Внедрение новой техники на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 12:50, контрольная работа

Краткое описание

Вполне очевидно, что одним из основных условий формирования конкурентоспособной стратегической перспективы промышленного предприятия может стать его инновационная активность. Во всем мире инновации сегодня - это не прихоть, а необходимость выживания, сохранения конкурентоспособности и дальнейшего процветания. Именно потому проблема внедрения новой техники и технологии на предприятии актуальна и чрезвычайно значима в наши дни. Актуальность данной проблемы определила тему нашей работы. Целью нашей работы является анализ экономической эффективности внедрения новой техники и технологии на предприятии.

Вложенные файлы: 1 файл

текст.docx

— 34.48 Кб (Скачать файл)

Совокупность управленческих, технологических  и экономических методов, обеспечивающих разработку, создание и внедрение нововведений, представляет собой инновационную политику предприятия. Цель подобной политики заключается в предоставлении предприятию существенных преимуществ по сравнению с фирмами-конкурентами и в конечном итоге увеличение рентабельности производства и сбыта.

Для осуществления инновационной  деятельности необходимо наличие инновационного потенциала предприятия, который характеризуется  как совокупность различных ресурсов, включая:

· интеллектуальные (технологическая  документация, патенты, лицензии, бизнес-планы  по освоению новшеств, инновационная  программа предприятия);

· материальные (опытно-приборная база, технологическое оборудование, ресурс площадей);

· финансовые (собственные, заемные, инвестиционные, федеральные, грантовые);

· кадровые (лидер-новатор; персонал, заинтересованный в инновациях; партнерские  и личные связи сотрудников с  НИИ и вузами; опыт проведения процедур нововведений; опыт управления проектами);

· инфраструктурные (собственные подразделения, отдел главного технолога, отдел  маркетинга новой продукции, патентно-правовой отдел, информационный отдел, отдел  конкурентной разведки);

· иные ресурсы, необходимые для  осуществления инновационной деятельности.

От состояния инновационного потенциала зависит выбор той или иной стратегии, который в данном случае можно определить, как меру готовности выполнить поставленные цели в области  инновационного развития предприятия. Практика показывает, что далеко не всем предприятиям необходимо осваивать  новые технологии, несмотря на постоянное возрастание значения инноваций. Некоторые  виды и формы хозяйственной деятельности, скажем малые фармацевтические предприятия, неспособны самостоятельно разрабатывать  новые лекарственные препараты. А предприятиям, находящимся в  полном упадке или на стадии банкротства, просто не имеет смысла модернизировать  производство.

Нововведения в сфере материального  производства тесно связаны с  инвестициями. Освоение и выпуск новых  изделий, применение новой техники  и технологии становятся реальными  лишь в случае возможности их финансирования. Финансовые ресурсы, предназначенные  для инвестиции, условно делятся  на предприятиях по следующим направлениям:

· освоение и выпуск новой продукции (в данном случае почти всегда вносятся прогрессивные изменения в технологию и организацию производства, что и обеспечивает комплексное и быстрое внедрение передовых достижений науки в производство);

· техническое перевооружение (форма  обновления производственного аппарата, когда перманентно происходит замена старой производственной техники и  технологии на новую, с более высокими технико-экономическими показателями);

· расширение производства (предполагает строительство новых дополнительных цехов и других подразделений  основного производства, а также  новых вспомогательных и обслуживающих  цехов и участков);

· реконструкция (мероприятия, связанные  как с заменой морально устаревших и физически изношенных машин  и оборудования, так и с совершенствованием и перестройкой зданий и сооружений);

· новое строительство (целесообразно  только для ускорения развития наиболее перспективных и развивающихся  продуктов и отраслей производства, а также для освоения принципиально  новой техники и технологии, которая  не вписывается в традиционные производственные структуры).

При внедрении новых товаров  или новой технологии предприятия  подвергаются высокому риску. Уровень  риска значительно варьируется  и находится в прямой зависимости  от степени новизны продукта или  технологии. Не секрет, что чем выше новизна, тем выше неопределенность того, как продукт будет воспринят  рынком. Существуют различные подходы  к классифицированию и выявлению  разнохарактерных неопределенностей, которые воздействуют на эффективность  инновационного процесса, в том числе: научно-технические, маркетинговые, финансовые, юридические, экологические и другие риски. Основными неудачами с  выведением новых изделий на рынок  принято считать:

· недостаточный анализ внешних  факторов среды функционирования предприятия, перспектив развития рынка и поведения  конкурентов;

· недостаточный анализ внутренних инновационных, производственных, финансовых и других возможностей;

· неэффективный маркетинг и  недостаточная (или непрофессиональная) поддержка нового товара при выведении его на рынок.

При рассмотрении общепризнанных недочетов  представления инновации на рынок  можно сделать вывод о том, что успех инновационных технологий может во многом зависеть от системы  управления, применяющейся на предприятии  вообще и инновационными технологиями в частности.

Необходимость комплексного подхода  к созданию и внедрению новой  техники, технологии и организации  производства вносит существенные поправки в понятийный аппарат и систему  управления производством. При использовании  новых инженерных решений производство вынуждено опираться на научные  разработки в области экономики, социологии, математики, биологии и  других наук. Тем самым понятие  «внедрение новой техники» расширилось  и вошло составной частью в  понятие «научно-технический прогресс», характеризующее развитие науки  и техники и их практическое применение для решения поставленных социально-экономических  и политических задач.

 

 

 

 

 

 

 

_________________________________

См.: 1. Горфинкель В.Я. «Экономика предприятия» 2007г.

        2. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Учебник. М, 2005г.

 

3. Экономическая эффективность  мероприятий по технике и технологии

Качество технологического процесса реализуется в его способности  создать новшество. Оно оценивается  как с позиций технико-технологических  характеристик, так и системой экономических  показателей.

Для того, чтобы внедрение новой техники и технологии было эффективным, необходимы такие их качества как адаптивность, гибкость, способность к "встроенности" в старое производство, возможности синергизма, чёткая стратегия, наличие патентов и лицензий на технологию, высококвалифицированный персонал, адекватные организационно-управленческие структуры. Все эти понятия невозможно свести к какому-то единому показателю, поэтому качество технологии определяет непосредственно рынок, а критерием всего многообразия свойств выступает экономическая эффективность.

При проектировании, разработке и  внедрении новой техники и  технологии процедура определения  экономической эффективности этих мероприятий состоит из четырёх  этапов. Первый этап - определение необходимых  затрат для реализации инновационных  мероприятий; второй - определение возможных  источников финансирования; третий - оценка экономического эффекта от внедрения  новой техники и технологии; четвёртый - оценка сравнительной эффективности  новшества путём сопоставления  экономических показателей. Таким  образом, экономическая эффективность  характеризуется соотношением экономического эффекта, полученного в течение  года, и затрат на внедрение данного мероприятия.

Широко применяемые технико-экономические  и функционально-стоимостные метода анализа позволяют установить зависимость  между техническими и экономическими показателями процессов и найти  алгоритм оптимального функционирования производственных систем. В отдельности  решить проблему качества и экономической  эффективности новой техники  и технологии невозможно. Наиболее целесообразно применить обобщённую технико-экономическую модель, которая  выявляет воздействие показателей  технического уровня на обобщающие технико-экономические показатели: себестоимость, производительность, приведённые затраты и т.д. Для этого необходимо на самом начале проектирования новшества избрать альтернативный вариант:

1)оптимальные свойства новшества при максимальной экономической эффективности или

2)максимально совершенный уровень новшества при удовлетворительной экономической эффективности.

Эффективность любого инновационного проекта оценивается на основании "Методических рекомендаций по оценке эффективности инновационных проектов и их отбору для финансирования", утверждённых Госстроем, Министерством  экономики, Министерством финансов и Госкомпромом РФ от 31 марта 1994 г. Установлены  следующие основные показатели эффективности  инновационного проекта:

-финансовая (коммерческая) эффективность, учитывающая финансовые последствия для бюджетов всех уровней;

-бюджетная эффективность, учитывающая финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников;

-народно-хозяйственная экономическая эффективность, учитывающая затраты и результаты, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников проекта и допускающие стоимостное выражение. Для крупномасштабных (существенно затрагивающих интересы региона или страны) проектов рекомендуется обязательно оценивать экономическую эффективность.

Эффективность введения новой техники  и технологи на предприятии определяется оценкой условий успеха инновационной  деятельности предприятия по сравнению  с прошлым опытом и сложившимися ранее тенденциями. Анализ эффективности  новой техники и технологии требует  исследования не только новизны и  приоритетности, но и таких важных свойств, как способность к адаптации  в уже имеющихся условиях, способность к переналаживанию производственного аппарата. Особо следует выделить такое свойство техники, технологии и организации, как гибкость.

Повышение технико-организационного уровня производства в конечном итоге  проявляется в уровне использования  основных элементов производственного  процесса: труда, средств труда и предметов труда. Вот почему такие экономические показатели, как производительность труда, фондоотдача, материалоёмкость, оборачиваемость оборотных средств, отражающие интенсивность использования производственных ресурсов, являются показателями экономической эффективности повышения уровня применяемой новой техники и технологии.

Среди показателей повышения экономической  эффективности мероприятий по техническому и организационному развитию можно  выделить следующие:

-приращение производительности труда, относительное отклонение численности работающих и фонда оплаты труда;

-приращение материалоотдачи (снижение материалоёмкости), относительное отклонение в затратах материальных ресурсов;

-приращение фондоотдачи (снижение фондоёмкости) основных средств, относительное отклонение основных средств;

-приращение скорости оборота оборотных средств, относительное отклонение (высвобождение или связывание) оборотных средств;

-приращение объёма выпуска продукции за счёт интенсификации использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;

-приращение прибыли или себестоимости продукции;

-приращение показателей финансового состояния и платёжеспособности предприятия.

Предлагаемая система показателей  экономической эффективности новой  техники едина для всех отраслей материального производства.

_________________________________

См.: Экономика организации (предприятия): Учебник/Под ред. Н.А. Сафронова. - М.: 2004г.;

 

Заключение.

Совершенно очевидно, что переход  к инновационным технологиям  на любом предприятии просто необходим, условиях современной конкуренции, сокращения жизненного цикла товаров  и услуг, развития новых разнохарактерных технологий одним из основных условий  формирования конкурентной стратегической перспективы промышленного предприятия  все больше становится его инновационная  активность.

Предприятия, которые формируют  стратегическое поведение на основе инновационного подхода, главной целью  стратегического плана ставят освоение новых технологий, выпуск новых товаров  и услуг, имеют возможность завоевать  лидерские позиции на рынке, сохранить  высокие темпы развития, сократить  уровень издержек, добиться высоких  показателей прибыли.

Анализ стратегического поведения  инновационного продукта на рынке показывает, что промышленным предприятиям необходимо проводить постоянный мониторинг развития науки и техники для внедрения  последних достижений в этих областях в производственный процесс и  своевременного отказа от используемой устаревшей продукции и технологии ее производства. Источниками информации о среде могут служить отраслевые конференции, специализированные газеты и журналы, сеть научной информации, профессиональные совещания, деловые  отчеты, личный опыт и другие каналы.

 

 

 

 

 

__________________________________

См.: 1. Аврашков А.Я. «Экономика предприятия» 2012г.

         2. Экономика предприятия под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина М, 2003г.

Список литературы.

1. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций М, 2005г.;

Информация о работе Внедрение новой техники на предприятии