Право собственности на землю в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 22:48, курсовая работа

Краткое описание

Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству . Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.
Статьи 16-18 ЗК РФ указывают на три вида государственной собственности в составе: собственности РФ (федеральная собственность); собственности субъектов РФ (региональная собственность) и собственности муниципальных образований (муниципальная собственность)

Вложенные файлы: 1 файл

главная.docx

— 37.24 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Актуальность  темы исследования. Актуальность выбранной темы объясняется тем, что право собственности как исключительное право и экономическая категория играет очень важную роль в жизни человека, общества, государства. Вопрос собственности является одним из главнейших вопросов, определяющих существование и пути развития человеческого общества, и от того, как и кем он поставлен, кем решается и регулируется в настоящий промежуток времени, зависит устойчивость, благополучие и само существование любого общества и каждого отдельного его члена. В настоящее время кроме Земельного кодекса Российской Федерации земельные правоотношения регулируются также большим количеством законодательных актов федерального уровня, уровня субъектов РФ, местного уровня, разобраться в которых достаточно сложно. Ситуация к тому же усугубляется наличием пробелов и противоречий в действующем земельном законодательстве.

Степень научной  разработанности. Теоретическую базу составили:  труды Боголюбова С.А., Жарикова Ю.Г., Улюкаева В.Х., Чуркина В.Э., Тихомирова М.Ю., Чубукова Г.В., Волкова С.Н., Крассова О.И., публикации в периодических изданиях, материалы судебной практики. Нормативно-правовую базу исследования составляет Конституция РФ, законодательство РФ, регулирующее оборот земельных участков (Гражданский, Земельный, Жилищный кодекс РФ, федеральные законы, законы субъектов РФ, указы Президента РФ и постановления Правительства, другие нормативные правовые акты), а также практика его применения.

Цель курсовой работы. Изучить теоретические положения,  законодательство, практику отражающую субъектов и объектов права собственности на землю.

Объектом исследования являются субъекты и объекты государственной, муниципальной и частной собственности на землю.

Предметом рассмотрения являются теоретические положения российской науки земельного права в области субъектов и объектов права собственности на землю, нормативно-правовые акты, регулирующие данный институт, практика их применения судами.

Методологическая  основа: исторический, сравнительно-правовой, диалектический, логический, формально-юридический, аналитический и другие методы познания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Право государственной собственности на землю

 

Право государственной собственности  означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству [11;C.45]. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

Статьи 16-18 ЗК РФ указывают на три вида государственной собственности в составе: собственности РФ (федеральная собственность); собственности субъектов РФ (региональная собственность) и собственности муниципальных образований (муниципальная собственность) [3].

Особенности Российской Федерации, субъектов  РФ как субъектов права государственной  собственности состоит в том, что они являются субъектами не только права собственности на земельные  участки, но и носителями политической государственной власти распространяющейся на соответствующей территории независимо от формы собственности на земельные  участки в ее пределах.

Среди объектов права государственной  собственности особого внимания заслуживает регулирование права  на землю.

Объектом права государственной  собственности выступают индивидуально  обособленные земельные участки, не находящиеся в собственности  граждан, юридических лиц и муниципальных  образований.

Ст. 17-18 ЗК РФ определено такое возникновение  основания права собственности  у субъектов и РФ на земельные  участки как разграничение права  государственной собственности  на земельные участки [3].

Процедура такого разграничения  установлена законом «О введении в действие Земельного Кодекса». Где говорится, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:

- земельные участки, занятые  зданиями, строениями, сооружениями, находящимися  в собственности Российской Федерации;

- земельные участки, предоставленные  органам государственной власти  Российской Федерации, их территориальным  органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям  или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами  государственной власти;

- земельные участки, находящиеся  на праве постоянного (бессрочного)  пользования, праве аренды, праве  безвозмездного срочного пользования  у государственных академий наук, а также у организаций, созданных  государственными академиями наук  и (или) подведомственных таким  государственным академиям наук;

- земельные участки, предоставленные  в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;

- иные предусмотренные  федеральными законами земельные  участки и предусмотренные федеральными  законами земли [9].

В целях разграничения  государственной собственности  на землю к собственности субъектов  Российской Федерации относятся:

- земельные участки, занятые  зданиями, строениями, сооружениями, находящимися  в собственности субъектов Российской  Федерации;

- земельные участки, предоставленные  органам государственной власти  субъектов Российской Федерации,  а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям  или некоммерческим организациям, созданным органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации;

иные предусмотренные  федеральными законами земельные участки  и предусмотренные федеральными законами земли.

