Отчёт по учебной практике позвоночных животных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 05:19, отчет по практике

Краткое описание

Ознакомление с основными эколого-фаунистическими комплексами позвоночных животных района полевой практики, показ многообразия видов и сложности существующих в природе взаимодействий и взаимосвязей организмов между собой и окружающей средой.
Ознакомление с населением позвоночных животных основных типов биотопов, биологическими особенностями основных видов и их ролью в природе и жизни человека. Распознавание этих видов по внешнему облику, голосам и следам деятельности; понимание сезонной и многолетней динамики биоценозов. Особое внимание уделено видам, занесённым в Красную книгу.

Содержание

Глава 1. Цели и задачи практики…………………………...............................3
Глава 2. Место и время прохождения практики………………………….......4
Глава 3. Основные методы наблюдения и исследования………………........5
Глава 4. Описание основных биотопов маршрута……………………….....12
Глава 5. Фаунистический список видов, встреченных лично и определённых за время практики……………………………………………………………....14
5.1. Систематическое положение определённых животных ………………14
5.2 Систематическое положение встреченных позвоночных……. ………18
5.3Систематическое положение обитателей «Алтай Фалькон» ……………………………………………………………………………………24
5.4. Систематическое положение обитателей Барнаульского зоопарка «Лесная сказка»…………………………………………………………………26
Глава 6. Систематическое положение животных, пойманных за время практики………….………………..…………………………………………….31
Библиографический список……………………………………………………32

Вложенные файлы: 1 файл

исправленый.docx

— 59.71 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

 ФГБОУ ВПО «Алтайский  государственный университет»

Биологический факультет

Кафедра зоологии и физиологии

 

 

 

ОТЧЁТ

по учебной практике позвоночных животных

 

 

 

Составлен: студентами __2__ курса

_____712____ группы БФ

 

                                                                        _____________ (Наумочкина Т. С.)

            Подпись                                               Ф.И.О

_______________ (Кирсанова М.С.)

                                Подпись                                               Ф.И.О

Руководитель практики:                                                                                                 ______________( Антоненко Т.В.)

Подпись                                              Ф.И.О

                                                                                                                           

 

 

 

 

Барнаул-2013

 

Содержание

Глава 1. Цели и задачи практики…………………………...............................3

Глава 2. Место и время прохождения практики………………………….......4

Глава 3. Основные методы наблюдения и исследования………………........5

Глава 4. Описание основных биотопов маршрута……………………….....12

Глава 5. Фаунистический список видов, встреченных лично и определённых за время практики……………………………………………………………....14

5.1. Систематическое  положение определённых  животных ………………14

5.2 Систематическое положение встреченных позвоночных……. ………18

5.3Систематическое положение обитателей «Алтай Фалькон» ……………………………………………………………………………………24

5.4. Систематическое положение обитателей Барнаульского зоопарка «Лесная сказка»…………………………………………………………………26

Глава 6. Систематическое положение животных, пойманных за время практики………….………………..…………………………………………….31

Библиографический список……………………………………………………32

 

Глава 1. Цели и задачи практики

 

  1. Ознакомление с  основными эколого-фаунистическими комплексами позвоночных животных района полевой практики, показ многообразия видов и сложности существующих в природе взаимодействий и взаимосвязей организмов между собой и окружающей средой.
  2. Ознакомление с населением позвоночных животных основных типов биотопов, биологическими особенностями основных видов и их ролью в природе и жизни человека. Распознавание этих видов по внешнему облику, голосам и следам деятельности; понимание сезонной и многолетней динамики биоценозов. Особое внимание уделено видам, занесённым в Красную книгу.
  3. Приобретение навыков проведения экскурсий в природу, постановки длительных наблюдений за позвоночными животными и сборе коллекций без нанесения ущерба окружающей среде
  4. Познание основных принципов организации и методов проведения самостоятельных научных исследований по фауне, населению и экологии позвоночных животных.
  5. Формирование эколого-природоохранного мировоззрения. 
    Глава 2. Место и время прохождения практики

