Сущность, цели и основные принципы приватизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2015 в 12:23, реферат

Краткое описание

Переход к рыночной экономике требует специальной экономической подготовки не только персонала предприятий, организаций, учреждений, но и широких слоёв населения. Особое значение изучение проблем переходного периода имеет для специалистов экономического профиля, решающих вопросы трансформации национальной экономики. В переходном периоде возникают такие новые явления, как разгосударствление и приватизация предприятий. Изучение этих вопросов приобретает особую актуальность в связи с расширением масштабов реформирования государственной собственности в Республике Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………….. 3
Сущность, цели и основные принципы приватизации…………...4
Методы и способы приватизации………………………………….6
Приватизация и ее роль в преобразовании собственности……….8
Проблемы приватизации……………………………………………9
Итоги приватизации………………………………………………..11
Заключение……………………………………………………………..14
Список литературы…………………………………………………….15

Вложенные файлы: 1 файл

Artem.docx

— 34.49 Кб (Скачать файл)

     9) Негативное отношение части населения к приватизации.

     10) Недостаточная информированность населения, особенно сельского, о наличии в сбербанках пакетов акций и о завершении сроков чековой приватизации.

     К основным проблемам приватизации государственной собственности в Республике Беларусь относятся следующие:

     - менее значительные объекты реформируются активнее, чем более значимые;

     - преобразование форм собственности проходит медленно и отстает по темпам осуществления процесса приватизации не только от большинства стран, проводящих рыночные преобразования, но и от нормативно-законодательных установок и прогнозных показателей этого процесса;

     - проблема старения производственных фондов и необходимости их модернизации, которые требуют притока инвестиций – прямых и портфельных, национальных и иностранных.

     Вопросы разгосударствления и приватизации не теряют актуальности по причине больших финансовых затрат государства на поддержание конкурентоспособности белорусских государственных предприятий. Приватизация государственной собственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь осуществляется следующими способами:

     - выкупом арендного имущества арендным предприятием;

     - продажей объектов на аукционе и по конкурсу;

     - продажей государственной доли акций акционерных обществ, преобразованных из государственных и арендных предприятий, негосударственным юридическим и физическим лицом.

     Правительство республики предусматривает путём приватизации достичь:

     - усиления стимулов к труду, повышение эффективности производства, деловой активности предпринимательской деятельности;

     - устранения бесхозяйственности, уменьшения масштабов коррупции и теневой экономики;

     - возрождения общечеловеческих ценностей.

Учитывая важность проблемы, правительство республики осуществляет постоянный контроль за ходом процесса приватизации.

    1. ИТОГИ ПРИВАТИЗАЦИИ

     Приватизация в Беларуси началась в 1991 году с принятием Советом Министров постановления №360 «О разгосударствлении экономики и приватизации государственной собственности Республики Беларусь» и других нормативных документов по преобразованию государственной формы собственности. Уже в 1991 г. было преобразовано 19 предприятий республиканской и 42 коммунальной собственности.

     При этом только три предприятия были преобразованы в открытые акционерные общества, в то время как остальные государственные предприятия тем или иным способом выкупались. Для проведения приватизации в 1992 г. создан Комитет по управлению госимуществом.

     В 1993 году начался активный процесс реформирования государственной собственности. Новые законы определили правовую базу трансформации собственности в стране, а к средствам для выкупа государственного имущества прибавились именные приватизационные чеки «Имущество».

     В последующие годы принимались новые нормативные акты, которые значительно изменили отношение к приватизации со стороны руководителей предприятий, трудовых коллективов и населения, с одной стороны, и действующие формальные процедуры по трансформации собственности – с другой.

     Ввиду изменения отношения правительства к приватизации и желания контролировать все материальные и финансовые потоки в стране, после 1996 г. процесс приватизации и акционирования резко замедлился.

     В течение длительного периода времени выбранная экономическая модель в Беларуси делала акцент на механизме государственного регулирования и предпочитала государственную форму собственности. Конкурентоспособность экономики Беларуси поддерживалась огромными субсидиями из России. До 2007 г. Беларусь могла развиваться довольно быстрыми темпами, без каких бы то ни было структурных реформ и, следовательно, процесс приватизации игнорировался.

