Инновации и информатизация с позиции общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 19:51, курсовая работа

Краткое описание

Приоритетным направлением развития современной России является переход к инновационной экономике и социально ориентированной политике государства. На данном этапе Россия, по распространенному мнению, является «сырьевым придатком» для многих стран как Европы, так и Азии. Отсутствие эффективной научно-технологической базы выводит Россию за рамки мировой конкурентной среды и вынуждает заниматься поставками различного сырья (нефть, газ, лес и т.д.) за границу, а готовый продукт покупать у тех же европейских и азиатских стран.

Вложенные файлы: 1 файл

Инновации и информатизация с позиции общества.docx

— 41.51 Кб (Скачать файл)

 Осознание в Сообществе  важности координационных мероприятий  в инновационной сфере во многом  обусловлено открывающимися в  связи с созданием к 1995 г.  единого внутреннего рынка ЕС  новыми возможностями. Это обострит  конкуренцию, упростит доступ  к национальным рынкам и кооперацию  фирм в научно-технической области.

 Обращение государств  с традиционно развитыми рыночными  отношениями к вопросам глобального,  перспективного характера (имеются  в виду тщательный анализ направлений  технического развития и выбор  приоритетных областей инновационной  деятельности; анализ темпов развития  инновационных процессов и склонности  общества к инновационному предпринимательству;  инициирование инновационных программ  и т.д.) раскрывает основную причину  государственного вмешательства  в управление инновациями. Сосредоточивая  внимание преимущественно на  вопросах перспективного характера,  государственные меры воздействия  гармонично дополняют рыночные  механизмы, оказывающие в основном  лишь краткосрочное влияние на  сферу инноваций. Рыночные ориентиры  позволяют предприятиям учитывать  сегодняшнюю экономическую ситуацию  и вырабатывать определенные  прогнозы, но только на ближайшее  будущее. В этих условиях приоритет  отдается инновационным процессам,  которые обеспечивают высокий  "частный эффект" - чаще всего  максимум прибыли на вложенный  акционерами капитал. При этом  могут оказаться невостребованными  инновационные идеи, заключающие  в себе огромный "общественный  эффект" (например, программа борьбы  со СПИДом) или потенциальный  эффект в будущем (продукты  и процессы завтрашнего дня) . Вот эти устремленные в относительно  дальнее будущее идеи и призвана, главным образом, вбирать в  свою орбиту современная инновационная  политика промышленно развитых  капиталистических стран.

 В этой связи не  может не тревожить почти полное  отсутствие подобной политики  и подобных ей механизмов в  России и других бывших республиках  СССР. Нельзя сказать, что в  условиях существования единого  Союза в этом направлении были  достигнуты серьезные реальные  успехи, но с его распадом положение  явно и резко ухудшилось. Кризисное  состояние экономики, чрезмерная  политизация, обостренная напряженность  общественной жизни, крайнее расстройство  финансово-кредитной системы, нарастающая  инфляция в условиях сплошного  товарного дефицита толкают правительства  на "пожарные" мероприятия сугубо  временного характера. Хорошо, если  в их число входят действия  по прямому спасению фундаментальной  науки, творческих коллективов  военно-промышленного комплекса,  бывших центральных отраслевых  институтов и т.п. Но даже  и этого, если всерьез учитывать  длительную перспективу, наверняка  мало.

 Из всех соображений,  которые ввиду очевидности ситуации  нет смысла перечислять, необходимо  безотлагательно определить и  достаточно четко сформулировать  действенную программу развития  всего будущего инновационного  комплекса России. Она должна  охватывать как отдельные производственные, исследоватьльские, конструкторские,  информационные единицы, их сочетания  в рыночных структурах, так и  органы государственного управления  такими инновациями, которые неподвластны  стихийным силам рыночного регулирования.  И в этом смысле положительный  опыт в области государственной  инновационной политики в западных  странах может оказаться очень  полезным на уровне как отдельных  стран - бывших союзных республик,  так и родившегося Содружества  независимых государств. В частности,  уже на стадии разработки и  реализации мероприятий по массовой  приватизации нужно думать, как  она и в каких случаях успешнее  сдвинет с места проблему усиления  заинтересованности производителя  в использовании научных, технических,  технологических достижений; какие  внутренние и внешние причины  стимулирования инновационной деятельности  возникнут при этом, учитывая  специфику именно наших рыночных  отношений, да еще и в переходный  период.

 Вряд ли можно расчитывать,  что уже первые шаги приватизации  смогут в ближайшее время привести  к мощному развитию инновационной  деятельности на уровне предприятий.  Рынок, который "хватает"  любые товары и любого качества, господство производителя над  потребителем, монополизм ценообразования  - все это никак не создает  радужной картины бурного научно-технического  прогресса, при этом каждый  изо всех сил стремится заполучить  новую машину, освоить прогрессивную  технологию, создать новый товар.  Однако, видоизменяя условия приватизации, критически оценивая и умело  используя западный опыт "внешнего" прямого и косвенного воздействия  на систему стимулирования инноваций,  наверняка можно ускорить прогрессивные  изменения. При этом необходимо, в частности, стремиться к развитию  в СНГ международной структуры  нововведений и системы передачи  технологий, к созданию соответствующих  консультационных служб, патентной  системы, международных технических  стандартов, усилению интеграции  в инновационных процессах.

 Короче говоря, при  слабом "внутреннем" стимулировании  инноваций, что пока составляет  специфику и одну из основных  особенностей нашей экономической  жизни на ее микроуровне, нам  еще в течение какого-то времени  следует поддерживать повышенный  уровень регуляторных воздействий  со стороны государства и, само  собой, всемерно укреплять и  развивать соответствующие межгосударственные  отношения. Конечно, конкретные  научные разработки и программы  таких регуляторных вмешательств  государственных органов и их  организационных структур - не только  дело настоящего, но в еще большей  мере будущего. Уже сейчас некоторые  надежды можно связывать с  решением о создании международного  научно-технического совета как  единого координирующего органа  Содружества государств. Мы, однако, накопили уже слишком большой  арсенал надежд, которым не суждено  сбыться. Крайне необходимо прекратить  пополнение этого арсенала. Литература: 1. Твисс Б. Управление научно-техническими  нововведениями. Сокр. пер. с англ. - М.: Экономика. - 1989 2. Бетехтина Е., Пойсик  М. Мировая практика формирования  научно-технической политики. Кишинев.: 1990 3. Современные Соединенные Штаты  Америки. - М.: Политиздат. 1988 4. Санто  Б. Инновация как средство экономического  развития. Пер. с венг. - М.: Прогресс. 1990 _


Информация о работе Инновации и информатизация с позиции общества