Правовой механизм перевода и изменения категории земель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 22:25, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы регулирования земельных отношений в Российской Федерации не могут быть рассмотрены исключительно в рамках земельного права, так как одна из основных проблем земельного права относится к сфере правотворчества, которая регламентируется, прежде всего, нормами конституционного права.

Содержание

Введение 2
1.Земельный фонд и порядок его регулирования и учета 4
2.Виды и категории земель в РФ 8
3.Правовой механизм перевода и изменения категории земель 12
4.Заключение16
Список литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

2Правила учета земельного фонда и распределение земель по категориям в Российской Федерации.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 2

1.Земельный  фонд и порядок его регулирования и учета 4

2.Виды и категории  земель в РФ 8

3.Правовой механизм  перевода и изменения категории  земель 12

4.Заключение16

Список литературы 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      Проблемы  регулирования земельных отношений  в Российской Федерации не могут  быть рассмотрены исключительно  в рамках земельного права, так как  одна из основных проблем земельного права относится к сфере правотворчества, которая регламентируется, прежде всего, нормами конституционного права.

      Положения Конституции Российской  Федерации  в целом отражают  характеристику земли в единстве  выполняемых ею 3 основных функций:  природного объекта; природного  ресурса; объекта имущественных  отношений.

     Конституция  Российской Федерации (статья 72, пункты «в», «г», «д», «к») к совместному  ведению Российской Федерации и  ее субъектов относит земельное  законодательство, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничение государственной собственности на землю, природопользование, охрану окружающей среды.

     Для  эффективного управления земельными  ресурсами  необходимо иметь  актуальную информацию о количестве  земель, их структуре  и состоянии,  динамике происходящих изменений.  К сожалению, несмотря на обладание современными космическими технологиями и мощными предприятиями в сфере геодезии, картографии и землеустройства мы имеем весьма приближенное представление о наличии сельскохозяйственных угодий, их структуре, использовании, масштабах происходящих с ними изменений в количественном и качественном  исчислении поскольку  за последние 20 лет не проводилось  сколько-нибудь системных съемок и  изучений состояния земель.

     В  настоящее время мы пользуемся  информацией  о состоянии земель, полученной 30 и более лет назад, которая  значительно отличается от современного состояния сельскохозяйственных земель как в количественном так и в качественном отношении. Данные государственного учета сельскохозяйственных земель не соответствуют фактическому их количественному и качественному состоянию.

     Важное  значение имеют и вопросы, связанные  с категориями земель и порядком  перевода земель из одной категории  в другую.

 

      

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Земельный   фонд и порядок  его регулирования   и учета

 

 

    Основой системы государственного регулирования процессов управления земельным фондом выступают административно-правовые и экономические элементы (кадастровая стоимость земли, земельный налог, субсидии, компенсации, санкции, рентные платежи и т. д.), которые в совокупности создают систему, обеспечивающую рациональное использование земельного фонда и исполнение доходных статей бюджетов в Российской Федерации.

     В  своей основе элементы системы  государственного регулирования  процессов управления земельным фондом на региональном уровне являются общими, меняются лишь их параметры (уровень налоговых ставок и платежей, степень и методы регулирования) в зависимости от землеобеспеченности, результативности деятельности сельхозпредприятий, спроса на землю и ее предложения, цены земли, рентного и других факторов. Особенности этой системы зависят от структуры собственности на землю и степени многообразия субъектов земельных отношений, развитости рынка земли, привлекательности земли как экономического ресурса и т. д.

     Земельным  кодексом Российской Федерации  установлена  платность землепользования. Любое использование земли осуществляется  за плату, за исключением случаев,  установленных федеральными законами  и законами субъектов Российской  Федерации. Установлены и формы платы за использование земли - земельный налог и арендная плата. При этом земельный налог и арендная плата должны рассматриваться как основные источники наполнения доходных статей бюджетов в Российской Федерации.

     Согласно  действующему законодательству и сложившейся  практике, государственный учет земель в Российской Федерации осуществляется по категориям земель и угодьям.

     Целью  государственного учета земель  является получение систематизированных   сведений о количестве, качественном  состоянии и правовом положении  земель в границах территорий, необходимых для принятия управленческих решений, направленных на обеспечение рационального и эффективного использования земель.

     Категория  земель - это часть земельного  фонда, выделяемая по основному целевому назначению и имеющая определенный правовой режим. Отнесение земель к категориям осуществляется согласно действующему законодательству в соответствии с их целевым назначением и правовым режимом.

     Земельные  угодья - это земли, систематически  используемые или пригодные к  использованию для конкретных хозяйственных целей и отличающиеся по природно-историческим признакам. Учет земель по угодьям ведется в соответствии с их фактическим состоянием и использованием.

     Земельные  угодья делятся на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные угодья в  соответствии с действующими нормами  и правилами, принимаемыми на государственном и ведомственном уровнях.

     Кроме  традиционного учета земель по  категориям и угодьям, в настоящее  время, когда земля может находиться в различных формах собственности, идет процесс разграничения государственной собственности на землю, учет осуществляется по категориям и формам собственности.

     В  соответствии с действующим законодательством   земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и  иных формах собственности. На праве  частной собственности земля  принадлежит гражданам и юридическим  лицам. В государственной собственности находятся земли, не переданные в собственность граждан, юридических лиц, муниципальных образований. Государственная собственность состоит из земель, находящихся в собственности Российской Федерации, и земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации. Земли, принадлежащие на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, являются муниципальной собственностью.

