Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 21:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение темы "Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия".
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть понятие зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия.
рассмотреть и проанализировать виды зон экологического неблагополучия.

Содержание

Введение
. Понятие зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия
. Виды зон экологического неблагополучия
. Порядок объявления и правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия
. Проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на современном этапе
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

земельное 1.docx

— 45.97 Кб (Скачать файл)

С учетом складывающейся практики относительно реализации положения  Закона "Об охране окружающей природной  среды", касающегося зон чрезвычайной экологической ситуации и зон  экологического бедствия, нуждается в обсуждении вопрос о целесообразности выделения двух видов зон. Есть ли в этом правовой смысл? Если экологическая ситуация обострилась вследствие техногенной или природной катастрофы, то меры принимаются в рамках Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". При этом объявление специального режима соответствующей территории может и не требоваться - к примеру, в ситуации, когда произошла авария на транспорте при перевозке нефтепродуктов и разлитую нефть собрали в течение определенного времени, чем и была решена экологическая проблема. Если таких мер недостаточно или опасная экологическая ситуация - результат продолжительной экологически необоснованной хозяйственной деятельности человека, то в соответствии с определенной в законодательстве процедурой принимается решение об объявлении зоны экологического бедствия, о разработке специальной программы реабилитации и так далее.

Элементом правового режима экологически неблагополучной территории является также снятие особого статуса  такой территории. В Законе "Об охране окружающей природной среды" об этом ничего не говорится. Вопрос урегулирован Временным порядком объявления территории зоной чрезвычайной экологической  ситуации. Решение о снятии такого статуса принимается по результатам  государственной экологической  экспертизы по истечении срока, который  был установлен Правительством РФ при  подготовке решения об объявлении зоны. Госкомэкология РФ подготавливает и вносит в Правительство РФ проект Указа Президента РФ "О снятии с территории статуса зоны чрезвычайной экологической ситуации". После рассмотрения и одобрения материалов государственной экологической экспертизы Правительство РФ представляет Президенту Российской Федерации этот проект для принятия соответствующего решения

 

4. Проблемы защиты  населения и территорий от  чрезвычайных ситуаций природного  и техногенного характера на  современном этапе

Несмотря на то, что состояние  окружающей среды характеризуется  как кризисное, катастрофическое, как  среда вымирания, законодательство о предупреждении экологически опасных  ситуаций и действий в этих условиях до последнего времени оставалось мало развитым и не отвечало общественным потребностям. Только сейчас, имея на лицо экологические бедствия, столкнувшись с нарастающим валом аварий в промышленности и на транспорте с серьёзными экологическими последствиями, в российском государстве осознана необходимость создания законодательства в области чрезвычайной экологической ситуации и технической безопасности.

Защита населения и  территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера  предполагает проведение мероприятий  по предупреждению возникновения и  развития чрезвычайной ситуации, по снижению размеров ущерба и потерь от чрезвычайной ситуации и по ликвидации их последствий.

Федеральный закон “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” предусматривает создание Единой государственной системы  предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации, которая включает в себя пять уровней: федеральный, региональный (охватывает несколько субъектов  Российской Федерации), территориальный (субъект Российской Федерации), местный  и объектовый. На каждом из этих уровней  действуют: координирующие органы (межведомственные комиссии), постоянно действующие  органы (МЧС и его территориальные  органы), органы повседневного контроля (дежурно-диспетчерские службы), силы и средства (специальные аварийно-спасательные формирования), резервы финансовых и материальных ресурсов, системы  связи, оповещения и информационного  обеспечения.

В зависимости от вида чрезвычайной ситуации в действие приводится тот  или иной уровень системы. Поэтому при возникновении чрезвычайной ситуации главным является не вопрос признания пострадавшей территории зоной чрезвычайной ситуации (это презюмируется), а вопрос определения границ зоны - они определяются назначенным в соответствии с законодательством руководителем работ по ликвидации чрезвычайной ситуации на основе классификации, утвержденной Правительством Российской Федерации, по согласованию с исполнительными органами субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В зависимости от количества людей, пострадавших в таких ситуациях, людей, условия, жизнедеятельности  которых оказались, нарушены, размера  материального ущерба, а также  границ зоны распространения поражающих факторов чрезвычайной ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные. Например, к местной относится  чрезвычайной ситуации, в результате которой пострадали от 10 до 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности  от 100 до 300 человек, либо материальный ущерб составляет от 1000 до 5000 минимальных  размеров оплаты труда, и зона ЧС не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

Таким образом, целью и  основной задачей деятельности, связанной  с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, регулируемой Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", - ликвидация таких ситуаций. Ликвидация чрезвычайных ситуаций включает аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Важной предпосылкой минимизации  неблагоприятных последствий чрезвычайных ситуаций является подготовка населения  в области защиты от них и лиц, которые могут быть вовлечены  в деятельность по ликвидации таких  ситуаций. Подготовка населения к  действиям в чрезвычайных ситуациях  осуществляется в организациях, в  том числе в образовательных  учреждениях, а также по месту  жительства. Подготовка руководителей  и специалистов организаций, а также  сил единой государственной системы  предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в учреждениях  среднего и высшего профессионального  образования, повышения квалификации, на курсах, в специальных учебно-методических центрах и непосредственно по месту работы.

