Диффузия инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 21:22, реферат

Краткое описание

Диффузия инноваций - это процесс распространения новшеств в обществе, закономерности распространения новых продуктов, технологий, идей среди потенциальных потребителей (пользователей) с момента их появления.
Целью данной контрольной работы является рассмотрение диффузии инноваций.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующий круг задач:
1. Дать понятие диффузии инноваций.
2. Раскрыть вопрос о сущности и этапах инноваций.

Содержание

Введение
Сущность инноваций
Этапы инноваций
Заключение
Список источников

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 55.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

  1. Сущность инноваций
  2. Этапы инноваций

Заключение

Список  источников

 

Введение

Инновационные процессы являются основой экономического развития.

Инновационный процесс  представляет собой подготовку и  осуществление инновационных изменений  и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия (распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения). Инновационный процесс имеет циклический характер. Учет этих моментов будет способствовать созданию гибких систем организации и управления экономикой. Что касается диффузии инноваций, то это этап инновационного процесса, в ходе которого происходит массовое распространение материализованных знаний в виде новых продуктов или технологий, полученных на предыдущих этапах.

Диффузия инноваций - это процесс распространения новшеств в обществе, закономерности распространения новых продуктов, технологий, идей среди потенциальных потребителей (пользователей) с момента их появления.

Целью данной контрольной  работы является рассмотрение диффузии инноваций.

Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующий круг задач:

1. Дать понятие диффузии инноваций.

2. Раскрыть вопрос о сущности и этапах инноваций.

3. Рассмотреть инновационные роли предприятий.

Объектом исследования в контрольной работе являются непосредственно инновации, а предметом диффузии инноваций.

 

  1. Сущность инноваций

Современное состояние  мировой экономической системы  характеризуется переходом от индустриального  и постиндустриального уклада к  периоду науки и знаний. Это  проявляется в первую очередь  усилением роли нематериальных активов, первоочередным инвестированием в интеллектуальный капитал. Современное состояние конкурентной борьбы отличается не столько стремлением обладать капитальными и материальными ресурсами, сколько владеть, способностью, разрабатывать и внедрять новое (инновационным потенциалом).

Разработка новых технологий, производство на их базе высококачественных товаров и услуг, выход с этими  товарами и услугами на мировой рынок  являются для ведущих мировых  компаний важнейшей стратегической целью своего развития. Опыт показывает, что отдача от нововведений примерно в 9 раз превышает затраты на их разработку и внедрение.

Существует несколько  факторов, побуждающих к созданию нового продукта. Первый - это реально  существующая или потенциальная потребность в новшестве данного типа. Изобретение, а затем и новая продукция появляются как следствие запросов общества, как реакция на его экономические и социальные потребности. Задача руководства предприятия - выявить и осознать эти потребности, материализовав их в требуемый продукт.

Второй фактор - это  научно-технический прогресс. Он не позволяет останавливаться на достигнутом, надолго задерживаться на выпуске  одной и той же продукции. Задача менеджмента предприятия - постоянно  отслеживать достижения науки и техники в данной сфере деятельности, обеспечивать соответствие этим достижениям продукции, выпускаемой предприятием.

Третьим фактором является конкуренция. Напряженная борьба хозяйствующих  субъектов за покупателя, за выживание  в условиях жесткого соперничества делает неизбежным процесс исчезновения с рынка некачественных или несовременных товаров и услуг.

В практике функционирования организаций в различных областях производства, снабжения, сбытовой и  управленческой деятельности осуществляется большое разнообразие инноваций. Принципиальное значение для содержания инновационного процесса имеет предметная область инновационной деятельности. В соответствии с этим признаком принято различать инновации, связанные с развитием: продуктов, технологий, сырья и материалов, элементов систем управления, рынков реализации продукции и услуг.

Продуктовые инновации, предусматривающие создание новых  или усовершенствование выпускаемых  продуктов, представляют собой тип  инноваций, наиболее распространенный и важный для обеспечения конкурентоспособности производственного предприятия.

Создание новой продукции  обладающей высокими техническими, потребительскими и экономическими параметрами, представляет сложный процесс, требующий значительных затрат времени и ресурсов, привлечения большого числа как внешних, так и внутренних исполнителей, тесно связанный со всеми другими сферами деятельности предприятия. Можно выделить следующие особенности инновационных процессов:

1. комплексный характер процессов с выполнением большого числа взаимосвязанных разнородных работ (от проведения исследований до продвижения нового товара на рынок);

2. творческий характер процессов, определяющий высокую зависимость конечных результатов от индивидуальных усилий и потенциальных способностей исполнителей;

  1. неопределенный и слабо прогнозируемый характер инноваций, порождающий риски для участников инновационных процессов;
  2. эксклюзивность процессов, делающая невозможной их типизацию;
  3. быстрота морального старения научно-технической информации, полученной в результате творческого процесса;
  4. нематериальный характер многих результатов труда (обычно новая научно-техническая информация), сложность возникающих в инновационном процессе отношений собственности.

Инновационная деятельность - это процесс, направленный на разработку инноваций, реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в  новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методов планирования, анализа и т.п. (многие организационно-технические, управленческие и экономические решения производственного, финансового, коммерческого и административного характера). Инновацию можно назвать также инновационным продуктом.

  1. Этапы инноваций

Инновационный процесс  включает в себя четыре основных этапа: исследовательский, проектный, производственный и коммерческий.

