Правовое регулирование договорных отношений в сельском хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Договор является основной формой разнообразных экономических связей всех сельскохозяйственных, как впрочем, и любых иных коммерческих организаций.
Договоры охватывают все стадии сельскохозяйственного производства, они необходимы при реализации сельскохозяйственной продукции, опосредуют все снабжение и обслуживание сельского хозяйства, без них невозможно правильно оформить земельные отношения, организовать внутрихозяйственное управление и труд.1
В настоящее время договор занял центральное место среди правовых средств, необходимых для нормальной деятельности каждой сельскохозяйственной коммерческой организации, что является безусловным требованием при участии любой коммерческой организации в рыночных отношениях.

Содержание

1. Общая характеристика договорных отношений в сельском хозяйстве. 3-4

2. Законодательство, регулирующее договорные отношения сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий). 4-7

3. Договоры в сфере реализации сельскохозяйственной продукции.
7- 23

4. Договоры в сфере материально-технического обеспечения, производственно-технического, научно-технического и информационного обслуживания сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий). 23-26

5. Задача 27-29

Вложенные файлы: 1 файл

Аграрное контрольная.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

Следует иметь в виду, что Положение  о порядке заключения и исполнения договоров по производственно-техническому обслуживанию колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий и организаций и типовые договоры по названным видам работ как нормативные акты прямого действия предполагают участие в выполнении таких работ в качестве подрядчика районные звенья агросервиса, образованные в конце 80-х годов из предприятий Сельхозтехники. Если же выполнение указанных работ по производственно-техническому обслуживанию сельскохозяйственных коммерческих организаций брали на себя иные предприятия (кооперативы, арендные коллективы, частные предприятия и т.д.), то при заключении таких договоров стороны свободны в выборе условий соглашения и обязаны руководствоваться лишь общими нормами гражданского законодательства о договорах подряда и о правовом положении участников хозяйственного оборота. Вместе с тем они могут использовать как модель соглашения положения и типовые договоры, имея в виду, что в случаях, когда стороны договора не относятся к числу прямо упомянутых в этих нормативных актах, последние имеют для них значение рекомендательных норм.

По законодательству производственно-техническое  обслуживание сельскохозяйственных коммерческих организаций ремонтно-техническими предприятиями опосредовалось одним  договором несмотря на разнообразный характер действий. Таким договором является договор на производственно-техническое обслуживание, в рамках которого объединены четыре группы отношений: 1) по собственно производственно-техническому обслуживанию; 2) осуществлению строительно-монтажных и пусконаладочных работ; 3) перевозкам; 4) подготовке кадров.

Из названных отношений определенная самостоятельность и известное  единство характерны лишь для первой группы, несмотря на многочисленность и разнообразие составляющих ее действий – ремонт, механизированные работы, техническое обслуживание машин и оборудования. Эти действия, не смотря на их разнохарактерность, могут быть квалифицированы в определенной мере как однородные. Вторая, третья и четвертая группы существенно отличаются друг от друга и от первой группы отношений. Поэтому лишь отношения по собственно производственно-техническому обслуживанию (первая группа) – ремонт тракторов, комбайнов, автомобилей, других машин и механизмов, техническое обслуживание Машинно-тракторного парка, оборудования животноводческих ферм и нефтехозяйств, специализированные механизированные работы регулировались Положением о порядке заключения и исполнения договоров по производственно техническому обслуживанию колхозов, совхозов и других предприятий и организаций Госагропрома СССР районными ремонтно-техническими предприятиями и Типовым договором на выполнение указанных работ.

Договор на агрохимическое обслуживание заключается предприятиями по агрохимическому  обслуживанию с сельскохозяйственными  организациями. Возникающие здесь отношения регулируются на основе Положения о порядке заключения и исполнения договоров на агрохимическое обслуживание колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий и организаций районными (межрайонными) производственными объединениями по агрохимическому обслуживанию сельского хозяйства предприятиями и организациями системы Союзсельхозхимия и Типовым договором.

Основным документом, определяющим права и обязанности сторон, является договор на агрохимическое обслуживание. Каждая из сторон при заключении договора и его исполнении должна соблюдать хозрасчетные интересы другой стороны, принимать меры к предотвращению или уменьшению ущерба, который может возникнуть в связи с неисполнением обязательств, и своевременно информировать другую сторону об этих мерах, а также оказывать ей содействие в исполнении обязательств.