 

 

Заключение

 

С каждым годом на острую экологическую ситуацию, сложившуюся  в мире, начинают обращать внимание все большее число людей. Наверняка  сейчас каждый школьник знает о проблеме озоновых дыр и глобальном потеплении климата. Все больше людей начинает заботиться о природе, перестает  смотреть на ресурсы как на нечто  разумеющееся и потребительски относится  к ним.

Конечно, от людей, их менталитета  и мировоззрения, зависит очень  многое - необходимо воспитывать новые  поколения с любовью, бережностью  и уважением к природе, учить  разумно, использовать то, что она  дала нам. Но, я думаю, главным организатором  мер экологической безопасности должно выступать государство - закреплять законодательно меры и правила поведения  в отношении природы и природных  ресурсов, зон, пострадавших от антропогенного воздействия, а также указывая санкции  к тем, кто причиняет значительный вред окружающей среде.

И все-таки, независимо от других и государства, мы сами должны учить  себя и своих детей обращаться бережно со средой, которая является нам домом.

По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих  отношение к рассматриваемой  теме, и сделаны выводы о необходимости  дальнейшего изучения улучшения  состояния вопроса.

В заключение следует отметить, что в настоящее время не только осознана важность экологических проблем (это было сделано еще в начале XX века ), но предпринимаются в глобальном масштабе практические шаги по предотвращению надвигающейся экологической катастрофы, по перестройке экономики на принципиально иной основе, на принципах экологической безопасности, сбережения природных ресурсов, использования неисчерпаемых энергетических ресурсов. Среди них, например, резолюция Бразильской конференции о биологическом разнообразии, кстати, подписанная Российской Федерацией, переход к новому типу земледелия - ландшафтному, что предусмотрено Федеральной целевой программой стабилизации и развития агропромышленного производства Российской Федерации на 1996-2000 годы, переход к экономике нового типа, предусматривающей включение вторичного использования сырья и возобновляемых источников энергии. Такая экономика уже начинает складываться. По всему миру применение ветроэнергетики увеличивается на 25% в год. В настоящее время аэродинамические турбины производят достаточное количество энергии для обеспечения электричеством 2,5 млн. домов. Переход к экономике, учитывающей проблемы экосистемы, является огромным вкладом в дело зашиты окружающей среды.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились  законодательные акты, нормативные  документы по теме работы.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Конституция Российской  Федерации. - М.: ОМЕГА-Л, 2005. - 38с.

. Российская Федерация.  Законы. Об экологической экспертизе: федер. закон от 23.11.1995 № 174 - ФЗ // СЗ РФ от 1997. - №15. Ст. 1756

. Российская Федерация.  Законы. О защите населения и  территорий от чрезвычайных ситуаций  природного и техногенного характера:  федер. закон от 21.12.1994 // Российская газета от 24.12.2003. - №12. Ст. 26

. Боголюбов, С.А. Экологическое  право. Учебник для вузов / С.А.  Боголюбова. - М.: Издательская группа  НОРМА-ИНФРА*М, 2002. - 448 с.

5. Бринчук, М.М. Экологическое право: Учеб./ М.М. Бринчук. - 2-е перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005. - 352 с.

. Ерофеев, Б.В. Экологическое  право: Учебник/ Б. В. Ерофеева - 2-е изд., доп. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. - 320 с.

7. Курочкина, В.В. Экологическое  право: Учебник / В.В. Курочкиной, В.В. Гучкова. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 367с.

. Виноградов, Б.В., Определение  зон экологического кризиса и  бедствия на территории Российской  Федерации и их законодательное  оформление / Б.В. Виноградова, В.Н.  Кузьмич, В.Н. Назаревского // Государство и право. - 2002. - № 4. - 48 с.

. Горбачёв, А.Н. Об объявлении  территории зоной экологического  неблагополучия / А.Н. Горбачёва // Законодательство и экономика. - 2004. - № 12. - 26 с.

. Горбачёв, А.Н. Законодательство  о зонах экологического неблагополучия: состояние и перспективы развития / А.Н. Горбачёва // Законодательство  и экономика. - 2006. - № 11-12. - 39 с., 48 с.

. Жевлаков, Э.Н. Правовые проблемы охраны окружающей среды / Э.Н. Жевлакова // Юрист, - 2004. - №7. - 27 с.

. Колбасов, О.С. Зона экологического бедствия - шаг до пропасти / О.С. Колбасова // Государство и право. - 2005. - № 9. - 49 с.


Информация о работе Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия