Правовой режим земель водного фонда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 20:45, контрольная работа

Краткое описание

При написании данной работы поставлена следующая цель: дать комплексную характеристику землям водного фонда, которые являются самостоятельной категорией земель, но обладают своими характерными чертами и особенностями, а также их правовому режиму.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть понятие и значение водных объектов для социальных нужд граждан и государства.
Дать общую характеристику землям водного фонда.
Выявить особенности правового режима земель водного фонда.
Проанализировать право собственности и пользование водными объектами, а также землями, на которых они расположены.
Описать основные способы правовой охраны в отношении водных объектов и занимаемых ими земель.
Выявить меры юридической ответственности за нарушения земель водного фонда.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основные положения о землях водного фонда 5
1.1 Понятие и общая характеристика земель водного фонда 5
1.2. Пользование землями водного фонда 7
Глава 2. Характеристика правового режима земель водного фонда 16
2.1 Особенности правового режима земель водного фонда 16
2.2 Право собственности на водные объекты и занимаемые ими земли 19
Заключение 22
Список использованных источников 24

Вложенные файлы: 1 файл

земельное право.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

Правовой режим использования  водных объектов можно подразделить в зависимости от основного целевого назначения на следующие разновидности:7

1. Использование водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, которое является приоритетным и поэтому для данного водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные и подземное водные объекты. Питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение может быть централизованным и нецентрализованным.

2. Использование водных объектов для промышленности и энергетики, при котором водопользователи обязаны принимать меры по сокращению изъятия и потерь воды, предотвращению загрязнения, засорения и истощения водных объектов, а также обеспечивать сохранение температурного режима водных объектов.

3. Использование водных объектов для сельского и лесного хозяйства, в ходе которого водопользователи обязаны принимать меры по сокращению потерь и сбросов воды из мелиоративной сети, предотвращению попадания рыбы в мелиоративную сеть, осуществлять мероприятия по предупреждению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня.

4. Использование водных объектов для гидроэнергетики осуществляется с учетом интересов других водопользователей и соблюдением требований рационального использования и охраны водных объектов.

5. Использование водных объектов для рыбного хозяйства основывается на приоритете водных объектов или их участков, имеющих важное значение для сохранения, воспроизводства и добычи рыбных ресурсов. В этом случае использование водных объектов или их участков для иных целей, кроме питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, может быть ограничено.

6. Использование водных объектов для транспорта и лесосплава. Поверхностные водные объекты являются водными путями общего пользования. Лесосплав на водных объектах, используемых для судоходства, без судовой тяги запрещается.

7. Использование водных объектов для сброса сточных и дренажных вод может осуществляться в соответствии с требованиями законодательства.

8. Использование водных объектов для добычи полезных ископаемых, торфа, сапропеля, проведения буровых работ, строительства подземных сооружений осуществляется в соответствии с законодательством РФ о недрах.

9. Использование водных объектов для обеспечения пожарной безопасности. Забор воды для обеспечения пожарной безопасности допускается из любых водных объектов и производится без особого на то разрешения, бесплатно и в количестве, необходимом для ликвидации пожара. Запрещается использовать для иных целей воду из водных объектов, специально предназначенных для обеспечения пожарной безопасности. Перечисленные разновидности правового режима использования водных объектов водопользователи реализуют в соответствии с законом.

Содержание правоотношений по водопользованию имеет ярко выраженную направленность на охрану водных объектов. Так, водопользователям предоставлен сравнительно небольшой круг прав, а именно: 8

  1. использовать водные объекты только в соответствии с установленным целевым назначением;
  2. возводить постройки, сооружения и устройства, необходимые для нормальной эксплуатации водного объекта в соответствии с целевым назначением;
  3. получать в установленном порядке информацию о состоянии водных объектов, необходимую для осуществления их деятельности, и другие права, предусмотренные водным законодательством РФ.

С другой стороны на водопользователя возложен широкий круг обязанностей. Среди них можно назвать:

  1. рациональное использование водных объектов;
  2. недопущение нарушения прав других водопользователей;
  3. недопущение ухудшения качества поверхностных и подземных вод;
  4. информирование госорганов об аварийных ситуациях, влияющих на водные объекты;
  5. выполнение правил охраны жизни людей на водных объектах;
  6. своевременное внесение платежей, связанных с использованием водных объектов;
  7. соблюдение установленного режима использования водоохранных зон;
  8. осуществление иных мероприятий по охране водных объектов;
  9. выполнение других обязанностей, предусмотренных водным законодательством РФ.

Субъектами права пользования  землями водного фонда являются преимущественно юридические лица, обладающие уставной правоспособностью, для реализации которой необходимо природопользование9. Примером этого могут являться рыбохозяйственные организации, сельскохозяйственные формирования, мелиоративные предприятия и т.п. Вместе с тем закон не исключает возможности быть субъектами данного права и для физических лиц. Титул субъекта права пользования землями водного фонда выражается в двух формах:

- в виде установленной законом формы (лицензии либо договора на выполнение определенных функций по содержанию водоема и прибрежного земельного участка);

- в бездокументарной форме. Такое положение допустимо в отношении общего водопользования, если законом не установлено каких-либо запретов относительно применения его на данном конкретном водоеме. Так, гражданин вправе осуществлять любительский лов рыбы на водоеме, а значит, и пользоваться определенной частью земельного участка в этот период. Однако если он будет использовать водный объект для добычи сапропеля, то это уже явится случаем специального природопользования, для которого необходимо получение лицензии.

Если общее природопользование ограничено лишь рамками закона, то специальное природопользование дополнительно ограничено рамками устава землепользователя и пределами целевого назначения, предоставленного лицензией.

Объектом права пользования  в рассматриваемом правоотношении выступают фундаментальные элементы - земельный участок с расположенным на нем водоемом, поскольку без земельного участка не могло быть в природе и самого водоема, и водоем, правовой режим которого и обусловливает правовой статус земельного участка. Таким образом, получаете, что содержание права водопользования обусловливает содержание права землепользования.10

При специальном природопользовании объект правоотношений бывает многообразен. Например, если водопользователь приобретает право пользования водоемом для мелиоративного орошения полей, то в составе объекта оказываются и природные компоненты (земельный участок, растительность, охранная зона, смонтированное стационарное мелиоративное сооружение, здание для обслуживающего персонала и др.). В результате земельные правоотношения перемешиваются с водными отношениями; гражданско-правовыми, экологическими, трудовыми и др.

На содержание правоотношений по использованию земель водного фонда влияют как объект данного правоотношения, так и его субъекты, а также обстановка, в которой складываются данные правоотношения11.

Особенностями в предоставлении права пользования землями водного фонда являются следующие обстоятельства:12

1.при предоставлении водных объектов в пользование не предусмотрено землеустроительных действий по отводу этих объектов в натуре, поскольку предоставляемый водоем уже самоограничен в силу своего естественного существования в объективной реальности, а прибрежные полосы определены существующими нормативами;

2.водное законодательство не предусматривает изъятие неиспользованной землепользователем прибрежной полосы, если полученный им в пользование водоем используется в соответствии с целевым назначением;

3.водное законодательство в отличие от земельного не предусматривает для природопользователей обязанностей повышать биопотенциал используемого объекта. Так, если повышение плодородия почв используемых земель является неотъемлемой обязанностью землепользователя, то для водопользователя таковой обязанности не усматривается.

Вместе с тем как  в правовом режиме землепользования, так и в правовом  режиме водопользования законом не предусмотрены сроки давности по искам, и на природные объекты (кроме земли) не в полной мере распространяется гражданское законодательство, регулирующее имущественные отношения.

Глава 2. Характеристика правового  режима земель водного фонда

2.1 Особенности правового режима земель водного фонда

Сущности вод, которые являются важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом. Правовой режим земель водного фонда определяется интересами охраны и рационального использования вод.

При анализе правового  режима земель водного фонда одно из центральных мест занимает то обстоятельство, что земли юридически составляют единство с покрывающими их водами, и соответственно земельные отношения неразрывны с водными. В связи с этим фактом, одной из особенностей правового режима земель водного фонда является то, что он определяется как земельным, так и водным законодательством. Однако приоритетное место в системе этого законодательства занимает Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 года № 74-ФЗ.13

Правовой режим земель водного фонда имеет специфическую особенность, обусловленную их основным хозяйственным назначением. В связи с тем, что водоемы играют разнообразную роль в жизни человека и общества, использование их может быть урегулировано с точки зрения различных аспектов:

  • в качестве источника получения питьевой воды;
  • в качестве рыбохозяйственного водоема;
  • в качестве водоема для купания людей;
  • в качестве судоходного водоема;
  • в качестве средства лесосплава и т.п.

