Содержание и роль писцовых межеваний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:59, реферат

Краткое описание

Старейшими дошедшими до нас документами являются описания земель периода татарского ига. Первая татарская перепись киевских земель проведена в XIII веке. Наряду с татарскими переписями в период монгольских завоеваний описания земель вели русские князья. Чтобы определить размеры дохода и взимания татарской дани, во владениях каждого князя составлялись специальные писцовые книги.

Вложенные файлы: 1 файл

МНИЗ.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

1. Содержание и роль  писцовых межеваний. 

      Первые  описания земель в России появились  в IX в. Они касались главным образом монастырских и церковных земель и служили основанием для наделения духовенства имуществом, в частности землей.

      Старейшими  дошедшими до нас документами являются описания земель периода татарского ига. Первая татарская перепись киевских земель проведена в XIII веке. Наряду с татарскими переписями в период монгольских завоеваний описания земель вели русские князья. Чтобы определить размеры дохода и взимания татарской дани, во владениях каждого князя составлялись специальные писцовые книги.

      Писцовые  межевания можно считать первой земельной реформой, связанной со становлением Российского государства, начавшего свое развитие с Московского  княжества. Московское княжество расширяется, занимая обширные пустынные пространства и заселяя их. Господствующей формой землевладения становится вотчина, которую можно было передавать по наследству, менять, продавать. Вотчинами владеют князья, бояре, члены дружин, монастыри, высшее духовенство.

      В описаниях приводились сведения о количестве земель во владениях, давалась оценка этих земель путем приведения их к определенным условным единицам. Основной единицей податного обложения  считалась соха. В связи с этим система переписи земель получила название сошного письма. Кроме налоговых целей, описание земель по сошному письму имело большое значение для определения количества ратников, лошадей и продовольствия, необходимых для обороны. Раздача земель за службу и необходимость приведения вотчинных и поместных земель в соответствие с отправляемой службой стали одной из основных причин частых переписей земель в XV - XVI вв. При царе Иване IV (Грозном) были описаны почти все земли России, а некоторые из них - даже по нескольку раз.

      Для описания земель в XVI в. было создано специальное учреждение - Поместный приказ, которое стало общегосударственным руководящим центром, объединяющим все межевые, кадастровые и крепостные работы. Описания земель проводились лицами, называвшимися писцами, дозорщиками и мерщиками. Писцовый наказ 1622 г. возлагал на писцов измерение пашни, перелогов, сенокосов, лесов и других угодий. Сведения о земле составляли в двух экземплярах: один посылался в Москву в Поместный приказ, а второй предназначался для воевод, наместников и дьяков.

      Писцовые  книги имели юридический и  правовой характер. При их заполнении проверяли права землевладельца на описываемые земли. Купля-продажа  земли, обмен земельными владениями, передача земель по наследству подтверждались документами и отражались в писцовых книгах. Эти книги признавались государством в качестве важнейшего доказательства прав на землю, а сама запись в них получила характер земельной регистрации. Составление писцовых книг велось по населенным пунктам: город, уезд, стан, волость.

      В писцовых книгах освещались и финансовые вопросы: оценка имущества, размеры  обложения налогом. Запись этих книг содержит показатели своеобразной русской  статистики населения, землевладения, культуры, финансов и т.д. В книгах, наряду с учетом и регистрацией земель, дается их классификация по качеству с выделением четырех групп - добрые, худые и очень худые, средние.

      Сравнивая данные писцовых книг с земельнооценочными сведениями конца XIX в., можно отметить, что оценка земель по степени добротности, производительности и составу почв, приведенная в писцовых описаниях, очень близка к нормальным урожаям ржи и определению состава почв.

      Кроме писцовых книг, в которые заносились все земли, составлялись окладные, приправочные полевые, строенные, засечные, отказные, дозорные и вотчинные книги. В окладных книгах отражались только земли, приносящие доход, с указанием размера. В приправочных книгах служилые земли с указанием, кому какие принадлежат и по каким документам. Полевые книги составляли при межевании, на их основе появились межевые книги, в которых отражались границы землевладений. В строенных книгах регистрировалось количество земли, отведенной под строительство городов, с указанием их местонахождения. Отказные книги содержали описание раздач, засечные - описание земель по границам государства, в дозорные книги заносили земли, находящиеся в разорении и подлежащие конфискации. Вотчинные книги давали сведения для распределения тягла между населением вотчины с учетом имущественного положения крестьян. Таким образом, собираемая информация могла быть использована для управления территориями и проведения земельной и налоговой политики Российского государства.

