Государственное регулирование инновационной деятельности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 17:54, контрольная работа

Краткое описание

В создании системы государственного регулирования инновационной деятельности в России прослеживаются как неоклассические рецепты по развитию конкуренции и сокращению государственного вмешательства, так и предложения и теоремы институцианализма по использованию правовых и неформальных институциональных практик. Особое место в обосновании инновационного прорыва на национальном и наднациональном уровнях занимают концепция устойчивого развития и теории глобализации.

Вложенные файлы: 1 файл

Иннавационный менеджмент контрольная.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

 

4) Инновациониости, т.е. способность  саморегулируемой экономической  системы к генерации и использованию  новшеств, развитие системы на  основе инновационной деятельности. Инновационность экономической  системы определяет динамику ее положения во внешней среде.

 

5) Контроля, способность системы  организовать прямую и обратную  связь. Прямая и обратная связь  - это форма самоорганизации инновационных  экономических отношений. Она  противодействует выходу системы  за пределы механизма установленных ограничений, поддерживает состояние устойчивого равновесия системы, синтезирует внешние и внутренние возмущения, выводящие систему из состояния устойчивого равновесия, сводя их, в конечном счете, к отклонениям одной или нескольких управляемых величин и создает условия для саморегулирования. Саморегулирование экономической системы невозможно без наличия прямой и обратной связи. Мы полагаем, что саморегулирование является функцией от сбалансированной комбинации отношений контроля в экономической системе, и предлагаем следующую формализованную модель процесса саморегулирования экономической системы

 

Возможности саморегулирования  системы определяются тем, в какой  степени ей присущи указанные  свойства. Наличие же этих свойств  зависит от того, насколько соблюдается ряд условий функционирования экономической системы. Прежде всего, к таким условиям, определяющим возможности саморегулирования инновационных экономических отношений, относится способность ее элементов к самостоятельному определению траекторий своего движения, установлению связей с другими элементами как внутри, так и за пределами данной системы и изменению своей внутренней структуры. По сути, можно сказать, что системе в целом присущи свойства самонастройки, самоорганизации, самообучения, инновационности и контроля, т.е. саморегулирования, так как этими свойствами обладают ее элементы. При этом следует отметить принципиальную закономерность функционирования целостных систем, согласно которой способность системы к саморегулированию находится в обратной зависимости от степени регламентации ее структуры и программы функционирования. То есть способность экономической системы к саморегулированию определяется также и тем, до какой степени ее элементы обладают самостоятельностью и самодостаточностью к сохранению свойств системы в целом.

 

Основу эффективности  развития национальной экономики современной  России наряду с природными, трудовыми  и научно-техническими ресурсами  составляет инновационный потенциал, приобретающий в настоящее время особую значимость. Переход экономики на новый качественный уровень в еще большей степени повысил роль активизации инновационной деятельности в решении проблем формирования инновационного потенциала страны и ускоренного развития наукоемкого производства.

 

Экономический потенциал  каждого региона состоит из ряда самостоятельных системных категорий, которые взаимодействуют собой  дают синергетический эффект от их деятельности в развитии страны. К  таким системным категориям необходимо отнести: инновационный, научно-технический, производственный, экономический, кадровый, организационный и информационный потенциалы. Инновационный потенциал важен для обоснования государственной инновационной политики, комплекса научно-технических и инновационных программ. Однако как экономико-управленческая категория он в настоящее время мало исследован. Чтобы сформулировать понятие инновационного потенциала, целесообразно определить, что же подразумевается под термином «инновация». В переводе с английского инновация означает нововведение, ввод новшества. Инновация есть результат деятельности по обновлению (преобразованию) предыдущей деятельности, приводящий к замене или дополнению одних элементов другими.

 

«Потенциал (лат. potentia - сила) в широком смысле - средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и способные быть использованными, или приведенными в действие для достижения определенной цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи» [1]. Несмотря на то, что в настоящее время вопросы определения инновационного потенциала недостаточно глубоко изучены как в отечественной, так и в зарубежной теории нововведений, определенные подходы к решению данной проблемы существуют. В наиболее распространенном определении данной категории предусматривается, что/инновационным потенциалом является совокупность финансовых, кадровых, информационных и материально-технических возможностей и иных ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности. Коллектив авторов (под руководством П.Н. Завлина) считает, что «инновационный потенциал» это готовность и способность того или иного предприятия (организации) осуществить впервые и воспроизвести (воспринять) нововведение.

 

Очевидно, что существенной составляющей инновационного потенциала является наличие новшеств, которые  могли быть использованы в общественном производстве страны. Однако наличие новшеств, готовых для коммерческого использования, не является единственным условием их эффективного распространения в общественном производстве. Не менее важно, насколько производственно-хозяйственная система и ее элементы, готовы к потреблению имеющегося научно-технического задела.

