Инвестиционное развитие Дании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 10:32, доклад

Краткое описание

Дания - высоко инновационная страна, где для открытия собственного бизнеса нужен самый низкий стартовый капитал по сравнению с другими государствами. Дания также занимает 2 место по благосостоянию граждан и входит в семерку стран по уровню развитию науки.

В Дании исторически ключевую роль в создании условий для новых технологий играл государственный сектор. Важными факторами успеха инновационного развития Дании стала, во-первых, последовательность осуществляемой инновационной политики. Во-вторых, значительную роль сыграла ее международная ориентация: серьезное внимание уделяется поддержке национальных инновационных предприятий в международных исследовательских программах.

Содержание

Введение. 2

Общая характеристика. 2

Обзор инновационного состояния Дании. 5

Некоторые особенности государственной инновационной политики Дании. 6

Исследовательская деятельность, инновационные кластеры и технопарки 7

Заключение. 14

Список используемой литературы. 16

Вложенные файлы: 1 файл

ДАНИЯ.docx

— 30.30 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение. 2

Общая характеристика. 2

Обзор инновационного состояния Дании. 5

Некоторые особенности государственной инновационной политики Дании. 6

Исследовательская деятельность, инновационные кластеры и технопарки 7

Заключение. 14

Список используемой литературы. 16

 

 

Введение.

Общая характеристика.

 

Дания - высоко инновационная страна, где для открытия собственного бизнеса  нужен самый низкий стартовый  капитал по сравнению с другими  государствами. Дания также занимает 2 место по благосостоянию граждан  и входит в семерку стран по уровню развитию науки.

В Дании исторически ключевую роль в создании условий для новых  технологий играл государственный  сектор. Важными факторами успеха инновационного развития Дании стала, во-первых, последовательность осуществляемой инновационной политики. Во-вторых, значительную роль сыграла ее международная ориентация: серьезное внимание уделяется поддержке национальных инновационных предприятий в международных исследовательских программах.

Первые попытки реализации инновационной  политики в Дании предпринимались  в начале 1980-х годов, когда правительство  запустило программу технологического развития, направленную на развитие информационных технологий, считавшихся одной из приоритетных областей. За 20 лет Дания  пережила полномасштабное преобразование применяемой экономической политики, – традиционная краткосрочная стабилизационная политика была заменена долгосрочной структурной политикой.

Важной частью датской инновационной  системы являются GTS-институты («Godkendt Teknologisk Service» - «утвержденный технологический поставщик услуг»), выступающие в качестве моста между государственными и частными субъектами. GTS-институты представляют собой частные независимые консалтинговые компании, которые разрабатывают и продают прикладные знания и технологические услуги для частных предприятий и государственных учреждений. GTS-институт является некоммерческой организацией, созданной Министерством науки, технологии и инноваций на период в три года. Существуют три основных направления деятельности GTS-институтов: самостоятельное развитие ноу-хау, участие в совместных проектах вместе с государственными научно-исследовательскими учреждениями и частными компаниями, а также коммерческая деятельность. Еще один из важных элементов датской системы инноваций – научные парки, соучредители инновационных инкубаторов. В стране создана мощная инновационная инфраструктура. Тем не менее, большая часть инновационной активности сводится к мелким инновациям, направленным на улучшение производственного процесса на местах.

На основании анализа инновационных  систем ряда стран можно сделать  вывод, что в современных условиях успешная конкуренция с ведущими игроками мирового рынка без создания и постоянного совершенствования  национальной инновационной системы  невозможна. В большинстве моделей  национальных инновационных систем либо основным, либо одним из ключевых игроков является государство.

Обзор инновационного состояния  Дании.

 

Мировой финансовый кризис отрицательно повлиял на инновационную активность датских предприятий, и число заявок на патенты с 2008 года заметно сократилось.

Управление патентов и торговых марок при Министерстве экономики и предпринимательства Дании в III квартале 2008 г. отметило неожиданное снижение патентной активности среди датских предприятий, которое продолжалось до конца 2009 года. Управление пока не обработало статистические данные за последние 18 месяцев, однако поквартальная статистика показывает, что патентная активность практически восстановилась на предкризисном уровне. Рекордным по количеству поданных патентных заявок был 2004 год (1829 заявок). В 2007 году было подано 1659 заявок, в 2008 году - 1635 заявок и в 2009 году - 1518 заявок.