На основе договора предприятие  по агрохимическому обслуживанию выполняет  такие работы, как известкование  и гипсование почв, мелиоративная  вспашка солонцов, приготовление компостов, внесение в почву органических и минеральных удобрений, борьба с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, обслуживание сельскохозяйственной авиации, обработка семян и кормов химическими препаратами, комплексное агрохимическое окультуривание мелкопродуктивных и паровых полей, разработка и предоставление проектно-сметной документации, культуртехнические, землеройные и другие агрохимические работы.

Договор на ремонт и техническое  обслуживание внутрихозяйственных  мелиоративных сетей заключается согласно Типовому договору предприятиями и организациями системы мелиорации и водного хозяйства с сельскохозяйственными коммерческими организациями. Предметом договора являются содержание в исправном состоянии внутрихозяйственной сети и сооружений на ней, обеспечение оптимального режима почв и выполнение на этой основе программы по производству продукции растениеводства на определенной договором площади орошаемых (осушенных) земель.

К обязанностям водохозяйственной  ремонтно-эксплуатационной организации относится: выполнение всего комплекса работ, предусмотренных договором, в сроки, установленные в проектно-сметной документации и графике; извещение-заказ о предъявлении к сдаче выполненных работ не позднее чем в однодневный срок со дня окончания их окончания; принятие срочных мер по ликвидации возникших аварий на открытой и закрытой мелиоративной сети и сооружениях, на стационарных насосных станциях и скважинах вертикального дренажа; составление необходимой проектно-сметной документации по заявкам заказчика.

По договору на полив сельскохозяйственных культур исполнитель – соответствующее  водохозяйственное предприятие  – обязуется поддерживать на обслуживаемых  землях сельскохозяйственных коммерческих организаций оптимальную для  сельскохозяйственных культур влажность почвы на определенной договором площади орошаемых земель и выполнять работы в соответствии с утвержденным на основе плана водопользования планом-графиком поливов, заказчик (соответствующая сельскохозяйственная организация) и исполнитель на указанной основе обязуются совместными усилиями обеспечить выполнение программы производства продукции растениеводства, прилагаемой к договору в качестве его неотъемлемой части.

Основными обязанностями исполнителя  являются: выполнение работ по плану  полива сельскохозяйственных культур; обеспечение технической эксплуатации внутрихозяйственной оросительной сети; извещение заказчика не позднее чем за два дня до начала работ о необходимости подготовки участков для полива и др.

Договор на высокоэффективное использование мелиоративных земель имеет ряд особенностей по сравнению с другими договорами на производственно-техническое обслуживание сельскохозяйственных коммерческих организаций. Во-первых, он заключается после рассмотренных выше договоров. Во-вторых, для данного договора характерна многосубъектность на стороне исполнителя. Так, если в иных договорах на производственно-техническое обслуживание на стороне исполнителя выступает один субъект – соответствующее обслуживающее предприятие (ремонтно-техническое, агрохимическое, мелиоративное и т.д.), то в данном договоре несколько. В-третьих, весьма своеобразна здесь и ответственность сторон. Так, ответственность обслуживающих предприятий за просрочку, низкое качество и неполное выполнение соответствующих работ установлена в этом договоре не в виде неустойки, как это имеет место в других договорах, а в виде возмещения хозяйству стоимости недополученной сельскохозяйственной продукции, исчисленной по государственным закупочным ценам. Однако данный договор не получил сколько-нибудь широкого применения. Сложна и ответственность сторон по этому договору.

Как видно, правовое регулирование  отношений по производственно-техническому обслуживанию сельскохозяйственных коммерческих организаций осуществлялось в основном ведомственными нормативными актами, принятыми к тому же давно упраздненными органами. Поэтому правовая база регулирования данной сферы отношений нуждается в существенном улучшении и обновлении. Основу правого регулирования этих отношений составляют норы, содержащиеся в новом ГК РФ, в первую очередь посвященные договору подряда. Однако было бы едва ли правильным ограничиться только этими норами, носящими к тому же самый общий характер и не учитывающими специфики производственно-технического обслуживания сельскохозяйственных коммерческих организаций. Не учитывать уже накопленный опыт правового регулирования производственно-технического обслуживания сели и напрочь отказываться от уже наработанных практикой видов договоров в этой сфере было бы не правильным. В этой связи представляется необходимым, чтобы Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ как ведущий федеральный орган исполнительной власти в данной области разработало бы на основе нормативных положений ГК РФ соответствующие положения о порядке заключения и исполнения этих договоров, используя и имеющийся опыт правого регулирования этих отношений.

Задача.

 

Данный договор является консенсуальным договором, т.е. договором на поставку продукции, которая еще не выращена, т.е. это договор на будущее. Это  двусторонний, взаимообязывающий договор.

