Инновации в малом бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - доказать то, что инновационная деятельность даже малых предприятий играет не маловажную роль в экономике государства. Объект - инновационная деятельность малого бизнеса. Предмет- влияние инноваций на малый бизнес. Задачи - изучение инновационного менеджмента, определение роли инновационной сферы малого и венчурного бизнеса в экономике государства.

Содержание

Введение

Глава I. Сущность инновационного менеджмента

1.1 Понятие и классификация инноваций

1.2 Государственная политика по развитию инновационной деятельности в РФ

Глава II. Инновации в малом бизнесе

2.1 Роль инновационной сферы малого и венчурного бизнеса в экономике государства

2.2 Государственное регулирование инновационной деятельности сферы малого и венчурного бизнеса

Глава III Инновационный бизнес в Калужской области на примере ООО “НПФ Стелла”

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 86.17 Кб (Скачать файл)

 

- целевое выделение бюджетных  средств для реализации научного сопровождения важнейших инновационных проектов государственного значения, концентрация бюджетных ресурсов на реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, критических технологий федерального значения;

 

-поиск и эффективное  использование внебюджетных источников  для финансирования научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ,  проводимых по заказам федеральных  органов исполнительной власти  и органов власти субъектов  Российской Федерации, а также  для вовлечения в хозяйственный  оборот научных и научно-технических  результатов, полученных за счет  бюджетов всех уровней;

 

-стимулирование деятельности  благотворительных организаций  и иных хозяйствующих субъектов,  направленной на финансирование  инвестиций для фундаментальных  исследований;

 

-обеспечение государственной  поддержки наукоградов за счет  бюджетов всех уровней;

 

-стимулирование развития  малого научно-технического и  инновационного предпринимательства,  включая поддержку за счет  бюджетов всех уровней инфраструктуры  малого бизнеса, стимулирование  развития венчурного инвестирования, лизинга, кредитования и страхования  рисков наукоемких проектов подготовки  специалистов по инновационному  менеджменту, а также поддержки  на конкурсной основе научно-технических  и инновационных проектов.

 

Система финансирования инвестиций в малое предпринимательство  в инновационной сфере за последние  годы значительно изменилась. Многие МПИД в этой сфере сохраняют статус государственных только потому, что  в качестве их учредителей выступают  государственные предприятия. Государственное  финансирование таких предприятий  постоянно сокращается. Соответственно, возрастает роль других источников финансирования инвестиций. Важнейшим источником финансовых ресурсов становятся средства от реализации готовой продукции и продукции, произведенной специально по заказу других предприятий и организаций. Существенную роль в поддержке МПИД играют средства коммерческих и финансовых структур. Растет поддержка малого предпринимательства в инновационной  сфере за счет средств и грантов  российских и зарубежных благотворительных  фондов. Если сами по себе МПИД могут  развиваться в той или иной мере (в том числе и полностью) за счет собственных средств и  поддержки частного сектора, то создание инфраструктурных учреждений поддержки  малого предпринимательства в инновационной  сфере требует государственного инвестирования. Заинтересованность частных  фирм в техническом совершенствовании  оказывает на инфраструктурные учреждения поддержки малого предпринимательства  в инновационной сфере лишь косвенное  влияние, опосредуемое МПИД. Оно может  выражаться в ощутимой мере лишь после  создания такой инфраструктуры. Особенно значительной должна быть роль государства  в создании технопарков, технополисов, инновационных центров региональных органов власти, основным инвестором которых должен быть именно государственный  сектор. Первоначальная инвестиционная поддержка государства в процессе становления этих учреждений может  быть заменена другими формами поддержки  и. прежде всего, льготами по налогам. Учитывая риск вложений и их продолжительный  характер, необходимо освобождать от налога на прибыль часть капитала, инвестируемую в венчурные компании и фонды, снизить ставки налога на получаемые инвесторами дивиденды  на вложенный при этом капитал, разрешить  создание резервов из необлагаемой налогом  прибыли. Система финансирования инвестиций в малое предпринимательство  в инновационной сфере должна включать установление аналогичных  льгот на капитал, вложенный в  МПИД, в рамках привлечения инвестиций для стимулирования технических  разработок инновационного характера, и делающих выгодным для крупного и среднего бизнеса сотрудничество с малым бизнесом. Это особенно важно для МПИД, научно-технические  разработки которых сопряжены с определенным риском, и в первую очередь для фирм, на которые по роду их деятельности не распространяется инвестиционный налог, а также для сферы научно-консультационных услуг. В настоящее время не все изменения в финансовой политике государства по отношению к малому и венчурному бизнесу можно оценивать положительно. Введение в налогооблагаемую базу нематериальных активов дестимулирует приобретение объектов интеллектуальной собственности, ведет к снижению научно-технического уровня отечественных разработок. Снятие льгот по обложению налогом имущество вновь созданных предприятий неизбежно ухудшит финансовое положение МПИД, поскольку они работают, как правило, на арендованном оборудовании и в первоначальный период (до нескольких лет) своей деятельности зачастую не имени сколько-нибудь существенных доходов и нуждаются в финансовой поддержке. Существующие в государственной политике по отношению к малому предпринимательству в инновационной сфере противоречия (стремление наряду с поддержкой малого предпринимательства сэкономить на малых фирмах в результате отмены льгот) можно разрешить, закрепив дифференцированный подход к малым предприятиям различных типов -- в частности, оказывая поддержку в первую очередь МПИД. Значение инновационной деятельности для России и активизация в ней малого и венчурного бизнеса требуют особого внимания со стороны государства.

