Право собственности на землю. Формы собственности на землю

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 18:58, контрольная работа

Краткое описание

Право собственности является наиболее полным по содержанию правом на имущество. По своей правовой природе это одно из основных вещных прав.
Право собственности на землю в объективном смысле - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на землю; в субъективном - совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей.

Вложенные файлы: 1 файл

КР В№3 1.doc

— 75.50 Кб (Скачать файл)

  Задание 1. Право собственности  на землю. Формы собственности  на землю. 

  1. Право собственности на землю.

 

Право собственности  является наиболее полным по содержанию правом на имущество. По своей правовой природе это одно из основных вещных прав.

Право собственности на землю в объективном смысле - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на землю; в субъективном - совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей.

Правомочие  владения означает основанную на законе возможность собственника иметь у себя имущество, содержать его в собственном хозяйстве, т.е. обладать им. Правомочие пользования - это основанная на законе возможность собственника эксплуатировать, использовать имущество путем извлечения у него полезных свойств, его потребления. Правомочие распоряжения выражается в возможности определения юридической судьбы имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения (в форме отчуждения по договору, передачи по наследству).

Кроме перечисленных прав собственник обладает правами, указанными в п. 2 ст. 209 ГК РФ. Он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Передача отдельных правомочий другим лицам не приводит к прекращению собственником права собственности (например, по договору аренды, хранения, доверительного управления имуществом). Собственник должен содержать имущество и сам нести расходы на эти цели.

Отношения собственности  на земельные участки регулируются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ и природоохранительным законодательством России и субъектов Федерации.

Особенностью  права собственности на землю  в России является то, что виды прав на землю определены в законодательстве "по субъекту". В зависимости от субъекта, обладающего правами на землю, устанавливается объем прав и обязанностей, составляющих содержание того или иного вида права собственности на землю.

Субъектами права собственности на землю являются: физические и юридические лица, в том числе иностранные; Россия, ее субъекты и муниципальные образования.

Объектом права  собственности выступает земельный  участок. Гражданский кодекс РФ, довольно подробно регламентируя в гл. 17 право собственности и другие вещные права на землю, тем не менее, не содержит нормативного определения земельного участка. Он определяется в ст. 6 ЗК РФ как часть поверхности земли (в том числе почвенный слой) в границах, которые описаны и удостоверены в установленном порядке. Несколько иное, более широкое, понятие земельного участка приведено в Федеральном законе от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" - часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами.

Земельное и  гражданское законодательство исходит  из принципа ограниченности свободы  действий и усмотрения собственника по владению, пользованию и распоряжению земельной собственностью. Данный принцип основан на понимании того, что право собственности существует наряду с другими правами и интересами общества, государства, граждан и должно уравновешиваться с ними. В ст. 209 ГК РФ воспроизведено конституционное положение о том, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Анализ норм ЗК РФ позволяет выделить следующие общие основания приобретения права собственности на земельный участок:

- в результате  разграничения государственной  собственности на землю;

- из федеральных  законов, законов субъектов Федерации;

- из актов  государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве оснований возникновения права частной собственности на землю;

- приобретение  по основаниям, установленным гражданским  законодательством.

Основания прекращения  права собственности на земельный участок изложены в ст. 44 ЗК РФ:

- при отчуждении  собственником своего земельного  участка другим лицам;

- при отказе  собственника от права собственности  на земельный участок;

- в силу принудительного  изъятия у собственника его  земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.

 

 

 

  1. Формы собственности на землю.

 

Собственность необходимое условие для экономической  свободы и жизни отдельного человека, а также общества и государства  в целом.

 Право собственности на землю – урегулированное нормами различных отраслей права, общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками.

Формы земельной  собственности напрямую зависят  от потребностей экономического развития производительных отношений общества и их соответствия производительным силам, поэтому они постоянно претерпевают определенные изменения. Согласно ст. 9.2 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы находятся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Принятый 25 октября 2001 г. ЗК РФ также закрепил множественность форм земельной собственности.

Существуют  следующие формы собственности: государственная, муниципальная, частная  собственности.

Государственная собственность на землю.

В соответствии с законодательством РФ (согласно п. 1 ст. 214 ГК РФ) государственная собственность подразделяется на два подвида:

— собственность  Российской Федерации (федеральная  собственность);

— собственность  субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. «г» ст. 72 Конституции РФ разграничение государственной земельной собственности на федеральную собственность на землю и собственность на землю субъектов РФ относится к совместному ведению Федерации и ее субъектов.

Согласно п. 1 ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, которые не находятся в собственности граждан и юридических лиц, а также в собственности муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на собственность РФ (федеральную собственность), собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным за­коном «О разграничении государственной собственности на землю» от 17 июня 2001 г.

