Инновационная деятельность как объект управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:57, реферат

Краткое описание

В научно-технической и социально-экономической сферах наблюдаются тенденции ускорения и развития, уплотнения времени, увеличения количества и разнообразия изменений, характеризующих условия функционирования фирм. Управление должно поспевать за изменениями, происходящими в действительности. Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике является основой экономического развития. Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

Ранее говорилось, что от новшества  до нововведения осуществляется процесс  с затратами времени и ресурсов. Рынок чистой конкуренции выступает  в этом процессе с двойственных позиций. С одной стороны, фирмы в конкурентной борьбе вынуждены повышать технический уровень производства. А с другой, рынок безжалостно отвергает новшества, имеющие большую научно-практическую ценность, если они не отвечают интересам коммерческих организаций. Конкуренция не столько стимулирует, сколько буквально заставляет организации идти на рынок новшеств или участвовать в его формировании. Определяющим условием участия на рынке новшеств является объем инвестиций, как в сферу научно-технической деятельности, так и в процесс преобразования новшества в нововведения.

Пример. Японские конкуренты очень  внимательно изучают друг друга. Компании активно инвестируют в  крупномасштабные производства, часто  все вместе и одновременно. Лидеры в отрасли постоянно меняются. За короткий период времени ведущие фирмы на рынке факсимильной аппаратуры менялись три раза, фотоаппаратов - два. Погоня за модным товаром является основной причиной изменения на национальном рынке, так как японские потребители стремятся поспеть за новейшими и более престижными моделями. Успех одной компании вызывает энергичные ответные меры со стороны конкурентов.

Рынок капитала (инвестиций). В качестве основного ограничения удовлетворения потребностей любого субъекта хозяйствования выступает капитал во всех его  видах (ссудный, оборотный, венчурный и др.).

В инновационной сфере определяющую роль играют долгосрочные и среднесрочные  инвестиции, так как инновационный  процесс длится в среднем 3-5 лет  и более.

1.4 Государственная поддержка  инновационной деятельности

В целях государственной поддержки важнейших инновационных проектов по приоритетным направлениям научно-технического прогресса, освоения конкурентоспособных технологий и производств, а также мероприятий по освоению новых видов продукции в 1995 г. был создан Федеральный фонд производственных инноваций в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.08.1995 г. №827 «О Федеральном фонде производственных инноваций».

Федеральный фонд производственных инноваций - государственная некоммерческая организация. Основными задачами фонда являются:

- содействие государственной структурной, научно-технической и промышленной политике на основе поддержки инновационных проектов по приоритетным направлениям научно-технического прогресса;

- участие в разработке, в проведении экспертизы и конкурсного отбора и в реализации инновационных проектов, направленных на структурную перестройку экономики и подлежащих реализации при поддержке данного фонда;

- поддержка инновационной деятельности, подготовки и освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий путем финансирования строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов, создания уникальных научно-исследовательских и испытательных установок;

- содействие строительству и реконструкции наукоемких производств.

При Правительстве  РФ действует Правительственная  комиссия по научно-инновационной политике В 1999 г. были созданы федеральные центры науки и высоких технологий в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.06.1999 г. №651 «О формировании федеральных центров науки и высоких технологий». Статус федерального центра науки и высоких технологий присваивается научным хозяйствующим субъектам (организациям), осуществляющим научно-техническое обеспечение решения важнейших проблем развития высокотехнологических отраслей реального сектора экономики. Статус присваивается Правительством РФ по представлениям Правительственной комиссии по инновационной политике. Присвоение данного статуса означает предоставление научным организациям государственного обеспечения их научно-технологической и образовательной деятельности при условии выполнения центром обязательств по выполнению конкретных задач.

Так же установлены  следующие направления инновационной  политики государства.

1. Разработка  и усовершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизма ее стимулирования, системы институционных преобразований, защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введение ее в хозяйственный оборот.

2. Создание  системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции. В процессе активизации инновационной деятельности необходимо участие не только органов государственного управления, коммерческих структур, финансовых учреждений, но и общественных организаций как на федеральном, так и на региональном уровнях.

3. Развитие  инфраструктуры инновационного  процесса, включая систему информационного  обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, производственно-технологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки кадров. Практика показывает, что причиной отставания является не низкий потенциал отечественных исследований и разработок, а слабая инфраструктура инновационной деятельности, отсутствие мотиваций товаропроизводителей к реализации новшества как способа конкурентной борьбы. Это приводит к невостребованности потенциала отечественной прикладной науки и техники.

4. Развитие  малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологических организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности.

5. Совершенствование  конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций.

6. Реализация  критических технологий, приоритетных  направлений, способных преобразовать  соответствующие отрасли экономики  страны и ее регионов. Ключевой  задачей формирования и реализации  инновационной политики является выбор относительно небольшого числа важнейших базовых технологий, оказывающих решающее влияние на повышение производства и конкурентоспособности продукции в отраслях экономики и обеспечивающих переход к новому технологическому укладу.

7. Использование  технологий двойного назначения. Такие технологии могут применяться  как для производства вооружений  и военной техники, так и  для продукции гражданского назначения.

К формам государственной  поддержки научной и инновационной  деятельности можно отнести следующее:

- прямое финансирование;

- предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;

- создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами;

- отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;

- реализация права на ускоренную амортизацию оборудования;

- создание сети технополисов, технопарков и т.п.

