Правовой режим земель населенных пунктов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 17:56, курсовая работа

Краткое описание

Развитие земельного законодательства в XX веке привело к появлению нескольких новых правовых конструкций, среди которых особое место занимают «категория земель» и «правовой режим земель». Это связано с тем, что усложнение общественных отношений в сфере использования и охраны земель уже не позволяло регулировать земельные отношения посредством норм и правил общего характера, а заставляло их дифференцировать исходя из соответствующей государственной или общественной необходимости.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗЕМЕЛЬ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ………………………………………………………………….5
1.1. Понятие и признаки земель населенных пунктов………………………………………………………………5
1.2. Черта поселений ………………………………………………9
1.3. Типы поселений ………………………………………………11
ГЛАВА 2. СОСТАВ ЗЕМЕЛЬ ПОСЕЛЕНИЙ И ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЗОН …………………………………………….15
2.1. Правовой режим жилых, производственных общественных, деловых зон ………………………………………………………..15
2.2. Правовой режим зон инженерных и транспортных инфраструктур, рек, рекреационных зон и зон особо охраняемых территорий………………………………………………………… 23
2.3. Правовой режим земель специального назначения, зон сельскохозяйственного назначения ……………………………...28
2.4. Правовой режим пригородных и зеленых зон городов …….30
ГЛАВА 3. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ……………34
3.1. Правила землепользования и застройки …………………….34
3.2. Проекты планировки …………………………………………36
3.3. Проекты межевания …………………………………………..41
3.4. Проекты застройки …………………………………………...50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..53
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………55

Вложенные файлы: 1 файл

зем правонас.пункт тархан.doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)

   Пояснительная записка содержит характеристику территории, на которую осуществляется межевание; сведения об использованных материалах по установлению границ земельных участков и особенностях межевания; перечень публичных сервитутов; обоснования принятых решений.

При разработке проектов межевания учитываются красные линии, опорные (дежурные) планы территорий городов и других поселений, регистрационные планы подземных инженерных коммуникаций и атласы геологических выработок.

   Обязательными положениями проекта межевания территорий являются:

- границы  земельных участков;

- предложения  по установлению публичных сервитутов.

   Проекты межевания территорий в виде графических и текстовых материалов являются основанием для выноса в натуру (на местность) границ земельных участков, установления публичных сервитутов, выдачи кадастровых карт (планов) земельных участков и формирования объектов недвижимости.

   Согласно ГрадК РФ в составе проектов межевания территорий осуществляется подготовка градостроительных планов земельных участков. Это требование является обязательным. Таким образом, подготовка проекта межевания территории в любом случае должна завершаться подготовкой градостроительных планов земельных участков, находящихся в границах такой территории. Что касается градостроительного плана, то он может подготавливаться как в составе проекта межевания территории, так и в качестве самостоятельного отдельного документа.

3.4. Проекты застройки

   Объектами, для которых разрабатываются проекты застройки, являются территории кварталов, микрорайонов и другие элементы планировочной структуры поселений в границах установленных красных линий или земельных участков. Эти критерии отличают данные проекты от проектов планировки и проектов межевания.

    В ГрадК РФ определено, каким должно быть содержание проектов застройки. В проектах определяются линии регулирования застройки; расположение зданий, строений и сооружений, этажность, тип и другие их характеристики; архитектурное решение застройки; системы инженерного оборудования, связи и благоустройства, а также условия присоединения указанных систем к сооружениям и коммуникациям; организация движения транспортных средств и пешеходов и территории общего пользования. В проектах застройки могут быть урегулированы и другие вопросы, необходимость решения которых обусловлена местными условиями.

   По общему правилу, проекты разрабатываются по заказу органов местного самоуправления или по инициативе застройщика. Порядок разработки и утверждения проектов застройки установлен в п. 4 статьи 60 ГрадК РФ 1998г.

   При разработке проектной документации должна обеспечиваться приоритетность вопросов охраны окружающей среды, рационального природопользования, защиты здоровья и формирования экологически безопасной среды обитания населения. Этим вопросам в процессе проектирования уделяется большое внимание.