По числу  патентных заявок на душу населения  Дания в настоящее время находится  на третьем месте среди европейских  стран - членов ОЭСР. В Управлении патентов и торговых марок с удовлетворением  отметили, что после десяти лет проработки, наконец, принято предложение Комиссии ЕС о создании Единой системы патентования Евросоюза со штаб- квартирой в Мюнхене.

Когда эта  система начнет функционировать, датским  инноваторам не придется регистрировать патенты во всех странах Евросоюза  по отдельности, что будет означать для них большую экономию сил  и средств. Это особенно важно  для малых и средних предприятий.

В Конфедерации датских промышленников (Dansk Industri) отмечают, что наряду с созданием Единой системы патентования для решения спорных вопросов будет необходимо также создать Патентный суд ЕС. Эта тема, по всей видимости, будет обсуждаться в начале 2012 года, т.е. во время председательствования Дании в Евросоюзе.

Некоторые особенности государственной  инновационной политики Дании.

 

Правительство Дании с подачи Экспортного совета МИД Дании в июле 2010 г. приняло  так называемую «экспортную стратегию», предполагающую усиленную поддержку  экспортным инициативам малых и  средних предприятий (МСП), в первую очередь в группе стран БРИК.

Для развития экспорта и увеличения инвестиционной активности датских компаний в странах  БРИК, а также на новых растущих рынках Правительство Дании из числа  многоопытных министерских функционеров назначило пять так называемых «экспортных» послов по особым поручениям (Danish Export Ambassadors), что по статусу в России является аналогом должности специального представителя президента. Однако заметных результатов в этом направлении до настоящего времени не отмечено.

Профессор Орхусского университета по проблемам глобализации Филипп Шрѐдер (Philip Schröder) считает, что правительство слишком воодушевлено высокими показателями роста экономик стран БРИК и не принимает во внимание структурную особенность экономики Дании. Дело в том, что на малые и средние предприятия Дании в отличие, например, от соседней Германии приходится значительная (2/3) часть производственного потенциала страны. Вместо «поисков удачи» на далеких и экзотических рынках, таких как Бразилия и Индия, датским МСП, по мнению профессора, было бы более целесообразным активнее продвигаться на рынки географически более близких Польши и Турции.

 

Исследовательская деятельность, инновационные кластеры и технопарки.

 

Меры, принимаемые в Дании по развитию и стимулированию исследовательской, технологической и инновационной  деятельности, находятся в полном соответствии с действующими директивами  Евросоюза. В датское законодательство включено 99,8% всех действующих директив КЕС, в том числе, касающихся мер по поддержке исследовательской, технологической и инновационной деятельности.

Ответственным за выработку исследовательской  политики и развитие научно-технической  сферы является Министерство науки, технологий и развития Дании (МНТР). В обязанности Министерства входит, в основном, координация усилий в области продвижения в научной, исследовательской, инновационной и технологической областях в различных сферах на национальном и международном уровнях (главным образом, на уровне ЕС, комитетов ЕС, европейских организаций и региональных содружеств), а также выработка государственной политики Дании на законодательном уровне. В частности, Министерство должно обеспечивать конкуренцию во всех отраслях экономики (предоставление услуг, распределение инфраструктуры, обязательства сторон и права потребителей, и т. д.).

В структуру Министерства входят: Агентство науки, технологий и инноваций  Дании, Агентство по делам университетов  и собственности Дании, Национальное агентство по информационным технологиям  и телекоммуникациям, а также  Агентство по международному образованию.

Основной объем исследований в  стране осуществляется восемью крупными университетами и высшими учебными заведениями, входящими в структуру  МНТР. Кроме того, в составе МНТР и других министерств насчитывается  еще 9 государственных ведомств и  исследовательских организаций. Крупные  датские компании, как правило, имеют  собственные исследовательские  центры и лаборатории. По ряду программ они тесно сотрудничают с ведущими научными центрами мира. Всего в  этой области работает около 25 тыс. специалистов. Кроме того, более  трети студентов в период обучения принимают участие в исследовательских  работах. По данным на 2010 год, около 30% населения  Дании имеет высшее образование. Ежегодно десятая часть государственного бюджета направляется в сферу  образования, из которых более 20% приходится на высшее образование.

