Автоматизации в муниципальных библиотеках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2015 в 09:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – обобщение материала об опыте автоматизации в муниципальных библиотеках.
Задачи курсовой работы:
- выявить цели и задачи автоматизации в муниципальных библиотеках,
- описать опыт автоматизации библиотечных процессов в муниципальных библиотеках,
- проанализировать уровень автоматизации в Центральной библиотеке Сампурского района.
Объект исследования – автоматизация в библиотеках.

Содержание

Введение ……………………………………………….. …………………….3
1 Цели и задачи автоматизации в муниципальных библиотеках ……… …5
2 Опыт внедрения автоматизации в муниципальных
библиотеках …………………………………………………………………..13
3 Автоматизация в МБУ Сампурского района
«Центральная библиотека» ………………………………………………….20
Заключение …………………………………………………………………..23
Список использованной литературы …………………………………….25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа №1.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

Удаленный пользователь. Ориентирование работы не только на реального, но и виртуального читателя расширит аудиторию библиотеки до глобальных масштабов. Создание тематических библиотечных сайтов, объединение их в порталы и предоставление доступа к ресурсам через них, оказание услуг по поиску информации все это возможно в «глобальной» библиотеке.

Мобильный доступ. Уровень развития беспроводных технологий передачи данных позволяет сегодня осуществлять доступ к множеству сетевых сервисов с мобильных устройств (ноутбук, КПК, смартфон). Услуга доступа в сеть Интернет по беспроводным каналам становится все более востребованной, поэтому библиотеки также должны быть оснащены всем необходимым оборудованием и программным обеспечением, а также каналами связи для предоставления данной услуги. Также посредством мобильных технологий можно осуществлять доступ к ресурсам внутренних сетей библиотек.

GPS-сигнализация. Широкое распространение получила также технология GPS (Global Positioning System – глобальная система местоопределения). Современные мобильные устройства все чаще укомплектованы приемником, позволяющим использовать данную технологию – определить свое местоположение на заранее загруженной карте. Библиотеки могли бы быть оснащены радиомаяками, которые – по запросу пользователя – могли бы обозначить их на карте, а также предоставить иную информацию (телефоны, адреса Интернет-сайтов, электронной почты.)

Электронная доставка документов. При решении ряда юридических и технических задач можно реализовать систему электронной доставки документов и изданий, заказы осуществляются через Интернет-сайты, электронную почту. Реализовать оплату можно по удаленной технологии – через распространенные системы электронных платежей.

Системы электронного документооборота. Разработанные давно и получившие широкое распространение, данные системы все-таки являются экзотикой для библиотечной среды, хотя библиотеки и их сети иногда насчитывают в своей структуре десятки подразделений и сотни сотрудников в штате.

Автоматизация всех технологических процессов. Весь жизненный цикл книги можно разложить на несколько составляющих, каждую из которых представить отдельной технологической задачей.

  • Заказ литературы производится в электронном виде, оплата – при помощи систем электронных платежей. Далее по каналам связи в фонд поступают электронные источники, либо доставляются книги;
  • Каждый электронный вариант оснащен библиографическим описанием, легко конвертируемым во внутренний формат системы автоматизации. Поступившие книги снабжены, например, радиометками, внесение в фонд производится путем последовательного опроса меток пространственным считывающим устройством. На основании полученных данных формируется электронный каталог;
  • Расстановка фондов также проходит при помощи радиометок – стеллаж «откликается» на соответствующие экземпляры;
  • Инвентаризация электронных изданий производится путем автоматического просмотра хранящихся массивов информации и проверки наличия файлов и их контрольных сумм. Проверка наличия книг происходит аналогично процедуре внесения в электронный каталог – пространственное считывающее устройство последовательно опрашивает находящийся в помещении фонд, определяя наличие или отсутствие того или иного экземпляра. Результаты могут быть представлены в наглядном графическом виде, также могут быть обозначены необходимые перестановки книг для соблюдения правил расстановки;
  • Книговыдача может быть реализована путем автоматического учета книг, прошедших через зону слежения, они записываются в электронный формуляр читателя, билет которого также оснащен идентификатором на радиометках. Система исчисления сроков сдачи может быть связана с комплексом защиты от краж, что не позволит должникам просто так уйти с новыми книгами;
  • Списание книг происходит путем удаления записей из электронного каталога и базы материальной ответственности, а изъятие экземпляров с полок организуется при помощи все той же системы, что и при расстановке фонда. С электронными экземплярами произведений и документов дело обстоит еще проще – после удаления записей из всех баз файл удаляется из общего массива данных.