     Государственная  статистическая отчетность, включающая  сведения о наличии и распределении   земель, формируется на основе  сведений государственного земельного кадастра о ранее учтенных земельных участках (землепользованиях), а также внесенных в Единый государственный реестр земель. В процессе статистических работ проводятся сбор, обработка и систематизация данных обо всех земельных участках, образующих в совокупности единый земельный фонд Российской Федерации. Актуализация баз данных государственного земельного кадастра проводится на основе обработки сведений, получаемых в ходе выполнения работ по инвентаризации и кадастровой оценке земель, государственного кадастрового учета земельных участков, государственного мониторинга земель, анализа землеустроительной документации, а также сведений о сделках с землей. Корректировка данных осуществляется также с учетом решений соответствующих органов исполнительной власти, принимаемых в целях упорядочения использования земель и приведения их правового статуса в соответствие с требованиями действующего законодательства, а также с учетом решений о прекращении прав на земельные участки, принятых судом.

     На  основе сведений государственного земельного кадастра составляются отчеты о земельном  фонде административных районов (городов); на региональном уровне путем свода этих данных формируется отчет о земельном фонде субъекта Российской Федерации. Роснедвижимость на основе отчетов, представленных территориальными органами по субъектам Российской Федерации, формирует отчет о наличии и распределении земель в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Виды  и категории земель  в РФ

       По целевому назначению земли   в Российской Федерации разделены  на следующие категории (п. 1 ст. 7 ЗК РФ):4

     1) земли сельскохозяйственного назначения;

     2) земли населенных пунктов;

     3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,  информатики,  земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

     4) земли особо охраняемых территорий  и объектов;

     5) земли лесного фонда;

     6) земли водного фонда;

     7) земли запаса.

     Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

     Земельный  кодекс в ст. 77 определяет земли  сельскохозяйственного  назначения  как земли за чертой поселений,  предоставленные для нужд сельского  хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Таким образом, основным критерием отнесения земель к категории сельскохозяйственных является их назначение — использование для ведения сельскохозяйственного производства, под которым в данном случае понимается как ведение товарного сельского хозяйства, так и выращивание растениеводческой и животноводческой продукции населением для собственного потребления в личных подсобных хозяйствах, на садовых и огородных участках. Остальные направления использования сельскохозяйственных земель: разведение защитной древесно-кус-тарниковой растительности, строительство помещений для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, организация опытных участков для проведения сортоиспытания сельскохозяйственных культур и другие — непосредственно связаны с указанной основной целью.

     Любой  вид разрешенного использования   из предусмотренных зонированием  территорий видов выбирается  самостоятельно, без  дополнительных  разрешений и процедур согласования.

     Виды  разрешенного использования земельных  участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере земельных отношений.

       В местах традиционного проживания  и хозяйственной деятельности  коренных малочисленных народов   Российской Федерации и этнических  общностей в случаях, предусмотренных   федеральными законами, законами  и иными нормативными правовыми  актами субъектов Российской  Федерации, нормативными правовыми  актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый  правовой режим использования  земель указанных категорий.

     Сведения  о наличии земель государственной   и муниципальной собственности  и разграничении их на собственность  Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальную собственность приведены в таблице:(тыс.  га)

 

Более 90 % площади  земель, представляющих собой собственность Российской Федерации, составили земельные участки, относящиеся к категории земель лесного фонда. Из них находилось на территориях: Эвенкийского автономного округа - более 34 % (74,7 млн. га), Ямало-Ненецкого автономного округа - более 14 % (31,5 млн. га), Республики Коми - более 15 % (33,4 млн. га), в Амурской области - около 12 % (24,3 млн. га) и Свердловской области - более 6 % (13,4 млн. га). Несмотря на то, что наибольшая доля разграниченных земель пришлась на категорию земель лесного фонда, площадь земельных участков в лесном фонде, на которые право собственности в целом по России зарегистрировано, составила лишь 19,8 % от общей площади категории.

     Кроме  земельных участков, относящихся  к категории земель лесного фонда, Российская Федерация имеет в собственности земельные участки, относящиеся к категории земель особо охраняемых территорий и объектов, общая площадь которых составила 12,5 млн. га, или 5,2 % от общей площади федеральных земель. Заняты они в основном государственными природными заповедниками федерального значения, из них самые значительные по площади расположены на территории Таймырского автономного округа - «Таймырский» (1781,5 тыс. га), Республики Саха (Якутия) - «Усть-Ленский» (1433,0 тыс. га), Камчатской области - «Кроноцкий» (без морской акватории 1007,1 тыс. га), Магаданской области - «Магаданский» (883,8 тыс. га), Ямало-Ненецкого автономного округа - «Гыданский» (878,2 тыс. га), Ханты-Мансийского автономного округа - Югра - «Югамский» (648,6 тыс. га) и Иркутской области - «Байкало-Ленский» (613,5 тыс. га).

     Распределение  земель, на которые право собственности   зарегистрировано Российской Федерацией: земли лесного фонда - 218669,3 тыс.  га (90,5 %), земли особо охраняемых территорий и объектов - 12516,3 тыс. га (5,2 %), земли промышленности и земли иного специального назначения - 8208,5 тыс. га (3,4 %), земли сельскохозяйственного назначения - 1760,2 тыс. га (0,7 %), земли поселений - 363,4 тыс. га (0,2 %), земли водного фонда - 59,5 тыс. га (0,02 %) и земли запаса - 0 процентов.6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Правовой  механизм перевода и изменения  категории земель

     Согласно  ст.8 Земельного кодекса РФ, перевод  земель из одной категории  в другую осуществляется в отношении:

     1) земель, находящихся в федеральной   собственности, - Правительством Российской  Федерации; 

     2) земель, находящихся в собственности   субъектов Российской Федерации,  и земель сельскохозяйственного   назначения, находящихся в муниципальной  собственности, - органами исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации;

Информация о работе Правовой механизм перевода и изменения категории земель