Государственная поддержка инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 16:15, курсовая работа

Краткое описание

За последние несколько лет Правительством РФ было принято и вступили в действие множество указов и постановлений, основная задача которых — оградить все слои бизнеса от несвойственных им задач и повысить эффективность их работ за счет создания централизованного аппарата управления, который, выступая в виде посредника и надежного гаранта, сведет воедино инноватора и предпринимателя.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Государственная поддержка инновационной деятельности.
Инновации – как фундамент экономики……………………………………..5
Модели организации инновационного процесса…………………………….8
Технологический трансферт………………………………..………………..11
Инновационная политика государства……………………………………...18
Группы отраслей……………………………………………………...………21
Формы реализации инновационной политики предприятия……...………26
Заключение……………………………………………………...……………34
Использованная литература………………………...……………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

Мой курсак.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

Третья причина заключается  в смене ценностей, сказавшейся, прежде всего на поведении потребителей. Спрос переориентируется на новые товары — безопасные для окружающей среды и здоровья, удовлетворяющие индивидуальные потребности. Предприятия пытаются опередить конкурентов, быстро меняя предложение, — жизненный цикл продукции сокращается. Государство как защитник благосостояния и безопасности граждан и здесь не может оставаться  стороне, оно должно действовать, создавая для развития этого процесса соответствующие условия.

Важной политической задачей государства  является поддержание экономического роста. Государство обязано создавать  благоприятные условия для такого роста, чтобы инвестиции частных предприятий нашли приложение именно в нашей стране, а не где-то за ее пределами3.

Поддержка экономического роста должна ориентироваться по инновационному процессу, играющему  центральную роль в его объяснении. Структурные изменения как генератор  роста находятся под постоянным воздействием новых технологических  процессов и изделий. Движущими силами здесь служат следующие элементы: инноватор, организация и окружающая среда — при условии их взаимодействия, то есть увязки в единую систему.

Центральной фигурой  в этой системе является инноватор, но для ее нормального функционирования требуется и обратная связь между элементами. Так, например, элемент “окружающая среда” постоянно воздействует на “организацию”, и изменения в окружающей среде вызывают изменения в организации.

Действенная политика роста  имеет три опоры.

Политика стабилизации ожиданий. Чтобы обеспечить минимальное искажение указывающих на будущее сигналов рынка и поддержать планы и действия субъектов хозяйствования, политика роста должна стабилизовать развитие экономики, то есть достичь состояния высокой занятости, относительной стабильности денег, низкого финансового дефицита государства и положительного торгового баланса с учетом невидимых статей. Такая политика преследует общеэкономические цели, предписываемые экономическим строем социального рыночного хозяйства.

Политика структурной динамики. Политика роста должна поддерживать склонность частного хозяйства к инвестированию. Это означает, что возможности предпринимательской деятельности должны быть сохранены либо даже расширены. Сокращение инновационных прав недопустимо. Как однажды заметил Шумпетер, новшества вызывают творческое разрушение. С одной стороны, новшества - причина развития, то есть они носят творческий характер, но с другой - они же устраняют старые, традиционные структуры, то есть инициируют разрушение. Последнее, конечно, происходит в том случае, когда в процессе структурных изменений технический прогресс срабатывает на замещение, а не на дополнение уже действующих структур. Свобода инноваций имеет тем самым двойственный характер.

Политика потенциальной  динамики. Если описанная выше политика стабилизации ожиданий и политика структурной динамики задают в основном общие условия частного хозяйствования и инновационной деятельности, то политику потенциальной динамики можно определить как “создание инфраструктуры, необходимой для поддержания экономического потенциала”. Термин “инфраструктура”, не имеющий единого общепризнанного определения, трактуется здесь в широком смысле. С одной стороны, государство предоставляет средства производства, служащие фундаментом хозяйственной деятельности, с другой - создает систему социального обеспечения и предотвращения социального ущерба, обеспечивая тем самым “функционирование” общества, то есть безопасность и удовлетворение основных человеческих потребностей. Что означает отсутствие удовлетворительной хозяйственной и социальной инфраструктуры, мы видим на примере новых федеральных земель. Эффективное хозяйствование возможно только при их наличии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Группы отраслей.

 

Все отрасли народнохозяйственного  комплекса в зависимости от уровня конкурентоспособности своей продукции можно разделить на три группы:

  1. Отрасли, имеющие мировую конкурентоспособности;
  2. Отрасли, потенциально конкурентоспособные на мировом рынке;
  3. Отрасли, неконкурентоспособные на мировом рынке.

Первая группа отраслей включает в себя отрасли, которые обладают большим конкурентоспособным потенциалом и давно работают на мировом рынке. Они производят конкурентоспособную продукцию. Это отрасли топливно-энергетического комплекса, химическая и алюминиевая промышленность. Они должны постоянно повышать свой производственно-экономический потенциал, чтобы удержаться на мировом рынке в период кризисов.

Отрасли второй группы производят продукцию, которая по многим параметрам близка к конкурентоспособной на мировом рынке. У них есть все возможности, чтобы выйти на мировой рынок и закрепиться на нем. Для этого им нужна определенная поддержка и помощь государства. К этим отраслям относятся оборонная промышленность, машиностроение и др.

Отрасли третьей группы включают в себя агропромышленный комплекс, легкую и пищевую промышленность, промышленность строительных материалов и др. Их продукция на мировом рынке не котируется. Поэтому они ориентированы главным образом на внутренний российский рынок. Как правило, эти отрасли имеют низкий производственно-экономический потенциал, незначительный объем производства, малорентабельны. Поэтому для выхода на мировой рынок им требуются большие затраты капитала, новая кадровая политика и т. п. Инновационная политика государства для каждой из этих групп отраслей должна осуществляться дифференцировано.

