Инновации как фактор экономического роста. Особенности инновационного развития в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 10:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть особенности инвестиционного развития нашей страны, оценить состояние инноваций на данный момент и дальнейшие перспективы их развития. Задачи исследования:
1. раскрыть понятие инноваций и обосновать необходимость в их развитии
2. провести анализ инновационной деятельности и направлений в Республике Беларусь
3. выявить основные проблемы, сдерживающие рост инноваций и предложить пути их разрешения
4. оценить дальнейшие перспективы развития инновационной деятельности

Содержание

Введение …………………………………………………………… ……… …...3
1 Сущность инновационного развития ………………………………..4
1.1. Понятие инноваций. Формирование теории инноваций………………….4
1.2. Управление инновациями……………………………………………...........6
2 Инновационное развитие Республики Беларусь……………………………..9
2.1. Региональная политика и ее место в системе национальных
приоритетов……………………………………………………………………...9
2.2. Финансирование инновационной деятельности………………………….11
2.3. Характеристика и анализ инновационного потенциала страны…………13
2.4. Первоочередные задачи по созданию национальной инновационной системы…………………………………………………………………………...17
2.4. Особенности налогообложения инновационной деятельности в Республике Беларусь…………………………………………………………….20
3 Инновационное развитие в условиях финансового кризиса………………. 22
3.1. Инновационная политика и ее роль в антикризисном регулировании экономики ……………………………………………………………………….22
3.2. Эффективность инновационной деятельности в период кризиса……….23
Заключение………………………………………………………………………25
Список литературы ……………………………………………………………..29

Вложенные файлы: 1 файл

пример.docx

— 73.77 Кб (Скачать файл)

2.1. Региональная  политика и ее место в системе  национальных приоритетов

Важнейшим документом, сыгравшим  значительную роль в определении  региональной инновационной политики, явилась так называемая «Зеленая книга инноваций», изданная в 2007 году. Именно в этом документе был сделан акцент на необходимости перемещения  научно-технического развития из сферы  создания знаний в сферу применения.

В «Зеленой книге» были определены направления деятельности. которые, по мнению ее разработчиков, способствовали инновационному развитию европейских  стран. Такими направлениями явились:

• развитие прогнозирования  и технологического мониторинга

• усиление коммерциализации исследований

• развитие обучения и образования

• выявление полноты выгод  от инноваций

• улучшение финансирования

• налоговое стимулирование инновационной деятельности

• поддержка интеллектуальной собственности

• упрощение административных процедур

• создание благоприятной  законодательной среды

• развитие деятельности по экономической грамотности населения

• стимулирование инновационной  активности и регионального распространения  инноваций

• формирование благоприятного общественного отношения к инновациям и инновационной деятельности

Именно наука является тем национальным ресурсом, который  может обеспечить быстрый рост экономики, суверенитет и безопасность стран. Поэтому необходимо привлечь все  имеющиеся у стран регулятивные механизмы для того, чтобы с  максимальной эффективностью использовать научный потенциал страны. Одним  из таких механизмов является совершенствование  региональной инновационной политики – важнейшее направление стратегической цели формирования конкурентоспособной  национальной экономики. Ведь именно на региональном уровне осуществляется развитие инновационного потенциала. В этой связи уместно привести слова  Дэвида Уайта, председателя Европейской  комиссии по инновационной политике, который отмечал, что «региональный уровень – это место где инновации появляются, где исследования трансформируются в экономические результаты» [19,c.5].

Исследование национальных особенностей региональной инновационной  политики показывает, что реализация политических мер во многом определяется степенью автономии региональных властей. С позиции возможностей (автономии) регионов по управлению своим развитием  их можно классифицировать следующим  образом:

1. страны с сильной  централизованной ролью правительства  (Великобритания, Франция)

2. страны с ограниченной  ролью центра (Германия, Испания)

Анализ региональной инновационной  политики зарубежных стран позволяет  выделить четыре модели:

1) сильные регионы, имеющие  автономию, как в проектировании, так и в применении соответствующих  инструментов политики;

2) взаимодействие национальной  и региональной политики. Такая  модель характеризуется частичной  автономией регионов и в формировании, и на стадии использования  инструментов инновационной политики

3) регионализация национальной  политики. Эта модель характеризуется  зависимостью регионов от национального  уровня формирования инновационной  политики, частичной автономией  и применением ее механизмов. Регионы зависят от центра, но  могут использовать инструменты  национальной инновационной политики  для использования в рамках  территории.

4) национальная политика. Суть этой модели заключается  в преобладании политических  мер как на стадии институционального  проектирования, так и в механизмах  ее реализации. Регионы выступают  как административные подразделения  государства, степень же самостоятельности  в создании собственной инновационной  политики является низкой.