Данный договор заключается  между сторонами до начала посевного  периода. Обязательным условием заключения данного договора является сроки  исполнения договора и объем поставляемой продукции. При этом в договоре обязательно  должны быть оговорены требования, предъявляемые в данной продукции. Условия данного договора могут быть изменены. Изменения вносятся в договор по обоюдному согласию сторон и путем вынесения соответствующего акта о внесении изменений в договор контрактации.

Сторонами данного договора являются производитель сельскохозяйственной продукции и ее заготовитель. Производителем может быть юридическое лицо (коммерческая организация), выращивающее (производящее) сельскохозяйственную продукцию либо гражданин, занимающийся этим видом предпринимательской деятельности, в том числе глава крестьянского (фермерского) хозяйства. Заготовителем также является предприниматель (коммерческая организация или индивидуальный предприниматель), закупающий сельскохозяйственную продукцию для последующей продажи или последующей переработки.

В соответствии с ст. 3 ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»  от 02.12.1994 года, в РФ устанавливаются  два уровня формирования заказов  на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для:

- федеральных государственных  нужд (федеральный фонд);

- региональных государственных  нужд (региональные фонды).

Федеральный фонд создается для  удовлетворения потребностей в сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии районов Крайнего Севера и приравненный к ним местностей, экологически загрязненный территорий, сил обороны и государственной безопасности и приравненных к ним спецпотребителей независимо от их размещения, городов Москвы и Санкт – Петербурга, формирования государственных продовольственных резервов и оперативного резерва Правительства РФ, обеспечения экспортных поставок.

Перечень и объемы закупок и  поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в федеральный  фонд определяются Правительством РФ и формируются на договорной основе преимущественно в зонах товарного производства на территории РФ, а при отсутствии или недостатке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на территории РФ - за ее пределами.

 

Региональные фонды создаются для удовлетворения потребностей субъектов РФ в сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии. Перечень и объемы закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в региональный фонд определяются соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ и формируются на основе договоров с товаропроизводителями (поставщиками), включая личные подсобные хозяйства, как на собственной территории субъекта РФ, так и за ее пределами.

Порядок размещения государственных заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия определяется Федеральной продовольственной корпорацией на конкурсной основе между хозяйствующими субъектами, имеющими лицензию на осуществление деятельности в сфере закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

В соответствии со ст. 538 ГК РФ производитель  сельскохозяйственной продукции, не исполнивший  обязательство или ненадлежащим образом исполнивший обязательство, несет ответственность при наличии его вины.

Согласно ст. 8 ФЗ № 53-ФЗ от 02.12.1994 года, сторона, не исполнившая или исполнившая  ненадлежащим образом обязательства, предусмотренные договором, возмещает  другой стороне причиненные в  результате этого убытки и уплачивает неустойку (штраф, пеню) в порядке, определенном ФЗ и самим договором.

Товаропроизводитель (поставщик), не исполнивший или исполнивший  ненадлежащим образом обязательства, содержащиеся в договоре, может быть лишен полностью или частично права на получение льгот, установленных в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 7 ФЗ.

Уплата неустойки и возмещение убытков в случае неисполнения или  ненадлежащего исполнения обязательства  не освобождают виновную сторону  от исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено договором.

В случае неисполнения обязательств договора по объему закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья  и продовольствия для государственных  нужд в установленный срок виновная сторона уплачивает другой стороне  неустойку (штраф) в размере 50% от стоимости недопоставленной или непринятой продукции. Кроме уплаты неустойки (штрафа) товаропроизводители (поставщики) или потребители (покупатели) возмещают также причиненные по их вине убытки в части, непокрытой неустойкой. Законодательство о закупках и поставках предусматривает специальные случаи освобождения хозяйств от ответственности за нарушение условий договора: вследствие непредвиденных обстоятельств, возникших после заключения договора между поставщиком (товаропроизводителем) и потребителем (покупателем) в результате событий чрезвычайного характера. К таким событиям, которые не могли предвидеть и предотвратить стороны, относятся засуха, наводнение, градобитие, другие форс-мажорные обстоятельства (п. 6 ст. 7 ФЗ от 02.12.1994 года «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»). Доказательствами, подтверждающими невозможность исполнения договорных обязательств сельскохозяйственными коммерческими организациями (предприятиями) являются документы, в которых отражен результат проведенной правоприменительными органами, доказывающий, что в результате произошедших форс-мажорных обстоятельств не возможно выполнение договора, как в части, так и полностью.

Информация о работе Правовое регулирование договорных отношений в сельском хозяйстве