В целях разграничения  государственной собственности  на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных  районов относятся:

- земельные участки, занятые  зданиями, строениями, сооружениями, находящимися  в собственности соответствующих  муниципальных образований;

- земельные участки, предоставленные  органам местного самоуправления  соответствующих муниципальных  образований, а также казенным  предприятиям, муниципальным унитарным  предприятиям или некоммерческим  организациям, созданным указанными  органами местного самоуправления;

иные предусмотренные  федеральными законами и принятыми  в соответствии с ними законами субъектов  Российской Федерации земельные  участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

Изданные Правительством Российской Федерации до 1 июля 2006 года акты об утверждении перечней земельных  участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований возникает право  собственности при разграничении  государственной собственности  на землю, являются основанием для государственной  регистрации права собственности  соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований  на такие земельные участки [9].

Эта процедура закрепляет дуализм публичной собственности, при которой одна часть земли  будет иметь конкретного собственника: РФ, субъекта РФ или муниципального образования, а другая часть будет  находиться в неразграниченной бессубъектной  государственной собственности  РФ [14; C. 42].

Распоряжение земельными участками, государственная собственность  на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных  районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством  Российской Федерации об автомобильных  дорогах и о дорожной деятельности.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность  на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено  законодательством Российской Федерации  об автомобильных дорогах и о  дорожной деятельности.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность  на которые не разграничена, в субъектах  Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских  муниципальных образований городов  федерального значения, а также если иное не предусмотрено законодательством  Российской Федерации об автомобильных  дорогах и о дорожной деятельности [9].

Порядок определения размера  арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных  участков, государственная собственность  на которые не разграничена, устанавливаются  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [9].

Государственной земельной  собственности принадлежит ведущее  место. Государственные земли —  наиболее обширны по площади, имеют  наиболее существенную экономическую  и экологическую значимость. На государственных  землях размещается большинство  промышленных предприятий, подавляющее  большинство земель природоохранного назначения находятся в государственной собственности [7].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Право частной собственности на землю

 

Право частной  собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения земельными участками либо долями в  общей собственности отдельным  конкретным физическим или юридическим  лицам, которые выступают субъектами права частной собственности  на землю [16; C. 50].

Право частной собственности  на землю является наиболее полным по содержанию правом на имущество. По своей правовой природе - это одно из основных вещных прав. Выступая в качестве объекта права собственности, земля приобретает особенные правовые черты: она становится «имуществом» или «вещью» - тем предметом гражданского, а теперь и земельного права, который отличают особые юридические признаки [15; C. 23].

Согласно ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной  собственностью) являются земельные  участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством  РФ [3].

Субъектами права частной  собственности на землю являются граждане и их объединениями (юридические  лица). Для того чтобы быть субъектом  права частной собственности  на земельный участок, лицо должно обладать правоспособностью и дееспособностью  в соответствии с земельным и  гражданским законодательством.

Российское земельное  законодательство максимально расширяет  круг физических и юридических лиц  — субъектов права частной  собственности и включает в их число граждан РФ, иностранных  граждан, лиц без гражданства, отечественные, иностранные, международные организации, совместные предприятия, общественные организации и др. Законодательство не устанавливает каких-либо особенностей права собственности юридических лиц на земельные участки. Оно подчинено общим нормам гражданского законодательства.

Необходимо отметить тот  факт, что некоторые полагают, что  субъектом права частной собственности  на землю должны быть только российские граждане и их объединения. Предоставление же иностранным гражданам, лицам  без гражданства и иностранным  юридическим лицам права собственности  на землю умаляет (ограничивает) территориальную  основу жизни и деятельности народов  Российской Федерации, создает возможность  отторжения земли иностранному государству  посредством сделок или предъявления территориальных претензий к  Российской Федерации, может привести к нарушению суверенитета Российской Федерации [12; C.150]. В частности, в 2004 году предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации являлись оспариваемые в запросе Мурманской областной Думы нормы Земельного кодекса РФ, которыми иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица наделялись конкретными правомочиями по приобретению в собственность земельных участков на территории Российской Федерации [10].

Информация о работе Право собственности на землю в РФ