К мерам по государственной  поддержке отраслей первой и второй  группы можно отнести:

  1. внутренний спрос на продукцию этого уровня (вооружение, авиация, ракетно-космическая техника, биотехнология, атомная энергетика, микроэлектроника и т.д.) должен генерироваться государством, а продажа на внешний рынок государством должна контролироваться .
  2. государственная поддержка сбыта продукции на внешний рынок.
  3. Государственная поддержка формирования совместных предприятий.
  4. Создание и организация функционирования совместных предприятий.
  5. Формирование и оплата госзаказа на высокотехнологическую продукцию.
  6. Оказание государственного содействия при создании вертикально интегрированных холдинговых структур, включающих в себя научно-исследовательские, опытно-конструкторские, опытные и серийные предприятия путем предоставления головной компании пакета акций.

К мерам по государственной  поддержке отраслей третьей группы относятся:

  1. Стимулирование внутреннего и внешнего спроса на потребительские товары, выпускаемые российскими предприятиями, путем роста заработной платы.
  2. Ипотечное кредитование в целях стимулирования спроса на жилье и товары длительного пользования.
  3. Предоставление населению кредитов.
  4. Направление бюджетных средств только на приобретение отличной продукции.
  5. Развитие лицензионных и сборочных производств предметов потребления совместно с ведущими зарубежными фирмами.
  6. Содействие в формировании собственной сбытовой сети.
  7. Создание в России информационных систем по всем видам выпускаемой продукции. 

В целях государственной  поддержки важнейших инновационных  проектов по приоритетным направлениям научно-технического прогресса, освоения конкурентоспособных технологий и  производств, а также мероприятий  по освоению новых видов продукции  в 1995г. был создан Федеральный фонд производственных инноваций в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.08.1995г. №827 «О Федеральном фонде производственных инноваций».

Федеральный фонд производственных инноваций – государственная  некоммерческая организация. Основными задачами фонда являются:

- содействие государственной  структурной, научно-технической  и промышленной политике на  основе поддержки инновационных  проектов по приоритетным направлениям  научно-технического прогресса;

- участие в разработке, в проведении экспертизы и конкурсного отбора и в реализации инновационных проектов, направленных на структурную перестройку экономики и подлежащих реализации при поддержке данного фонда;

- поддержка инновационной  деятельности, подготовки и освоения  производства принципиально новых видов продукции и технологий путем финансирования строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов, создания уникальных научно-исследовательских и испытательных установок;

- содействие строительству  и реконструкции наукоемких производств.

При Правительстве РФ действует Правительственная комиссия по научно-инновационной политике. В 1999 г. были созданы федеральные центры науки и высоких технологий в соответствии с постановлением Правительства РФ от18.06.1999г. №651 «О формировании федеральных центров науки и высоких технологий». Статус федерального центра науки и высоких технологий присваивается научным хозяйствующим субъектам (организациям), осуществляющим научно-техническое обеспечение решения важнейших проблем развития высокотехнологических отраслей реального сектора экономики. Статус присваивается Правительством РФ по представлениям Правительственной комиссии по инновационной политике. Присвоение данного статуса означает предоставление научным организациям государственного обеспечения их научно-технологической и образовательной деятельности при условии выполнения центром обязательств по выполнению конкретных задач.

К формам государственной  поддержки научной и инновационной  деятельности можно отнести следующее:

- прямое финансирование;

- предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;

- создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами;

- отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;

- реализация права на ускоренную амортизацию оборудования и т.п.

Основными направлениями  государственной поддержки инновационной  политики являются следующие:

а) содействие повышению инновационной активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства;

б) ориентация на всемерную  поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;

в) сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием  конкурентного рыночного инновационного механизма, защитой интеллектуальной собственности;

г) содействие развитию инновационной деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защита интересов национального инновационного предпринимательства.

В России уже введен ряд  льгот по инновационной деятельности малых предприятий. В частности, исключается из налогообложения прибыль, направленная на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологий. Освобождены от НДС лизинговые платежи малых предприятий, действует упрощенный порядок налогообложения. Малым предприятиям разрешено списывать в первый год эксплуатации до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет в качестве амортизационных отчислений.

Созданы специализированные государственные органы – Госкомитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, а также Федеральный  фонд поддержки малого предпринимательства, главной функцией которого является финансовое обеспечение соответствующих мероприятий, предоставление государственных гарантий под кредиты коммерческих банков и других финансовых структур малых предприятий. Правительством РФ утверждена Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства, включающая разработку подпрограммы развития и реконструкции малых предприятий, осваивающих новые технологии.

 

 

 

 

 

 

6. Формы реализации инновационной политики предприятия.

Инновационная политика на предприятии реализуется, прежде всего, путём разработки и реализации инновационных проектов и программ, создания эффективного механизма управления ими. 
Инновационный проект представляет собой пакет документов, обосновывающий и описывающий комплекс взаимосвязанных мероприятий по достижению целей инновационной деятельности.  
 Разработке инновационного проекта предшествуют: 
·        сбор и систематизация информации о технических новинках и тенденциях на рынках, пожеланиях покупателей; 
·        анализ возможностей предприятия по разработке и освоению потенциальных продуктов, оценка риска; 
·        отбор изученных идей.

Информация о работе Государственная поддержка инновационной деятельности