Инновационная деятельность России, США и Япония

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:40, лекция

Краткое описание

Инновационная деятельность является приоритетной во многих странах мира, в частности в США, Японии, странах ЕС, России. Основой ее регулирования служат многие проекты законов, подзаконные акты, указы президента и множество других нормативные документах интегрированных в единую систему, которая является акселератором развития инноваций и технологий.
Поэтому на столько важно иметь правовую структуру, которая бы регулировала инновационную деятельность на всей территории страны.

Вложенные файлы: 1 файл

Инновационная деятельность является приоритетной во многих странах мира.doc

— 236.00 Кб (Скачать файл)

До последнего времени в основе развития японских НИОКР лежал принцип широкого заимствования технологии из-за рубежа, с последующим ее быстрым усовершенствованием и оперативным внедрением в производство. Однако возросшие трудности в приобретении новых зарубежных патентов и лицензий побудили Японию встать на путь развития собственных исследований не только в прикладной, но и в фундаментальной области.

Именно поэтому  Япония существенно расширяет финансирование собственных НИОКР, и особенно в области фундаментальных исследований. Кабинет министров Японии утвердил разработанную Агентством по науке и технике принципиально новую программу развития НИОКР, в которой особое внимание уделено фундаментальным исследованиям. К работе по осуществлению этой программы подключены не только государственные университеты и лаборатории, но и многочисленные исследовательские организации частных фирм. Государственное финансирование НИОКР оказывает существенное воздействие на частные промышленные фирмы, так как они являются главными исполнителями НИОКР, финансируемых государством. В США на их долю приходится 54% научно-исследовательских работ, на долю государственных лабораторий – 26%, и на долю университетов и колледжей – 20%. В Японии же подавляющий объем НИОКР, финансируемых государством, выполняется частными промышленными фирмами (72,7%). На государственные НИИ приходится 13,9%, на университеты (государственные и частные) – 13,3%. Из этого следует, что в Японии посредством бюджетного финансирования государство оказывает относительно более сильное воздействие на инновационную деятельность частных фирм, нежели в США. При этом, если в Японии государственное финансирование НИОКР направлено на решение задач, обеспечивающих, в первую очередь, коммерческие интересы национальных промышленных фирм, то в США основная часть средств на проведение НИОКР, получаемых частными фирмами, идет на оборонные проекты. KozoYamamura, YasukichiYasuba “ThePoliticalEconomyofJapan, Volume 1 – ThedomesticTransformation”, StanfordUniversityPress, Stanford, California, 1994 
Для создания финансовой базы развития капиталоемких отраслей на основе внедрения новой технологии Япония пошла по пути стимулирования различных видов сбережений посредством привлечения денег населения в японскую систему почтовых сберегательных вкладов и частные депозиты в коммерческих городских и региональных банках.

Японский банк развития был создан в 1951 г. с целью  предоставления долгосрочных дешевых  кредитов фирмам, действующим в новых  развивающихся отраслях промышленности. Кредиты этого банка могут покрывать до 30-50% издержек инвестиционных проектов в приоритетных областях. 

Финансовая  деятельность Японского банка развития так же, как налоговая система и государственные субсидии, является инструментом государственного регулирования деятельности частных фирм в сфере НИОКР в целях ускорения развития национальной экономики.

Необходимо  отметить, что, благодаря государственному регулированию в области кредита, японские фирмы имеют возможность получать значительные финансовые ресурсы для развития и внедрения новой технологии по низкой цене. Именно возможность получать дешевый кредит позволяет фирмам Японии более активно, чем американским, делать долгосрочные капиталовложения в совершенствование и создание новых технологий.

В системе государственного управления инновационной деятельностью политика в области внешнеэкономических связей играет важную роль. Для эффективной инновационной деятельности национальных фирм имеет значение не только государственное регулирование международного технологического обмена, но и регулирование внешнеэкономической деятельности в целом. Регулирование импорта воздействует на характер конкуренции национальных фирм с иностранными компаниями, оказывая, тем самым, влияние на уровень коммерческого риска и, таким образом, на инновационную активность.

Регулирование экспорта выступает в качестве фактора  доступности иностранных рынков, понижая или повышая коммерческий потенциал осваиваемой национальными фирмами технологии. В Японии государственное регулирование внешнеэкономических связей в значительной степени подчинено задачам государственной инновационной политики, что в одинаковой степени касается как импорта, так и экспорта.

Японская система  НИОКР коренным образом отличается от США именно той ролью, которую  играет в этом деле правительство. Вопреки  общепринятому ошибочному мнению, правительство Японии тратит на нужды промышленных НИОКР значительно меньше средств, чем правительства США или стран Европы. 

Хотя, на самом  деле, в США весь сектор обрабатывающих отраслей получает значительные дотации  на НИОКР, некоторые отрасли японской промышленности зависят от правительственного финансирования НИОКР в очень значительной степени. Спустя некоторое время субсидии американского правительства стали меньше концентрироваться в самолетостроении, ракетостроении, в промышленности, производящей телекоммуникационное оборудование, но их вложение возросло до 25 % в чугунолитейной сталеплавильной промышленности и почти до 40 % в производстве нержавеющих металлов. Напротив, японское правительство уменьшило долю субсидий на НИОКР в машиностроении. Это была последняя отрасль, которая должна была получить в начале 1970-х годов существенную долю субсидий на НИОКР от правительства TakafusaNakamura “ThePostwarJapaneseEconomy”, Tokyo, UniversityofTokyoPress, 1995. 
Роль государства в финансировании науки в Японии значительно ниже, чем в других развитых странах. И это не только из-за практического отсутствия общенациональных военных программ. Ничтожная доля затрат государства в промышленных (отраслевых) научно-исследовательских разработках (на порядок меньше, чем в других развитых странах, включая Германии.) свидетельствует о том, что японские компании несут полную финансовую ответственность за отраслевые исследования и разработки, за всю инновационную деятельность. 

Анализ последних  тенденций государственного финансирования науки показал, что иллюзии относительно возможного вклада в экономику результатов исследований по военному ведомству уходят в прошлое. Наиболее наглядные подтверждения этой точки зрения – успехи Японии на самых передовых направлениях научно-технического развития, целиком опирающиеся на гражданские технологии, и в частности, тот факт, что разработанная японскими корпорациями микроэлектроника успешно используется в американской военной технике.

Японская модель интеграции науки и производства состоит в том, что в ее основу положена стратегия превращения  страны из потребителя иностранных технологий, рационализированных и модернизированных, в страну "законодателя мод" в технике, творца новых технологий, прежде всего, по таким приоритетным направления, как информационные системы, роботостроение, биотехнология, новые материалы.

Модель в  интеграции предполагает строительство  центров, в которыхтерриториально и в управленческом плане было бы целесообразно сосредоточить НИОКР и наукоемкое промышленное производство. Такая интеграция воплотилась в строительство городов – технополисов. Проект создания технополисов – одно из важнейших стратегических направлений многоцелевой программы японского правительства по достижению поставленной глобальной задачи – завоевание Японией безусловного технологического лидерства. Согласно высказыванию Ш.Тацуно, американского специалиста по японским технополисам, "стратегия технополисов – это стратегия прорыва в новые сферы деятельности на основе развития сети региональных центров высшего технологического уровня, а тем самым – это стратегия интеллектуализации всего японского хозяйства” Ш.Тацуно ‘Стратегия - технополисы”, Москва, Прогресс,1989 год .

Стремясь продвинуть новую технику и технологию дальше, чем ее конкуренты, Япония планирует достичь технологического превосходства с помощью шестицелевой программы, основанной на использовании прошлого опыта и промышленной мощи. План, отражающий задачу успешно вывести страну вперед в XXI веке, включает в себя следующие стратегические направления: 
- стратегическое направление № 1 – параллельная реализация научно-технической программы;

- стратегическое  направление № 2 – стратегические  международные союзы; 
- стратегическое направление № 3 – проект "Технополис"; 
- стратегическое направление № 4 – создание телекоммуникационных сетей; 
- стратегическое направление № 5 – рисковый капитал и венчурные фирмы; 
- стратегическое направление № 6 – селективное поощрение импорта. 
 
В отличие от прошлого, указанные выше направления развития не связаны ни с большими бюджетными расходами, ни с применявшимися ранее японским правительством методами регулирования и изменения структуры промышленности. Они в максимальной степени используют преимущества положительных изменений в японском обществе и тенденции к приватизации капиталовложений.

Возрастающая  роль государства в финансировании науки, подготовке кадров, создание материальной и информационной структуры, а также  в обеспечении налоговых, амортизационных  и других экономических привилегий для НТП в частном секторе, обеспечивает развитие сферы НИОКР и укрепление научного потенциала и совершенствует сам рыночный механизм создания, тиражирования и использования нововведений. Государственное регулирование должно содействовать росту наукоемкости частных компаний, созданию мотивации к научно-техническому развитию, новаторству для всех субъектов экономики. Таким образом, главная целевая функция государства в этой сфере совпадает с основной задачей государственного регулирования вообще – это повышение экономической дееспособности главных хозяйствующих субъектов – корпораций и фирм, поддержание их конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках. В связи с тем, что в современных условиях экономический успех и конкурентоспособность определяются в основном научно-техническим потенциалом, научно-техническая политика становится важнейшим инструментом государственного регулирования.

Следует отметить, что  уже в настоящее время в  результате объективных процессов в Японии, а также в большинстве других стран определились главные направления будущего технологического уклада, а именно: информационные и телекоммуникационные технологии, биотехнологии, новые материалы и новые источники энергии, поиски путей защиты окружающей среды, освоение космического пространства. Именно эти направления наиболее весомы в оценках их многостороннего эффекта и глубины воздействия на все сферы человеческой деятельности. Все перечисленные направления уже вышли за пределы фундаментальных теоретических открытий и формируют мировые технологические рынки.

Хотя зарубежный опыт передачи технологий не может служить панацеей от всех бед российской экономики, он заслуживает внимательного изучения, особенно, в части обеспечения эффективного использования общественных ресурсов.


Информация о работе Инновационная деятельность России, США и Япония