Как мы видим, различие между  моделями региональной инновационной  политики заключается в разной значимости регионального компонента в формировании и осуществлении механизмов политики. Важно также подчеркнуть, что  при реализации тех или иных инновационных  проектов знания, культура и институциональная  среда являются более важными  ресурсами региона, чем материальные ресурсы.

В настоящее время Белоруссия осуществляет переход от четвертой  к третьей модели региональной модели региональной политики. Важнейшим инструментом формирования такой модели становятся региональные научно-технические программы. В Белоруссии они финансируются  за счет республиканского бюджета и  внебюджетных средств и составили  в 2004 году 2,9% финансирования всех научно-технических  программ республики. В стране создано 8 региональных центров трансферта технологий. Однако слабость местной  власти, система руководства всеми  процессами из центра, излишнее администрирование  не способствуют механизмам реализации инновационной политики через «инициативу  снизу».

Таким образом, деление территории на определенные регионы помогает анализировать  основные проблемы их инновационного развития и причины их появления. Поэтому региональная политика занимает особое место в системе национальных приоритетов.

2.2. Финансирование  инновационной деятельности

В Беларуси проблема внедрения  и развития инновационной деятельности проявилась в годы переориентации экономики  на рыночный путь развития. Высокий  потенциал эффективности инноваций  обеспечил такой спрос на нововведения, что сформировал рынок научно-технических, экономических и социальных новшеств. Несмотря на это, к сожалению, современное  состояние инновационной деятельности и инвестиционного климата в  Республике Беларусь далеко от идеала. На сегодняшний день небольшие объемы государственного финансирования, нехватка собственных средств у предприятий  и отсутствие стратегического мышления у их руководителей не восполняются притоком частного капитала. Не только внешних, но и внутренних инвесторов.

Успех инновационной деятельности в значительной степени определяется формами ее организационной деятельности: это могут быть государство, предприятия, финансово-промышленные группы, малый  инновационный бизнес, инвестиционные и инновационные фонды, органы местного самоуправления, частные лица и др. Все они участвуют в хозяйственном  процессе и тем или иным образом  способствуют развитию инноваций. Принципы организации финансирования должны быть ориентированы на множественность  источников финансирования и предполагать быстрое и эффективное внедрение  инноваций, в частности, в производственно-хозяйственную  деятельность предприятий, обеспечивающих финансовый рост от отдачи вложений.

В Беларуси проблема внедрения  и развития инновационной деятельности состоит из двух основных видов источников инвестиций:

• государственные инвестиционные ресурсы (бюджетные средства, средства внебюджетных фондов, государственные  заимствования, пакеты акций, имущество  государственной собственности)

• инвестиционные ресурсы  хозяйствующих субъектов, а также  общественных организаций, физических лиц и т.д..

Сюда же относятся и  собственные средства предприятий, а также кредитные ресурсы  коммерческих банков, прочих кредитных  организаций и специально уполномоченных правительством инвестиционных банков.

Венчурный источник – один из наиболее подходящих источников инвестиций инновационных компаний. Фонды венчурного капитала покупают акции или обратимые  облигации компаний [3,c.86]. Они не инвестируют средства с целью  немедленного получения дивидендов, дают компании возможность начать эффективно функционировать, что, в конечном счете, позволяет получить прибыль от осуществленных инвестиций.

Важным источником различных  форм инновационной деятельности являются бюджетные ассигнации, за счет которых  выполняются целевые комплексные  программы, приоритетные государственные  проекты. Бюджетные ассигнирования формируют фонд фундаментальных  исследований, а также на долевой  основе финансируют фонд производственных инноваций.

Одним из важнейших вопросов, возникающих при рассмотрении источников финансирования инновационной деятельности, является принцип распределения  инвестиций между центром и регионами  и внутри регионов. Для инвестиционного  процесса в экономике Беларуси территориальный  аспект функционирования, регулирования  и управления инвестициями имеет  исключительное значение. Именно в  регионах реализуется большинство  инновационных программ, но не все  из них в состоянии самостоятельно покрыть расходы, связанные с  инновационной деятельностью. Также  необходимо принять во внимание резкую дифференциацию регионов с точки  зрения инвестиционной ситуации.

Но однако в нашей экономике  в области финансирования возникают  следующие проблемы: несмотря на значительный рост доходов и платежеспособного  спроса населения, достигнутый в  последние годы, предприятия –  основной заказчик инновационных технологий – не располагают пока достаточными ресурсами для обновления фондов. Недостаточно активно внедряются временные, эффективные формы направления  сбережений населения на цели инвестирования. Это снижает инновационный спрос  и отсутствие добросовестной конкуренции. В системе управления производством  слабо прослеживается связь между  материальным благосостоянием и  статусом руководителей и жизнеспособностью  руководимых ими производств. Отсутствуют  действенные рычаги влияния собственников  предприятий (в том числе государства) на принятие эффективных решений.

