Теоретические основы земельного кадастра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 09:08, реферат

Краткое описание

Постоянно растет потребность в информации о земле как основе проводимых земельных преобразований, так как земля является основным источником материального благополучия в частном и общественном секторах. Такая информация является главной для принятия решений, связанных с инвестициями, формированием налоговой системы, развитием и управлением территориями регионов. Современные администраторы на основе этой информации решают сложные задачи и принимают обоснованные решения.

Вложенные файлы: 1 файл

Теоретические основы земельного кадастра..doc

— 1.10 Мб (Скачать файл)

     - поселений (городов, поселков, сельских поселений);

     - промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

     - особо охраняемых территорий и объектов;

     - лесного фонда;

     - водного фонда;

     - запаса.

     Категорию земель обязательно указывают:

     - в актах федеральных органов исполнительной власти, актах исполнительной власти субъектов РФ и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;

     - в договорах, предметом которых является земельный участок;

     - в документах государственного земельного кадастра;

     - в документах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

     - в иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Глава 3. Юридическая разнозначность информации ГЗК. Текущие  проблемы кадастрового рынка

     Современный Государственный земельный кадастр (ГЗК) призван обеспечить следующей  актуальной юридически значимой для развития государства и общества информацией: гарантия прав собственности и их надежная защита; поддержка системы налогообложения земли и иной недвижимой собственности; гарантия ипотечных кредитов; развитие и контроль земельного оборота; проведение государственного контроля за охраной и использованием земель; рассмотрение земельных споров; проведение земельной реформы, включая приватизацию земли; развитие территорий, планирование и эффективное использование их земельных ресурсов; рациональное использование окружающей среды.3

     С учетом формирующегося земельно-имущественного законодательства Российской Федерации  система ГЗК страны создается как открытая гибкая конструкция, которая должна быть адаптирована к федеральным, региональным или муниципальным условиям.

     Одно  из основополагающих требований при  проектировании системы ГЗК — ее ориентирование на межведомственное взаимодействие и обмен данными с другими информационными системами федеральных и местных органов исполнительной и законодательной власти.

     Важность  проблемы реформирования земельных  отношений на современном этапе экономических и социальных преобразований в Российской Федерации, создание фактически нового земельного строя на основе передела земельной собственности и формирование многоукладного платного землепользования, обеспечение гарантии защиты прав собственников земли государством выдвинуло задачу организации новой системы государственного

земельного  кадастра как важнейшего элемента структурной  перестройки экономики России.

     Кроме того, возникла проблема максимального  удовлетворения экономических интересов  субъектов земельных отношений, наиболее полного и эффективного использования экономического производственного потенциала, объектов земельных отношений, в том числе и с учетом стоимости закрепленных за ними земельных участков при соблюдении жестких природоохранных требований, особых режимов использования земель охраняемых территорий, формирования налоговой системы для объектов недвижимости, особенно на землях поселений. Это потребовало учета не только экономических, но и экологических условий, что во многом изменило методику и последовательность ведения земельного кадастра.4

     Многоцелевое назначение ГЗК предполагает информационное обеспечение всех функций государственного управления земельными ресурсами: планирование земель, их перераспределение, контроль за их использованием и охраной, землеустройство, разрешение земельных споров, налогообложение, защиту прав на землю и т. п. Для этого необходим системный поход к созданию ГЗК, который служит, с одной стороны, целям юридической защиты прав на землю — в интересах граждан и юридических лиц (т. е. в частных интересах), а с другой — целям налогообложения в интересах государства (т. е. в публичных интересах). Таким образом, эти цели должна обеспечивать вся система ГЗК, включая и отдельные его подсистемы. Так, с целью взимания налогов необходимы, как минимум, сведения о правовом статусе владельца (т.е. с кого взимается налог), правовом режиме земель и их категориях, которые учитывают при установлении размера налога (т. е. с чего взимается налог). Вся эта информация содержится в регистрационной части ГЗК.

     При любом варианте планировании развития информационной системы кадастра недвижимости основополагающими принципами должны быть:

     − Преемственность;

     − Унифицированность;

     − Инновационность.

     С одной стороны, объективно должна быть обеспечена преемственность как  существующих систем автоматизации  ведения земельного кадастра, так  и систем технического учета. С другой стороны, существующие информационные системы должны быть плавно, но решительно заменяться на системы нового поколения с использованием последних инновационных достижений. Такова наиболее продуктивная диалектика развития кадастра.

     Введение  в действие Земельного кодекса Российской Федерации, а также ряда федеральных  законов «О государственном земельном кадастре», «О землеустройстве», «О разграничении государственных земель», «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в значительной степени сняло правовую неопределенность, связанную с земельными отношениями в Российской Федерации и определило базовые принципы их дальнейшего развития. Земля стала объектом пристального внимания со стороны крупного российского и иностранного бизнеса.

     В течение всего предшествующего  десятилетия говорилось о преимуществах частной собственности на землю. Сегодня «дискуссия» перешла в практическую плоскость, которая характеризуется тремя проблемами: процедуры оформления прав, выкуп земель и затраты на землеустроительные работы.

