Условия и порядок перевода земель из одной категории в другую

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 11:12, контрольная работа

Краткое описание

Земля представляет особую ценность для человеческого общества, являясь первоначальным источником всякого богатства. Она выступает, прежде всего, в качестве единственного места обитания всех поколений людей, выполняет функцию пространственного базиса для размещения и развития отраслей производства. Среди материальных условий, необходимых для производственной деятельности людей, особое место принадлежит земле с ее почвенным покровом, недрами, лесами и водами

Содержание

Введение………………………………………………………………..................1

Условия и порядок перевода земель из одной категории в другую………….4
Вывод……………………………………………………………………………..15

Список использованных источников и литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

земельное право.docx

— 31.84 Кб (Скачать файл)
 

     Министерство образования  и науки Российской Федерации  ГОУ ВПО «Сыктывкарский государственный  университет» Юридический факультет                         (Заочное отделение)

     Кафедра уголовного права и процесса 
 
 
 

     Контрольная работа по дисциплине:  Земельное право

     Тема:  «Условия и порядок перевода земель из одной категории в другую» 
 
 

                                    Проверил: Берестеньков Г.В.

                                                  Выполнил: студент 6410 Попов Иван 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Сыктывкар 2012

                                                    Содержание

       Введение………………………………………………………………..................1 

 Условия и  порядок перевода земель из  одной категории в другую………….4

 Вывод……………………………………………………………………………..15 

Список использованных источников и литературы……………………….….16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение. 

     Земля представляет особую ценность для человеческого  общества, являясь первоначальным источником всякого богатства. Она выступает, прежде всего, в качестве единственного  места обитания всех поколений людей, выполняет функцию пространственного  базиса для размещения и развития отраслей производства. Среди материальных условий, необходимых для производственной деятельности людей, особое место принадлежит  земле с ее почвенным покровом, недрами, лесами и водами. По сравнению  с иными природными ресурсами  земля выполняет наиболее широкие  и значимые функции в системе  общественных отношений, поэтому вопросы, связанные с правомерным использованием и охраной земель являются на сегодняшний  день одними из наиболее актуальных.

     Конституционная характеристика земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих  на соответствующей территории, т.е. всего многонационального народа Российской Федерации, предопределяет конституционное  требование рационального и эффективного использования, а также охраны земли  как важнейшей части природы, естественной среды обитания человека, природного ресурса, используемого  в качестве средства производства в  сельском и лесном хозяйстве, основы осуществления хозяйственной и  иной деятельности. Это требование адресовано государству, его органам, гражданам, всем участникам общественных отношений, является базовым для законодательного регулирования в данной сфере. 
 
 
 
 
 
 

Условия и порядок перевода земель из одной  категории в другую. 

     Одним из принципов земельного законодательства, закрепленных в Земельном кодексе  РФ, является установленное в ст. 1 положения, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

     Земли в Российской Федерации согласно ст. 7 ЗК РФ по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

     1) земли сельскохозяйственного назначения;

     2) земли поселений;

     3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,  информатики, земли для обеспечения  космической деятельности, земли  обороны, безопасности и земли  иного специального назначения;

     4) земли особо охраняемых территорий  и объектов;

     5) земли лесного фонда;

     6) земли водного фонда;

     7) земли запаса.

     Критерием их разграничения является различное  целевое назначение, определяющее цель, в соответствии с которой они  используются. Под целевым назначением  в самом широком смысле можно  понимать особое направление использования  земель, в зависимости от той роли, которую выполняет земля в  общественных отношениях. Известно, что  земля - это средство производства, база для развития промышленности, место проживания людей и расположения всех существующих природных объектов. Использование земельного участка, его функция является относительно стабильной, имеет свои особенности, что составляет особый правовой режим каждой категории.

     В земельном законодательстве РФ земли сельскохозяйственного  назначения определены как земли  за чертой поселений, предоставленные  для нужд сельского хозяйства, а  также предназначенные для этих целей. Главная особенность этой категории земель состоит в том, что земли здесь выступают  в качестве основного средства производства продуктов питания и кормов для  животных, а также сырья для  промышленности. Поэтому для земель сельскохозяйственного назначения установлен особый правовой режим, имеющий  целью как охрану и повышение  плодородия почв, так и недопущение  выведения таких земель из сельскохозяйственного  оборота. Земли сельскохозяйственного  назначения включают: сельскохозяйственные угодья; несельскохозяйственные угодья. Землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. Порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий. Вся территория поселения подлежит разделению только на территориальные зоны. Результаты такого разделения отражаются в документах зонирования, которые в соответствии с градостроительным законодательством составляют часть правил землепользования и застройки и поэтому утверждаются и изменяются этими правилами1.

     Землями промышленности и иного специального назначения признаются земли, которые  расположены за чертой поселений  и используются или предназначены  для обеспечения деятельности организаций  и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для  обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ (п. 1 ст. 87 ЗК РФ).

