.

 

 

 

 

 

 

Волжский 2013

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…3

  1. Стратегия-2025 развития Волгоградской области. Основные цели и задачи…………………………………………………………….………….4
  2. Направления инновационной политики Волгоградской области….…..11
  3. Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2020 года………………………………………………………………..16

Список литературы……………………………………....………………..…20

 

 

Введение

Инновационный сценарий развития Волгоградской области нацелен на поддержку новых высокотехнологических производств, совершенствование инновационной инфраструктуры, увеличение выпуска инновационной продукции. Он может быть реализован при условии повышения эффективности социально-экономической политики региона за счет формирования и развития трансакционной системы, представленной организационно-управленческой, информационной и институциональной составляющими данной политики.

Стратегия  социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 г. утверждена законом Волгоградской области от 21  ноября  2008  г.  № 1778-ОД  (далее  по тексту Стратегия-2025) [9]. Основными разработчиками Стратегии-2025 являются: Волгоградский  государственный  университет, Волгоградский государственный технический университет,  Волгоградский  государственный аграрный университет, Институт экономики РАН, Комитет экономики Администрации Волгоградской области.

На момент разработки Стратегии-2025 в комплексной оценке регионов РФ Волгоградская область входит в третью группу по уровню социально-экономического развития, занимает второе место в ЮФО по уровню ВРП на душу населения и третье – по инвестициям в основной капитал на душу населения.

 

 

 

 

 

 

  1. Стратегия-2025 развития Волгоградской области. Основные цели и задачи

Государственная инновационная политика - определение органами государственной власти Волгоградской области инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов;

Инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности;

Инновационная деятельность - деятельность, направленная на внедрение законченных научных исследований, открытий и достижений, обеспеченных соответствующим охранным документом, в производство с целью получения технологически новых и принципиально улучшенных продуктов и процессов;

В Стратегиии-2025 определены благоприятные и неблагоприятные факторы развития Волгоградской области по трем основным направлениям: демография и социальная сфера, экономический потенциал, экология и природные ресурсы[11].

К благоприятным факторам, или конкурентным преимуществам, относятся:

- обеспеченность  населения  объектами социально-культурной сферы;

- развитое промышленное производство с высокой степенью диверсификации, многоотраслевая ориентация промышленного производства с высокой долей перерабатывающей промышленности, что создает  предпосылки устойчивого развития области в отличие от регионов, специализирующихся только на добыче полезных ископаемых;

- благоприятные  условия  для  развития высокоэффективного агропромышленного производства (Волгоградская область входит  в  первую  десятку  регионов  по производству зерна);

- выгодное  географическое  положение, которое позволяет вести активный межрегиональный товарообмен и проектировать трансконтинентальные транспортные коридоры;

- наличие широкого ресурсного  потенциала.

Неблагоприятные факторы развития Волгоградской области, или ограничения, включают:

- естественную убыль населения;

- высокий износ основных фондов в промышленности (более 60 %), электроэнергетике (около 70 %), неконкурентоспособность машиностроения на мировых рынках;

- высокая степень загрязнения окружающей среды, в первую очередь от промышленных предприятий и автотранспорта.

Основной целью Стратегии-2025 является создание условий для увеличения продолжительности жизни людей, прироста населения за счет повышения его благосостояния, уменьшения бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста. В качестве первоочередных задач выделены [11]:

1. Улучшение  демографической  ситуации, преодоление тенденции депопуляции населения, рост уровня рождаемости и снижение уровня смертности.

2. Повышение уровня жизни населения, увеличение доходов, развитие социальной инфраструктуры, улучшение  здравоохранения, образования и социального обеспечения.

3.  Обеспечение  населения доступным жильем.

4. Увеличение экономического потенциала области, развитие промышленного производства, агропромышленного и строительного комплексов.

5.  Расширение  транспортной  инфраструктуры,  обеспечение  энергетической  безопасности региона.

6. Снижение уровня загрязнения окружающей среды, обеспечение экологической безопасности области.

Решение поставленных задач возможно благодаря наличию в регионе значительного научного, производственного и сельскохозяйственного потенциала, сложившейся системы торговых контактов с государствами ближнего и дальнего зарубежья, разветвленной инфра- структуры и транспортных коммуникаций. Согласно Стратегии-2025, социально-экономическое развитие Волгоградской области в  долгосрочной перспективе  будет  происходить по одному из трех обоснованных сценариев [11]:

1) инерционного развития;

2) комплексного развития;

3) инновационного развития.

Сценарий инерционного развития предполагает использование имеющегося потенциала предприятий нефтедобычи и нефтепереработки, химического и металлургического производства без существенной их модернизации с сохранением прежнего состояния транспортной инфраструктуры и низкой динамикой развития машиностроительного, агропромышленного комплексов.