 

Наиболее близким к  понятию инновационного потенциала в отечественной науке можно  считать понятие научно-технического и научного потенциала.

 

Под научно-техническим потенциалом понимается «совокупность факторов, определяющих возможности непрерывного повышения экономической эффективности производства за счет ускорения научно-технического прогресса. Рассматривая научно-технический потенциал, необходимо заметить, что в отличие от инновационного, данное понятие не включает в свой состав экономический потенциал. Однако, совершенно очевиден тот факт, что все элементы НТП оказывают существенное воздействие на величину экономического потенциала страны, и существенным образом предопределяют ее инновационные возможности. Нельзя не отметить, что прямая трактовка понятия «потенциал» по отношению к инновациям может быть связана с совершенствованием и развитием новшества. Потенциал может быть велик с количественной точки зрения, то есть включать в себя значительные материально-технические, информационные и трудовые ресурсы, но при этом иметь низкий качественный уровень и в силу этого не оказывать на экономическое развитие существенного позитивного влияния. Он может быть велик в качественном отношении, но в силу своей малой количественной величины не будет оказывать существенного влияния на темпы и масштабы экономического роста в общественном производстве. Главным условием современного экономического развития является не создание и увеличение потенциала как такового, а использование имеющегося потенциала и его увеличения в тех направлениях, которые могут обеспечить реальную социально-экономическую отдачу. Однако для того, чтобы обеспечить эффективное использование инновационного потенциала страны, необходимо четко определить его содержание.

 

В целом ряде литературных источников инновационный потенциал  трактуется как «совокупность ресурсов». Мы полагаем, что он представляет собой  имеющиеся в обществе возможности, связанные с содержанием и использованием новшеств во всех сферах деятельности, что позволяет осуществлять социальное, экономическое, технологическое и техническое развитие национальной экономики. По нашему мнению, инновационный потенциал региона есть совокупность ресурсов и свойств, которые определяют инновационные возможности устойчивого и эффективного функционирования региональной социально-экономической системы.

 

Одним из основных средств  обеспечения эффективного развития страны является управление инновационным  потенциалом, под которым мы понимаем функции инновационных систем, направленных на упорядочение, сохранение и повыше их целостности. Применительно к инновационному потенциалу управление направлено на его максимальное использование и развитие. В силу этого, автор считает, что под управлением инновационным потенциалом понимается процесс подготовки, принятия и реализации решений по формированию и максимальному использованию совокупного инновационного потенциала в целях устойчивого социально-экономического развития. Эффективность управления инновационным потенциалом зависит от применяемого методологического подхода. Анализ теории и практики экономического управления позволяет сделать вывод о целесообразности использования в целях управления инновационным потенциалом интеграционный маркетинг. По нашему мнению, действия, направленные на создание, освоение и распространение инновации, а та клее на активизацию инновационной деятельности должны основываться на интеграционном маркетинге. Интеграционный маркетинг региона - это деятельность, направленная на удовлетворение экономических, социальных и экологических нужд и потребностей населения и субъектов хозяйствования, включая органы управления региона. Это достигается за счет обмена потребительскими ценностями, основанном на учете, исследовании и использовании взаимосвязей между отдельными подсистемами и элементами системы маркетинга [5]. Преимущества, получаемые от использования интеграционного маркетинга, в целях управления инновационным потенциалом региона делятся на три группы.

 

Во-первых, разные элементы маркетинга, используемые как внутри, так и за пределами региона, должны быть хорошо скоординированы. Единство их позиции подразумевается не только в действиях региональных органов  власти, но самостоятельных и независимых  субъектов хозяйствования, функционирующих на территории данного региона. Во-вторых, данный термин указывает на комплексные операции, то есть на то, что все маркетинговые средства направлены на одновременное достижение поставленных целей. В-третьих, в нем подчеркивается наличие между элементами маркетинга и внутри каждого из них объединяющих взаимосвязей и взаимозависимостей, формируемых единой направленностью действий. Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование интеграционного маркетинга позволяет скоординировать инновационную деятельность предприятий и проводить сбалансированную политику по управлению инновационным потенциалом региона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ: ПОНЯТИЕ, МЕТОДЫ, СПОСОБЫ

 

 

 

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставкам, устанавливаемым законодательством. Объективными предпосылками возникновения налогов являются не только появление товарного производства и разделение общества на классы, но и государство, так как именно с возникновением государства появились расходы на содержание армии, судов, аппарата чиновников и другие расходы, на покрытие которых требовались соответствующие финансовые средства.