Электронная подписка. Организация подписки на электронные издания и электронные аналоги печатных изданий, как для библиотеки, так и для пользователей, является удобной формой получения и предоставления периодики, которая может быть доступна внутри библиотечной сети или представлена на Интернет-сайтах библиотек.

Электронный МБА. Функционирование межбиблиотечного абонемента значительно упрощается при наличии электронных версий запрашиваемых источников. За считанные секунды можно получить нужную книгу или документ. Поиск в электронных массивах информации намного быстрее поиска на полках и перелистывания книг. При объединении библиотечных сайтов и организации их в порталы межбиблиотечный абонемент станет незаметным для пользователя ресурсов, так как неважно, где хранится данный документ, главное, что его можно найти в конкретном разделе портала.

 

2 Опыт внедрения автоматизации в муниципальных библиотеках

 

Сегодня автоматизация активно внедряется уже в большинстве муниципальных библиотек. Рассмотрим эти процессы на примере муниципальных библиотек различных регионов России.

МИБС города Томска обеспечивает каждому жителю города через библиотеки возможность получить свободный доступ к информационным, образовательным и культурным ресурсам.[1]

В 1998 г. сложилась ситуация, требующая изменений в работе муниципальных библиотек. Для активизации их деятельности необходимо было вначале определить «точку отсчёта» и местонахождение в комплексе информационного обслуживания города с тем, чтобы затем обозначить направления прорыва, которые со временем явились бы своеобразными локомотивами для ускорения остальных секторов работы.

В ходе анализа внутренней библиотечной среды города потребовалось оценить:

  • доступность библиотечных услуг (обслуживание, равномерность размещения библиотек, категории пользователей, время работы);
  • уровень информационных ресурсов: качественный и количественный, обновляемость фонда, наличие отраслевой литературы, информационных ресурсов собственной генерации, документов на современных носителях, периодика (наличие и потребность);
  • доступность информационных ресурсов: отношение объёма электронного каталога к объёму фонда, количество компьютеров для пользователей, уровень доступа к удалённым ресурсам, внешний доступ к собственным ресурсам; уровень сервисных услуг;
  • комфортность условий работы для пользователей и персонала(интерьер, мебель, оборудование);
  • подготовка персонала (образование, возраст, готовность к изменениям, обучаемость);
  • финансирование (бюджетные, внебюджетные, благотворительные средства).

Кроме индикаторов внутренней среды необходимо было проанализировать и внешнюю — по отношению библиотекам МИБС среду, а именно:

  • востребованность библиотечных услуг;
  • отношение к МИБС городской администрации;
  • возможность привлечения дополнительного финансирования;
  • библиотечное законодательство области;
  • рынок труда.[1]

В результате анализа внутренней и внешней среды выделили конкурентные преимущества муниципальных библиотек:

  • наличие интеллектуального, городского сообщества с активными культурными и образовательными потребностями;
  • высокий потенциал рынка труда, благоприятное библиотечное законодательство;
  • положительное отношение администрации города к проблемам библиотек;
  • проведение конкурсов грантовой поддержки библиотек.

На основе найденных конкурентных преимуществ перед библиотеками МИБС была поставлена цель: «Муниципальные библиотеки должны стать современными информационными центрами и центрами общественной жизни микрорайона».

Для достижения цели библиотекам МИБС требовалось решить следующие задачи:

  • обеспечение доступности библиотечных услуг;
  • создание современной информационной среды, новых услуг;
  • улучшение имиджа муниципальных библиотек;
  • создание профессиональной команды;
  • изменение структуры управления.

      Первый компьютер в библиотеках МИБС г. Томска появился в 1996 г. На конец 2009 г. все библиотеки МИБС обеспечены компьютерами, всего их — 112. В библиотеках функционируют 15 локальных сетей. Доступ в Интернет имеется в 17 библиотеках, из них в 11 — скоростное соединение. Для свободного доступа пользователей к актуальной версии Электронного каталога МИБС в библиотеках используются 24 компьютера.

      Применение информационной системы «ИРБИС» в МИБС Томска началось в -1999 г. На этапе инсталляции было принято решение о распределённом внедрении её на базе нескольких муниципальных библиотек в рамках одного юридического лица. Так, в четырёх библиотеках МИБС в 1999 г. были установлены и настроены для локальной работы копии системы «ИРБИС».

       В каждой библиотеке «ИРБИС» работала независимо от других, и данные, создаваемые филиалами, объединялись в отделе каталогизации, пополняя сводный Электронный каталог. Таким образом, был получен прототип работающей распределённой информационной системы МИБС г. Томска.

