Технология Мониторинга природных ресурсов сельскохозяйственного землепользования ЗАО «Флагман» в условиях Тюменской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 18:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить понятие, роль и технология мониторинга природных ресурсов сельскохозяйственного землепользования в условиях Тюменской области.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих основных задач:
- рассмотреть классификацию и характеристику природных ресурсов;
- изучить технологию мониторинга природных ресурсов;
- рассчитать экономическую оценку ущерба от загрязнения земель.
- разработать проектные предложения по снижению экологической напряженности природных ресурсов.

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya-monitoring.doc

— 292.50 Кб (Скачать файл)

Агроистощение почв представляет собой потерю почвенного плодородия в результате сельскохозяйственной деятельности. Агроистощение почв, как правило, сопровождается физической деградацией почв, вплоть до полного разрушения почвенного покрова.

Эрозия представляет собой разрушение почвенного покрова под действием поверхностного стока и ветра с последующим перемещением и переотложением почвенного материала.

Водная эрозия представляет собой разрушение почвенного покрова под действием поверхностного стока. Выделяется плоскостная и  линейная эрозия.

Плоскостная эрозия проявляется в виде смытости поверхностных  горизонтов (слоев) почв.

Линейная (овражная) эрозия представляет собой размыв почв и подстилающих пород, проявляющихся  в виде формирования различного рода промоин и оврагов.

Под ветровой эрозией понимается захват и перенос частиц поверхностных слоев почв ветровыми потоками, приводящие к разрушению почвенного покрова.

Засоление почв и земель представляет собой процесс  накопления водорастворимых солей, включая и накопление в почвенном  поглощающем комплексе ионов натрия и магния.

Собственно  засоление - это избыточное накопление водорастворимых солей и возможное  изменение реакции среды вследствие изменения их катионно-анионного  состава.

Осолонцевание представляет собой приобретение почвой специфических свойств, обусловленное вхождением ионов натрия и магния в почвенный поглощающий комплекс.

Под заболачиванием понимается изменение водного режима, выражающееся в длительном переувлажнении, подтоплении и затоплении почв и  земель.

Для оценки степени  деградации почв и земель используются индикаторные показатели, по которым установлены пороговые значения для определения потери природно-хозяйственной значимости земель. При этом необходимо введение дополнительных показателей, более полно характеризующих деградацию почв и земель.

Экономическая оценка величины ущерба от деградации почв и земель определяется по формуле (3.1).

 

Узем с* S*Кэос  =  172×159,375×1,1=30153,75 (руб.)              (3.1)  

                        

где Нс - норматив стоимости земель, тыс. руб./га;

S - площадь почв и земель, деградировавших в отчетном периоде времени, га;

Кэ - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости территории;

Кос - коэффициент для особо охраняемых территорий.

Для особо охраняемых территорий коэффициенты (Кос) установлены от 3 до 1,0 в зависимости от назначения территории.

Экономическая оценка ущерба от деградации почв и  земель на территории составила 30153,75 рублей.

3.2 Экономическая оценка ущерба от загрязнения земель химическими веществами

 

Химическое загрязнение - изменение химических свойств атмосферы, почвы и воды (при наличии в структуре объекта недвижимости обособленного водного объекта), оказывающее негативное воздействие как непосредственно на объект недвижимости (снижение урожайности сельскохозяйственных культур на сельскохозяйственных угодьях, коррозия металлических конструкций зданий и сооружений и т. д.), так и на обитателей рассматриваемого объекта недвижимости (проживающих в жилом доме, работающих в офисе и т. д.).

Экономический ущерб от загрязнения земель химическими веществами, деградации и нарушения земель измеряется совокупными затратами на восстановление загрязненных земель и приведение этих земель в прежнее состояние. Такие затраты определяются исходя из конкретных видов работ по восстановлению загрязненных земель, их объемов и действующих расценок.