Статья 17 ЗК РФ регламентирует правовой режим земель, находящихся в федеральной собственности, это:

— признанные таковыми федеральными законами;

— право собственности  Российской Федерации на которые  возникло при разграничении государственной  собственности на землю;

— приобретенные  Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Согласно п. 2 ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности  могут находиться не предоставленные  в частную собственность земельные  участки по основаниям, предусмотренным  ФЗ «О разграничении государственной  собственности на землю».

Статья 18 ЗК РФ устанавливает, что в собственности  субъектов РФ находятся следующие  земельные участки:

— признанные таковыми федеральными законами;

— право собственности  субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

— приобретенные  субъектами РФ по основаниям,

— предусмотренным  гражданским законодательством.

В их собственности  могут также находиться не предоставленные  в частную собственность следующие  земельные участки:

— занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъектов РФ;

— предоставленные  органам государственной власти субъектов РФ, государственным унитарным  предприятиям и государственным  учреждениям, созданным органами государственной  власти субъектов РФ;

— отнесенные к  землям особо охраняемых природных территорий регионального назначения; землям лесного фонда, находящимся в собственности субъектов РФ в соответствии с федеральными законами;

— землям водного  фонда, занятым водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ;

— землям фонда  перераспределения земель и др. Основными  принципами разграничения государственной  собственности на землю являются:

— верховенство Конституции РФ и федеральных  законов (ч. 1 ст. 1);

— приоритет  органов государственной власти РФ в процессе разграничения государственной собственности на землю (п. 2 ст.ст. 2, 6);

— производность  права собственности на земельный  участок от права собственности  на недвижимое имущество, расположенное  на нем, в его границах или под  ним (ст.ст. 3-5);

— безвозмездность приобретения права собственности на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю.

Органы государственной  власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и  распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Муниципальная собственность на землю.

Муниципальная собственность — земельные участке занятые объектами муниципальной собственности, а так же признанные муниципальной собственностью в период разделения земель по уровням собственности. Пример: больницы, дед. сады, мэрия, с/х предприятия (СВХЗ Прогресс), а так же земли общественного пользования (улицы, дороги, скверы, парки)

 

К этому виду собственности могут относиться земли, занятые объектами муниципальной  собственности, а также земли, необходимые  для непосредственного осуществления  коммунального обслуживания населения, находящегося на соответствующей территории района, города и др.

Указанные земли  проходят государственную регистрацию  в Государственном реестре в  соответствии с Постановлением Правительства  от 18 февраля 1998 № 219.

В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществляет владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, к которой относится все то, что не является федеральной собственностью субъектов РФ и частной собственностью.

Распоряжениями  Правительства РФ из федеральной  собственности в муниципальную собственность ряда субъектов РФ передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения.

В муниципальной собственности  находятся земли в пределах черты  городов, поселков и сельских поселений, а также земельные участки за их чертой, переданные в ведение органов местного самоуправления. В муниципальную собственность городов и других поселений, а также районов (кроме районов в городах) для обеспечения их развития могут дополнительно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности. В муниципальную собственность могут приобретаться земли органами местного самоуправления у собственников земельных участков путем их выкупа либо на основе дарения, отказов от земельных участков и на иных законных основаниях.

Основное целевое назначение земель, находящихся в муниципальной  собственности, — служить удовлетворению коммунальных потребностей местного населения (обслуживание нужд жилого фонда и  коммунального хозяйства, объектов инженерной инфраструктуры, внешнего благоустройства и т.п.). В силу этого муниципальная земельная собственность имеет более узкое назначение по сравнению с государственной собственностью.

Управление и распоряжение муниципальными землями осуществляется органами местного самоуправления на основании местных уставов, территориального планирования и зонирования земель в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ.

Земли, находящиеся  в муниципальной собственности, могут передаваться гражданам и  юридическим лицам на основании решений органов местного самоуправления в соответствии с их уставами.

До принятия специального федерального закона оборот земельных участков в крупных  городах организуется на основе аренды, продажи права аренды. В малых  городах земельные участки могут передаваться в собственность для индивидуального жилого и гаражного строительства, коллективного садоводства. Передача застроенных земельных участков в собственность осуществляется с учетом планируемого целевого назначения участков согласно градостроительной документации.

Право частной собственности на землю  граждан и юридических лиц.

Право частной  собственности на землю(ЧСЗ) граждан  и их объединений прямо закреплено в Конституции рф, в ст. 36 которой  установлено, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжения землей и др. природными ресурсами, говорится в ч. 2 данной ст., осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает права и законные интересы иных лиц. Земельные участки, предоставленные гражданам на праве частной собственности, могут находиться у них на праве как индивидуальной, так и общей собственности.

Информация о работе Право собственности на землю. Формы собственности на землю