В силу ряда объективных  причин предприятия пока не субъекты хозяйствования пока не способны обеспечить инновационное развитие собственными силами. Острота этой проблемы заключается  в том, что созданные рыночные институты еще плохо работают на экономический рост и инновации, что осложняет рост инвестиционного  процесса и получения отдачи от него. Поэтому необходимо содействие государства  становлению дееспособной банковской системы. Например, государству можно  выдать разрешение банкам создавать  фонды венчурного финансирования.

Возможно создание крупных  финансово промышленных объединений. Но существует одно НО: нельзя допустить  проведения очередной «кампании  по укрупнению», которая чревата  экономически малообоснованным объединением производств (особенно в государственном  секторе) и монополизацией рынка. Формирование финансово промышленных групп должно происходить в рамках антимонопольного законодательства. Наряду с ними должен создаваться децентрализованный сектор сетевых структур.

Из вышесказанного можно  сделать следующий вывод: нашему государству необходимо потепление инвестиционного климата. Для этого  Республике Беларусь необходима дееспособная банковская система, которая способствовала бы стимулированию инновационного развития.

2.3. Характеристика и анализ инновационного потенциала страны

Проблема активизации  инновационных и инвестиционных процессов разрабатывалась в  трудах белорусских ученых Л. И.Воронецкого, А. Е. Дайнеко, В. А. Дроздова, Н. Е. Зайца, П. А. Капитулы, И. А. Михайловой-Станюты, М. В. Мясниковича, Л. Н. Нехорошевой, Л. М. Петровской, А. Н. Тура, Г. В. Турбан и  др .

Инновационная деятельность, как и любая другая человеческая деятельность, происходит при наличии: 1. желания; 2. умения; 3. возможностей у  субъектов хозяйствования заниматься данным видом деятельности. Эти три  условия должны быть реализованы  в рамках национальной инновационной  системы по логической схеме [6,c.25]

Основными элементами инновационной  системы являются:

1. программно-целевые (прямые) и макроэкономические (косвенные)  методы регулирования, которые  задают направление и создают  стимулы для инновационной активности

2. система подготовки  и переподготовки кадров, которая  формирует у участников инновационной  деятельности необходимые для  ее осуществления знания, умения, навыки

3. специальные формы и  методы финансирования и страхования,  которые обеспечивают финансовые  средства и снижают экономические  риски инновационной деятельности

4. организационная и информационная  структура, которая создает материальную  и информационную основу для  инновационных процессов

5. система международного  научно-технического сотрудничества, которая обеспечивает возможность  оптимизации направлений научно-технической  и инновационной деятельности  и обмена ее результатами

6. правовая среда, которая  задает правовые условия функционирования  инновационной системы

Оценка инновационного развития страны осуществляется с помощью  различных показателей, включающих, прежде всего оценку возможностей для  субъектов хозяйствования осуществлять инновации. в связи с этим используются термин инновационный потенциал, под  которым понимают совокупность ресурсов и условий для практического  создания и освоения новых продуктов  и технологий. К таким ресурсам и условиям относятся: трудовые ресурсы  высокой квалификации, производственные мощности, объемы финансирования, инновационная  инфраструктура (соответствующие финансово-кредитные, информационные, консультационные, научно-исследовательские  организации, центры поддержки инновационного предпринимательства), институциональная  среда, устанавливаются четкие границы  взаимодействия участников инновационного процесса.

Однако наличие благоприятных  возможностей не значит, что они  эффективно используются. Многие страны имеют высокие оценки инновационного процесса, однако уровень благосостояния (ВВП на душу населения) невысокий.

К сожалению, действующая  инновационная система в белорусской  экономике оценивается как низкая. Прежде чем рассмотреть задачи по совершенствованию каждого из указанного элементов, необходимо остановиться на основной причине низкой эффективности  действующей системы и на препятствиях, которые могут возникнуть в процессе ее преобразования.

Низкая степень инновационной  восприимчивости белорусской системы  хозяйствования является следствием такой  ее сильной стороны, как устойчивость, достигнутой благодаря высоким  уровням государственного регулирования, по этой же причине белорусская инновационная  система не может совершенствования  путем копирования соответствующих  систем богатых государств с развитой рыночной экономикой. Необходимо искать свой собственный путь, используя  имеющийся в распоряжении ресурс государственного влияния на экономические  процессы.

Информация о работе Инновации как фактор экономического роста. Особенности инновационного развития в Республике Беларусь