Ущерб от загрязнения  определяется:

- при произведенном  загрязнении земель (выбросами и  сбросами загрязняющих веществ) - на основе данных обследований  земель и лабораторных анализов по сравнению с данными предыдущих обследований и анализов;

- при нарушении  технологий и регламентов применения  пестицидов и других агрохимикатов,  несоблюдении природоохранных требований  при их хранении, транспортировке  и проведении погрузочно-разгрузочных работ, загрязнении земель при авариях, залповых сбросах и выбросах - на основе данных обследований земель и лабораторных анализов;

- при захламлении  земель несанкционированными свалками  отходов - на основе данных  об объеме (массе) отходов и  степени их опасности.

Лабораторные  анализы проводятся в химических лабораториях специализированных инспекций  аналитического контроля территориальных  природоохранных органов системы  Минприроды России, Госкомсанэпиднадзора России, землеустроительной службы системы  Роскомзема, гидрометеослужбы системы Росгидромета, агрохимслужбы системы Минсельхоза России и в других аккредитованных химических лабораториях. В случаях загрязнения земель при авариях, залповых сбросах и выбросах и захламлении земель несанкционированными свалками отходов полевые обследования и лабораторные анализы проводятся за счет виновных в загрязнении земель.

Экономическая оценка ущерба от загрязнения земель химическими  веществами:

Узем =∑ (Нс×Si×Кэ×Кос)×Кхим=11(172×28,13×1,1) ×3=175632,468 (руб.)     (3.2)                                   

 

где Нс - норматив стоимости земель, тыс. руб./га;

Si - площадь земель, загрязненных химическим веществом i - го вида в отчетном году, га;

Кэ - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости территории;

Кос - коэффициент для особо охраняемых территорий;

Кхим - повышающий коэффициент при загрязнении земель несколькими (n) химическими веществами.

 

Кхим = 1+ 0,2 (n - 1)                                          (3.3)

при n =11; Кхим=3

Экономическая оценка ущерба от загрязнения земель химическими веществами на территории землепользования составила 175632,468 руб.

3.3 Экономическая оценка ущерба  от захламления земель

 

Захламление земель - накопление (складирование) на земельных  участках коммунально-бытовых отходов, отходов производственной деятельности предприятий и транспорта, строительных материалов, оборудования и тому подобного в непредусмотренных для этих целей местах. Муниципальный контроль за захламлением земель осуществляется подразделениями органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Экономическая оценка ущерба от захламления земель несанкционированными свалками определяется по формуле:

Узем =∑* (Нс*S*Кэос) = 11×(172×23,4×1,1)=48700,08 (руб.)                   (3.4)                               

 

где Нс - норматив стоимости земель, тыс. руб./га;

Sj – площадь земель, захламленных в отчетном периоде отходами j-го вида, га;

Кэ - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости территории;

Кос - коэффициент для особо охраняемых территорий.

Экономическая оценка ущерба от захламления земель несанкционированными свалками на территории составила 48700,08 руб

 

      3.3.1 Расчёт потери убытков от захламления.

На территории линейных и площадных участков под  объектами рассчитывают косвенные убытки, которые определяют по формуле :

 

Ук=P1×  Б×а


P1 - площадь захламленных земель в га(лесных массивов).

Б - потери биологической продуктивности в центнерах с га.


а - закупочная цена в рублях за центнер.

Биологическая продуктивность в данном лесном массиве по грибам составляет 50 центнеров с га ,по ягодам 12 центнеров с га, по хвойным лесам 160 м3 с га, по лиственным лесам 160 м3 с га. Потери биологической продуктивности связанные с проявление негативных природных процессов по результатам исследований приняты 10%(согласно варианту задания на курсовую работу ,вариант 10 ).

P1=15,6 га

Закупочная  цена 1ц. ягод =8000 руб.

Закупочная  цена 1ц. грибов =1500 руб.

Закупочная  цена 1 м3 хвойной древесины =3000 руб.

Ук(по грибам) =15,6×5×1500=117000 руб.

Ук(по ягодам)=15,6×1,2×8000=149760 руб.

Ук(по хв.лес)=15,6×16×3000=748800 руб.

4. Проектное предложение по снижению экологического напряжения природных ресурсов

4.1 Установление режима использования  земель в границах

экологических зон

 

Зоны (территории) с особым правовым режимом использования земель создаются в целях обеспечения необходимых условий жизнеобеспечения и безопасности населения, сохранения и воспроизводства природных ресурсов, функционирования промышленных, транспортных, коммунальных и иных объектов и коммуникаций.

