Американская система финансирования инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:51, курсовая работа

Краткое описание

В условиях научно-технической революции и перехода к преимущественно интенсивному экономическому росту резко возрастает значение инновационной деятельности и инноваций в реальном секторе экономики. От инновационной активности зависит экономическое положение и конкурентоспособность предприятий, возможность укрепления и обновления их материальной базы и положения на рынке, обеспечение эффективного расширенного воспроизводства, доходность предприятий и решение обострившихся социально-экономических проблем.
Мировой опыт показал, что одним из механизмов активизации инновационной деятельности является применение и развитие венчурного (рискового) бизнеса в стране, а основной формой инвестиций становится венчурный капитал.

Содержание

Оглавление…………………………………………………………........стр.2
Введение………………………………………………………………...стр.3-4
Глава 1. Оценка современного состояния инновационных
процессов в США
1.1 Венчурное финансирование..............................................................стр.5-9
1.2 Инновационная деятельность в США..............................................стр.10-11
Глава 2. Инновационное финансирование как фактор
социально-экономического развития США
2.1 Оценка современного инвестиционного климата..........................стр.12-16
2.2 Законодательные условия инвестирования....................................стр.17-22
Глава 3. Сравнительная характеристика российской и американской системы финансирования инноваций
3.1 Законодательные условия инвестирования в России.....................стр.23-25
3.2 Инновационное финансирование в России.....................................стр.26-29
3.3 Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020г.......стр.30-36
Заключение...............................................................................................стр.37-38
Список использованной литературы.....................................................стр.39-40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Рудольф.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

Многие федеральные научные исследования и опытно-конструкторские разработки проводятся в США негосударственными организациями благодаря контрактам и грантам. Промышленные фирмы осуществляют большой объем работы (часть которой приходится на прикладные исследования) по контрактам под государственным надзором. В области фундаментальных исследований, которые обычно финансируются федеральным правительством через выделение грантов, доминируют университеты. Широкое использование контрактов и грантов является ключевым аспектом в системе НИОКР США. Через них федеральное правительство обеспечивает работой лучшие научно-исследовательские организации и талантливых ученых, ставя перед ними научно-исследовательские и опытно-конструкторские задачи. Это делает систему США более гибкой по сравнению со многими национальными аналогичными системами, которые в основном охватывают государственные лаборатории и институты.

В науку и технику вовлекаются фактически все штаты. При этом более

 

-10-

 

 

90% федеральных исследований курируются Министерством обороны, Министерством здравоохранения и медицинского обслуживания, Министерством энергетики, Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА), Национальным научным фондом и Министерством сельского хозяйства. Свой вклад в финансирование вносят также Министерство торговли, Министерство внутренних дел. Министерство транспорта и Управление по охране окружающей среды.

В США большая часть НИОКР финансируется и осуществляется частным сектором промышленности. Но параллельно создана система трансферта результатов НИОКР, выполненных в университетах и федеральных научных центрах[5].

Как известно, американские университеты - это своеобразные интеллектуальные центры, в которых фундаментальные и прикладные исследования тесно связаны с подготовкой специалистов. Объемы государственной поддержки проводимой здесь научно-исследовательской работы (вне зависимости от того, является ли заведение частным или государственным) значительно выше, чем в других странах, а степень "рационального использования" результатов интеллектуальной деятельности сотрудников самая высокая в мире. Университетские научно-исследовательские проекты получают финансовую поддержку от федерального правительства в форме грантов, контрактов, соглашений.

 

 

 

 

 

-11-

 

Глава 2. Инновационное финансирование как фактор социально-экономического развития США

2.1 Оценка современного инвестиционного климата

 

      В США активное участие государства в инвестировании в НИОКР основано на триединстве следующих постулатов:

- научные знания есть ключ в будущее;

- технологии являются двигателем социально-экономического развития;

- ответственность правительства заключается в поощрении науки и технологий.