 

Летняя практика по зоологии позвоночных проходила с 17.06.13 по 06.07.13. Местами проведения экскурсий являются:

  1. Питомник «Алтай Фалькон». Часы экскурсий: с 9.00 до 12.00. – 1 экскурсия.
  2. Барнаульский зоопарк «Лесная сказка». Часы экскурсий: с 9.00 до 20.00. – 6 экскурсий.
  3. Парк «Юбилейный». Часы экскурсии: с 8.00 до 12.00. – 1 экскурсия.
  4. КОТР «Турина гора». Часы экскурсии: с 8.00 до 13.00. – 1 экскурсия.
  5. Определение позвоночных в университете: с 10.00 до 16.00. – 5 дней.

 

Глава 3. Основные методы исследований

 

1. Составление этограмм

Поведение представляет собой непрерывный поток событий. Для того, чтобы измерить этот поток, его необходимо разделить на дискретный единицы или категории, это достигается в процессе составления этограммы.

Составление этограммы – важный начальный этап этологических исследований любого ранее не изучавшегося вида. Этограмма – перечень двигательных актов фиксируемых положений тела, свойственных виду, служит для исследователя своего рода «словарём», с помощью которого ведётся описание поведения. Важные свойства этограммы  - её конечность (т.е. то, что множество выделяемых элементов не безгранично и их количество может быть сосчитано) и полнота (это значит, что чем бы не занимались животное, его состояние в любой момент времени может быть характеризовано определённым набором элементов этограммы). Эти свойства задают необходимую при описании поведения степень формализации и дают основу для количественных исследований этологии. Важно, чтобы качество описания позволяло другим исследователям пользоваться этим описанием.

Разработка подходящей этограммы часто бывает очень сложной задачей, решение которой подразумевает проведения большого числа «ознакомительных» наблюдений или анализ большого числа видеозаписей, а так же тщательное обсуждение каждого элемента с коллегами.

 Составляющие непрерывного  потока поведения могут быть  выделены различными способами, с различной степенью добротности.

Для описания поведения используют три основные категории: структура, последствия и связи.

Структура – это внешний вид, физическая форма или временной режим поведения. Поведение описывают в терминах поз и движений объекта, например: «пробегать кончиком клюва вдоль первостепенных маховых перьев» можно использовать про описания чистки перьев птицами. Описание различных структурных уровней поведения приводится в книге Е.Н. Панова (1978, стр.35 - 47). Выделяются следующие уровни: 1) Элементарный двигательный акт ЭДА – приводит к однократному изменению положения части тела или органа, например, поворот головы, взмах крыла; 2) поза или выразительное движение – несколько ЭДА, воспроизводимых животным одновременно или в быстрой последовательности; 3) последовательность – цепь поведения, состоящая из следующих одна за другой единиц 2-го уровня; 4) ансамбль или тип активности (кормовой, исследовательской и т.п.); 5) фазы годового цикла (миграции, размножение, спячка и т.п.). Составление этограмм проводится на первых трёх уровнях, при этом ключевым является 2-ой уровень – выразительные движения и позы.

Последствия – воздействие, оказанное поведением на внешнюю среду, на других особей или на исполнителя. Используя то, что Хайнд называл описанием по последствиям, поведение может быть определённым через производимые им эффекты. Например, «приближение» приводит к сокращению дистанции между двумя животными, независимо от формы локомоции; «замещение» можно определить, как приближение одного животного сразу вслед за уходом другого.

Связи – пространственные связи особи с элементами окружающей среды или с другими особями, например «ближайший сосед». Эта категория оказывается очень важна при исследовании распределения активности животных в пространства или при попытке выявить взаимоотношения животных, крайне редко вступающих в прямые контакты.