     В конечном итоге, в марте 2012 Президентом было принято решение о том, что любое государственное предприятие может быть приватизировано, при условии, что инвестор предлагает высокую цену за активы, что означает, что инвестор готов выполнить экономические и социальные требования (среди прочего увеличение производственных мощностей и никаких временных увольнений в течение первых нескольких лет).

     Таким образом, в Беларуси уже нет плана приватизации и перечней продаваемых предприятий, можно приватизировать любое предприятие, если есть инвестор, определена цена объекта. В настоящее время готовятся проекты распоряжений Президента по продаже акций некоторых предприятий на аукционах и конкурсах. До конца текущего года ряд объектов планируется выставить на продажу. За более чем десятилетний период проявились как положительные, так и отрицательные итоги разгосударствления и приватизации. К положительным итогам можно отнести:

   • начался и продолжается процесс формирования многоукладной экономики с различными формами собственности и видами предприятий;

   • новый, более динамичный и эффективный характер приобрели взаимоотношения между предприятиями: на смену директивам и указаниям из центра приходят самостоятельные контакты на взаимном интересе и выгоде;

   • изменились отношения между предприятиями и банками, основывающиеся в рыночной экономике на самостоятельности, самоокупаемости, с повышением рисков в кредитной политике;

   • сложились новые отношения предприятий с госбюджетом, так как серьезно меняются источники финансирования предприятий: от безвозвратных бюджетных субсидий и дотаций до кредитов на принципах возвратности, платности, срочности;

   • новую роль приобрели страховые учреждения, которые работают на свой коммерческий риск.

 

 

     Отрицательным моменты разгосударствления и приватизации:

     • разгосударствление и приватизация сами по себе не привели к подъему национальной экономики;

     • они длятся дольше намеченных сроков;

     • общество оказалось не готово к приватизации гласной и под контролем на начальных стадиях этого процесса;

    • иностранные инвесторы составили небольшой удельный вес в приватизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Приватизация – это переход государственной собственности в частные руки и формирование на этой основе частной или смешанной форм собственности в результате принятия правительством программы социально – экономических преобразований.

     В развитых странах, с одной стороны, целью приватизации является уменьшение влияния государства на хозяйственные процессы и создание свободного пространства для развития частной инициативы. С другой стороны, она – следствие исчерпанности эффектов национализации, которая периодически проводилась в этих странах.

     Приватизация является основанием экономической и политической трансформации. Без обширной частной собственности невозможно построить рыночную экономику и демократическое общество. В большой степени передача государственной и муниципальной собственности в частные руки ответственна за рост эффективности экономических реформ. Проведенные исследования в области приватизации, реструктурирования предприятий и корпоративного управления подчеркивают приоритетную важность приватизации для успешного протекания рыночных реформ.

     Приватизация в белорусской экономике, которая находится все еще во власти государственного сектора, может действительно быть важным инструментом улучшения эффективности и производительности, а также повышения конкуренции. Но приватизация должна сопровождаться рядом институциональных реформ, нацеленных на создание сильного и здорового частного сектора в Беларуси, которые позволят ей продвигаться к международной конкурентоспособной экономике.

     В Беларуси приватизация имеет необратимый характер. В настоящее время уже нет смысла спорить о её целесообразности. Формы и методы приватизации могут быть различными. Но принципы и цели не меняются. При проведении разгосударствления и приватизации определяющим должен быть вопрос об эффективности принимаемых решений в вопросе преобразований государственной собственности. Приватизация только тогда даст результат, когда затронет всю глубину производственных отношений, а не только их внешние, находящиеся на поверхности, проявления.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Приватизация // [Электронный ресурс]. – 2011. - Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/investors/investoram-klimat/privatizaciya. – Дата доступа: 26.12.2013.
  2. Приватизация и разгосударствление // [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://bargu.by/3431-privatizaciya-i-razgosudarstvlenie.- Дата доступа: 26.12.2013

 


Информация о работе Сущность, цели и основные принципы приватизации