 

     Политика приоритетного инновационного финансирования, осуществляемая США, имеет форму широкого партнерства между федеральным правительством, корпоративным и академическим секторами в сфере развития науки и технологий, а также формирования технологической инфраструктуры. Эта политика обеспечивает:

1) в области моторостроения — развитие технологий, обеспечивающих мощный прорыв в автомобилестроении и топливной инженерии;

2)  в области строительства — увеличение цикла жизни объектов строительства, обеспечение безопасности окружающей среды;

3) в области передовых технологий (АТР) — стимулирование высокорисковых, но перспективных технологий, которые будут способствовать созданию принципиально новых продуктов и услуг, а также продвижению их на мировые рынки;

4)                 в области технологического реинвестирования (TRP) — устранение разобщенности между военной и гражданской индустриальными базами, а также учет преимуществ, предоставляемых оборонно-промышленным комплексом США, что позволяет разрушить границы между военным и

 

-12-

 

 

гражданским секторами в целях обеспечения лучшего и более дешевого доступа к широкому кругу технологий, обеспечивающих национальную безопасность;

5) в области использования результатов научных исследований и разработок, проводимых правительственными лабораториями, — предоставление технологий и осуществление экспертизы проектов. К концу 1994 г. в США было заключено более 5 тыс. договоров кооперативных НИОКР общей стоимостью более чем 3,8 млрд долл.[6]

 

   Такая политика «двойных технологий», являясь частью государственной программы технологической безопасности США, существенно стимулирует процесс сближения гражданской и военной промышленности посредством устранения организационных и технологических барьеров между этими секторами экономики. Представляется, что эффективная стратегия технологической безопасности заключается не столько в стимулировании НИОКР военного назначения, сколько в поощрении спроса на них со стороны корпоративного сектора. Крупные финансово-промышленные группы, выходящие на массовые рынки гражданской продукции, должны быть заинтересованы во встречных инвестициях в «двойные технологии», предлагаемые оборонной промышленностью.

 

  В соответствии с избранными приоритетами инновационного развития определены следующие стратегические направления государственной политики Соединенных Штатов Америки в области повышения конкурентоспособности американской экономики, науки и технологий на мировом рынке в XXI веке:

1)                 Обеспечение государственного стимулирования корпоративных НИОКР

-13-

 

 

на долгосрочной основе. Поддержка государством исследований и разработок, обеспечивающих конкурентоспособные позиции в важнейших областях экономики, должна способствовать увеличению возможностей корпоративного сектора проводить эффективные научные исследования и опытно-конструкторские разработки. Федеральные инвестиции в НИОКР рассматриваются как инвестиции, обеспечивающие серьезные экономические и социальные результаты.

2) Формирование и активизация деятельности научно-исследовательских институтов для расширения инновационной сферы. В процессе их создания реализуется подход, при котором государство и частный сектор в качестве равноправных партнеров осуществляют поиск инновационных решений проблем развития экономики и общества и разделяют ответственность при реализации согласованных стратегий. Государство содействует развитию рынка, но не заменяет его. При принятии программ инновационного развития оно учитывает роль рыночных факторов, использует преимущества, предоставляемые корпоративным сектором, но концентрирует свои усилия в тех сферах, которые частный сектор не в состоянии развивать на эффективной основе.

3)                 Создание благоприятного предпринимательского климата для активизации инновационной деятельности. США отличаются одним из самых высоких в мире уровней предпринимательской активности. По оценкам американских экономистов, более 70% экономического роста страны определяется предпринимательской деятельностью. Именно предпринимательская среда обеспечивает конкурентоспособные преимущества страны в области передовых технологий в условиях усиления глобальной конкуренции. Важной задачей государственной политики в области создания

 

-14-

 

 

благоприятного инновационного и предпринимательского климата является поощрение финансирования НИОКР частным сектором.

 

Национальная ассоциация губернаторов США выделяет следующие направления государственной политики поддержки предпринимательства в инновационной сфере:

- обеспечение доступности финансовых инвестиционных средств;

- оказание технического содействия;

- совершенствование регулирования в области рынка ценных бумаг;

- упрощение процедур регистрации и лицензирования;

- реформирование схем регулирования предпринимательства;

- создание интеллектуального капитала в университетах штатов;

- формирование промышленных инновационных кластеров;

- создание благоприятной налоговой среды;

- совершенствование системы обучения предпринимателей;

- информационное обучение предпринимателей;

- обеспечение общественного признания заслуг предпринимателей.

4)                 Ориентация федеральных научных исследований на удовлетворение потребностей экономики и соответствие их объема возможностям бюджета. Федеральные лаборатории и другие научно-исследовательские учреждения государства представляют собой важнейший источник научно-технических знаний. Они обладают уникальным научным оборудованием, незаменимым для исследовательской деятельности университетов, частных корпораций и осуществления научно-технических функций государства, сохранения конкурентоспособных позиций американской промышленности на мировом рынке. В настоящее время на территории США работает более 700

 

-15-

 

 

федеральных научных лабораторий.

5)                 Федеральная поддержка американских университетов и совершенствование школьного и вузовского образования. Современные технологии и глобализационные процессы повысили значение высокой квалификации кадров как фактора конкурентоспособности. Федеральная поддержка НИОКР в университетах представляется особенно важной, поскольку именно там осуществляется бо2льшая часть долгосрочных стратегических научных и технологических исследований. Университеты превращаются в национальные центры концентрации знаний в специализированных областях науки, имеющих для страны стратегически важное значение. Создается система непрерывной подготовки и переподготовки кадров, преемственности знаний, начиная со школьного образования и заканчивая университетским обучением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-16-

 

2.2 Законодательные условия инвестирования

 

В соответствии с законодательством США выработаны нормативные документы, регламентирующие цепочку процедур от правил подачи заявок на НИОКР, определения их стоимости (прямые и косвенные затраты) до лицензирования результатов и распределения доходов. При этом политика в области НИОКР строится исходя из принципов и приоритетов, заложенных в уставных документах университетов. Базисным элементом политики является право собственности последних на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в процессе выполнения НИОКР, и это право закреплено федеральным законодательством. Уже на этапе подписания контракта с персоналом оговаривается, что сотрудники, принимающие участие в проектах, финансируемых из федерального бюджета, должны предоставлять университету все, по их мнению, патентоспособные результаты и выполнять необходимые процедуры, связанные с патентованием и возможным лицензированием. Название изобретения также является собственностью университета. Соблюдение этих норм контролируется Попечительским советом. В свою очередь, университет берет на себя обязательства, связанные с патентованием и лицензированием (если экспертиза подтвердит целесообразность) и выплатой определенной доли лицензионных платежей (если таковые будут поступать).

Основным достоянием университетов является интеллектуальная собственность, коммерческая реализация которой служит стимулом и дополнительным источником доходов. Для осуществления на практике политики в вопросах интеллектуальной собственности созданы офисы по лицензированию и трансферу технологий.

Действующие положения и правила (в соответствии с федеральным

 

-17-

 

 

законодательством) достаточно жестко регламентируют права и обязанности сотрудников. В частности, накладываются ограничения на дополнительную работу вне стен университета для тех, кто занят на полной ставке, устанавливаются обязанности раскрывать все патентоспособные изобретения, ежегодно отчитываться об источниках и размерах полученных вознаграждений. Работа по анализу технологии идет при тесном сотрудничестве с изобретателем. В среднем по университетам США считается хорошим показателем, когда на 50% разработок оформляются заявки на патент[7].

Деятельность университетских инновационных офисов находится под постоянным контролем различных правительственных структур США. Ежегодно Ассоциация менеджеров университетских технологий собирает и обрабатывает соответствующую информацию и публикует отчет о деятельности инновационных офисов в стране.

Следует отметить, что за последние 30 лет восторженные представления о способности американских компаний управлять технологиями несколько поколебались. В 70-е годы технологический уровень США был действительно значительно выше, чем во всех других промышленно развитых странах. По некоторым оценкам, технологический разрыв постоянно увеличивался благодаря присущему именно американцам особому умению организовать технологическое развитие и управлять им. Сегодня ситуация резко изменилась: натиск японских и европейских конкурентов угрожает технологическому лидерству Америки, что вызывает большую озабоченность правящих кругов.

Правительственная поддержка малого инновационного предпринимательства США выражается цифрой 5.4 млрд. долл., частная - 0.9 млрд. долл. Формы поддержки разные. Например, по линии правительства это займы (0.8 млрд. долл.), государственные инвестиции (3.1 млрд. долл.) и

-18-

 

 

разделение стоимости (затрат) с малыми предприятиями (0.6 млрд. долл.). К формам частной поддержки в основном относится так называемые рисковые венчурные фонды (0.75 млрд. долл.), а также частные инвестиции (0.15 млрд. долл.). Законодательством США определено, что федеральные ведомства, чей бюджет на науку превышает 100 млн. долл., должны отчислять определенный процент на поддержку малых инновационных предприятий. Размер отчислений постоянно растет.

Информация о работе Американская система финансирования инноваций