На исследовательском  этапе формируется концепция  продукта, базирующаяся на экономическом  и научно - техническом потенциале предприятия, результатах анализа  информации о возможном спросе на новую продукцию, ситуации на рынках, конкурентных позициях других производителей, научно - технических возможностях и ограничениях в развитии продукта. Итогом первого этапа должен стать вывод об экономической целесообразности, технической возможности и основных параметрах новой продукции.

На втором этапе инновационного процесса на базе разработанной концепции нового продукта осуществляется проектирование этого продукта. Здесь производится детальная инженерная проработка изделия, включающая опытно - конструкторские разработки, изготовление и испытание опытных образцов новой продукции, изготовление чертежей.

Производственный этап включает в себя технологическую, организационную, плановую и экологическую подготовку производства и освоение собственно производства нового изделия.

Коммерческая стадия инновационного процесса представляет собой комплекс работ по продвижению новой продукции на рынок, включая маркетинговые исследования, организацию сбыта этой продукции, а также системы послепродажного (сервисного) обслуживания.

Любой новый продукт  в течение своего жизненного цикла  проходит несколько стадий.

Весь жизненный цикл нового продукта делится на два основных этапа: разработка новшества и его  коммерциализация. Первый этап характеризуется  затратами на осуществление научно-исследовательских (фундаментальных, прикладных) и опытно - конструкторских работ по созданию новой продукции или услуг. После выведения этой продукции или этих услуг на рынок начинается стадия коммерциализации, т.е. их продажи. Сама эта стадия состоит из трех участков: подъема (т.е. роста прибыли в основном за счет увеличения объема продаж), стабилизации (т.е. достижения максимума продаж и закрепления на этом уровне на какое - то время) и спада (т.е. сокращения объема продаж, главным образом, за счет устаревания продукции или услуги, снижения потребительского интереса). Именно на стадии спада компания должна определить момент, когда следует прекратить выпуск устаревшего товара или услуг и начать новый инвестиционный цикл по усовершенствованию своей продукции или по созданию совершенно нового продукта или вида услуг.

Эффективная инновационная  деятельность опирается на классификацию  инноваций. В зависимости от степени  своей новизны инновации делятся  на базисные (фундаментальные) и улучшающие (текущие).

Базисные - это принципиально  новые для данной сферы продукты и технологии. Улучшающие инновации представляют собой усовершенствование, модернизацию уже существующих товаров или технологий.

Следует подчеркнуть  важность данной классификации, учитывая, что только базисные инновации способны обеспечивать предприятию долгосрочные конкурентные преимущества и как следствие - передовые позиции на рынке.

В зависимости от содержания инновации могут быть продуктовыми, связанными с созданием или усовершенствованием  того или иного продукта, технологическими, связанными с разработкой или совершенствованием техники и технологии, организационно-экономическими, затрагивающими вопросы организационно-управленческого и финансово-экономического характера.

По отношению к конкурентам  инновации бывают пионерные, осуществляемые компанией первой (до своих конкурентов), и догоняющие, осуществляемые компанией вслед за своими конкурентами.

Следует подчеркнуть, что  как у пионерных, так и у  догоняющих инноваций есть положительные  и отрицательные стороны. Пионерные  инновации имеют преимущество "первого  хода", что может привести к лидерству компании на рынке, а, следовательно, к высоким прибылям. С другой стороны, выведение на рынок новой продукции, технологии или услуг всегда связано с риском неудач. Дело в том, что большинство новшеств является продуктом новых знаний, а не новых потребностей. Потребителю же нужен не столько новый продукт, сколько новые выгоды.

Инновация должна быть воплощением  новой или усовершенствованной  идеи, успешно выведенной на рынок  и приносящей прибыль.

 

диффузия инновация

 

Заключение

Таким образом, инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности".

Необходимо отметить, что самофинансирование нововведений скорее имеет отрицательные последствия, чем положительные. Важными особенностями  нововведений предприятий, опирающихся  на собственные силы, остаются их относительные, скромные масштабы и отсутствие внедренных разработок глобального характера. Доминирование продуктных инноваций также не в последнюю очередь связано со структурой финансовых источников.

Формы определяют способы  формирования финансовых ресурсов предпринимательства и повышения их заинтересованности во внедрении новшеств.

Стимулирование инновационной  деятельности предполагает создание условий, в которых осуществление этой деятельности будет выгодным.

Новые продукты не принимаются  сразу же всеми потребителями. Некоторые потребители готовы покупать новые продукты, стоит им лишь появиться в продаже, в то время как другие предпочитают подождать до тех пор, пока продукт не будет окружать их уже некоторое время, и только потом рискнут потратить свои заработанные тяжелым трудом деньги на него. Поэтому инновациям всегда нужно время на то, чтобы просочиться сквозь население. Этот процесс называется диффузией. Он частично определяется природой потребителей, а частично - природой самой инновации.

Диффузия инновации  означает деятельность по доведению инновации до конечных потребителей. Эта деятельность включает выбор каналов продвижения, организацию сбытовой (торговой) сети и т.п.

 

Список источников

  1. http://marketopedia.ru
  2. http://ru.wikipedia.org
  3. Балябина, А.А. Роль малых инновационных предприятий /А.А. Балябина // Регионология. - 2011. - №1. - с.12-17
  4. Зюрина, О.А. Роль малого инновационного бизнеса в формировании среднего класса / О.А. Зюрина. - М., 2011

 


Информация о работе Диффузия инноваций