     Решение вопроса о собственности на занимаемые предприятиями земельные участки  сегодня осложнено наличием многих экономических неизвестных. Проблема передачи земельных участков в собственность  занимающих их предприятий нельзя рассматривать отдельно от налоговой политики. Существующая система налогообложения земель имеет два фактора неопределенности.

     Другой  экономической неизвестной является аренда земель. Отсутствие федерального регулирования в этой области  также приводит к многочисленным злоупотреблениям на местном уровне и ставит предприятия в зависимость  от финансово заинтересованных местных  органов власти. При этом уровень арендной платы также непредсказуем и никак не связан с рыночной стоимостью арендуемых земельных участков.

     После того как мировой финансовый кризис стал ощущаться на территории Российской Федерации, отечественный рынок  недвижимости опустел. Нет покупателей, нет продавцов, строительство большинства объектов остановлено.

     В настоящее время проблема на рынке  недвижимости, как в целом, так  и в частности с землей, заключается  в первую очередь в том, что  рынок замер. Произошло это по двум основным причинам. Во-первых, это связано с тем, что в январе, начиная с середины декабря и до середины февраля, активность на  рынке опускается до нуля из-за длительных каникул. А во-вторых, и это самое главное, рынок приостановился из-за мирового финансового кризиса. Цены на недвижимость сильно упали: на сельхозугодия до 45%, на городскую недвижимость до 30%. Рано или поздно рынок оживится, и цены на землю вырастут. В свою очередь, покупатели ждут, что цены будут еще падать. Поэтому образовалось такое «недвижение» рынка земли.

     Чтобы выйти на сделку с землей по любому участку, приходится собирать массу  документов. В первую очередь, что  касается земли, кадастровый паспорт  земельного участка. Если есть здания и сооружения, значит, необходимо получить технический паспорт на эти здания и сооружения. Сбор этих документов занимает много времени и отнимает очень много сил. В большинстве регионах РФ физические лица занимают очереди и сутками простаивают в них, чтобы попасть в земельный комитет, в кадастровую палату, чтобы получить паспорт земельного участка (раньше это был кадастровый план). С такими же сложностями связано получение технического паспорта здания или сооружения в БТИ.

     Дополнительные  трудности возникают, если земельный  участок не стоит на кадастровом  учете. А таких земель в собственности физических лиц до настоящего времени много. Эта проблема возникла по причине того, что в садоводческих товариществах и дачных кооперативах люди в 90-х годах оформляли право собственности на землю, и им выдавали свидетельства старого образца, так называемые «голубые свидетельства». Те старые свидетельства 1990-х годов имеют правовую силу наравне со свидетельствами, которые выдают сегодня в Управлении федеральной регистрационной службы. Но тогда, в 1990-х годах, просто выдавали свидетельства, в которые сотрудники земельных комитетов вписывали площадь, фактически занимаемую гражданином. Если были какие-то споры, значит, граждане судились, но в любом случае свидетельства выдавали по фактически занимаемой площади. Что важно — участки на кадастровый учет не ставились.

     Сейчас, для того чтобы переоформить право  либо получить новое свидетельство  на этот земельный участок, его необходимо поставить на кадастровый учет. Такая  ситуация может возникнуть при вступлении в права наследования, при дарении, купле-продаже, то есть при всевозможных сделках по отчуждению. Для этого нужно вызвать сотрудников земельного комитета, чтобы они произвели обмер земельного участка, составили план. Паспорт на землю можно получить недорого, но выезд землеустроителей на место — это довольно дорогая процедура. Сам процесс получения паспорта на землю, если участок не стоит на кадастровом учете, в среднем занимает от двух до четырех месяцев.

     После того как будут собраны все  необходимые документы, нужно попасть в Управление федеральной регистрационной службы, подать документы и там уже оформить или переоформить право собственности, получить новое свидетельство. Это тоже требует много времени. Люди занимают очереди с трех-четырех часов утра, затем простаивают очередь, чтобы попасть в отделение Управления федеральной регистрационной службы. Сотрудники управления пытаются регулировать очередь, но все равно это не уменьшает поток людей.

     Конечно, желательно было бы,  ввести систему  «одного окна», когда подается заявление, оплачивается пошлина, заключается договор, затем в назначенное время приезжает землеустроитель, через две недели землевладелец получает кадастровый план, еще через две недели все документы подаются в Управление федеральной регистрационной службы. Желательно, законодательно облегчить процедуру переоформления прав, заключения договоров, сделок по отчуждению и приобретению земельных участков. 
 
 
 

Заключение

     Земельный кадастр — систематизированный свод документированных сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель. В Российской Федерации правила ведения земельного кадастра закреплены в Земельном кодексе.

     В СССР ведение земельного кадастра было предусмотрено Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 г.

     Согласно  Федеральному закону № 28-ФЗ от 02.01.2000 г. государственный земельный кадастр - систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов. Однако, пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 13.05.2008 г. № 66-ФЗ Закон "О государственном земельном кадастре" признан утратившим силу. С 1 марта 2008 года введено новое понятие - "государственный кадастр недвижимости".

     Государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.

       Государственный кадастровый учет  земельных участков сопровождается  присвоением каждому земельному  участку кадастрового номера.

     Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения:

     - государственного и муниципального управления земельными ресурсами;

     - государственного контроля за использованием и охраной земель;

Информация о работе Теоретические основы земельного кадастра