В общем случае лучше обозначить элементы поведения нейтральными терминами; например, употребление понятия «писк» для обозначения птичьей вокализации предпочтительнее, чем «предупреждающий сигнал», поскольку последний термин предполагает знания последствий поведения. Однако, если существует устоявшийся термин для обозначения той или иной формы поведения, то лучше использовать такой термин.

 Приступая к наблюдениям  за новым для себя объектом, как правило, быстро выделяешь  повторяющиеся поведенческие проявления: типичные способы передвижения, позы при отдыхе, кормёжке,  контактах  с сородичами. При формулировке  этограммы желательно пользоваться  объективными названиями, везде, где  это возможно, избегая субъективных  оценок функций поведения. Несколько  различных по форме поведенческих  паттернов могут иметь одинаковую  функцию, а одной и той же  форме поведения могут быть  приписаны несколько разных функций. По этой причине лучше начинать  с объективно определяемых форм  поведения. Например, при описании  обычного у многих обезьян  выражения морды название «пристальный  взгляд с открытой пастью»  более объективно, чем «угроза  с открытой пастью». При выделении  поз существенную помощь может  оказать кино и фотодокументация, а также анималистический рисунок.

Как же выглядит на практике процесс составления этограмм? После непродолжительного предварительного периода наблюдений, когда всякая запись может вообще отсутствовать, наблюдатель начинает произвольно выделять элементы и пытаться описывать поведение с их помощью. Критерии выделения каких-либо состояний в отдельные позы на этом этапе отсутствуют, необходимо только контролировать, чтобы выделение велось на одном уровне, т.е. чтобы одни выделенные элементы не входили в качестве составляющих частей в другие выделенные элементы. Сталкиваясь с действиями, которые выходят за рамки составленной этограммы, наблюдатель вводит в этограмму новые элементы, обнаружив отсутствие принципиальных различий сходных элементов, сливает их в один. Выделенные позы и выразительные движения состоят из стабильных элементов 1-го уровня, обязательно присутствующих в данной позе и характеризующих её, и таких элементов, которые при проявлении одной позы могут различаться. «Стабильные» элементы называются элементами-идентификаторами позы, и на следующем этапе исследователь  должен выделить такие идентификаторы для каждого элемента этограммы. Пополняя по мере необходимости этограмму и выделяя элементы идентификаторы, исследователь доводит этограмму до полноты и с помощью идентификаторов, получает возможность охарактеризовать любой момент поведения с помощью выделенных поз.

Пользуясь этим способом можно составить этограмму не только на уровне выразительных движений и поз, но и на уровне поведенческих последовательностей.

 

2. Метод «сплошного протоколирования»

(focal-animal sampling: Altmann, 1974: continuous real-time measurement: Sackett, 1978 - цит. по Попову С.В., 1990).

Суть метода заключается в непрерывной и максимально полной записи всех действий животного (наблюдать этим методом более чем за одним животным одновременно невозможно). Пользуясь этим методом, обычно фиксируют действия, инициированные объектом, а в некоторых случаях и действия, направленные на объект, но метод можно модифицировать так, чтобы он фиксировал, последовательности или местоположение. Ценность собранного таким образом материала значительно возрастает, если помимо регистрации всех действий животного удастся отмечать и действие всех потенциальных внешних стимулов.

По отношению к отдельному животному метод «Сплошного протоколирования» («СП»)  может решать все те задачи, которые описаны для проводившихся ранее методов (поскольку сплошную форму записи можно легко преобразовать в любое из приведённых выше форматов наблюдений). Сплошное протоколирование позволяет подсчитывать истинную встречаемость и частоту различных форм поведения. Если фиксируется время перехода от одной формы к другой, то можно так же рассчитывать длительность отдельных форм и оценить общие временные характеристики поведенческого потока. Метод «СП» при наблюдениях за отдельным (фокальным) животным даёт возможность наиболее полной регистрации поведения и это единственный способ полного, без потерь, сбора данных о поведенческих последовательностях.