Особо охраняемые территории – это участки земель, где располагаются  природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное  назначение.

К землям природоохранного назначения относятся земельные  участки: водоохранных зон рек и водоемов; запретных и нерестоохранных полос; лесов, выполняющих защитные функции; противоэрозионных, пастбищных и полезащитных лесонасаждений; иные земельные участки, выполняющие природоохранные функции.

В пределах прибрежных полос  рек, озер и водохранилищ дополнительно к ограничениям, указанным для водоохранных зон, запрещается: распашка земель; выпас, организация летних лагерей скота; применение удобрений.

Прибрежные полосы, как  правило, должны быть заняты древесно-кустарниковой  растительностью или залужены.

Размещение территорий особо охраняемых земель осуществляется при разработке генеральной схемы  землеустройства территории РФ, схем землеустройства территорий субъектов  РФ, схем землеустройства муниципальных  и других административно-территориальных образований, а также при формировании целевых земельных фондов, районировании и зонировании земель. В отдельных случаях при необходимости могут разрабатываться самостоятельные схемы размещения особо охраняемых территорий федерального, регионального и муниципального уровня. Окончательное размещение особо охраняемых объектов землеустройства и отвод им земель производят на основе проектов межхозяйственного землеустройства. На основании утвержденных в установленном порядке схем и проектов землеустройства соответствующие органы принимают решения о резервировании и выделении в натуре земельных участков, которые объявляются особо охраняемыми территориями, а также об установлении их границ. Установление границ территорий особо охраняемых земель предусматривает отображение их на материалах кадастровых съемок, закрепление и обозначение на местности.

В связи с большой  протяженностью границ территорий традиционного  природопользования, сложностью выполнения топографо-геодезических работ инструментальное проложение внешних границ, как правило, не практикуется, а их размещение приурочивается к естественным рубежам (ручьям, рекам, водоразделам) и другим, не подверженным изменениям географическим объектам, легко опознаваемым на местности и на имеющимся планово-картографическом материале. При этом должно быть дано описание этих границ и составлен соответствующий протокол установления внешних границ территории традиционного природопользования.

Размещение территорий, включаемых в состав охранных, защитных, санитарных, запретных и иных зон с ограниченным (особым) режимом использования земель. В зависимости от вида объектов, их функционального назначения и влияния на окружающую среду могут устанавливаться следующие зоны с особым правовым режимом использования земель: охранные зоны; зоны охраняемого природного ландшафта; зоны санитарной охраны; запретные зоны и запретные районы; санитарно-защитные зоны; зоны ограниченной застройки; зоны минимальных расстояний; шумовые зоны; опасные зоны; зоны воздействия.

Состав и содержание ограничений в использовании земель, пределы (зоны) территории, на которой накладываются ограничения, устанавливаются вне зависимости от вида прав на земельный участок в соответствии с нормативными правовыми актами, положениями, правилами.

Границы зон с особым режимом использования земель устанавливаются по проектам строительства соответствующих субъектов, а при их отсутствии – по утвержденным нормативам с учетом местоположения режимообразующих объектов, их назначения, параметров, конструкции и степени влияния на окружающую среду. Границы зон с особым режимом использования и местоположения режимообразующих объектов отражаются на планово-картографических материалах или дежурной земельно-кадастровой карте. К графическим материалам прикладывается реестр режимообразующих объектов и зон с особым режимом использования земель с указанием этих режимов, а также экспликация земель, включенных в зоны, по видам угодий.

В сельскохозяйственном землепользовании ЗАО «Флагман» установлены режимы использования земель следующих экологических зон: водоохраной, зоны интенсивного сельскохозяйственного использования, зелено защитной зоны, зон трансформации, консервации, рекреации, санитарно-защитной зоны.

Для поддержания водных объектов в состоянии, соответствующем  экологическим требованиям, для предотвращения загрязнения, засорения и истощения поверхностных вод, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира устанавливаются водоохранные зоны.

Информация о работе Технология Мониторинга природных ресурсов сельскохозяйственного землепользования ЗАО «Флагман» в условиях Тюменской области