 

Глава III. Инновационный бизнес в Калужской области на примере ООО “НПФ Стелла”

 

В качестве примера компании успешно занимающейся инновационной  деятельностью можно привести ООО “Научно-производственную фирму “Стелла”

 

Компания была создана  весной 2000 года группой технических  специалистов.

 

Научный потенциал и опыт разработчиков и программистов  фирмы позволяет интегрировать  продукцию компании в системы  ведущих западных и отечественных  производителей. Это особенно важно, если на Вашем объекте уже установлены  какие-либо системы, и Вы их хотите усовершенствовать.

 

Основными направлениями  деятельности компании являются:

 

-разработка аппаратно-программного  обеспечения для автоматизации  спортивно-развлекательных учреждений;

 

-разработка интегрированных  систем безопасности и учета  рабочего времени предприятий.

 

Технические разработки компании выполнены на новейшей элементной базе зарубежных производителей и с учетом последних достижений для однокристальных  микропроцессоров, чем достигается  высокая надежность и невысокая, по сравнению с импортными аналогами, стоимость аппаратной части проекта.

 

Уже осенью “НПФ Стелла”  выпустила первую версию программно- аппаратного комплекса “Распределенная система платного доступа”, которая была установлена в Спортивно-оздоровительном парке “Волен” В этом же году на Людиновском тепловозостроительном заводе был установлен программно-аппаратный комплекс “Интегрированная система безопасности предприятия “Контур”.

 

В 2001 году разработанная компанией  “Распределенная система платного доступа” была установлена на базе отдыха “Соболиная гора”, г. Байкальск  Иркутской области, где в 2002 году отдыхал Президент Российской Федерации  В.В. Путин.

 

Данное предприятие выполняет  все работы по установке и наладке  системы "под ключ" на объекте, а также производит обучение обслуживающего персонала и пользователей системы  доступа, как на предприятии Заказчика, так и непосредственно в НПФ "Стелла". В случае необходимости  специалисты "НПФ Стелла" выезжают к Заказчику для консультирования и обследования объекта, а также  можно принять у себя заинтересованных представителей заказчика

 

Сегодня, разработанные компанией  программно-аппаратные комплексы работают в таких городах как Москва, Казань, Белгород.

 

Компания имеет несколько  патентных свидетельств на полезную модель.

 

В сентябре 2002 года Компания получила Диплом участника, проходившей  в Калуге выставке “Инновации в  Калужской области”.

