Взаимоотношения человека и природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 13:23, реферат

Краткое описание

Исследуется проблема развития взаимоотношений человека и природы. В философ-ском аспекте рассматривается становление представлений и понятий о ноосфере, экологии, валеологии, экологическом и валеологическом образовании. Существенно новым является обнаружение происходящей интеграции экологии и валеологии, экологического и валеологического образования, обусловливающей формирование феномена эколого-валеологической аттракции образования. Вся история человеческого общества в определенном смысле являет собой картину его изменяющегося взаимодействия с природой.

Вложенные файлы: 1 файл

Взаимоотношения человека и природы.docx

— 32.22 Кб (Скачать файл)

Возникшее в ХХ в. учение о биосфере как внешней геологической  оболочке Земли, состав, структура и  функционирование которой обусловлены  деятельностью «живого вещества», активно разрабатывается и в  наше время, пополняясь новыми научными открытиями. В изучение биосферы большой  вклад внесли Ж. Ламарк, Ч. Дарвин, А. И. Опарин, В. И. Вернадский и др.

В ХХ в. в научный оборот вошло понятие ноосфера (Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден, В. И. Вернадский, А. И. Субетто). Под ноосферой понимается новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития [см.: 1]. Ноосфера есть результат деятельности человека, плод его знаний и труда. Она явилась закономерной ступенью в развитии биосферы, величайшим событием в истории нашей планеты. Ноосфера, названная В. И. Вернадским «концентрацией энергии человеческой культуры», стала в наше время не только мощной геологической, но и космической силой. Она постепенно превращает Космос в объект управляемого развития, и это открывает новые возможности для существования человечества. Ноосфера есть одновременно и антропосфера, т. е. человеческий мир, ранее еще нигде не существовавший.

Интересен путь проблемного  поля философии экологии. Вначале  это была постановка вопросов о необходимости  регуляции преобразовательной деятельности человека, пределах роста производства, основанных на все расширяющемся  потреблении природы. Уже в 70-х  гг. ХХ в. обозначились возможные сценарии развития экологической катастрофы. Идеалами были провозглашены переход  к экологически чистым технологиям, отказ от технократического отношения  к природе и человеку (Ф. И. Гиренок, Н. Н. Моисеев, И. Т. Фролов, Б. Г. Юдин).

В этой связи возник новый  комплекс проблем, касающихся условий, путей и возможностей реализации этого идеала, соотношения свободы, демократии, принципов рыночной экономики  с требованием ограничения непрерывного роста производства и потребления. Появились вопросы, связанные с  изменением структуры ценностей, появлением новых нравственных нормативов и  правовых норм [см.: 8].

В 60-е гг. возникла новая  область знания, рассматривающая  любую совокупность предметов и  явлений с точки зрения объекта (как правило, живого или с участием живого, в том числе человека), принимаемого за центральный в этой совокупности. Поскольку отношение «живое — среда» сохранилось как центральная концепция, на эту область знания перешло название экология («большая», или всеобщая, экология, мегаэкология, «новая» экология и т. п.). Формирование новой комплексной экологии, включающей элементы естественных, общественных и технических наук, еще не закончилось.

В 70-е гг. ХХ в. в «большую» экологию входят и другие небиологические дисциплины, такие, например, как социальная экология. Социальная экология исследует отношения в системе «общество — природа», и в настоящее время становится весьма актуальным направлением научного познания.

В 80-е гг. ХХ в. И. И. Брехман охарактеризовал науку о здоровье как самостоятельную отрасль знаний, назвав ее валеологией. С конца 80-х гг. ХХ в. происходит осознание глубинной взаимосвязи здоровья человека и состояния окружающей среды. Зарождается научная область, в которой описывается, характеризуется и развивается парадигма здоровья, — валеология и валеологическое образование.

В настоящее время под  валеологией понимается наука об интегрированном здоровье, его проявлениях, закономерностях, механизмах формирования, сохранения и укрепления.

В конце 90-х гг. ХХ в. происходит сущностная интеграция экологии и валеологии, экологического и валеологического образования, что обусловило формирование феномена эколого-валеологической аттракции образования и необходимости формирования у подрастающего человека эколого-валеологической культуры.

Современная экологическая  ситуация связывается с понятием постиндустриального общества, переход  к которому начался в наиболее развитых странах в последней  четверти ХХ вв. Он был обусловлен новым  этапом научно-технической революции. Развитие постиндустриального общества должно обеспечить и новый подход во взаимоотношениях человека и природы.

Ухудшающаяся глобальная экологическая ситуация и прогнозируемая на основе ее динамики глобальная катастрофа заставили мировое сообщество принять  решение об изменении курса развития.

В июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро  состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД), на которой  было принято историческое решение  об изменении курса всего мирового сообщества. Среди проблем экологического характера, которые окажутся основными в XXI в., названы проблемы изменения климата в результате выброса парниковых газов, недостатка пресной воды и ее загрязнения, исчезновения лесов и опустынивания, сокращения биоразнообразия, роста численности населения (и его перемещения), необходимости удаления отходов, загрязнения воздуха, деградации почв и экосистем, химического загрязнения, истощения озонового слоя, урбанизации, истощения природных ресурсов, нарушения биогеохимических циклов, распространения заболеваний (включая появление новых) и т. д. Почти каждая из этих экологических проблем может, если будет продолжаться стихийное развитие цивилизации, привести к гибели человечества и биосферы.

ЮНСЕД продемонстрировала осознание  пагубности традиционного пути развития, который был охарактеризован  как неустойчивое развитие, чреватое кризисами, катастрофами, омницидом (гибелью всего живого). Переход на новую модель (стратегию) развития, получившую название модели устойчивого развития, представляется естественной реакцией мирового сообщества, стремящегося к своему выживанию и дальнейшему развитию. Под устойчивым развитием понимается такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности [см.: 6].

Глубинная суть устойчивого  развития заключается в сохранении и цивилизации, и биосферы. В заключительной части Концепции перехода РФ к  устойчивому развитию речь идет о  ноосфере как целевой ориентации устойчивого развития, таком этапе  развития цивилизации, когда критерием  богатства станут духовные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей средой [см.: 6].

Таким образом, значение природы  для человека заключается в том, что природа присутствует в человеке в качестве биологического начала, является источником потребительских  благ, энергии, полезных ископаемых, средством  оздоровления и воспитания, а также  предметом эстетического созерцания.

В истоках потребительского отношения к природе лежит  индивидуальное сознание людей, отсутствие государственной поддержки, внимания к экологическим проблемам со стороны мирового и научного сообществ, а также педагогической общественности.

 

Список литературы:

1. Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружение. М., 1965.

2. Всемирная энциклопедия: Философия / Гл. науч. редактор и сост. А. А. Грицанов. Москва; Минск, 2001.

3. Галеева А. М., Курок М. Л. Методологические аспекты взаимодействия общества и природы: Метод. пособие для руководителей теоретических и методологических семинаров. М., 1978.

4. Лаптев И. Д. Мир людей в мире природы. М., 1978.

5. Рожанский И. Д. Развитие естествознания в эпоху античности: Ранняя греческая наука «о природе». М., 1979.

6. Романович А. Л., Урсул А. Д. Устойчивое будущее (глобализация, безопасность, ноосферогенез). М., 2006.

7. Пономарева Л. И. Формирование представлений о взаимодействии человека и природы в процессе экологического образования дошкольников: Дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 1998.

8. Хесле В. Философия и экология. М., 1994.

 


Информация о работе Взаимоотношения человека и природы