 

 

 

Таким образом, суть налогов в практическом значении сводилась к взиманию средств у хозяйствующих субъектов и граждан в государственную "казну" с целью их дальнейшего распределения на нужды государства. Но если сначала налоги носили чисто фискальный характер, то есть являлись основным источником формирования финансовых ресурсов государства, то впоследствии, с тех пор как государство решило принимать активное участие в организации хозяйственной деятельности страны, понятие распределительной функции налогов значительно расширилось и приобрело регулирующее свойство.

 

 

 

Регулирующее воздействие  налогов на хозяйственную жизнь  имеет многосторонний характер. Налоговое  регулирование является одним из элементов налогового механизма. Суть его заключается в том, что  любое вмешательство в ход воспроизводственных процессов должно быть экономически целесообразным и обоснованным.

 

 

 

Основные подходы к  регулированию налоговых правоотношений в России закреплены за налоговым  законодательством, которое включает в себя Налоговый Кодекс Российской Федерации, законодательные и нормативные акты РФ, субъектов РФ и органов исполнительной власти. В основу системы налогового регулирования легли методы и способы налогового регулирования. К методам налогового регулирования можно отнести следующие методы, которые успешно используются во всех странах: отсрочка налогового платежа, инвестиционный налоговый кредит, налоговые каникулы, налоговая амнистия, налоговые вычеты, выбор и установление налоговых ставок, международные договоры об избежании двойного налогообложения.

 

 

 

Наиболее перспективным  методом налогового регулирования  является инвестицонный налоговый  кредит, который представляет собой  изменение срока уплаты налога при  наличии соответствующих оснований. К ним относятся проведение организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществление инновационной деятельности, выполнение организацией важного заказа по социально-экономическому развитию региона. Если во втором и третьем случаях сумма кредита определяется по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией, то при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ сумма кредита не может быть более 30% от стоимости приобретенного организацией для этих целей оборудования. Это довольно-таки слабо согласуется с возможностями предприятий малого и среднего бизнеса, являющихся основными потенциальными участниками договоров об инвестиционном налоговом кредите.

 

 

 

Одним из социально значимых методов налогового регулирования  являются налоговые вычеты, которые могут применяться не только предприятиями и организациями, но и гражданами. Глава 23 части II Налогового Кодекса РФ, который начинает действовать с 1 января 2001 года, посвящена налогу на доходы физических лиц. Налоговые вычеты по этому налогу подразделяются на стандартные, социальные, имущественные и профессиональные. Необходимо заметить, что перечень и суммы вычетов по налогу на доходы физических лиц значительно увеличились по сравнению с вычетами из совокупного годового дохода, исчисляемого для определения подоходного налога с физических лиц, который и заменит налог на доходы физических лиц.

 

 

 

Выбор и установление ставки налога является отдельным методом  налогового регулирования, требующим  особого внимания. Именно ставка налога определяет сумму налога, который должен быть уплачен в бюджет. Понижение ставки любого налога должно быть настолько максимально, чтобы позволить хозяйствующим субъектам осуществлять свою финансово-хозяйственную деятельность без значительных потерь и получать прибыль, но при этом соблюдать и фискальные интересы государства в целом.

 

 

 

Методы налогового регулирования  представляют собой возможность  проведения налогового регулирования, на практике же налоговое регулирование  может осуществляться посредством  следующих способов, которые условно делятся на две взаимосвязанные сферы: налоговые льготы и налоговые санкции. Оптимальное сочетание применения этих мер позволяет в конечном итоге рассчитывать на результативность налоговой политики.

 

 

 

Система налоговых льгот  включает в себя следующие виды льгот: отмена авансовых платежей, отсрочка платежа по заявлению, освобождение от уплаты налогов отдельных категорий налогоплательщиков, понижение налоговых ставок и так далее. Например, предприятие может воспользоваться льготой по налогу на прибыль, если валовая прибыль предприятия была направлена на стимулирование финансовых затрат на развитие производства и жилищного строительства, занятости инвалидов и пенсионеров, благотворительной деятельности. Однако сумма налога на прибыль предприятий и организаций, исчисленная с учетом вышеперечисленных льгот, не должна превышать 50% суммы налога на прибыль, исчисленного без учета льгот.

 

 

 

Важным условием оптимальности  налогового регулирования является сокращение числа индивидуальных льгот. Экономическим обоснованием предоставляемой налоговой льготы являются географические, политические, природно-климатические факторы, которые заранее предопределяют порядок и условия вхождения товаропроизводителя в рынок. Налоговая политика государства должна быть направлена на выравнивание таких условий не только с помощью предоставления налоговых льгот, но и путем предоставления товаропроизводителям возможности самостоятельно использовать имеющийся экономический потенциал.

Информация о работе Государственное регулирование инновационной деятельности в России