      Следующий этап развития кадастра был обусловлен политикой Петра I, он уничтожил поместную систему, сравнял прежние поместья с вотчинами и ввел подушную подать. В результате качественный учет земель и их оценка утратили свое значение. Вместе с тем значительно повысилась точность полевых измерений, впервые основанная на геометрии и применении геодезических инструментов. Однако замыслы Петра I о производстве сплошного межевания выполнить не удалось, и первое генеральное межевание было начато в 1754 г. Оно было основано на писцовом наказе 1684 г. (приложение 1) и помимо учета земель имела целью лишение прав владения и изъятия не соответствующих документам земель. Такой формальный подход привел к возбуждению споров соседствующих владельцев даже в случаях отсутствия взаимных претензий до начала межевания. По свидетельствам очевидцев, нередко возникали бурные споры на межах, драки и даже убийства. Это вызывало отрицательное отношение землевладельцев к самой идее генерального межевания и предопределило его неудачный исход.

  1. Зарождение землеустроительного образования и его развитие в дореволюционный период (до 1917г.).
 

      Первоначально землемерное дело и землемерное  образование было семейным. В период удельных княжеств и во времена Московского  государства, судя по сохранившимся  сведениям, межевые работы осуществляли представители известных Княжеских  и боярских фамилий.

      Первые  землемеры должны были обязательно  знать грамоту, межевые законы и  владеть элементарными приемами геодезических измерений.

      Первая  специальная землемерная школа  в России возникла при Поместном  приказе. К началу XVII столетия он уже насчитывал до 400 подьячих. Школа существовала с 70-х годов XVII в.; в разные годы в ней обучалось от 35 до 100 человек. Учащиеся были разделены между столами (отделами) приказа и прикреплены к стоявшим во главе них опытным подьячим. Обучение продолжалось от 2-х до 3-х лет в зависимости от уровня предыдущей подготовки. В школе изучались математика, грамматика, сошное письмо (включавшее землемерное дело, технику оценки качества земель, расчет площадей), черчение, картография. Имеются также данные об открытии в 1698 г. В Москве при Пушкарском приказе школы “цифири и землемерия”, где также изучалось землемерное дело.

      С приходом к власти Петра I, во втором десятилетии XVIII в. Поместный приказ был упразднен и главным межевым учреждением в России стала Вотчинная коллегия, занимавшаяся производством межеваний и оформлением дел по передаче недвижимости по указаниям Сената.

      Главным образовательным учреждением в  России, где можно было получить профессиональную землемерную подготовку, стала учрежденная Петром I в Москве школа математических и навигационных наук. Курс обучения состоял из трех ступеней . В начальной, так называемой русской, школе обучали чтению, письму, основам грамматики и арифметики. В цифровой (арифметической) школе на второй ступени изучали арифметику, геометрию, плоскую и сферическую тригонометрию. В высших, навигаторских классах преподавались математическая география, основы астрономии, черчение, геодезия, навигация и др.

      После закрытия школы математических и  навигационных наук в Москве, на базе навигаторских классов в 1715 г. В Петербурге была создана Морская академия, и землемерное и геодезическое образование стало развиваться в Адмиралтействе и Морской академии.

      Работы  по генеральному межеванию в России, начавшиеся с середине 60-х годов  XVIII столетия, вызвали очевидную нехватку землеустроительных кадров. При отсутствии в то время специальных межевых учебных заведений забота о подготовке землеустроителей легла на межевые учреждения — Межевую экспедицию Правительствующего сената и Межевую канцелярию.

Именным указом Сената от 8 октября 1765 г. (ПСЗ, № 12488) и последовавшими в его развитие указами Межевой экспедиции от 7 апреля 1768 г. (ПСЗ, № 13093) было объявлено, чтобы все, умеющие осуществлять землемерные действия (“имеющие сведения в снятии дач на планы”) и желающие поступить в землемеры, заявили об этом Межевой экспедиции или Межевой канцелярии. Землемерам Межевой канцелярии вменялось в обязанность обучать межевому делу землемерных учеников, определенных на службу из учеников гарнизонных школ.

      Указом  № 439 от 23 апреля 1779 г. Межевая экспедиция, обратив внимание на безуспешность  обучения землемерных учеников, предписала Межевой канцелярии “дабы все  определенные при сей канцелярии ученики, из коих до тридцати пяти человек, ни копировать, ни писать не умеют, доведены были в том до совершенства, к чему и принять сей канцелярии надлежащие средства по собственному ее изобретению”. Этот Указ, полученный Межевой канцелярией 3 мая 1779 г., И послужил основанием к учреждению специальной землемерной школы. Она была открыта 25 мая 1779 г. (14 мая по старому стилю) и названа Константиновской в честь родившегося в тот год внука Екатерины II цесаревича Константина.

С этого  времени Константиновская землемерная  школа, родоначальница Государственного университета по землеустройству, стала основным и единственным специальным межевым учебным заведением в России. В 1819 г. Константиновская землемерная школа, решением Государственного совета от 10 декабря, переименована в Константиновское землемерное училище. К середине 30-х годов XIX в. работы по генеральному и специальному межеванию земель в России замедлились из-за нехватки землемеров, особенно высокой квалификации. Выпускники Константиновского землемерного училища, которое находилось в ведении Межевой канцелярии, сразу же включались в работы по межеванию земель, однако профессиональных знаний им явно не хватало. Поэтому 10 мая1835 г. был подписан высочайший Указ, по которому училище было преобразовано в Константиновский межевой институт (КМИ) — первое высшее межевое учебное заведение России.

 Институт  находился в ведении Министерства  юстиции и непосредственно подчинялся  попечителю, являющемуся одновременно  заведующим межевой частью России  в звании сенатора. По штату  институт имел 200 воспитанников,  в том числе обучающихся за государственный счет — 150 человек и за свой счет — 50 человек. А также директора, инспектора, 8 надзирателей, 15 учителей, эконома, письмоводителя.

      Для ускорения подготовки специалистов (чертежников и землемерных помощников) в 1835 г. межевому ведомству также была предоставлена возможность истребовать в течение 5 лет из военного ведомства 200 кантонистов, имеющих успехи в математике, черчении и чистописании. Для подготовки к межевой службе было разрешено также привлечь желающих из воспитанников гимназий Киевского учебного округа.

      Из  привлеченных кантонистов при межевом  ведомстве сформировалась школа  чертежников, преобразованная после  многих перемен в Школу межевых  топографов.

      Позднее, в 1843 г., в 15 губерниях России при  уездных училищах были учреждены дополнительные классы элементарного землемерия. Марьинский сиротский дом в Петербурге, воспитывавший детей дворянского сословия, был преобразован в Марьинское межевое училище.

      В 1849 г. Константиновский межевой институт получил права перворазрядного высшего учебного заведения, и с этого года до 1867 г. Имел статус военного, также как и Межевое ведомство.

      В 1858 г. Число учеников в Константиновском межевом институте увеличилось  до 260 человек, а школа межевых  топографов состояла тогда из 240 человек. К 1861 г. Школа межевых топографов увеличилась еще на 80 человек — пансионеров министерства государственных имуществ, предназначенных для службы по этому ведомству.

      Еще в середине XVIII в. В России велись постоянные дискуссии о квалификации и профессиональных способностях землемеров. Одни считали, что приоритет в их подготовке должна занимать правовая (юридическая) сторона и умение проводить межевание (составлять проект, разрешать земельные споры, приводить проект в исполнение). Другие — отдавали приоритет технической стороне, умению составлять топографические планы, осуществлять геодезические измерения на местности.

      Поэтому не случайно появление в середине XIX в. двух школ: Константиновского межевого института — ведущего подготовку, ориентированную на осуществление генерального и специального межевания в России, т.е. землеустройство и Школы межевых топографов, специализировавшейся на технико-геодезической подготовке.

      Земельная реформа (1906—1911 гг.) Послужила мощным толчком для развития землеустроительного образования в России. Специальность “землемер” все чаще стала вытесняться и заменяться специальностью “землеустроитель”. Термин “землеустройство” прочно вошел в законодательную, нормативно-правовую и исполнительную деятельность.

      Число землемерных училищ к 1916 г. достигло 14. 

    1. Необходимость применения математических методов и моделей  в землеусторойстве.
 

      В условиях интенсификации сельского  хозяйства большое значение приобретает  проблема эффективного использования  земельных ресурсов. В научно обоснованном ее решении особая роль принадлежит умению квалифицированно анализировать имевшиеся в прошлом тенденции, делать обоснованные выводы, применять их для планирования и прогнозирования использования земель и находить оптимальные решения.

Информация о работе Содержание и роль писцовых межеваний