     Под землями особо  охраняемых территорий понимаются земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и  иное ценное значение, изъяты полностью  или частично из хозяйственного использования  и оборота и для которых  установлен особый правовой режим. К  землям особо охраняемых территорий относятся земли (п. 2 ст. 94 ЗК РФ):

     1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных  местностей и курортов;

     2) природоохранного назначения;

     3) рекреационного назначения;

     4) историко-культурного назначения;

     5) иные особо ценные земли в  соответствии с Кодексом, федеральными  законами.

     Основное  целевое назначение земель лесного  фонда - использование их в качестве средства производства в лесном хозяйстве. В соответствии со ст. 101 ЗК РФ и ст. 8 Лесного Кодекса2 РФ все земли лесного фонда делятся на две основные группы, а именно:

     1) лесные земли, к которым относятся:  земли, покрытые лесной растительностью  и земли, не покрытые ею, но  предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои,  редины, пустыри, прогалины, площади,  занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные);

     2) нелесные земли (земли, предназначенные  для ведения лесного хозяйства), к которым относятся: земли,  предназначенные для нужд лесного  хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли); а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли).

     Основное  целевое назначение земель водного  фонда заключается в использовании  их для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение питьевых, бытовых, оздоровительных  и других нужд населения, а также  водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных и общественных потребностей.

     К землям запаса относятся все земли, не включенные в земли иных категорий  либо исключаемые из их состава. Согласно ст. 103 ЗК РФ землями запаса могут  быть земли, одновременно отвечающие трем условиям: во-первых, земли должны находиться в государственной и муниципальной  собственности; во-вторых, земли не должны быть предоставлены гражданам  и юридическим лицам; в-третьих, земли  не должны использоваться до их перевода в иные категории и последующего предоставления различным лицам. По существу, к землям запаса могут  относиться только те земли, которым  придается резервное значение.

     Строгое следование субъектами земельных правоотношений целевому использованию земель является важнейшей составляющей всего земельного законодательства, т.к. правовой режим  эксплуатации земельных участков в  первую очередь выражается в отнесении  их к конкретным категориям земель. Суть принципа использования земель в соответствии с их основным целевым  назначением заключается в том, что ни собственник земельного участка, ни его владелец, пользователь или  арендатор не вправе изменить целевое  назначение земельного участка по своему усмотрению.

     На  основании данных государственного земельного кадастра разрешаются вопросы  об использовании тех или иных земель в лесном или сельском хозяйстве или для размещения промышленных, транспортных, энергетических или иных сооружений либо населенных пунктов.

     Категория земель указывается:

     - в актах федеральных органов  исполнительной власти, актах органов  исполнительной власти субъектов  РФ и актах органов местного  самоуправления о предоставлении  земельных участков;

     - договорах, предметом которых являются земельные участки;

     - документах государственного земельного кадастра;

     - документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

     - иных документах в случаях,  установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.

     Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в соответствии с требованиями земельного законодательства в следующем порядке:

     - земель, находящихся в федеральной  собственности, - Правительством РФ;

     - земель, находящихся в собственности  субъектов РФ, и земель сельскохозяйственного  назначения, находящихся в муниципальной  собственности, - органами исполнительной  власти субъектов РФ;

     - земель, находящихся в муниципальной  собственности, за исключением  земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления.

     Земель, находящихся в частной собственности:

     - земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти  субъектов РФ;

     - земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.

     Таким образом, частные собственники правом перевода земель из одной категории в другую не обладают. Субъекты права государственной и муниципальной собственности имеют не одинаковые полномочия по переводу земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земель, находящихся в частной собственности. Как видим, орган местного самоуправления не имеет полномочий по переводу земель сельскохозяйственного назначения. Правительство РФ распоряжается землями сельскохозяйственного назначения, находящимися в федеральной собственности, а орган исполнительной власти субъекта РФ имеет полномочия по переводу земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности субъекта РФ, в собственности органа местного самоуправления, частной собственности граждан и юридических лиц. Нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую служит основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую. Приведем пример из практики Поволжского федерального округа: Распоряжением Главы администрации Ульяновской области от 01.07.02 г. N 913 из земель совхоза "Пригородный" изъят земельный участок (пашни) площадью 5420 кв.м и передан в аренду, с правом последующего приобретения в собственность, - ООО "Симбирское автомобильное агентство" для размещения производственной базы по продаже автомашин и оказанию автоуслуг. При этом в пункте 3 распоряжения было указано, что следует обратиться к Главе администрации Ульяновской области для получения разрешения на перевод земель сельскохозяйственного назначения площадью 5420 кв.м в категорию земель промышленности. Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 23.05.03 г. распоряжение Главы администрации Ульяновского района было признано несоответствием действующему законодательству. Постановлением апелляционной инстанции от 06.08.03 г. данное решение оставлено без изменения. Не согласившись с состоявшимися судебными актами, ООО "Симбирское автомобильное агентство" обратилось с кассационной жалобой, в которой просило их отменить в связи с нарушением судом норм процессуального и материального права.

Информация о работе Условия и порядок перевода земель из одной категории в другую