С целью поддержания исследований в приоритетных областях науки и  техники, таких как нано, био, информационные технологии, в 2005 году создан «Национальный фонд передовых технологий» ("Hojteknologifonden"), финансирование которого осуществляется из государственного бюджета. Фонд уже поддержал около 90 научных проектов на общую сумму более 2,2 млрд. крон (440 млн. долл.). При этом 40,7% грантов было выделено на научные разработки в области биомедицинских технологий, 26,9% - на информационные технологии, 20% - на нанотехнологии и около 12,4% на другие исследования. Наличие такого фонда отвечает международным обязательствам Дании.

В проводимой датским правительством политике развития высокотехнологичного индустриального общества основной упор делается на использовании передовых  знаний и технологий, что обеспечивается новым уровнем научных исследований. Компании становятся все более зависимыми от доступа к новейшим достижениям  в области науки и технике.

В настоящий момент Дания обладает хорошей исследовательской базой  в государственном и частном  секторах. В некоторых исследовательских  областях датские достижения находятся  на высоком международном уровне (информационные технологии, нанотехнологии, биотехнологии, альтернативная энергетика, экология, сельское хозяйство и пищевая промышленность). Под управлением МНТР в Дании действует достаточно эффективная система распределения финансирования исследований. Одновременно осуществляется тесное сотрудничество с частными компаниями в области прикладных исследований, которые сами финансируют свои разработки. Например, в фармацевтике порядка 17% оборота компаний направляется на исследования и развитие.

Также существует группа независимых  и частных организаций и фондов, которые принимают непосредственное участие в финансировании научно-исследовательской  деятельности. К ним можно отнести  Датский Национальный научно-исследовательский  фонд (Denmarks Grundforskningsfond) созданный в 1991 году, сотрудничающий с 33 научными центрами и имеющий годовой бюджет в 275 млн. крон (55 млн. долл.).

Датская научно-техническая сфера  характеризуется высоким уровнем  взаимосвязи теоретических исследований и их последующей практической реализацией. Основная роль в этом возлагается  на «инновационные инкубаторы» и  технопарки. Их главным назначением  является коммерческое освоение новых  идей, открытий и результатов научных  исследований. Задача состоит в том, чтобы помочь ученым и предпринимателям внедрить новые знания в производство и наладить работу на начальном этапе.

Процесс коммерциализации научных  знаний и освоения инновационных  разработок можно разделить на два  этапа: выявление перспективной  идеи и анализ ее научного и коммерческого  потенциала. Далее - непосредственное создание предприятия, организация  производства и последующий выход  с готовым продуктом на рынок. Все это связано с немалыми экономическими рисками, т.к. период от появления идеи до выпуска готовой  конкурентоспособной продукции  иногда составляет до нескольких лет.

Таким образом, «инновационные инкубаторы»  занимают нишу между появлением на свет первоначальной научной идеи и ее дальнейшим «раскручиванием» с помощью частного капитала. На начальном этапе образование инкубаторов в Дании происходило при непосредственной финансовой поддержке государства. В последующем основными источниками капитала для оказания помощи новым предприятиям стали общественные фонды. Кроме того, практически при всех «инкубаторах» образовались свои инвестиционные фонды, пополняемые за счет успешной реализации ранее освоенных разработок, а также инвестируемые общественными и частными фондами.

Общее управление работой датских  научных кластеров осуществляет Министерство науки, технологий и развития Дании. В Дании официально аккредитовано 7 технопарков. Они являются членами  организации «Научных парков и инновационных  инкубаторов в Дании» “FOIN” (“Science Parks and Innovation Incubators in Denmark”), которая была создана в 2001 году.

В настоящее время членами “FOIN”  являются следующие технопарки:

- “Agro Business Park Ltd.”;

- “Forskerparken CAT”;

- “INCUBA Science Park”;

- “NOVI”;

- “Scion DTU Ltd.”;

- “Science Park of Southern Denmark”;

- “Symbion Science Park Ltd”.

Большая часть из них образована на базе существующих институтов, университетов  и бизнес - школ, которые, по сути, питают их инновационными идеями.

Значительная часть государственного финансирования передается в распоряжение технопарков в виде займов и акционерного капитала для последующего инвестирования в инновационные компании. В настоящее  время «инновационные инкубаторы»  инвестируют государственные средства от имени Министерства науки, технологий и развития Дании на трех стадиях:

1. Исследовательская деятельность. Данный этап имеет целью подтверждение  возможности доступа технопарков  к новым разработкам и технологиям  и последующую их передачу  в распоряжение технопарков для  оценки. Каждый год МНТР определяет, какую часть средств из общественных  фондов технопарки могут потратить  на эту работу.

Информация о работе Инвестиционное развитие Дании