Инновации в машиностроении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 23:46, реферат

Краткое описание

Сейчас представляется достаточно очевидным, что повышение качества российского машиностроения возможно только через развитие инновационной деятельности. Одним из главных направлений развития и стимулирования инновационной деятельности является создание инновационной инфраструктуры. В Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу построение инновационной инфраструктуры названо среди основных задач формирования национальной инновационной системы.

Содержание

1. Введение …...........................................................................................................3
2. Ресурсы субъектов инновационной деятельности............................................5
3. Инфраструктура инновационной деятельности................................................10
4. Технологическая инфраструктура......................................................................11
5. Инфраструктура подготовки кадров..................................................................13
6. Заключение...........................................................................................................15
7. Интернет источники............................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Инновации в машиностроении.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

 

Инфраструктура инновационной деятельности

Основной задачей инфраструктуры инновационной деятельности является содействие решению перечисленных выше проблем. В настоящее время существует довольно разветвленная сеть организаций, способствующих развитию инновационной деятельности (см. табл.2). Следует сразу отметить, что объекты инновационной инфраструктуры могут решать лишь часть проблем и успешное развитие инновационной деятельности не может быть поставлено исключительно в зависимость от наличия или количества соответствующих объектов инфраструктуры. Как видно из рис.5 инновационная система для успешного функционирования должна иметь также благоприятную нормативно правовую базу и эффективную систему вывода на рынки продукции инновационных предприятий.

Общая схема инновационной инфраструктуры

Производст- 
венно-техно- логическая состав- 
ляющая

Консалтинго- вая состав- 
ляющая

Финансовая состав- 
ляющая

Кадровая состав- 
ляющая

Информа- ционная состав- ляющая

Сбытовая состав- ляющая

Инновационно-технологи- ческие центры и технопарки

Центры трансфера технологий

Бюджетные средства

Повышение квалификации персонала в области инноваций

Государствен- ная система научно-технической информации

Внешне- торговые объединения

Инновационно-промышленные комплексы

Консалтинг в сфере экономики и финансов

Бюджетные и внебюджетные фонды технологи- ческого развития

Подготовка специалистов в области технологи- ческого и научного менеджмента

Ресурсы структур поддержки малого бизнеса

Специализиро- 
ванные посред-  
нические фирмы

Технологические кластеры

Технологический консалтинг

Венчурные фонды

 

Региональные информацион- ные сети

Интернет

Технико-внедренческие зоны

Маркетинговый консалтинг

Посевные и стартовые фонды

 

Интернет

Выставки

Центры коллективного пользования высоко- технологичным оборудованием

Консалтинг в области внешне- экономической деятельности

Гарантийные структуры и фонды

     

 

Технологическая инфраструктура

Технологическая инфраструктура призвана создать условия для доступа предприятий (прежде всего малых) к производственным ресурсам. Сюда относятся технопарки (ТП) и инновационно-технологические центры (ИТЦ), которые в основном обеспечивают доступ к производственным площадям, и инновационно-технологические комплексы, дополнительно обеспечивающие также доступ к производственным мощностям.

Одной из проблем существующей технологической инфраструктуры является то, что в технопарках и ИТЦ практически отсутствует ротация малых предприятий (МП), то есть, малое предприятие, попав в технопарк, остается в нем неопределенно долго. Это связано с отсутствием в большинстве регионов рынка производственных площадей, и МП вынуждено держаться за площади технопарка до тех пор, пока это возможно. Следствием такой ситуации является то, что, с одной стороны, через некоторое время прекращается рост объемов производства МП, расположенного в технопарке, а с другой - прекращение роста количества МП. Вследствие этого ТП и ИТЦ во многих случаях чисто номинально являются объектами инновационной инфраструктуры, скорее это доходные дома, приносящие их владельцам доход от сдачи в аренду площадей малым предприятиям. Предлагается решение данной проблемы в установлении ограничения на срок пребывания МП в составе ТП. Однако без создания возможностей для размещения их на других площадях это, по сути, будет означать закрытие части МП через оговоренный срок. Скорее всего ситуация быстро вернется к начальному состоянию за счет формальной "ротации" через организацию новых юридических лиц с постоянным составом учредителей.

В качестве реальной альтернативы для решения отмеченной проблемы можно рассмотреть строительство промышленных парков - набора стандартных модулей, оснащенных необходимыми коммуникациями и производственной инфраструктурой, где МП могли бы для начала арендовать, а при наличии финансовых возможностей выкупить производственные площади. Другой вариант обеспечения доступа к производственным площадям - организация промышленных парков на базе пустующих или простаивающих предприятий, которых достаточно много практически во всех регионах. Такие проекты уже начинают реализовываться в ряде регионов.

Следующий вопрос, который должна решать технологическая инфраструктура - обеспечение доступа малым предприятиям к производственным мощностям. Создавая площади для размещения МП, нужно иметь в виду и необходимость обеспечения возможностей изготовления ими своей производственной продукции. Эту задачу призваны решать инновационно-промышленные комплексы (ИПК) и технологические кластеры. ИПК создавались, как правило, на базе незадействованных производственных мощностях крупных предприятий. До сих пор загрузка крупных предприятий позволяла рассчитывать на размещение на них заказов МП. При этом складывалась парадоксальная ситуация, когда МП по субконтрактам загружали крупные предприятия, в то время как в развитых странах ситуация в основном обратная. С ростом экономики эта возможность становится меньше, поскольку крупные предприятия увеличивают объемы производства и в первую очередь выполняют на своей производственной базе собственные заказы.