 

В феврале 2003 года компания участвовала  в проходившей в Москве выставке “Инновации и инвестиции” в составе  Калужской делегации, сформированной департаментом регионального развития Калужской области.

 

29 июля 2003 года. По заявке  № 2002128844 от 15.01.2003 г. принято решение  Российским агентством по патентам  и товарным знакам на основании  Патентного закона Российской  федерации, о выдаче свидетельства  № 31452 на полезную модель высоконадежного  турникета STL 111 (типа "Московское метро"), уже успешно зарекомендовавшего себя на многих объектах России.

 

29 сентября 2003 года. По заявке  № 2002502111 от 10.12.2002 г. принято решение  Российским агентством по патентам  и товарным знакам на основании  Патентного закона Российской  федерации, о выдаче ПАТЕНТА  НА ПРОМЫШЛЕННЫЙ ОБРАЗЕЦ высоконадежного  турникета STL 111 (типа "Московское метро"). Дата начала отсчета срока действия патента: 10.12.2002г. Ниже представлен этот макет и его описание. (Таблица)

 

Таблица

 

Нормально открытый турникет STL-111.

 

 

Корпус 

 

Вандалозащищенный. Окрашеный, или из нержавеющей стали 

 

Датчики прохода 

 

4 или 6 инфракрасных датчиков. Регулировка не требуется. 

 

Привод шторок

 

Электромагнит 220В 

 

Напряжение питания 

 

220В/50Гц 

 

Средняя потребляемая мощность

 

100Вт (на один проход, 2 магнита) 

 

Импульсная мощность при  срабатывании электромагнитов 

 

1,5..2кВт (на один проход, 2 магнита) 

 

Средняя пропускная способность 

 

20 человек в минуту 

 

 

 

Примечание. На крышку турникетов опционно устанавливаются устройства, осуществляющие чтение различных идентификаторов, двухцветные индикаторы проходов и, при необходимости, клавиатура для  ввода Pin-кода.

 

Отличительные особенности  турникетов:

 

Современный эргономичный дизайн;

 

Высокая пропускная способность;

 

Нормально-открытый режим  работы;

 

Встроенные фотоэлементы;

 

Двунаправленный режим работы;

 

Определение наличие человека в зоне створок турникета;

 

Фотоэлементы, встроенные в  корпус турникета, определяют направление  прохода пользователя, а также  фиксируют попытку и направление  неавторизованного прохода. Управление турникетом осуществляется от системы  контроля доступа или ручного  пульта управления, которые задают необходимые режимы работы турникета:

 

Однократный проход в каждом из направлений;

 

Проход группы в каждом из направлений;

 

Блокировка прохода.

 

На сегодняшний день НПФ "Стелла" может предложить Заказчику  интегрированную систему "Контур", позволяющую легко и надежно  управлять доступом на любое предприятие  и систему платного доступа, с  помощью которой можно организовать доступ на различные объекты за деньги. Например, Интегрированная система  безопастности "Контур" представлена в Приложении 2.

 

Рынок, на котором работает компания, характеризуется достаточно высокой закрытостью и высокой  степенью конкуренции. В отличие  от большинства компаний, осуществляющих лишь продажу и монтаж приобретенных  комплексов, “НПФ Стелла” самостоятельно разрабатывает аппаратное и программное  обеспечение.

 

В свое деятельности компания сталкивается с теми же проблемами, что и большинство предприятий  малого бизнеса, и целым рядом  специфичных проблем.

 

Прежде всего, это проблемы получения заказов. Рынок, на котором  работает компания, достаточно ограничен  и, как отмечалось ранее, высоко конкурентный, причем в условиях высокой российской коррупции, конкуренция зачастую приобретает  недобросовестный характер, и заказы достаются не предложившим лучшие продукты, а “своим” компаниям.

 

К сожалению, сложившаяся  в России налоговая система не способствует развитию компаний, разрабатывающих  программное обеспечение. Разработчик  ПО вынужден платить налог на прибыль  и НДС с каждой копии продаваемого программного обеспечения, практически  не имея легальных возможностей включить затраты на разработку в себестоимость  продукции. Наша страна обладает значительным потенциалом в области разработки программного обеспечения, к сожалению, сегодняшняя государственная политика не способствует развитию в России индустрии программного обеспечения, в результате чего, активно идет “утечка мозгов” за рубеж.