В силу этого на землях водного фонда может действовать  сводный правовой режим, предусмотренный различными нормативно-правовыми актами: положениями об охране рыбных запасов; уставами о внутреннем водном транспорте; законом об охране и использовании животного мира; законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и др.

Анализируя этот перечень нормативно-правовых актов, можно сделать вывод о том, что земли водного фонда имеют правовой режим, обусловленный правовым режимом расположенных на них водных объектов, а так же:

  • целевым назначением водоемов. Так, если водоем используется для получения вод питьевого назначения, то вокруг него устанавливаются соответствующие округа санитарной охраны; если он используется в качестве рыбохозяйственного, то на прибрежных полосах его действует правовой режим охраны рыбных запасов, ограничения хозяйственной деятельности, оказывающей отрицательное влияние на состояние рыбных запасов; если водоем решено использовать в качестве места для купания, то вводятся определенные ограничения на деятельность хозяйственных предприятий, сбрасывающих сточные воды в этот водоем, и т.п.;
  • экологической обстановкой, сложившейся в месте его нахождения. Так, если данная местность объявлена зоной экологического бедствия, то могут быть ограничены и даже прекращены все виды природопользования, в том числе использование данного водоема14;
  • правовым статусом субъектов землепользования. Так, забор воды сельскохозяйственным предприятием, использующим водный объект для питьевых нужд в порядке централизованного водоснабжения, производится в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами водозаборных сооружений и лицензиями на водопользование.

Перечисленные показатели присущи общему правовому режиму земель водного фонда. Однако наряду с общим действует специальный правовой режим, обусловленный особым целевым назначением конкретно выделенной в пользование земли водного фонда или конкретно выделенного водоема. Кроме того, специальный правовой режим земель водного фонда обусловлен естественным взаимодействием природных объектов, накладывающим отпечаток на правовое регулирование данной категории земель.15

В отличие от иных природных объектов водоемы далеко не всегда могут использоваться в локальном порядке. Некоторые водные объекты (особенно реки) могут располагаться в пределах нескольких субъектов РФ или даже нескольких государств. Однако реки, по общему правилу, представляют собой и физико-географическое, и хозяйственное единство. Использование водного объекта в одном месте (например, использование реки в ее верховье) может существенно отразиться на ее состоянии в целом. Поэтому в использовании водоемов традиционно сложился бассейновый принцип регулирования водных отношений. Например, структурными подразделениями Министерства природных ресурсов РФ являются бассейновые водохозяйственные управления и территориальные органы управления водным хозяйством.

На подзаконном уровне принят ряд нормативных актов, которые также определяют порядок использования земель водного фонда. К ним можно отнести постановления Правительства РФ «О ведении государственного водного кадастра РФ», утвержденные постановлениями Правительства РФ Положение «О водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах», Положение «О ведении государственного мониторинга водных объектов» и др.

2.2 Право собственности на водные объекты и занимаемые ими земли

Неотъемлемой составляющей при определении правового режима земель водного фонда является определения  собственника того или иного водного  объекта, а, следовательно, и земли, связанной с ним. В прямой зависимости от того, кому принадлежит водный объект, находятся рамки правового режима земель водного объекта.

Статья 8 Водного кодекса  РФ устанавливает правило, согласно которому все водные объекты, а также обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), не находящиеся в муниципальной собственности, в собственности граждан и юридических лиц, являются государственной собственностью. Причем государственная собственность на водные объекты делится на федеральную собственность и собственность субъектов РФ.

В федеральной собственности находятся:16

  1. поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территориях двух или более субъектов РФ;
  2. подземные водные объекты, расположенные на территориях двух или более субъектов РФ;
  3. водные объекты, располагающиеся на территориях нескольких субъектов либо одного, но этот объект необходим для обеспечения реализации государственных потребностей, отнесенных к полномочиям Российской Федерации;
  4. водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб; трансграничные водные объекты; внутренние морские воды; территориальное море РФ; иные водные объекты, являющиеся особо охраняемыми территориями федерального значения, территории курортов федерального значения и др.

Информация о работе Правовой режим земель водного фонда