Второй сценарий основан на комплексном развитии транспортной инфраструктуры, производственного и агропромышленного комплексов за счет увеличения объема машиностроительного  производства и обеспечения высокого уровня переработки промышленной и сельскохозяйственной продукции. Ключевыми характеристиками сценария инновационного развития являются: развитие новых высокотехнологических производств, формирование инновационной инфраструктуры, увеличение доли инновационной продукции. Данный сценарий обладает очевидным преимуществом и в целом ориентирован на постиндустриальные факторы развития. Для определения возможности социально-экономического  развития Волгоградской области по инновационному сценарию, по мнению  авторов,  целесообразно  использовать SWOT-анализ. Данный анализ позволяет выявить  возможности и угрозы  регионального развития со стороны внешней среды; соотнести сильные и слабые стороны социально-экономического развития самого региона, исходя из состояния его внутренней среды; выявить риски,  которые  несут  положительный  и негативный заряд развитию.

В результате SWOT-анализ позволяет не только оценить перспективы инновационного сценария, но и обосновать наиболее подходящий вариант социально-экономического развития Волгоградской области, который находится на пересечении областей внешних возможностей и внутренних сильных сторон региона. Анализ указывает на выгодное географическое положение, наличие развернутой ресурсной базы для развития  промышленного и сельскохозяйственного производства в Волгоградском регионе. Кроме того, стратегическим преимуществом социально-экономического  развития  является  потенциал этноэкономики и богатое историческое наследие, накопленный опыт производственной деятельности и наличие сильной образовательной  базы.

Матрица SWOT социально-экономического развития Волгоградской области:

Сильные стороны (внутренняя среда):

-  этническое  и  конфессиональное разнообразие населения;

-  концентрация  в  регионе крупных производственных  мощностей  (машиностроительный,  нефтехимический,  энергетический  и  металлургический комплексы);

- значительные энергетические, топливные  и  минерально-сырьевые ресурсы;

-  выгодное  географическое  положение: область находится на пересечении транспортных путей, ведущих с  севера на юг России, а также является главными воротами на юг России с  выходом  на  Иран,  Ирак  –  через  Кавказ и Индию – через Республику Казахстан;

- наличие  высококвалифицированных  кадров,  позволяющих  выпускать конкурентоспособную продукцию для  внутреннего  и  внешнего рынков;

- приток дешевых человеческих ресурсов для реализации масштабных проектов;

-  наличие  налаженных  внешнеэкономических связей на российском и мировых  рынках  промышленной продукции;

-  присутствие  вертикально-интегрированных компаний;

- уникальное историческое наследие и  курортно-рекреационные  ресурсы для развития туризма;

- потенциал  этноэкономики  для создания  конкурентоспособных продуктов.

Слабые стороны (внутренняя среда):

-  разность  потенциалов  и  враждебность  этносов и конфессий;

-  естественная  убыль  населения  в  результате превышения уровня  смерти над уровнем рождаемости;

- высокая миграционная  активность населения;

- отток русскоязычного  населения;

- высокий уровень безработицы и низкий уровень доходов населения (72 % от общероссийского уровня);

-  архаичность  структуры  экономики  и  затяжной экономический кризис;

- теневая экономика, коррупция;

-  недостаточные  объемы  жилищного  строительства;

-  низкий  коэффициент  обновления  основных производственных фондов;

-  низкие  показатели  капиталоотдачи  на  промышленных предприятиях;

- высокий износ основных фондов в промышленности (более 60  %),  высокий  износ  оборудования  и  сетей  в  электроэнергетике  (около 70 %), неспособность в ближайшей перспективе  регионального  энергетического  комплекса удовлетворить  растущий  спрос  на  электроэнергию как со стороны предприятий, так и со стороны населения;

-  преобладание  сырьевой  составляющей  в структуре экспорта  области  в совокупности  с малой долей готовой продукции;

-  медленное  формирование  новых  транспортных коридоров Юга;

- низкая доля  привлеченных инвестиций в основной капитал;

-  наличие  отстающих  отраслей  производства (деревообрабатывающая,  целлюлозно-бумажная, производство кожи и обуви);

-  низкая  инновационная  активность  предприятий,  что  свидетельствует  о  низкой  степени внедрения новых технологичных производств;

- неблагоприятная экологическая ситуация.

В то же время большинство слабых сторон и угроз, перечисленных в анализе, носят стратегический характер  и могут не оказывать значительного влияния на результаты в краткосрочной перспективе, но проявиться в долгосрочной. Вследствие этого, по мнению авторов, на начальном этапе  целесообразно придерживаться сценария комплексного развития для создания необходимой производственно-инфраструктурной базы дальнейшего поступательного перехода к инновационному пути развития. Это обусловливает необходимость выделить приоритетные направления стратегического развития региона и обозначить  необходимые  действия  региональных органов власти по их реализации.

 

  1. Направления инновационной политики Волгоградской области

К главным направлениям политики инновационной модернизации Волгоградской области на ближайшие годы относятся [7, с. 49–51]:

- проведение институциональных  реформ, обеспечивающих устойчивое и динамическое развитие человеческого капитала;

- усиление роли внутреннего спроса в обеспечении экономического роста;

- смягчение социально-экономической поляризации внутри Волгоградской области за счет ускорения  развития  депрессивных и слаборазвитых муниципальных образований;

- сокращение дифференциации населения по уровню доходов;

Информация о работе Инновационная политика Волгоградской области