 

К сожалению, за прошедшие  два года список деятельности подлежащей обязательному лицензированию сократился не значительно, при этом значительно  усложнился процесс лицензирования и сократились сроки. Плюс к этому за нарушение сроков предоставления документов на вновь создаваемые компании налагают штрафы, еще более уменьшая их оборотные средства. Таким образом, государство не только не способствует, но и наоборот препятствует развитию малого бизнеса. В качестве фактора сдерживающего развитие инновационных предприятий следует отметить дороговизну участия в специализированных выставках и размещения статей в журналах. Так, сегодня за публикацию статьи о компании в специализированном журнале необходимо заплатить около 1000 долларов США, за право участия в специализированной выставке около 7000 долларов США. Что является достаточно большой суммой для инновационных предприятий.

 

Заключение

 

Мировой опыт показывает, что  малое предпринимательство следует  рассматривать одним из эффективных  направлений активизации инновационной  деятельности в промышленности.

 

В связи с этим проблема повышения эффективности поддержки  малого предпринимательства и управления малыми предприятиями (МП) в этой сфере  деятельности остается особенно актуальной.

 

Механический перенос  формируемой методологии современного российского менеджмента на МП, деятельность которых связана с инновационным процессом не приводит к получению ожидаемого эффекта и, более того, компрометирует эту признанную во всем мире организационно-производственную форму предпринимательства. Среди существующих и препятствующих причин эффективному использованию малого предпринимательства в научно-технической и инновационной сферах деятельности, которые уже представляют по своей сути определенные проблемы, наиболее острыми являются следующие.

 

Первая проблема возникла из-за отсутствия рыночного механизма  интеграции отдельных субъектов  интеллектуальной собственности в  добровольно создаваемые коллективы (организации) разработчиков и производителей, способные воспроизвести цепь "исследование - разработка - производство - продажа".

 

Вторая проблема связана  с преодолением традиционной для  бывшего советского периода развития России организации научно-технической  и инвестиционной деятельности.

 

Третья проблема заключается, во-первых, в необходимости возврата в научно-техническую и инновационную  сферы деятельности высококвалифицированных  научных и конструкторских кадров, ушедших в другие сферы профессиональной деятельности или эмигрировавших в  другие страны из-за изменения системы  ценностей общества; во-вторых, восстановления непрерывности в системе подготовки кадрового потенциала, необходимого для создания российской экономики  более высокого технологического уклада. Одним из путей решения этой проблемы видится усиление предпринимательских начал, перенесение центра тяжести в научно-технической и инновационной деятельности на частный капитал, в том числе на мало предпринимательство, полностью компенсируя этим самым сокращение государственных инвестиций в науку, новые технологии и инновации.

 

Четвертая проблема связана  с необходимостью создания многоуровневой (на федеральном и региональном уровнях  и на уровне предприятий) системы  инвестирования научно-технической  и инновационной деятельности, основными  рычагами которой должны стать рыночные составляющие - конкуренция, цена, прибыль, а организационными формами реализации - целевые программы, ориентированные  на приоритетные направления рыночной экономики и социальные проблемы общества.

 

Пятая проблема заключается  в необходимости поддержки малых  предприятий, занимающихся инновационной  деятельностью, путем формирования эффективного механизма управления, базирующегося на новой российской управленческой парадигме. Решить эту  проблему отдельному и даже группе малых предприятий не под силу. На ее решение должны быть сконцентрированы усилия законодательной и исполнительной власти, ученых, предпринимателей и менеджеров, поскольку решение лежит в плоскостях научно-технической и инновационной деятельности, совершенствования рыночного механизма, управления хозяйствующими субъектами, регулирования поведения рыночной среды, налогового кредитно-финансового и правового механизма.

Информация о работе Инновации в малом бизнесе