В последнее время стала модной организация "кластеров", которые фактически выполняют роль инновационно-промышленных парков. Кластерами у нас, как правило, называют совокупность предприятий, расположенных на одной ограниченной территории (на крупном предприятии или в пределах одного города) и более или менее тесно связанных производственными связями. По существу такое определение кластера практически полностью тождественно понятию инновационно-технологического комплекса. Во избежание недоразумений следует сразу сказать, что понятие кластера конкурентоспособности, введенное М.Портером 5, не имеет отношения к этим образованиям.

 

Инфраструктура подготовки кадров

Если более подробно рассмотреть проблемы подготовки кадров, то следует отметить целый комплекс проблем в этой области. Как отмечалось выше, нарастают проблемы с кадрами, обеспечивающими исследования и разработки, остро стоит проблема нехватки среднего технического персонала и квалифицированных рабочих. Проблемой предприятий, выпускающих инновационную продукцию, в последнее время является старение кадров, являющихся носителями ключевых технологий. Без поступления молодых работников используемые технологии могут быть частично утеряны.

При развитии системы подготовки кадров необходимо обеспечивать сбалансированную подготовку кадров по всем направлениям, обеспечивающим инновационную деятельность. Тем не менее, в качестве одной из основных проблем следует отметить, что в настоящее время большинство промышленных предприятий (как крупных, так и малых) не обладает специалистами, которые могут грамотно обеспечить продвижение наукоемкой продукции предприятий на рынок. Общая потребность в таких кадрах составляет несколько десятков тысяч человек. Проблему можно решить, только организовав целенаправленную работу по подготовке таких кадров с горизонтом планирования 5-10 лет (время на базовое обучение кадров и приобретение ими практических навыков работы).

В настоящее время подготовку специалистов в области менеджмента и маркетинга высокотехнологичного производства ведут десятки вузов страны, однако эффективность этой работы невелика. Лишь небольшое число выпускников идут работать по специальности, существуют значительные проблемы даже с комплектованием небольшого числа центров трансфера технологий, созданных с участием Роснауки. Комплектация их, как правило, происходит специалистами, которые отбираются по практической пригодности к выполнению стоящих перед ЦТТ задач и функций.

Наконец, следует отметить и дефицит квалифицированных преподавателей для подготовки кадров. Во многих вузах преподавание ведут специалисты, не имеющие практического опыта в тех вопросах, которым они обучают студентов. Обучение ведется по зарубежным разработкам и пособиям, не отражающим в полной мере российскую специфику и реалии, в результате чего на выходе получаются специалисты, которым потом в течение нескольких лет приходится набирать опыт методом проб и ошибок.

В этой связи еще раз следует отметить роль системы консалтинга. Поскольку обучение кадров процесс достаточно длительный и инерционный, а время наступления необратимых изменений на многих предприятиях, ориентированных на выпуск наукоемкой продукции, может оказаться меньше срока решения кадровой проблемы, следует предусмотреть создание и развитие системы консалтинга для промышленных предприятий в области инновационной деятельности и продвижения на рынки наукоемкой продукции. Эта система не повторяет систему ЦТТ, хотя и должна работать с ней в тесной увязке, а обеспечивает разовый консалтинг по отдельным вопросам, возникающим у предприятий. Возможно, эту систему целесообразно строить как систему экспресс обучения основам инновационных подходов.

На первом этапе (1-3 года) система консалтинга должна закрыть потребность в информации в области продвижения и маркетинга инновационной продукции предприятий. Целесообразно предусмотреть государственную поддержку для этой системы на первые три-пять лет для того, чтобы сформировать потребность у предприятий в таких услугах (для предприятий услуги должны иметь на первом этапе символическую стоимость). Базой для создания сети консалтинга могут стать создаваемые в настоящее время центры трансфера технологий, укомплектованные необходимыми специалистами. Для успешного решения проблемы обеспечения доступа к консалтингу, необходимо обеспечить поддержку работы таких центров со стороны местных администраций. Создаваемые центры целесообразно связать их в единую сеть, обеспечивающую доступ к консалтинговым ресурсам других организаций - членов сети при отсутствии нужных специалистов в регионе. По оценкам количество центров консалтинга должно составлять несколько сотен из расчета 1 центр консалтинга на 500 - 1000 промышленных предприятий.

Заключение

На данный момент поддержка компаний, работающих в Сколково, осуществляется законодательством РФ в части льготного налогового режима. Это касается налогов на прибыль, имущество и земельного налога. В настоящее время рассматриваются предложения по уменьшению налоговых ставок по социальным выплатам, НДС. Поэтому развитие инноваций в этой сфере не только перспективно, но и обеспечено гарантиями успешного бизнеса.

Развитие инноваций в России как сфера деятельности молодых работников, инженеров, квалифицированных служащих достаточно интересна с точки зрения государственной поддержки. Дополнительные федеральные премии и стипендии способны не только привлечь высококлассных специалистов, но и удержать их на предприятиях, занимающихся инновационной деятельностью.

Таким образом, приведенный анализ состояния инновационной инфраструктуры позволяет сделать вывод о том, что существуют серьезные проблемы в развитии инновационной инфраструктуры в машиностроении. Для вывода отечественной промышленности из кризиса, решение данной проблемы должно стать одним из приоритетных направлений экономики.

 

Интернет источники:

  1. Развитие инноваций в России - http://biznestoday.ru/in/160-razvitieinnovacij.html
  2. Инновация — http://ru.wikipedia.org/wiki/Инновация/
  3. Проблем развития инновационной инфраструктуры - http://regions.extech.ru/left_menu/shepelev.php
  4. Проблемы становления и развития инновационной деятельности в России - http://www.ibl.ru/konf/041208/30.html

 

 

 


Информация о работе Инновации в машиностроении