   На всех стадиях градостроительного проектирования должно быть оценено состояние качества атмосферного воздуха путем расчетов уровней загрязнения атмосферы от совокупности всех видов и источников загрязнения и составлен прогноз его изменения. В проектах планировки новых или реконструируемых производственных зон, а также для отдельно расположенных объектов, имеющих источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должны предусматриваться санитарно-защитные зоны, размеры которых должны определяться на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ. При проектировании уличной сети необходимо учитывать существующий и перспективный уровень загрязнения атмосферного воздуха отработанными газами автомобилей и предусматривать планировочные мероприятия по локализации зон загазованности.

   Объектами защиты от источников внешнего шума в городе являются жилые и общественные здания, спортивные и лечебные учреждения, рекреационные и курортные зоны и прилегающие к ним территории. Шумовые характеристики источников внешнего шума, уровни проникающего в жилые и общественные здания звука и уровни шума на территориях застройки, требуемая величина их снижения, выбор мероприятий и средств шумозащиты определяются согласно действующим нормативным документам.

   Разрабатываемые меры защиты должны предусматривать градостроительные, архитектурно-планировочные, строительно-акустические мероприятия; активное использование подземного пространства для размещения транспортных и других источников интенсивного внешнего шума. В результате реализации мер защиты должно обеспечиваться функциональное зонирование городской территории и формирование застройки с учетом требуемой степени акустического комфорта; устанавливаться санитарно-защитные зоны между жилой застройкой города и промышленными, коммунально-транспортными предприятиями, другими пространственными источниками шума и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Правовой режим земель населенных пунктов - это совокупность содержащихся в земельном, экологическом, градостроительном и ином законодательстве РФ и ее субъектов, а также в нормативных правовых актах органов местного самоуправления условий и правил разрешенного использования, охраны, учета и мониторинга земель городских и сельских поселений, распространяющихся как на поселение в целом, так и учитывающих особенности отдельных территориальных зон.

   Установление правового режима земель населенных пунктов призвано обеспечить реализацию конституционных прав и обязанностей граждан и их объединений на землю, а также учесть публичные интересы в части беспрепятственного пользования городской и сельской территорией для удовлетворения коммунальных, культурно-бытовых, транспортных и иных потребностей населения.

   Нормативно-правовое обеспечение правового режима земель населенных пунктов в целом заслуживает высокой оценки. Предусмотренная градостроительным законодательством схема регулирования градостроительной деятельности в поселениях является демократичной и не уступает прогрессивным зарубежным аналогам. Разработка органами местного самоуправления правил застройки, содержащих градостроительные регламенты, теоретически позволяет преодолеть имеющиеся коррупционные схемы с участием отдельных должностных лиц этих органов и упростить процедуру получения необходимых документов, разрешающих застройку земельных участков. Однако массовый отказ органов местного самоуправления разработать указанные правила застройки  не позволяет в полной мере реализовать замысел ГрадК РФ.

     Следовательно, основные усилия законодателя в сфере установления и реализации правового режима земель населенных пунктов должны быть направлены не cтолько на разработку новых законов, сколько, главным образом, на создание механизма реализации положений ГрадК РФ, создание системы гарантий реализации прав и законных интересов граждан в этой сфере. В первую очередь это касается права на информацию и благоприятную среду жизнедеятельности, учета мнения населения при принятии градостроительных решений. Но одних правовых инструментов здесь недостаточно. Необходима разработка экономических, организационных, политических и иных мероприятий по созданию надлежащих правовых основ реализации прав граждан в области использования и охраны земель населенных пунктов. Затрудняют участие органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в защите указанных прав граждан два обстоятельства.

   Таким образом, в части «условий и порядка пользования» землями поселений следует руководствоваться градостроительным законодательством, а в части «владения и распоряжения» - земельным и гражданским законодательством. Другими словами, градостроительное законодательство определяет посредством установления градостроительных регламентов, как можно использовать земельный участок, из каких имеющихся параметров и видов использования собственник (пользователь, арендатор) может выбрать устраивающий его вариант. Земельное законодательство устанавливает оборотоспособность земельных участков поселений, порядок проведения торгов, приватизации участков и т.д. Гражданское законодательство определяет форму сделок с землей, обязательность их государственной регистрации (а в ряде случаев и нотариального удостоверения) и т.д. Таким образом, правовой институт земель населенных пунктов является комплексным (межотраслевым), регулируемым нормами, в первую очередь, градостроительного и земельного права, а также экологического, гражданского, муниципального и иных отраслей права.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные акты

1. Конституция  Российской Федерации (с изм.  от 14.10.2005) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 17.10.2005, № 42, ст. 4212.