Основными направлениями  государственной поддержки инновационной  политики являются следующие:

а) содействие повышению инновационной активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности  отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства;

б) ориентация на всемерную поддержку  базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;

в) сочетание государственного регулирования  инновационной деятельности с эффективным  функционированием конкурентного  рыночного инновационного механизма, защитой интеллектуальной собственности;

г) содействие развитию инновационной  деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защита интересов национального инновационного предпринимательства.

В России уже введен ряд льгот  по инновационной деятельности малых  предприятий. В частности, исключается  из налогообложения прибыль, направленная на строительство, реконструкцию и  обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологий. Освобождены от НДС лизинговые платежи малых предприятий, действует упрощенный порядок налогообложения. Малым предприятиям разрешено списывать в первый год эксплуатации до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет в качестве амортизационных отчислений. Созданы специализированные государственные органы - Госкомитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, а также Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, главной функцией которого является финансовое обеспечение соответствующих мероприятий, предоставление государственных гарантий под кредиты коммерческих банков и других финансовых структур малых предприятий. Правительством РФ утверждена Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства, включающая разработку подпрограммы развития и реконструкции малых предприятий, осваивающих новые технологии. К государственной поддержке инновационной деятельности можно также отнести финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Государственные ассигнования и субсидии могут предоставляться государственному и негосударственному секторам на собственно инновационные цели или на обеспечение инновационной составляющей инвестиций многоцелевого характера. В целях диверсификации инновационных вложений государства возможно создание специализированных государственных холдинговых и инновационных компаний. Важное значение для генерирования нововведений и создания первоначального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию. Эффективность инновационных процессов повышается при использовании механизмов конкурсности в распределении бюджетных средств. В условиях ограниченных возможностей бюджетного финансирования инноваций возросла необходимость привлечения средств из дополнительных источников (собственных средств организаций, частных инвестиций и т.д.) то есть внебюджетных средств.

К основным внебюджетным формам поддержки инновационной деятельности относятся следующие:

1. государственная правовая защита  и поддержка инноваторов, особенно  малого предпринимательства;

2. создание государственных налоговых,  кредитных, таможенных, амортизационных,  арендных (в т.ч. лизинговых) льгот инноваторам;

3. включение без финансирования  внебюджетных инновационных проектов  в комплексные федеральные инновационно-инвестиционные  программы;

4. государственное научно-методическое  обеспечение инновационного менеджмента  государственными стандартами, методичками, инструкциями, положениями и другими документами по различным аспектам анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования инновационного решения;

5. государственное обеспечение  инновационной деятельности информацией;

6. проведение государственной протекционисткой  политики во внешнеэкономической  деятельности инноваторов;

7. оказание государственной помощи  инноваторам в проведении сертификации, маркетинговых исследований, рекламы  и сбыта новой продукции (услуг);

8. государственная поддержка инноваторам в осуществлении ремонта сложной техники;

9. осуществление государственной  поддержки в углублении внутренней  и международной кооперации;

10. создание системы федеральных  внебюджетных фондов, союзов, ассоциаций  по поддержке различных аспектов инновационной деятельности;

11. осуществление государственного  учета и контроля использования  средств внебюджетных фондов.

Важнейшей формой внебюджетной поддержки  инновационной деятельности является создание и функционирование внебюджетных фондов. Внебюджетные фонды образуются в соответствии с Постановлением Правительства РФ, утвердившим «Порядок образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ» от 12.04.1994 г. Субъектами образования внебюджетных фондов являются.

- Министерство науки и технологий РФ образует Российский фонд технологического развития;

- федеральные министерства - внебюджетные фонды соответствующих министерств;

- иные федеральные органы исполнительной власти - внебюджетные фонды ведомств;

- корпорации, концерны и ассоциации могут образовывать внебюджетные фонды объединений.

В соответствии с постановлением Правительства  РФ внебюджетные фонды формируются  за счет добровольных отчислений предприятий и организаций независимо от форм собственности в размере до 1.5% от себестоимости реализуемой продукции. Значительную роль в развитии инновационного предпринимательства играет Указ Президента РФ «О частных инвестициях в Российской Федерации» от 17.09.1994 г. Данный указ принят в целях привлечения частных инвестиций. В этом указе предусматривается ежегодное выделение средств федерального бюджета в размере 0.5% ВВП на финансирование высокоэффективных инвестиционных проектов, подготовленных с участием коммерческих структур, при условии размещения этих средств на конкурсных началах. Там же установлено, что право на участие в конкурсе имеют коммерческие высокоэффективные инвестиционные проекты, связанные в первую очередь с развитием точек роста экономики, по которым инвестор вкладывает не менее 20% собственных средств и срок окупаемости которых не превышает 2 лет. Создание внебюджетных федеральных фондов способствует завершению рентабельных научных проектов включая патентование за рубежом и сертификацию мирового уровня, что необходимо для выхода отечественных инновационных фирм на зарубежный рынок, ускорения продвижения на рынок наиболее перспективных разработок. Для осуществления государственной поддержки высокоэффективных инновационных проектов Постановлением Правительства РФ от 26.08 1995 г. был создан Федеральный фонд производственных инноваций, который на возвратной основе должен поддерживать инновационные проекты, способные инициировать прогрессивные сдвиги в промышленности.

Информация о работе Инновационная деятельность как объект управления