      При создании распределённой информационной системы и настройке работы системы «ИРБИС» учитывались следующие аспекты:

      Организационный аспект. Не всегда вопросы работоспособности и безопасности данных можно решить путём совершенствования информационной системы. Часто это нереализуемо на практике либо требует огромных затрат. Принимаются специальные организационные меры по соблюдению правил использования и движения данных как внутри, так и за пределами информационной системы. [2]

      Данный аспект чрезвычайно важен, когда в библиотечном объединении имеются крупные библиотеки. В этом случае целесообразно создать конкуренцию между библиотеками МИБС и вывести отдел информационных технологий из структуры какой-либо библиотеки, создав сервисный центр при администрации МИБС, который одинаково относится ко всем и оказывает информационные услуги всем библиотекам МИБС.

      Инфраструктурный аспект. Инфраструктура города создаёт особенности и накладывает ограничения на работу распределённой информационной системы МИБС, возможность участия конкретной библиотеки в распределённой каталогизации, быстром заказе на комплектование и т. д.          При планировании развития библиотек в МИБС учитывались не только наличие компьютерной техники и подходящих каналов связи, но и инфраструктура микрорайона, а также планы размещённых там организаций и стратегия развития района и города на 10—20 лет вперёд.

      Для полноценного учёта организационных и корпоративных аспектов необходимо целиком опираться на стандарты библиотечной деятельности, нормирование и унификацию всех технологических процессов, проводимых в библиотеках.

       В 2009 г. в МИБС внедрена внутрикорпоративная система по обмену короткими сообщениями через Интернет «Open Fire», которая позволяет ускорить процесс передачи информации внутри организации и вследствие этого повысить эффективность работы.

       На основе современной информационной системы в библиотеках МИБС осуществляются технологические процессы, позволяющие существенно сократить трудозатраты на рутинные операции и повысить скорость и качество передачи информации от библиотек к пользователям.[1]

        В последние годы заметно уменьшилось финансирование библиотечной отрасли. Прежде всего это связано с тем, что в современной России огромный потенциал библиотек недооценён властными структурами на всех уровнях, слабо поддерживается ими и недостаточно используется в целях эффективного реформирования страны и улучшения качества жизни.

    Чтобы повысить статус данных учреждений культуры, 2008 г. в Орловской области Указом губернатора был объявлен Годом библиотек.

В том же году стартовала программа модернизации подразделений орловской централизованной библиотечной системы «Муниципальная библиотека — общедоступный центр информации». Теперь, по прошествии двух лет, можно с уверенностью говорить о первых её результатах.[3]

     Модернизация библиотек невозможна без укрепления их материально-технической базы.

Компьютеризация открывает новые возможности и позволяет создавать более комфортные и современные условия для пользователей. Компьютерный парк ЦБС включает 50 компьютеров, 14 библиотек из 19 имеют доступ в Интернет.

Успешно функционирует молодежный информационный центр в юношеской библиотеке, где установлено три компьютера для пользователей с выходом в Интернет. Они уже востребованы студентами и школьниками, ребята записываются в очередь для работы на них. В планах центра — установка правовых баз.

На базе Центральной городской библиотеки имени А.С. Пушкина открыт сектор электронных ресурсов. К услугам посетителей имеются два компьютера с выходом в Интернет, которые пользуются большим спросом у читателей.[3]

С началом процесса модернизации произошёл коренной перелом и в сознании библиотекарей, которые начинают чутко и максимально творчески, искренне, с полной отдачей и огромным энтузиазмом реагировать на всё новое и прогрессивное, переходят на совершенно иной уровень мышления и отношения к делу. Они смело экспериментируют, находятся в постоянном поиске новых форм привлечения читателей. Реализация программы модернизации даёт положительные и весьма значимые результаты. Ощутили более внимательное отношение власти к проблемам библиотек, что подняло престиж библиотеки как социального института. Внедрение и развитие информационных технологий значительно повысило качество библиотечно-информационного обслуживания. Регулярное обучение и повышение квалификации библиотечных работников способствует формированию у них способностей к программному и проектному мышлению и потребности в дальнейшем совершенствовании данных навыков.

Современная библиотека не может ограничиваться ролью информационного центра в помощь образованию. Сегодня она востребована и как культурно-досуговый центр, и как центр общения и творчества.   Именно в таком качестве и стараются представать перед жителями города муниципальные библиотеки г. Орла.[3]

      В стремительно расширяющемся информационном пространстве библиотеки не могут эффективно выполнять свои функции, не имея доступа к новым видам ресурсов. Поэтому библиотеки Саткинского муниципального района с 2000 г. Стали активно внедрять и использовать в своей работе различные средства автоматизации. Применение компьютерных технологий внесло кардинальные изменения в их традиционную деятельность, повлияло на основные ее виды.[4]

Информация о работе Автоматизации в муниципальных библиотеках