2. Земельный  Кодекс Российской Федерации  от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 07.03.2005) // СЗ РФ от 29.10.2001, № 44, ст. 4147, СЗ  РФ от 07.03.2005, № 10, ст. 763.

3. Градостроительный  Кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ // СЗ РФ от 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 16.

4. Градостроительный  Кодекс Российской Федерации  от 07.05.2001 № 73-ФЗ (ред. от 29.12.2004) // СЗ РФ от 11.05.1998, № 19, ст. 2069, СЗ РФ от 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 17.

5. Гражданский  процессуальный Кодекс Российской  Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред.  от 21.07.2005) // СЗ РФ от 18.11.2002, № 46, ст. 4532, СЗ РФ от 25.07.2005, № 30 (ч. 1), ст. 3104.

6. Арбитражный  процессуальный Кодекс Российской  Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 31.03.2005) // СЗ РФ от 29.07.2002, № 30, ст. 3012, СЗ РФ от 04.04.2005, № 14, ст. 1210.

7. Воздушный  Кодекс Российской Федерации  от 19.03.1997 № 60-ФЗ (ред. от 21.03.2005) // СЗ  РФ от 24.03.1997, № 12, ст. 1383, СЗ РФ  от 28.03.2005, № 13, ст. 1078.

8. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 18.04.2005) // СЗ РФ от 06.10.2003, № 40, ст. 3822, СЗ РФ от 25.04.2005, № 17, ст. 1480.

9. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 09.05.2005) // СЗ РФ от 14.01.2002, № 2, ст. 133, СЗ РФ от 09.05.2005, № 19, ст. 1752.

10. Федеральный закон «О государственном земельном кадастре» от 02.01.2000 № 28-ФЗ (ред. от 22.08.2004) // СЗ РФ от 10.01.2000, № 2, ст. 149, СЗ РФ от 30.08.2004, № 35, ст. 3607.

11. Федеральный закон «О почтовой связи» от 17.07.1999 № 176-ФЗ (ред. от 22.08.2004) // СЗ РФ от 19.07.1999, № 29, ст. 3697, СЗ РФ от 30.08.2004, № 35, ст. 3607.

12. Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 № 8-ФЗ (ред. от 21.04.2005) // СЗ РФ от 15.01.1996, № 3, ст. 146, СЗ РФ от 25.04.2005, № 17, ст. 1482.

13. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.12.2004) // СЗ РФ от 27.11.1995, № 48, ст. 4563, СЗ РФ от 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 25.

Специальная литература

13. Балезин В. П. Правовой режим земель населенных пунктов. - М., 1980.

14. Боголюбов С. А., Жариков Ю. Г. Правовая основа экологической деятельности в городе. - М., 1995.

15. Быстров Г. Е. Земельная реформа в России: правовая теория и практика // Государство и право. - 2000. - № 4.

16. Земельное право. Учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. - М.: Норма-Инфра-М, 1999. 400 с.

17. Земельное право России. Учебник / Под ред. Ю.Г. Жарикова. - М.: Былина, 2002. 408 с.

18. Земельное право России. Практикум: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.К. Голиченкова. - М.:БЕК, 2001. 224 с

19. Земельное право России. Учебник по специальности «Правоведение» / Под ред. В.В. Петрова. - М.: Зерцало, 1997. 300 с.

20. Земельное право. Учебное пособие / Под ред. Р.К. Гусева. - М.: «Контакт-Инфра-М», 2000. 205 с.

21. Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации. Теория и тенденции развития. - М., 1999.

22. Комов Н., Родин А., Алакоз В. Земельные отношения и землеустройство в России. - М. 1995.

23. Краснов Н.И. О понятиях рационального использования и охраны земли // Государство и право. - 1999. - № 10.

24. Лисина Н.Л. Правовой режим земель поселений. Учебное пособие. - М.: «Дело», 2004. 232 с. 


Информация о работе Правовой режим земель населенных пунктов