Наиболее типичное применение метода «СП» - это наблюдения за малодоступными объектами, т.е. наблюдения в ситуациях, когда общая продолжительность наблюдения заведомо невелика, а все увиденное представляет для наблюдателя большую ценность. Так, метод «СП» - основной при наблюдениях за животными в природе, где возможность их видеть крайне ограничена. При наблюдениях за животными в неволе аналогичное применение метода возможно для описания редких и быстротекущих событий, (например, родов). Таким образом, если интересующая вас форма поведения появляется мгновенно или встречается сравнительно редко, то следует наблюдать именно методом «СП».

Ограничения метода связаны, во-первых, с невозможностью наблюдать за несколькими животными сразу, во-вторых, с огромной избыточностью получаемой информации. Обработка таких данных чрезвычайно трудоёмка, а поскольку в большинстве случаем исследователя интересует лишь часть получаемого материала, то подобные затраты времени и усилий не оправданы. Если поведенческие последовательности для вас не важны, а компьютер не используется, то можно таким образом продумать протоколов, что это существенно упростит сбор и обработку данных. По сравнению с другими методами в «СП» наиболее сильно сказывается элемент субъективности наблюдателя – будучи не в силах фиксировать действительно всё, что происходит с животным, человек непроизвольно обращает большее внимание на более заметные или больше интересующие его поведенческие проявления.

При наблюдении методом «СП» удобно пользоваться диктофоном. Это позволяет практически не отрывая глаз от животного, наговаривать текст наблюдения (при этом, правда, возникает проблема расшифровки магнитофонных записей). Если пользоваться стереомагнитофоном и записывать на одну из дорожек отсчёт времени (с другого магнитофона), а на другую через микрофон записывать собственно наблюдение, то по получившейся в результате совмещённой записи, можно достаточно тонко выделить временные параметры поведения. Ещё большие возможности даёт использование видеозаписей.

При ведении записи вручную возможно как использование системы условных значков, так и неформализованные словесные описания. Если применять запись с помощью условных значков и при этом использовать таблицы с временной сеткой (например, строка – минута, разбитая на 12 ячеек – пятисекундных интервалов), то оказывается возможным оценивать длительность отдельных актов с точностью до ½ минимального интервала и фиксировать поведение с большой точностью. Однако, такая форма применения сплошного протоколирования требует использования записей отсчёта времени, т.к. наблюдатель не успевает смотреть на часы.

Возможные сочетания. Метод «СП» не может сочетаться с одновременными наблюдениями другим методом, но, как говорилось выше, достаточно полные наблюдения методом «СП» могут быть обработаны также как наблюдения, сделанные любым другим методом.

Примеры применения метода «Сплошное протоколирование».

Метод неоднократно применялся на этапе предварительных наблюдений за малознакомым объектом. Непосредственно в процессе этих наблюдений и при обработке записей производили выбор уровня дробления поведенческого потока. Составляли этограммы, определяли частоты встречаемости тех или иных элементов, динамику активности объекта наблюдений.

Методом «СП» проводили описание родов у нескольких видов копытных в зоопарке. Метод позволял четко фиксировать ряд важнейших временных параметров (начало и конец каждой серии схваток, начало и конец выхода плода и т.п.), сочетая это с максимально подробным, не формализованным описанием поведения самки перед родами и во время них.

3. Свободное наблюдение

«Ad Libitum» (Almann, 1974, - цит. по Попову С.В., 1990).

Подразумевает свободную по форме запись событий. Не требует ни какой специальной подготовки, но и не обеспечивает данных, пригодных для количественного анализа. Можно сказать, что это наблюдение без применения каких-либо специальных методов.

Этот метод эквивалентен традиционным полевым заметкам и обычно применятся при несистематических, неформализованных наблюдениях, предшествующих количественному исследованию. Так же используется для регистрации редких, необычных событий. Хайнд (Hinde, 1973) заметил, что колонка « комментариев» в протоколах наблюдений, заполняемая этим методом, полезна для регистрации такого рода информации.

Информация о работе Отчёт по учебной практике позвоночных животных